Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исторические аспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы. Причины принятия Конституции России 1993 г., конституционные реформы 1988-1992 гг., их итоги и особенности. Формирование внутренне непротиворечивой национальной системы права.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
43
Современная гуманитарная академия
Задание на курсовую работу
по дисциплине Конституционное (государственное) право России
«Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроперспектива и перспективы»
Содержание

Введение

1. Исторические аспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы
1.1 Причины принятия Конституции России 1993 г
1.2 Горизонты изменения и этапы реформирования
2. Конституционные реформы России 1988-1992 гг. и их итоги
2.1 Предпосылки возникновения конституционных реформ в России
2.2 Основные позиции конституционной реформы 1991 г.
2.3 Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А. Этапы развития Конституций в России

Приложение Б. Структура Конституции РФ

Введение

Термин «конституция» преимущественно используется в юридическом значении. Конституция в юридическом смысле рассматривается как основной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободы человека и гражданина.
Конституция отличается от обычных законов, которые принимаются парламентом. Конституция устанавливает основы организации общества и государства, закрепляет фундаментальные права человека и гражданина; регулируя основополагающие общественные отношения, конституция призвана гарантировать стабильность общества, по возможности учитывать социальные интересы различных групп, устанавливать такое устройство государства и общества, которое признается большинством населения в качестве справедливого.
Любой юридический текст со временем устаревает, можно утверждать, что в каких-то разделах устарела и Конституция РФ 1993 года. Она, например, не содержит норм, позволяющих формировать в России правительство парламентского большинства. Например, как бы ни было сформировано правительство, оно должно будет уйти в отставку после выборов Президента РФ.
Но в существующей в России ситуации было бы, наверное, более правильно отрабатывать сначала политическую практику решения тех или иных проблем, а только потом оформлять их в виде законов. И лишь после этого вносить поправки в Конституцию РФ. Только от изменения текста Конституции РФ политическая практика не изменится. Если текст поменять неудачно - через несколько лет аналогичные проблемы его неполной адекватности политической практике возникнут снова.
В современной ситуации переход к парламентской республике в нашей стране, скорее приведет к периоду перестройки власти и затягивания с решением важнейших проблем общества и государства. Ослабление воздействия Президента РФ на политический процесс на первом этапе снизит эффективность государственного управления. Политические силы в настоящей ситуации являются лоббистами корпоративных интересов или интересов узких социальных групп элит, поэтому переход к парламентской республике скорее усложнит процесс согласования интересов в политике, чем упростит его.
Возможно, что в более отдаленной перспективе переход к парламентской республике будет иметь для страны позитивные последствия, но приоритетом являются, по-видимому, необходимость решения важнейших проблем страны, а не устройство взаимоотношений политических сил и элитных групп. Вполне возможно, что в нынешней ситуации переход к парламентской республике вообще сведется к решению технических проблем властвующих групп элиты.
Переход к парламентской форме правления вряд ли встретит какое-то сопротивление политических сил, потому что он - в интересах тех, кто сейчас имеет влияние во власти. А политические силы, имеющие другие интересы, во власти практически невлиятельны.
Каким образом должны быть распределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством в случае перехода России к модели парламентской республики - этот вопрос имеет смысл обсуждать тогда, когда появятся конкретные предложения по изменению Конституции РФ или политической практики. Поскольку такие изменения вряд ли будут решать какие-то стратегические проблемы, конкретные вопросы распределения полномочий будут определяться складывающейся в тот момент политической ситуацией, и будут подчинены этой ситуации. Следовательно, предварительные общие предложения на этот счет не будут иметь никакого политического значения.
Теоретико-методологическую основу данной проблемы составляют труды известных отечественных и зарубежных авторов, таких как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Т.Д. Зражевская, Е.А. Лукьянова, В.О. Лучин, М.А. Митюков, В.В. Невинский, Ю.А. Тихомиров, Г. Еллинек, Д. Эсмен.
После распада Советского Союза проблему соответствия конституций и уставов в субъектах Федерации с федеральной Конституцией осветили: В.В. Гошуляк, А.А. Жученко, Н.А. Михалева, С.А. Авакьян и др.
Цель курсовой работы - проанализировать этапы, исторические аспекты и перспективы конституционной реформы в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть предпосылки конституционных реформ;
· описать этапы и проблемы конституционной реформы в России;
· исследовать реформы 1991-1992 гг.
Объектом исследования являются Конституции России разных периодов.
Предмет исследования - причины принятия и реформирования российской Конституции 1993 г.
Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

1. Исторические аспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы

1.1 Причины принятия Конституции России 1993 г.

