На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90285


Наименование:


Курсовик рассмотрение проблем правового вакуума в России.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.7.2015. Сдан: 2015. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: 76.58.

Описание (план):


План

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности правового вакуума…………..5
1.1 Правовой вакуум как понятие в юридической науке………………….5
1.2 Закон и его толкование…………………………………………………..7
Глава 2. Пробелы в Конституции России………………………………….10
2.1 Понятие и классификация пробелов в Конституции России…………10
2.2 Отграничение смежных понятий в Конституции России……………..18
Глава 3. Проблемы судебного толкования в России……………………...24
3.1 Основные проблемы судебного толкования в России………………..24
3.2 Пробелы в праве в контексте реализации международного права….28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………….35


Введение

Право как социальный феномен не может существовать в отрыве от общества, рассматриваемого в конкретный исторический период. Как важнейший регулятор человеческого поведения, право изменяется вместе с изменением общества. Ни один законодатель не может предвидеть, какое законодательство потребуется обществу через пять, десять или пятнадцать лет. В лучшем случае законодательство идет в ногу со временем, но, как правило, отстает от него. Этот временной разрыв между правом необходимым и правом наличным, когда общество стремительно усложняется и развивается, а право остается на месте, и является основной причиной возникновения правового вакуума. Для наглядности исследуют причины появления правового вакуума в 90х годах прошлого столетия в результате проведения в России экономических, политических и иных преобразований.
В настоящее время в России существует большое количество проблемных сфер, где сохраняется правовой вакуум. Это сфера строительства, ЖКХ, территориальной целостности, туризма и многих других. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования «Правовой вакуум».
Целью работы является рассмотрение проблем правового вакуума в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности правового вакуума,
- охарактеризовать пробелы в Конституции России,
- определить проблемы судебного толкования в России.
Объектом исследования данной работы является правовой вакуум.
Предметом исследования данной работы является правовой вакуум в Российской Федерации.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: системный подход, исторический, логический, сравнительно-правовой анализ.
Данная тема рассматривается в работах Матузова Н.И., Малько А. В., Мелехина А. В., Калина В.Ф., Лукашук И.В. и многих других.
Работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты сущности правового вакуума

1.1 Правовой вакуум как понятие в юридической науке

Политическое, экономическое, социальное переустройство России привело к существенным изменениям в общественных отношениях. Эти изменения происходили и до сих пор происходят по трем направлениям:
1. Первое направление характеризуется отмиранием общественных отношений, не свойственных рыночной экономике, государству, функционирование которого базируется на принципе разделения властей. Право, регулирующее такого рода отношения, становится ненужным. Законодательство, регламентирующее несуществующие отношения (например, порядок пользования социалистической собственностью), устаревает, а некоторые принципы и основные начала таких отраслей права, как гражданское, хозяйственное, государственное, перестают работать и не применяются на практике. Право в данном случае не действует, поскольку отсутствует объект регулирования. Отменяются некоторые запрещающие правовые нормы, тормозящие развитие рыночных отношений. Например, статья 153 УК РСФСР 1960 года была исключена и законодательство в этот период, так как она предусматривала уголовное наказание за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество1.
2. Суть второго направления в том, что существующие общественные отношения видоизменяются, наполняются новым содержанием. Например, в настоящее время правовым основанием для заключения договора является не директивное предписания органа планирования, а добровольное соглашение участников между собой, основанное на взаимной экономической выгоде. Поэтому при любых социальных переменах возникает необходимость в изменениях, дополнениях, принятии поправок к действующему законодательству.
3. Третье направление - это появление новых, ранее не существовавших общественных отношений. Это, прежде всего, предпринимательские отношения в сфере частной собственности, а также отношения, возникающие в сфере функционирования трех ветвей государственной власти, например, проведение референдумов, приведение прав человека и гражданина в соответствие с международными правовыми нормами и т.д. Данные общественные отношения присущи только рыночной экономике, демократическому государству, они не могли возникнуть ранее при командно-административной социалистической системе и, следовательно, быть урегулированы правом.
Новая государственно-правовая действительность предполагает и новое право. Переход от права наличного к праву необходимому неизменно происходит в любой стране в конкретный исторический период, и в течение этого периода необходимое право отсутствует и вновь возникшие общественные отношения, не регулируются. Это явление и называется правовым вакуумом. Образованию правового вакуума в России способствовали и геополитические причины, одна из которых - развал СССР. Одномоментно российские юристы стали перед проблемой применения норм несуществующего государства. Появилась острая необходимость в создании российского законодательства. Однако правотворчество, особенно в демократических государствах, - процесс длительный. Возникла такая ситуация, при которой нормы российского права еще не приняты, а законодательство союза ССР уже не пригодно для регулирования вновь возникших общественных отношений. Таким образом, правовой вакуум есть отсутствие правовых норм, которые должны регламентировать неурегулированные ранее, но нуждающиеся в правовой регламентации, вновь возникшие общественные отношения. Возникает вопрос, целесообразно ли вообще выделять такое правовое явление, как правовой вакуум? Может все это охватывается таким понятием, как пробел в праве или законе? И пробел в праве и правовой вакуум - это результат отставания права от общественной жизни. Природа различий этих двух явлений заключается в том, что для восполнения пробела можно прибегнуть к аналогии права, а для заполнения правового вакуума - нет, поэтому ликвидировать правовой вакуум можно только путем правотворчества.

