На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90119


Наименование:


Реферат Анализ состояния современной молодежной субкультуры

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 01.07.2015. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Молодежные субкультуры
Улица как сфера повседневной жизненной активности подростков и молодежи является средоточием большого количества социальных проблем. Выключенность из зоны социального контроля «взрослых» в совокупности с типичной для данного возраста склонностью к экстремальному поведению часто приводят к возникновению девиантных форм поведения: криминальной и экстремальной деятельности, пьянства, наркомании и т.д. В то же время не будет преувеличением сказать, что улица является для своих «детей» социализирующим институтом - она служит местом, где происходит взросление, вырабатываются навыки поведения, общения, лидерства, умения работать в команде, конструируется образ взрослого и т.д.
Когда мы говорим о влиянии на подростка или молодого человека уличной среды, то имеем в виду, прежде всего, некую значимую для него группу сверстников, идентифицирующуюся как «свои» и организованную по территориальному или идеоцентрическому принципу.
Субкультура - это культура некой общности людей, объединенных общими ценностями, мировоззрением, интересами, особенностями жизнедеятельности. Также субкультурой иногда называют саму общность. Субкультура не обязательно противоречит общепринятым культурным ценностям.
А. Коэн пишет, что «субкультура - это культура в культуре, имеющая строго определенные контуры. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, предрассудки и предубеждения, жаргон и манеру поведения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами. К этой множественной системе субкультур относится и молодежная культура»
Контркультура — это специфическая субкультура, которая направлена против отдельных ценностей традиционной культуры. Первоначально многие субкультуры возникали как форма протеста. В западных странах контркультуры возникали как движение против войны во Вьетнаме (в США), и вообще против ценностей буржуазного мира - карьеры, семьи, церкви. В Советском Союзе известна контркультура хиппи, называемая «системой», возникшая как оппозиция существующему строю и официальному молодежному движению ВЛКСМ в частности. «Субкультурные формы, пусть в измененном виде, продолжают существовать в современном мире, а контркультурные молодежные движения так и остались в мятежных 60-х, но оплодотворили новые течения культуры и искусства ХХ и XXI веков, новые типы интеллектуального андеграунда как на Западе, так и у нас в стране.
Под «культурой» как целостной системой по традиции понимают этнические или национальные (в последнем случае понимая под «национальной» культуру той или иной страны). Отличие субкультур видят в том, что они неспособны к полностью автономному самовоспроизводству, используют коды своей культуры, из которого заимствуют символы, несколько их трансформируя или перекодируя. Каждая из субкультур определяет себя прежде всего по отношению к Культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т. п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности либо черпая в ней обоснования этих норм.
Такое понимание субкультуры стало возможным в рамках парадигмы множественности культур (а не противопоставления единой «культуры» некультурному окружению). Проявлением ее становится взгляд на общество как мультикультурное образование, признания того, что в его рамках сосуществуют разные культурные среды — нормативные и знаковые комплексы (социальные «языки» или, точнее, «диалекты»). Для описания такого разнообразия кроме термина «субкультуры» существуют и другие. Широкую популярность завоевала, например, концепция «жизненных стилей», которая акцентирует прежде всего особенности стратегий потребления, характерные для тех или иных общественных групп. Обнаруживается связь этих стратегий с мировоззрением и идеологическими факторами, подчеркивается символическая природа потребления и в целом образа жизни.
«Молодежь» — это одно их тех понятий, которое употребляется на разных уровнях, в разных контекстах и относится к так называемым общеупотребительным понятиям. Молодежь — это не только социологический жаргон, это слово, которое понятно каждому. Согласно словарю, молодежь — это состояние молодости, то есть, как это часто происходит, определение дается само через себя.
В литературе встречаются противоречивые утверждения: «молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». Схожую точку зрения отстаивает Л. Ш. Михайлова: «Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений».
Противоположная точка зрения по этому вопросу: существование «молодежной субкультуры» как отдельного культурного феномена сегодня невозможно. Молодежная субкультура, присущая целому поколению россиян в реальности не существует. Поколение 16 - 30-летних (как правило, понятие «молодежь» употребляется в отношении этой категории) отличается высокой степенью дифференциации различных параметров. Скорее, можно говорить о субкультурном плюрализме, присущем современной молодежи, столь сильно различающейся по социальному статусу, образу жизни, нормам и ценностям.

