На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90275


Наименование:


Диплом Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 20.7.2015. Сдан: 2014. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………..…………………………………………………………….2
Глава 1. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагога и учащихся в образовательном процессе начальной школы как условия развития творческих способностей детей.
1.1.Понятие творческих способностей и основные подходы к их изучению....9
1.2.Сущность педагогического взаимодействия и отношений сотрудничества между педагогом и воспитанником в гуманистическом образовании……….22
1.3.Особенности развития творческих способностей у младших школьников в условиях педагогического сотрудничества……………………………………38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния педагогического сотрудничества на творческое развитие младших школьников.
2.1. Выявление творческих способностей у младших школьников……...….54
2.2 Методы, приемы и формы организации учебного сотрудничества в образовательном процессе начальной школы…………………………...…….66
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования уровней творческих способностей у младших школьников………………………………...……….78
Заключение……………………………………………………………………….88
Список литературы………………... ………………………...…………………91
Приложение

Введение
Актуальность исследования. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Одним из важных факторов в обучении младших школьников является развитие творческих способностей и достижения высоких результатов его учебной деятельности.
В ФГОС второго поколения, четко прослеживается реализация идеи о всестороннем развитии личности ребенка, его творческих способностей, создании условий, обеспечивающих выработке эстетических, творческих и организаторских способностей младшего школьника, при которых учитывается самовыражение ребенка, повышение его творческого потенциала.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способных к саморазвитию и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
В связи с вышеизложенным, педагогу необходимо быть нацеленным на формирование и развитие творческих способностей учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, дает возможность реализовать собственные жизненные замыслы, для создания каждому учащемуся ситуации успешности и поощрения продуктивной самореализации.
При данных условиях, педагог должен стать учителем-партнером, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Главнейшая профессиональная задача учителя - создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся.
Для педагогической науки проблема развития творческих способностей учащихся не нова, и будет справедливо признать, что в этом важном вопросе сделано немало. И все же формирование и развитие творческих способностей младших школьников по-прежнему вызывает достаточно серьезные затруднения у учителей.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Учитель должен организовать такую адекватную учебную и внеучебную деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи.
Принимая во внимание вышесказанное, можно говорить о том, что перед психолого-педагогической наукой остро встает вопрос необходимостиизучения влияния педагогики сотрудничества на личностное развитие младших школьников их творческого потенциала.
На наш взгляд решение данной проблемы находится в плоскости организации процесса обучения, целенаправленного на развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей учащихся.Наиболее эффективный путь развития творческого мышления лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения.
Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в организации деятельности педагога направленное на развитие творческих способностей школьников. Так, в данном случае, по мере деятельности, направленной на развитие творческих способностей ребенка, учитель сталкивается с общими противоречиями между:
- содержанием образования, которое в целом усваивается в результате логического мышления, и не всегда требует творческого мышления;
- теоретическими разработками по формированию творческих способностей младших школьников и их реализацией на практике;
-недостаточно определенной ролью субъект - субъектных отношений, способствующих развитию творчества у учащихся начальной школы.
Таким образом, проблемой нашего исследования является выявление потенциала сотрудничества педагога с младшими школьниками на развитие творческих способностей ребенка.
Цель исследования: обоснование педагогического сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как условия развития творческих способностей детей 6-10 лет и экспериментальная проверка его эффективности.
Объект исследования: развитие творческих способностей у младших школьников.
Предметом исследования является педагогическое сотрудничество учителя с учащимися как условие развития творческих способностей ребенка 6-10 лет.
Определенные нами цель, объект, и предмет исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу: формирование творческих способностей младших школьников будет происходить более эффективно при:
- организации совместной творческой деятельности младших школьников в процессе обучения;
- включение системы упражнений, направленных на развитие творческих способностей, в учебно-воспитательный процесс;
- соблюдение условий, способствующих улучшению межличностных отношений, в процессе педагогического сотрудничества.
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущностную характеристику понятий «творчество», «творческие способности»;
2) Обосновать основные факторы развития творческих способностей детей;
3) Обосновать влияние сотрудничества на развитие творческих способностей младших школьников;
3) Раскрыть особенности организации коллективных форм работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста;
4) Экспериментально проверить эффективность предложенных методов и приемов по развитию творческих способностей детей.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы следующие методы:
- метод изучения первоисточников;
- метод изучения передового опыта педагогов-новаторов;
- метод наблюдения;
- метод сравнительного анализа;
- метод статистической обработки данных.
Логика построения дипломной работы такова.
Первая глава раскрывает психолого-педагогические основы творческих способностей ребенка младшего школьного возраста.
Во второй главе описана система работы педагога, направленная на формирование творческих способностей детей в начальной школе
Теоретическая значимость: проведен анализ психолого-педагогической литературы, на основе которого определены условия, систематизированы методы и способы, развивающие творческие способности учащихся 6-10 лет.
Практическая значимость: предложенные методы, формы и способы формирования творческих способностей ребенка, могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов.
Структура работы: состоит из двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Опытно-экспериментальная база исследования: г. Ставрополь, МБОУ СОШ №64, класс 1 «В» и 1 «Г»классе, количество учеников - 20, возраст 7-8лет.
Структура дипломного исследования: введение, 2 главы (теоретическая и экспериментальная), …параграфов, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение. Общий объем данного исследования составляет .. страниц.