Современное российское законодательство является результатом длительного и сложного развития. Его принципиальные основы были заложены на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия, но качественное обновление было обусловлено принятием Конституции РФ 1993 г. Декабрьские события 1993 г. повлекли за собой глубокие изменения системы российского законодательства, проявившиеся в формировании новых видов источников законодательства. принципиальном обновлении содержания его норм, становление и развитие законодательства субъектов Федерации, появлении новых и преобразовании существующих отраслей законодательства [12, с.5].
До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом в соответствии с господствовавшими тогда концепциями. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей. Попытки трансформировать этот принцип в сбалансированный парламентаризм оказались безуспешными.
Закрепленная Конституцией необычная для демократического государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшими политическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических и экономических реформ [14, с.101].
Согласно Конституции Президент был наделен немалыми правами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенного парламента.
Такое понимание принципа разделения властей было не только политически неоправданным, поскольку страна встала на путь осуществления радикальных политических и экономических реформ, но и юридически несостоятельным. Президент обладал не меньшей легитимностью, чем обе части парламента, поскольку был демократически избран прямым голосованием из числа нескольких кандидатов. В таких случаях, как это признано мировой конституционной теорией и практикой, глава государства, опирающийся на мандат народа, не подлежит контролю со стороны парламента.
Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, чем в стране усилилась острая поляризация политических сил.
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическим силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12.06.1990 г. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправил многие недостатки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же форма правления.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.
С принятием 12.12.1993 г. новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.
Конституция в известной мере упорядочила политические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией.
Таким образом, к началу XXI в. в стране утвердился конституционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах Федерации развернули деятельность главы администраций и законодательные собрания. На основе Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партийная система, местное самоуправление.
В отличие от других стран, в России не были приняты законы о люстрации. Все это способствовало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ [14, с.114].
Хотя Государственная Дума в 1999 г. отвергла попытки внести частичные изменения в Конституцию РФ 1993 г. [1], в российском обществе созрело убеждение в необходимости ее реформы. Этот вопрос опять возникает в новой Думе, начавшей работу в 2000 г.
Известно, что Конституция 1993 г. была принята в спешке, в своеобразных условиях, которые сложились после вооруженного противостояния Парламента и Президента. В Конституционном совещании преобладали лица, включенные в его состав по должности или назначенные президентом, ее окончательный текст после совещания подвергся некоторой правке. Да и в 28 субъектах Федерации (из 89) она либо не получила большинства голосов на референдуме, либо не выносилась на голосование.
Правда, хотя последнее очень важно, неодобрение федеральной конституции на территории субъекта не означает, что она не действует на этой территории, если принята общегосударственным референдумом или установленным большинством субъектов.
Недостатки принятия и содержания Конституции РФ 1993 г. не умаляют ее выдающихся достоинств. Она закрепила переход от тоталитаризма к демократии, сыграла огромную роль в развитии нового российского общества, в становлении новой государственности и формировании личности. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан. «Изменение Конституции, - пишет В. Путин, - представляется неотложной и первоочередной задачей», хотя его оценка, что «мы имеем по-настоящему хорошую Конституцию», на мой взгляд, несколько преувеличена» [29, с.2].
Конституцию 1993 г. придется обновлять, а затем и заменять. Однако к реформе Конституции следует подходить очень осторожно, руководствуясь принципом: не навредить. В условиях современного российского общества при сложившейся расстановке политических сил это предполагает большую подготовительную работу и выделение определенных этапов реформирования.
Это необходимо не только в связи с социально-политическими факторами, но и по юридическим причинам.
В Конституции России содержатся три «неприкосновенные» главы (I, II, IX). Любые их изменения по строгому смыслу Конституции невозможны без созыва Конституционного собрания. Эти положения необычны.
В зарубежных конституциях содержатся предметные запреты (например, во Франции нельзя изменять республиканскую форму правления, в Бразилии - демократические принципы избирательной системы), но не бывает запрещений «по объему», касающихся третьей части глав Конституции. А поскольку изменять Конституцию надо, и поскольку перспективы принятия закона о Конституционном собрании туманны, встает вопрос: что можно сделать до этого?
1.2 Горизонты изменений и этапы реформирования