Можно выявить основные черты, присущие «молодежи»:
1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.
2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.
3. Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.
4. В последнее время этот переход осложнен новыми условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов.
«Из этих принципов прямо вытекает идеология, обосновывающая необходимость и «естественность» взрослого превосходства и доминирования, что на практике приводит к открытой и скрытой дискриминации по признаку возраста. Надо признать, что дискриминационные идеи «вросли» в теоретические конструкты так глубоко, что кажется невозможным писать и думать о молодежи без использования слов «подростки», «переходный возраст», «пубертатный период», «молодежная транзиция», «молодежная проблема». Пора если не расстаться с этими стереотипами, то попытаться критически их переосмыслить» – пишет В. А. Луков.
Сбор эмпирической информации является одним из важнейших этапов изучения молодежной субкультуры. Прикладные социологические исследования являются тем базисом, на котором строятся теоретические положения различных концепций.
Необходимость постоянного проведения такого рода исследований обусловлена также самим феноменом субкультуры, его изменчивостью, зависимостью от конкретного места и времени, высокой степени субъективности оценок субкультуры как таковой, большим количеством социальных стереотипов, которыми обрастает любая молодежная общность, в особенности та, которая проявляет себя девиантным для данного социума способом. Необходимо отметить, что культура и субкультуры изучались (и изучаются) помимо социологии рядом других гуманитарных наук, таких как социальная антропология, социолингвистика, социальная психология, культурология. В последние годы особенностями существования субкультур заинтересовались представители таких направлений, как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социальная работа и т.п. Девиантные субкультуры изучаются криминологами. Несмотря на специфичность перечисленных направлений и различные методы изучения и анализа субкультур, большая часть крупных и долговременных исследовательских проектов реализуется на базе комплексного междисциплинарного подхода.
Антропология, социальная психология, лингвистика - методические наработки этих наук активно используются социологами, изучающими молодежные субкультуры.
При изучении молодежных субкультур мы используем исследовательские стратегии, объединяющие целые группы различных методов. Выбор метода исследования начинается с определения исследовательской методологии. Научная методология, которая является базой прикладных методов, разделяется на два вида - это количественная и качественная методология.
С помощью первой группы методов нами изучаются ко-личественные аспекты социальной жизни. Методология строится на статистических методах отбора единиц наблюдения и анализа информации. Принципы отбора и анализа разрабатывались в рамках математической статистики...

Молодежные субкультуры – относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. Переход к постиндустриализму сопровождался резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией.
Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
• От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования она значительно выше;
• От возраста. Пик активность - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
• От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.
Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.
Членство в субкультуре связано с членством в классовой культуре, причем субкультура может быть, как продолжением, так и оппозицией классовой культуре. Субкультура может иметь смешанные ценности, связанные как с доминантными ценностями, так и со стилями, обнаруживаемыми в сделанной индустрией молодежных развлечений культуре. В таком случае субкультуры оказываются выражениями доминирующей системы ценностей, а не отклонениями или оппозицией по отношению к ней. Таким образом, субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.
Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.