1.1. Понятие творческие способности и основные подходы к их изучению.
В психолого-педагогической литературе крайне неоднозначно определяется категория творчества, детского творчества. С одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень [15].
С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.
Делается также попытка определить и основные компоненты творчества. Выделяются, в частности, перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания); интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.); характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться) [2].
Природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество - специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека.
Творчество - форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию [30].
Особо подчеркивая роль творчества в формировании личности ребенка, Выготский Л.С. отмечает, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития [22].
Формирование и развитие способностей детей к творчеству - одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем [31].
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.
Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения [16].
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [24].
«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов [34].
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности [33].
Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. «К творчеству призван всякий человек», - утверждает Н.А. Бердяев. «Творчество, - считает В. Энгельгард, - самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья».
В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего".
В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей.
Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что творческие (креативные) люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества (Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин, В.А. Просецкий, П.А. Рудик и др.).
В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:
- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;
- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;
- способность к видению (постановке) проблем;
- оригинальность мышления;
- диалектичность мышления;
- гибкость мышления;
- критичность мышления;
- легкость ассоциирования и воображения;
- способность генерирования идей (умение развивать их);
- способность к оценочным действиям и выбору;
- готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.
П. Торренс под творческими способностями понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
- восприятие проблемы;
- поиск решения;
- возникновение и формулировку гипотез;
- проверку гипотез;
- их модификацию;
- нахождение результатов.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [6].
Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [15].
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [41].
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [17].
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [27].
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы [32].
Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
- Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей
(в данном случае важно не их качество, а их количество).
- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
- Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
- Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» илипридавать ему законченный вид [6].
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие;
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную мину ту;
- Гибкость мышления;
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей;
- Творческое воображение;
-Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [36].
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
- Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
- Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
- Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [40].
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление.
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Скорость мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
- Богатое воображение.
- Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
- Высокие эстетические ценности.
- Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей[15].
Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:
- творческое мышление,
- творческое воображение,
- применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
- представлять пространственные объекты;
-использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
- преодоление психологической инерции мышления;
- оценивание оригинальности решения;
- сужение поля поиска решения;
- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности,накопления субъективного опыта творче........


Список литературы
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей . - М, 2003г. - с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М. 2004 г. - с. 23-38.
3. Анастази А. В. Психологическое тестирование: в 2 кн. Кн. I. М, 2002г. с. 217.
4. Анисимов Н.Н. и др. Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2003 г. - с. 368.
5. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп./А. Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - М.: Изд. «Ось-89», 2001г. с. 52.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2004г. - с. 33-37.
7.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.
8. Белоусова Л.В. Математика, конструирование и художественный труд.// Журнал «Начальная школа». 2003 г. № 6.- с. 7
9. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. - 2004 - №9 - с.66-71.
10. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Математика. Учебник для 1 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004г. - с. 56-60.
11. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения. - М, 2003 г. - с. 11-13.
12. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по математике для 1 класса. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004г. - с. 208.
13. Виноградов В.Н.. Внеклассная работа в школе. Издание второе, дополненное. - М.: Просвещение, 2005г. - с. 47.
14. Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М.: Просвещение, 2002 г. - с. 59-64.
15. Возрастные и индивидуальные особенности пространственного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. - М, 2004г. - с. 97.
16. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия». - 2000. - с 624.
17. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10.- с. 10
18. Гуревич К. М., Акимова М. К.. Борисова Е. М. Психологическая диагностика. Разработка, проверка и применение школьного теста умственного развития // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2005г. - с. 17-22.
19. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей. //Начальная школа. - 1999. - №8, с. 5-11.
20. Зархин В. Г. Опыт компьютерной диагностики умственного развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы: Тезисы докладов: В 2 т. Т. 1. - М, 2004г. - с. 25.
21. Зимняя А.И. Педагогическая психология // 2-ое издание. - М.: Логос, 2005г. - с. 48.
22. Ильина Т.А. Педагогика школы. - М, 2002г. - с. 18-22.
23. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./Н.Б.Истомина - //М.: Академия, 2001г. - с. 28
24. Карточки-задания: 1-4 классы. Пособие для учителя//под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2005 г. - с. 64.
25. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 - 2000г.- с. 8
26. Крутецкий В.А. Психология - М, 2004 г. - с. 11-28.
27. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002г. - с. 37-40
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип,/В.С.Мухина - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 456 с.
29. Павлова А.А., Симоненко В.Д. Графика // Технология: Сб. программ. - М.: Просвещение, 2005г. - с.112.
30. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в начальной школе. - М.: Владос, 2003г. - с. 56-58.
31. Проблемы диагностики умственного развития учащихся // Под ред. 3. И. Калмыковой. - М, 2005г. - с. 232.
32. Ройтман И.А. Методика преподавания математики. - М.: Владос, 2003г. - с. 27-34.
33. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Метод. Пособие. /Р.В.Савинова, А.А.Белолюбская - Я., Изд-во Департамента НиСПОМО РС (Я), 2002. - с.38.
34.Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики.// Журнал «Начальная школа». 2004 г .№ 9,- с. 15
35. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г. -
с. 22-27.
36. Спетанова В.В. Методическое пособие по математике, графические работы. - М.: Просвещение, 2001г. - с. 72.
37. Степакова В.В., Анисимова. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.В.Степаковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2005г. - с. 44-47.
38. Степакова В.В. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2002г. - с. 34.
39. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений./ О.А.Шаграева-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
40. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М, 2003г. - с. 114.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.