В последнее время проводится много симпозиумов и круглых столов, в том числе в государственных учреждениях высокого уровня и с участием очень известных политических деятелей, где затрагиваются вопросы реформы Конституции. Однако выступления, в том числе в печати, в основном сводятся к переделу власти, к изменениям взаимоотношений Президента, Парламента и Правительства. При всей важности они имеют все-таки частный характер в общей модели новой Конституции.
Между тем, приступая к решению отдельных вопросов, важно определить общую концепцию, «каркас», основные параметры общества, государства, положения коллективов, личности, которые будут присущи России в третьем тысячелетии.
Любые содержательные (не редакционные) изменения Конституции эффективны, если они осуществляются в рамках заранее продуманной и обоснованной концепции, если известны границы, которыми следует руководствоваться даже при частичных поправках.
Изучая новые конституции стран мира (Испании 1978 г., Бразилии 1988 г., Казахстана 1995 г., Польши 1997 г., Албании 1998 г., Финляндии и Швейцарии 1999 г.), можно отметить элементы нового, которые, видимо, будут присущи третьему тысячелетию, хотя некоторые другие еще неясны, а третьи - спорны. Тем не менее, выявляя тенденции мирового конституционного развития, исследуя современные способы конституционного регулирования некоторых важнейших общественных отношений, можно заключить, что Конституция России 1993 г. по ряду вопросов не соответствует международным стандартам.
Вряд ли можно сразу внести все необходимые изменения и тем более принять новую Конституцию. Однако, во-первых, уже сейчас есть правовые основания для изменения большинства глав Конституции РФ, а во-вторых, определяя перспективу, можно выделить несколько этапов изменений, идя к цели шаг за шагом. В результате, когда потребуется новый текст Конституции РФ или будет необходимо внести изменения в I, II, IX главы, сделать это будет гораздо легче. Представляется, что можно было бы выделить три этапа реформы или три этапа подготовки отработанных блоков норм, согласованных с большинством политических сил и готовых к внесению в текст, когда это позволят условия.
На первом этапе целесообразно заняться структурой органов государства, усовершенствовать взаимоотношения Президента, Парламента, Правительства, решить вопрос об основах правового положения глав субъектов Федерации в связи с порядком замещения ими своей должности (решение этого вопроса облегчит внесение последующих изменений), о контроле в отношении местного самоуправления. Видимо, можно обсудить вопрос о реформе структуры Федерации.
Подготовка таких изменений началась в 2000 г. созданием федеральных округов и установлением ответственности губернаторов и мэров.
На втором этапе можно будет приступить к реформе политической системы, начать реорганизацию Федерации и договориться о структуре Конституционного собрания. Многое зависит от действующей Государственной Думы, от ее состава, от нынешнего Президента и от того, кто займет этот пост в 2008 г., от многих других факторов, прежде всего от состояния экономики страны и от расклада политических сил.
Начиная конституционную реформу, нужно хотя бы в общих чертах договориться о принципах общества и государства, изучить опыт конституционного регулирования в мире, конституционную мысль современности, прежде всего, по вопросам социально-экономического и политического характера. В 1993 г. это было сделано только частично.
Нужно учесть также, что в современном конституционном праве многие важнейшие положения, относящиеся к устройству общества, а иногда и к основам правового статуса личности, формулируются не на уровне директив, как это обычно было в тоталитарном праве, а на уровне принципов, являющихся руководством к действию государственных органов, коллективов и индивидов [16, с.11].
С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. Демократическое конституционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободы для оппозиции.
Теоретическая мысль способная объяснить и осмыслить современный российский конституционализм, ближе всего к современному западному либерализму. Именно это учение, корни которого входят в философию древних греков, выдвинуло идеи парламентаризма, разделения властей, правового государства, которые легли в основу новой российской действительности [14, с.72].
Вместе с тем, она также испытывает влияние социального либерализма и социал-демократии.
Это не значит, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но он учитывает все, что накопила за столетия демократическая мысль.
Государственный строй России - президентско-парламентская республика - безусловно, соответствует особенностям политической культуры страны. В отсутствие демократической традиции, при слабом гражданском обществе и неструктурированных общественных интересах сильная власть всенародно избранного президента - и оптимальный способ легитимации в глазах общества, и инструмент осуществления глубоких преобразований, сталкивающихся с оппозицией в элитах и сегментах общества.