Виды неформальных молодежных объединений:
1. Анархи?зм — политическая теория, цель которой — установление анархии (греч. ??????? — безвластие), другими словами — создание общества, в котором индивиды свободно сотрудничают как равные. Как таковой, анархизм противостоит любым формам иерархического контроля и доминирования.
2. Ба?йкеры (англ. biker, от bike < motorbike < motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространённый стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер. Ещё одним немаловажным проявлением байкерской субкультуры являются многочисленные байкслеты, мотошоу и другие мероприятия связанные с мотоциклами.
3. Го?пник (гоп, гопота) — представитель позднесоветской субкультуры, образованной в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близки к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции («ментам») и законопослушным гражданам («лохам») в частности. Гопниками, как правило, становятся дети из неблагополучных семей.
4. Го?ты — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.
5. Металли?сты или метали?сты — это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжелой музыке и симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы).
6. Панк, Панки, Панк-рокеры (от англ. punk — отбросы) — субкультура, возникшая в середине 1970-х годов, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истэблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда.
7. Хип-хо?п (англ. Hip-hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейкданс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.
8. Футбольные фанаты - это субкультура, объединяющая молодых людей, активно болеющих за «свою» команду. Принадлежность к этой субкультуре включает в себя под-держку любимой команды на матче (а вне игры фанаты изу-чают всю информацию, объединяются в фан-клубы, следят за жизнью «своих» игроков), стиль одежды, особенности миро-воззрения. Фанаты отличают себя от других активных почитателей футбола, которых они называют «кузьмичи» или «животы» - тех, кто активно болеет на стадионе, может даже поехать в другую страну посмотреть игру, но не относится к субкультуре.
9. Геймер — (англ. gamer, игрок), А.) человек, увлекающийся компьютерными играми наряду с прочими общечеловеческими развлечениями не в ущерб возложенным на него социальным функциям. Б.) Человек, испытывающий нездоровую патологическую тягу к компьютерным играм, повлекшую за собой некоторое смещение восприятия реальности, но не переходящую в ранг психической ненормальности.
10. Скинхе?ды, разг. скины? (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — название представителей молодёжной субкультуры. Изначально термин «скинхеды» употреблялся применительно к субкультуре панков, далеких от идеологии нацизма. Сейчас основа идеологии скинхедов - национализм и расизм. Ценности - «расовая и национальная чистота», «русский порядок» и т.п. Реализация этих целей - разнообразные акции (от агитационных листовок до физического истребления «нерусских», а также других групп, презираемых скинхедами - например, эмо или скейтбордистов).
11. Антифа (от Антифашизм) - это современное моло-дежное движение, ставящее целью борьбу с фашизмом. Термин «антифашистское движение» имеет долгую историю. Еще со времен Муссолини в Италии начинает распростра-няться движение борцов против фашистской диктатуры. Современная субкультура «антифа» возникает как протест, с одной стороны, против действий нацистских объединений, в частности, тех, кто сегодня именует себя скинхедами, а с другой стороны, против бездействия властей. Особенностью этого движения, отличающего его от ряда других молодежных субкультур, также оппозиционных фашизму, является активное сопротивление - включая уничтожения символики, предметов поклонения, а также избиения профашистски ориентированной молодежи.
12. Граффити (итал. grafitti, от греч. ??????? писать) — надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда — форма фольклора. Считается одним из видов самовыражения молодежи. Самоназвание авторов граффити — райтеры (англ. writers). В Россию граффити попало в конце 1980-х годов, но лишь спустя более 10 лет получило признание и известность. Надписи в самых разнообразных стилях появились на стенах российских городов. Граффити в России перестало быть забавой немногих.
13. Straight edge (англ. путь напрямик, сокращённо sXe) — более философское ответвление панк-культуры, движение, характернейшими чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Straight edge — субкультура, не предполагающая саморекламу или навязывание sXe-образа жизни окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе и т. п.
14. Рейверы — молодёжная субкультура постоянных участников рейвов — вечеринок электронной танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании.


Относительно особенностей современных субкультур у исследователей нет единого мнения.
Луков В. А. в статье «Молодежные субкультуры современной России» выделяет следующие особенности современных субкультур молодежи:
- воспроизводство некоторых черт советского общества;
- воздействие криминализации общества;
- влияние западной культурной экспансии;
- тяга к преодолению рутины повседневности.
Известный исследователь молодежных субкультур, представитель центра «Регион» Елена Омельченко так оценивает тенденции молодежной субкультуры: «Самые важные изменения в молодежной среде, включая и молодежные «протесты», связаны, на мой взгляд, не с политической, а с культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование. Одно из последних исследований ульяновского Научно-исследовательского центра «Регион» показало, что «политически активной молодежи «не стало больше»: доля желающих включиться в политические процессы, как и везде, не превышает 3%, а вот в культурных акциях готовы участвовать более половины молодых людей (разных страт, возраста, уровня образования и материального достатка). Политические движения и партии остаются для них малопривлекательными, «чистое» волонтерство практически исключается, участие в публичных выступлениях оправдывается прежде всего материальными, а не идеологическими соображениями. В этом следует видеть не падение нравственности молодежи, а естественную реакцию на коммерциализацию всех звеньев политической сферы и, как следствие, недоверчивое отношение к участию в официальной политике, во всяком случае - по идейным соображениям (как говорили раньше, «по зову сердца»). Этот момент очень важен для понимания современного контекста понятий «молодежь» и «молодежная культура».

Заключение

Анализируя состояние современной молодежной субкультуры, можно сделать вывод о том, что причины ее возникновения в основном связываются с кризисом социализации в «обществе потребления», с кризисом воспроизводства социальных качеств человека и способности культуры к воспроизводству себя как исторически определенной целостности, с кризисом ценностного создания, а также неспособности современной техногенной цивилизации и массовой культуры удовлетворять все потребности подрастающего и постоянно эволюционирующего поколения.
Главными «объектами отрицания» современной молодежной субкультуры являются массовая культура и технократический способ мышления как мировоззренческая основа бытия молодого человека. А основной целью является попытка преодолеть навязывание современной технократической культуры, поставившей человеческую личность и «среду обитания» на грань кризиса.
Современная стадия развития молодежной субкультуры позволяет отнестись к ней не только как к альтернативе «официальной» культуры общества индустриального типа, но и как к одному из приемлемых путей выхода из информационного тупика и познания себя через познание других. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры являются основными философскими категориями моделирования культурно - досуговых программ.


Список литературы:
1. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России
2. Левикова С.И. Молодежные субкультуры и объединения
3. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры
4. Орлова Н.А. Молодежные субкультуры
5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.