1.2 Закон и его толкование

Действие закона совершается под влиянием толкования его, т. е. изъяснения истинного его смысла. «С момента публикации закона, - пишет один немецкий юрист, - с момента категорического заявления о том, что находящееся в законе должно считаться правом, исчезают сразу все леса намерений и желаний духовных творцов закона, отчасти даже самого законодателя. С этого момента закон покоится только на себе самом, поддерживается собственною силою и тяжестью, получает самостоятельный смысл: иногда разумный, иногда ограниченнее его творца, иногда богаче, иногда беднее его по внутреннему содержанию, иногда счастливее в употребленных выражениях, чем предполагали его составители, а иногда именно в тех местах, в которых авторы видели полную ясность и законченность почитали недопустимыми какие-либо недоумения, закон оказывается шатким, сомнительным, благодаря сопоставлению его с другими, однородными постановлениями». Такова жизнь закона с тех пор, как из мертвой буквы он становится живым правом. Смысл его меняется под влиянием применения и неразлучного с ним толкования закона, неразличимого потому, что применять возможно только те положения, значение которых с точностью выяснено.
Виды толкования закона. Виды толкования закона различны. Их можно разграничить: 1) по приемам толкования, 2) по личности толкователей. По приемам толкования различают: толкование грамматическое или словесное, логическое, систематическое, историческое, ограничительное, распространительное и толкование по аналогии. По личности толкователей толкование разделяется на толкование аутентическое или легальное, научное и судебное.
а) Виды толкования, различающиеся по приемам такового. Толкование грамматическое выясняет значение примененных в тексте закона слов. Она руководится при этом правилами и данными грамматики, а также и своеобразными особенностями, свойственными юридическому языку в противоположность языку общежитейскому. Закон, например, воспрещает охотится на определенных территориях1.
Грамматическое толкование дает только определенные рамки для объема значения слов законодателя. Выяснение взаимной связи их и конечного смысла данного предложения составляет задачу толкования логического. Одним из приемов логического толкования является приведение нормы закона путем ряда умозаключений, вытекающих из приданного ей смысла, к логической или юридической нелепости. Этим путем, постепенно исключая недопустимые по своим последствиям догадки о смысле закона, приходят к выяснению истинного его значения. Систематическое толкование, т.е. толкование, основанное на месте, занимаемом данной статьей в общей связи законоположения. В законе говорится, например, об ответственности за поджог с умыслом обитаемого здания и не указывается, относится ли это к своим или чужим строениям, но так как статья поставлена под общим заголовком «об истреблении и повреждении чужого имущества», то ясно, что в данном случае закон имеет в виду исключительно чужие строения.
Иногда лучшим средством для выяснение смыла закона является ознакомление с историей его возникновения и теми материалами и мотивами, которые послужили для его образования. Издавая новый закон, законодатель имеет в виду изменить существовавший до сих пор порядок, а потому сравнение прежнего порядка со вновь установленным часто дает основание для более полного уразумения существующего. Такого рода приемы суть приемы толкования исторического.
Толкование в некоторых случаях ограничивает пределы применения закона - тогда именно, когда он выражен в формуле слишком широкой и несоответствующей действительной воле законодателя. Этот вид толкования называется толкованием ограничительным.
Иногда толкование расширяет пределы применение закона сравнительно с буквальным его смыслом. Такое толкование называется распространительным. Законодатель, напр., определяет кражу, как тайное похищение чужих вещей, денег или иного движимого имущества.
Особый вид толкования представляет толкование по аналогии, т. е. сходству. Этот вид толкования вызван к жизни необходимостью восполнить встречающиеся в законе пробелы. Пробелы закона могут выражаться в неполноте и недостатке его. Восполнение неполноты и недостатка законов представляет собою дальнейший шаг распространительного толкования. Здесь, собственно говоря, создается новая норма. При восполнении неполноты закона к событиям жизни, не предусмотренным законом, применяется закон, имеющий в виду сходные с данным событием случаи. Такое применение называется аналогией закона. При выполнении недостатка закона создается новая норма, причем руководящей нитью в ее построении служат общие принципы и дух законодательства. Этот вид, толкования именуется аналогией права.