2. Конституционные реформы России 1988-1992 гг. и их итоги

2.1 Предпосылки возникновения конституционных реформ в России

В истории Российского государства насчитывается пять конституций. Все они были приняты в ХХ веке: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция РСФСР 1925 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция РСФСР 1978 г. и действующая Конституция РФ 1993 г.
Конституция Советского Союза 1977 г., конституции союзных и автономных республик сыграли свою роль - во многом положительную и конструктивную - в социально-экономическом и политическом движении страны. Однако не следует предаваться иллюзиям: даже отражая благие намерения, наши конституции отнюдь не становились главным определяющим фактором развития общества и государства. К тому же объективные неувязки в создании концепций переплетались с субъективными моментами в методах руководства.
В итоге страна вместо всеобщего благоденствия - на основе новых конституций - пришла к кризису. В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как «зрелого» не нашла понимания, поскольку не отражала ни новых качественных характеристик строя, ни принципиальных отличий от предшествующих этапов, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними.
Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане Советского Союза могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.
Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения, за рубежом вызвали резкое осуждение.
Казалось бы, действительно имевшее место единство в развитии национально-государственного строительства стало явственнее обнаруживать свою оборотную сторону - централизацию решения любых, иногда даже мелких вопросов на союзном уровне, ограничение свободы и самостоятельности союзных республик, автономных и административно-территориальных единиц.
К сожалению, на то же время приходятся крупные просчеты и непопулярные действия Советского Союза внешнеполитического свойства. Но в 1980 г. вводятся советские войска в Афганистан, что обернулось для страны и строя крупной трагедией.
Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. К тому же внутри Коммунистической партии сформировалась партийная элита, которая оторвалась от рядовых членов, малоэффективно руководила делами, но зато не забывала о собственном материальном благополучии.
Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С. Горбачевым. Они хотели изменить страну, отказаться от командно-административной системы, как была ими охарактеризована предшествующая организация руководства государством и обществом, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название «перестройка», причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки.
Характерно, что реформаторы не отказались от социалистической идеи, и на первых шагах перестройки речь шла о строительстве в СССР настоящего, демократического социализма, так сказать, «социализма с человеческим лицом». Смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций.
Все эти оценки, конечно, не сложились в одночасье. Поэтому как изменения в обществе, так и конституционные реформы отражают ту гамму воззрений, которая имела место на момент принятия соответствующих решений.
Переходя непосредственно к конституционным реформам, подчеркнем, что порой исследователи склоняются к тому, чтобы говорить только о происходившем в России. Методологически это абсолютно неверно. Нельзя писать о периоде 1989-1991 гг., т.е. условиях существования Советского Союза, таким образом, как будто РСФСР была сама по себе, не упоминая о реформах Конституции Советского Союза. Это невольно дает превратное представление о конституционных реформах в России, ведь в то время они были либо под влиянием союзных шагов, либо в пику им. Поэтому, останавливаясь в большей мере на российской Конституции, затронем и Конституцию Советского Союза.
Конституционная реформа РСФСР 1989 г. имела глубокие социальные, политические, экономические и духовные предпосылки, символизировавшие начало смены общественного строя. Влияние материальных условий на конституцию неудивительно, поскольку последняя выступает лишь формой, «в которую законодатель облекает произошедшие изменения в облике государства и права или которые он желает учредить, основываясь на содержании уже состоявшихся общественных отношений» [13, с.62].
Основные нововведения конституционной реформы сводились к учреждению Съезда народных депутатов РСФСР - высшего органа государственной власти; преобразованию однопалатного Верховного Совета РСФСР в двухпалатный; созданию Комитета конституционного надзора РСФСР; реформированию избирательной системы путем обеспечения реальной состязательности и альтернативности выборов.
Во многом эта реформа была отголоском аналогичной союзной реформы, которая выразилась в принятии в 1988 г. Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закона «О выборах народных депутатов СССР».
Первая конституционная реформа в РСФСР состоялась 27 октября 1989 г. За период реформирования содержания Конституции РСФСР было принято 10 законов РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР.
2.2 Основные позиции конституционной реформы 1991 г.

