На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие автономии в Российской Федерации, их историческое развитие. Автономия как широкое внутреннее самоуправление региона государства. Современный конституционно-правовой статус автономий, проблемы и основные противоречия его правового регулирования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
Оглавление
    Введение
      Глава І. Понятие автономии в Российской Федерации
      1.1 Понятие и содержание статуса автономий
      1.2 Историческое развитие автономий в Российской Федерации
      Глава ІІ. Правовой статус автономий в Российской Федерации
      2.1 Современный конституционно - правовой статус автономии
      2.2 Проблемы правового регулирования статуса автономий
      Заключение
      Список используемой литературы

Введение

Российская Федерация, как понятно из самого названия, является федеративным государством, состоящим из отдельных территориальных образований, обладающих собственным политико-правовым статусом, но, в свою очередь, являющимися составными частями одного целого, получили название субъектов РФ. Субъект федерации - это государственное образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Разные субъекты наделяются разными правами и обязанностями, которые они должны выполнять перед федерацией, в составе которой они состоят, а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил. Особый правовой статус имеют автономии, в частности автономные округа и автономные области.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что автономии в Российской Федерации занимают особое положение и имеют свои, характерные только для данного образования черты, что выделяет их из общей массы субъектов и дает нам возможность изучить данный феномен и понять его природу.

Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, анализ особенностей конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.

Предмет исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус автономных образований в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройством Российской Федерации, а в частности образование автономий, как субъектов федерации.

Задачи курсовой работы:

Дать понятие автономии и изучить содержание статуса данного образования;

Проследить историческое развитие автономий в РФ;

Дать характеристику современного конституционно-правового статуса автономии;

Изучить проблемы, возникающие при регулировании правового статуса автономий

Проанализировать и систематизировать полученные знания и обобщить их.

Метод: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.

Степень разработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практической направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н. и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.

Глава І. Понятие автономии в Российской Федерации

1.1 Понятие и содержание статуса автономий

Итак, как мы говорили выше, Россия является федеративным государством, а федерация (от лат. foedus - союз, объединение) - одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом Носов С.И., Доронина О.Н. Конституционное (государственное) право России: рекомендации для самостоятельной работы слушателей. Учебно-методическое пособие. М., 2006 г. - С. 87..

Для того чтобы рассмотреть конституционно-правовой статус автономий в Российской Федерации, необходимо разобраться, непосредственно с понятием автономии и содержанием статуса данных образований, как субъектов РФ.

Субъектами Российской Федерации называются входящие в ее состав в качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования, коими и являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

Российская Федерация в своем составе имеет 83 субъекта, в число которых входят и автономии, а именно одна автономная область (Еврейская автономная область), ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. Десять автономных округов (Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ). По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес определенной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший - в Ханты-Мансийском (1,4%).

Для выделения национально-культурного достояния данных народов законодатель предусмотрел создание, национально-культурных автономий в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Таким образом, автономия - это широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере МСУ, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Что касаемо статуса автономной области и автономных округов, то в соответствии со ст.66 п.2 Конституции РФ определяется Конституцией РФ, уставом автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Важное значение для статуса этого вида субъектов федерации имеет "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992г. Конституция устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (п.3 ст.66 Конституции РФ). Особенностью российского федерализма и правового статуса ряда субъектов Федерации является вхождение автономных округов в состав края или области. Это также отличительная особенность российского федерализма, поскольку в других федерациях одни субъекты не могут входить в состав других субъектов, что неизбежно вызывало бы правовые и организационные коллизии. В связи с чем, Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Таким образом, автономные образования есть способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития, что нашло отражение, как в Конституции Российской Федерации так и в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.

1.2 Историческое развитие автономий в Российской Федерации

Дав понятие автономий в Российской Федерации и их статуса, мы рассмотрели современную ситуацию, сложившуюся на данный момент, но каков же был путь к идее о необходимости введения данных образований и наделения их такими полномочиями, эти вопросы мы рассмотрим в данном параграфе нашей работы.

До Октябрьской революции Россия представляла собой унитарное государство. Уже к концу XIX в. ее территория составляла 22 млн. кв.км, а в состав стодвадцатимиллионного населения входили сто пятьдесят наций и народностей, принадлежавших к различным конфессиям. Большое пространство, невозможность эффективного управления им из одного политического центра, поликонфессиональность, полиэтничность, сложные межнациональные отношения, желание входящих в состав России наций сохранить национальную самобытность и признаки государственности уже тогда обусловили широкий интерес к идеям автономии и федерации.

После Февральской революции к вопросам государственного устройства обратилась Особая комиссия по составлению проекта Основных законов при Временном правительстве. По ее итогам, федеративные отношения могли быть установлены только с Финляндией, остальные части Российской империи могли претендовать только на статус политической автономии. При этом получение статуса областной автономии не увязывалось напрямую с национальным составом населения, и такой статус, вероятно, мог быть предоставлен и с учетом иных обстоятельств. Однако Октябрьская революция не позволила подобным проектам реализоваться.