Глава 2. Пробелы в Конституции России

2.1 Понятие и классификация пробелов в Конституции России

Можно ли говорить о том, что конституционный пробел (пробел в Конституции ) отличается от пробела, традиционно определяемого в рамках теории права? На наш взгляд, да, причем отличается как по содержанию, так и по объему.
По мнению авторитетного российского конституционалиста С.А. Авакьяна, конституционным пробелом можно назвать отсутствие соответствующих конституционных норм, т.е. как невключение отдельных предписаний и их групп в существующие нормативные правовые акты, так и непринятие целых актов, предназначенных для регулирования конкретных общественных отношений.
Это понятие можно расширить содержательно, рассматривать конституционный пробел как обобщающее явление, которое охватывает невключение в Конституцию требуемых правовых предписаний, наличие в ней противоречивых положений, отсутствие правового регулирования целых институтов, непринятие правовых актов, которые необходимы в силу конституционных отсылок, а также наличие многозначных норм, что в результате неадекватного, политизированного толкования и правоприменения может многократно искажать демократические основы конституционного регулирования.
В 2004 г. вышло в свет издание под названием «Красная книга. Конституция Российской Федерации», в котором недействующие нормы Основного Закона

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
2. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 28 - 31 марта 2007 г.) / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2008.
3. Бондарь Н.С. Конституционные пробелы и конфликты как отражение социальных противоречий: в контексте практики Конституционного Суда РФ // Эконом. вестн. Ростовского гос. ун-та. 2010. N 1. Т. 8.
4. Гаджиев Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования: Сб. докладов. М., 2008.
5. Ершов В.В. Актуальные спорные проблемы фундаментальной и прикладной теории права // Судебное правоприменение: проблемы теории и практики / Ред. В.М. Сырых. М., 2007. - 262с.
6. Замышляев Д. В. Основные пути оптимизации политико-территориального устройства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - с. 31-39.
7. Иванов В. С. Теория государства и права: учеб. - М.: Маркет, 2010. - 272с.
8. Кондрашев А.А. Пробелы в Конституции России: понятие, классификация и отграничение от смежных явлений // Российский юридический журнал. - 2014. - № 2. с. 23-28
9. Калашников СВ. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества / СВ. Калашников // Государство и право. - 2012. - №10. - С.7-25.
10. Кирнос А.В., Колесников В.А., Коробов Г.А. Проблемы теории государства и права. Части 1-2. - Воронеж.:«Воронежский гос­университет», 2009. - 165 с.
11. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 2012. - 241 с.
12. Лукашук И.И. Теория государства и права. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 272с.
13. Малютин Н.С. Роль судебного толкования в разграничении от смежных явлений // Российский юридический журнал. - 2014. - № 1. с. 12-20.
14. Матузов Н.И., Ушаков А.Н. Возможность и действительность в российской правовой системе: монография. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 272с.
15. Проблемы федеральной и федерально-правовой политики в современной России. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 168с.
16. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2012. - 11 мая. - С. 34-38.
17. Чертков А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006. -196 с.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов Омега-Л; Интерстиль, 2011. - 376с.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.