Конституционное законодательство 1989-1993 г. проходило в условиях активного стремления различных политических сил к принятию новой Конституции России. Основная цель такого стремления была очевидной: отражение в новой конституции принципиально изменившихся политических, экономических и духовных реалий, которые пока получали оформление в виде поправок к Конституции 1978 г.
Отсюда вытекали иные цели принятия Конституции России, проявившиеся впоследствии: необходимость отразить после распада Советского Союза факт существования подлинно суверенной России; желание повысить авторитет Основного закона; стремление Президента РФ легализовать укрепление своей власти.
Очередная конституционная реформа в Российской Федерации приходится на май 1991 г., она касается президентства и еще ряда вопросов государственного строительства. Прежде всего, это принятый Верховным Советом республики Закон от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» [3]. Он регулирует по-новому многие вопросы. Согласно ст. 2, имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организации). В Законе имеется целый раздел (II) «Право частной собственности».
25.12.1990 г. Верховным Советом РСФСР принимается Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [4]. Акт сориентирован на поддержку и создание основ инициативной деятельности граждан и их объединений, направленной на получение прибыли.
В Законе определяется статус различных видов предприятий и организационных форм предпринимательства, включая семейные предприятия, товарищества, акционерные общества и др.
На тот же период приходится комплекс актов, направленных на изменение социально-экономических отношений в деревне, включая развитие там частного хозяйства и поддержку сельских тружеников: Законы от 22.11.1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], от 23.12.1990 г. «О земельной реформе» [6].
17.03.1991 г. состоялись референдумы Советского Союза и РСФСР. На первом подавляющее большинство голосов отдано за сохранение Советского Союза. С учетом итогов референдума 24.04.1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон о Президенте РСФСР [7]. А 24.05.1991 г. III Съезд народных депутатов РСФСР принимает Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления».
Основные позиции данной конституционной реформы состоят в следующем:
· Конституция дополняется главой 13-1 «Президент РСФСР», полномочия Президента, согласно конституционным новеллам, многообразны;
· Президент руководит Советом Министров - Правительством РСФСР, назначает его Председателя с согласия Верховного Совета, а членов Правительства назначает и освобождает от должности по представлению Председателя Правительства, принимает отставку Правительства с согласия Верховного Совета;
· кроме того, Президент РСФСР обладал традиционными для этого поста полномочиями - награждение орденами и медалями, вопросы гражданства, помилования и т.д.
В общем, Президент получил достаточно широкие права. Вместе с тем Съезд и Верховный Совет имели определенные возможности влияния на него. Был учрежден на конституционном уровне пост вице-президента РСФСР, призванного осуществлять по поручению Президента отдельные его полномочия и замещать Президента в случае его отсутствия (ст.121-7).
Конституция определила Совет Министров - Правительство РСФСР - как орган исполнительной власти, подотчетный Президенту РСФСР.
Ряд важных решений принимается в области национально-государственного устройства. Поэтому производятся «терминологические изменения в тексте Конституции РСФСР»: слова «автономная республика» заменяются на слова «республика в составе РСФСР».
Постепенно в СССР в интересах повышения роли населения и местных выборных органов в управлении территориями и местной жизнью популярность приобретает идея местного самоуправления.
При российской конституционной реформе 24.05.1991 г. принимается принципиально иное решение. Ст. 137 Конституции, посвящавшаяся местным органам государственной власти, получает новую редакцию, согласно которой органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах являются «соответствующие Советы народных депутатов».
Еще одно важное решение коснулось исполнительных органов на местах. До этого они именовались исполнительными комитетами и являлись органами соответствующих местных Советов.
Гл.18 Конституции - об исполкомах - получает название «Местная администрация». Теперь местная администрация не является органом Совета, хотя и подотчетна ему (ст.146), и акты главы администрации Совет может отменять (ст.149). Как формировать администрацию - должен определить закон (ст.147). Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений, а закон должен назвать тех из них, которых утверждает Совет (ст.148). В принципе очевидно ослабление позиций местных представительных органов по данной реформе.
Конституция подчеркивает единство судебных органов Российской Федерации. Глава 21 «Суд и арбитраж» получает название «Судебная система РСФСР». Первым в числе органов, составляющих судебную систему, назван Конституционный Суд РСФСР. Он определен в ст. 165 Конституции как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Кроме Верховного Суда РСФСР в этой же статье дается характеристика Высшего Арбитражного Суда РСФСР, который является высшим экономическим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РСФСР [1].