Далее вопросы по поводу существования России, как федерации были рассмотрены после Октябрьской революции и это было шагом вынужденным, обусловленным реальной угрозой распада государства. В этот период Советское правительство своими декретами признало государственную независимость Украины (17 декабря 1917г), Финляндии (31 декабря 1917 г), Эстонии (7 декабря 1918 г), Латвии (22 декабря 1918 г), Литвы (22 декабря 1918 г), Белоруссии (31 января 1919 г). Россия, в свою очередь, была провозглашена федерацией в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918г. После принятия Конституции РСФСР в 1918 году Россия окончательно оформилась как федерация, основанная на автономии. Таким образом, понятия федерации и автономии в советском государственном строительстве фактически слились в одно неделимое целое. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М.: ИКД "Зерцало-М", 2003

В развитии автономии в РСФСР в период 1918-1922 гг. можно выделить два этапа. Первый охватывает начало 1918 года, когда создавались автономные республики. Первой автономной республикой в составе РСФСР стала Туркестанская АССР, созданная 20 апреля 1918г. В этот период были образованы также Терская Советская республика, Социалистическая республика Таврида, Донская Советская республика, Кубано-Черноморская Советская республика и Северо-Кавказская Советская республика. На следующем этапе (вторая половина 1918 года - 1922 год) различные формы автономии создавались в полном соответствии с национально-территориальным принципом. Кроме того, Конституция РСФСР 1918 года установила, что к ведению высших органов РСФСР относится установление границ и компетенции областных советских союзов, входящих в состав РСФСР; разрешение споров между ними; принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее. Следовательно, одного факта образования автономии стало уже недостаточно, требовалось решение высших органов Российской Федерации о принятии автономии в состав РСФСР, равно как и о ее выходе. Все автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти.

В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже в конце 1918 года создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться автономная область.

Важным событием в развитии автономий в РСФСР стало принятие Конституции РСФСР 1925 года. Если Конституция РСФСР 1918 года регулировала статус автономий в трех статьях, то в Конституции 1925 года статусу автономных республик и областей была посвящена отдельная глава. Конституция установила две формы автономии: республику и область.

Формой реализации национальной политики Советского государства стало создание новой формы административных автономий - национальных округов. Национальные округа были введены Постановлением ВЦИК СССР от 19 декабря 1930 г. До этого в качестве эксперимента были образованы: 25 февраля 1925 г. - Коми-Пермяцкий национальный округ, а 15 июля 1929 г. - Ненецкий национальный округ

Конституция (Основной Закон) СССР 1936 года закрепила наличие в составе РСФСР семнадцати автономных республик и шести автономных областей. Национальные округа упомянуты не были. При этом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет Национальностей - автономные республики делегировали по 11 депутатов, автономные области - по 5, и национальные округа - по 1 депутату.

Конституция (Основной Закон) СССР 1977 года посвятила статусу автономий две главы - 10 и 11. Она закрепила основы статуса автономной республики, области и округа. Национальный округ был переименован в автономный. Однако это переименование не носило принципиального характера. Статус округа изменений практически не претерпел.

Таким образом, в 30 - 80-е годы национальные (автономные) округа фактически имели статус административно-территориальных единиц краев, областей, наделенных некоторыми дополнительными правами и льготами, предопределенными их национальной, экономической и иной спецификой.

До 1990 года конституционное положение о вхождении автономного округа в состав края или области носило императивный характер. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" предусмотрел, что "автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область". Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. В контексте существовавшего юридического и фактического положения автономного округа это означало закрепление его права на выход из состава края, области и на непосредственное вхождение в состав Российской Федерации. Именно из такого понимания исходил Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации". Кроме того, в новой редакции Конституции предусматривалась возможность принятия Верховным Советом РФ законов об автономных округах по представлению Советов народных депутатов автономных округов. Предполагаемые "именные" законы должны были закрепить статус автономий с учетом индивидуальной специфики каждого округа. Ни один такой закон принят не был. В автономных округах стали создаваться территориальные подразделения федеральных органов власти - прокуратура, таможенные, налоговые и другие органы, формально независимые от соответствующих краевых и областных подразделений. Во многие округа были назначены представители Президента РФ.

Федеративный Договор и соответствующие статьи Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 г. закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта РФ независимо от его нахождения в крае или области. Именно с этого момента начался принципиально иной этап формирования федерации в России, и все бывшие автономные образования стали полноправными субъектами Федерации.

Согласно Конституции РСФСР (в ред. Закона РФ от 21 апреля 1992) изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ (в том числе автономных округов), а также разделение и объединение их территорий могло быть осуществлено на основе волеизъявления большинства избирателей субъекта РФ с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" предусмотрел, что порядок выхода автономного округа из состава края (области) определяется законом РФ". Изменениями в законодательстве поспешил воспользоваться Чукотский автономный округ. Закон РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ", принятый на основании решений окружного Совета народных депутатов, вывел Чукотский автономный округ из состава Магаданской области. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" подтвердил право автономного округа на непосредственное вхождение в состав РФ. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 28. Ст. 1618. Основываясь на положениях Конституции (Основного Закона) РСФСР и Федеративного договора, Конституционный Суд счел, что нахождение или выход автономного округа из края или области не влияет на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации.

Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России, провозгласив ее равноправными субъектами республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что автономные образования в составе РФ, обладают определенными правами и обязанностями, которые обусловлены историческим развитием самого государства, что и обусловило их появление и законодательное закрепление, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Глава ІІ. Правовой статус автономий в Российской Федерации

2.1 Современный конституционно-правовой статус автономии

Понятие конституционно-правового статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность, закрепленные в основном законе государства конституции. Энциклопедический словарь Конституционного права., М : Норма, 2002.

Как уже говорилось, в составе РФ присутствуют, как автономные области, так и округа, в данном параграфе рассмотрим их конституционно-правовой статус, на основании которого они и осуществляют свою политическую, экономическую, социальную и иные виды деятельности.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 29. Ст. 395.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст.66) по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов. Конституционное право России: учебник А.Н. Головитскова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006 г.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представит и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.