Конституция предусматривает, что должен быть специальный закон, определяющий статус столицы РСФСР, структуру и компетенцию органов власти и управления г.Москвы.
М.С.Горбачев и другие руководители Советского Союза пытаются не только сохранить, но и укрепить страну, несмотря на откровенно сепаратистские шаги ряда республик. Идет интенсивная работа над Союзным договором. Но с каждым последующим его вариантом Союз выглядит все слабее и слабее, и скорее как конфедеративное, т.е. международно-правовое, нежели федеративное, т.е. государственно-правовое, объединение.
В августе 1991 г. руководство России выступает против действий Государственного комитета по чрезвычайному положению в стране. Попытка последнего кончается крахом. Президент Советского Союза возвращается к исполнению функций. Однако по существу союзное руководство парализовано. Президент РСФСР и Верховный Совет РСФСР предпринимают ряд шагов по укреплению власти в Российской Федерации. При этом Президент, если считает необходимым, берет на себя управление отраслями, на данный момент находившимися в союзном ведении. Назвать это конституционным процессом было бы, конечно, большим преувеличением. Но и не стоило бы отрицать роль таких шагов в формировании новых решений конституционного значения в России.
Были приведены лишь отдельные примеры. Однако в целом ситуация очевидна - все больше и больше вопросов переходит в ведение РСФСР. А внутри системы российских органов происходит существенное усиление роли Президента РСФСР, причем как на общегосударственном уровне, так и в управлении территориями.
Нельзя не вспомнить и ряд решений того периода, важных для развития политических отношений и статуса личности. Несмотря на конституционную отмену руководящей роли Коммунистической партии, она остается влиятельной силой в стране. Немаловажное значение имеет то, что партия по-прежнему имеет первичные организации в государственных органах, на предприятиях и в учреждениях; они продолжают быть ощутимым фактором влияния на их работу, тем более что руководители в большинстве еще остаются членами Компартии. Поэтому Президент РСФСР издает Указ от 20.07.1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» [11]. Акт по существу привел к организационному развалу Компартии Советского Союза, абсолютно не приспособленной к тому, чтобы действовать через территориальные первичные структуры.
Что касается личности, отметим два важных документа. 22.11.1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается «Декларация прав и свобод человека и гражданина». Она отражает новое видение конституционного статуса личности, не совпадающее с официально продолжавшими действовать нормами Конституции РСФСР. Другой акт - Закон о гражданстве, практически регулирующий все вопросы так, как это должно быть в независимом государстве [8].
Очередные изменения в Конституцию РСФСР вносятся 1.11.1991 г. V Съездом народных депутатов РСФСР. Они незначительны и лишь частично напоминают о происходящих в России процессах.
Несколько важных идей в области судопроизводства отражаются в Конституции: институт присяжных заседателей; возможность коллегиального рассмотрения дел тремя судьями по первой инстанции; допустимость рассмотрения дела одним судьей. Ст. 166 гласила: рассмотрение гражданских и уголовных дел в суде первой инстанции осуществляется с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.
Наконец, именно при этой реформе на смену красному цвету Государственного флага РСФСР пришел нынешний трехцветный - бело-лазорево-алый (ст. 181), а в ст. 182 было записано, что Государственный гимн РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР.
Для политического, да и конституционно-правового развития, пожалуй, большее значение имело принятое в тот же день V Съездом постановление «О правовом обеспечении экономической реформы» [10].
Президент попросил у Съезда особых полномочий на период проведения экономической реформы с целью стабилизации и улучшения положения в стране. И он получил эти возможности. Постановление давало право Президенту РСФСР регулировать своими указами практически все вопросы хозяйственной деятельности (валютно-финансовой, налогообложения, собственности и т.д.).
На практике Президент стал широко пользоваться правовым регулированием экономических отношений и далеко не всегда представлял проекты указов Верховному Совету, что довольно быстро стало одним из поводов к обострению отношений между ними. Усиливая свои позиции, Президент Указом от 6.11.1991 г. формирует Правительство РСФСР «под непосредственным руководством Президента РСФСР».
2.3 Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений

В декабре 1991 г. соглашением Президентов РСФСР, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, ратифицированным Верховными Советами всех трех республик, Советский Союз ликвидируется. Создается Содружество Независимых Государств (СНГ).
С этого времени РСФСР уже официально самостоятельное суверенное государство, субъект международного права, да еще и правопреемник Советского Союза. Под юрисдикцию России полностью переходят многие сферы экономики, оборона и безопасность, внешние дела и др.
Конечно, сра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.