На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90374


Наименование:


диплом Особенности института местного самоуправления в РФ

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 4.8.2015. Сдан: 2015. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
Раздел 1 Теоретические аспекты института местного самоуправления в РФ………………………………………………………………………………. 6
1.1 Местное самоуправление: понятие и сущность………………………… 6
1.2 Функции и принципы местного самоуправления………………………. 10
1.3 Структура местного самоуправления в РФ…………………………….. 18
Раздел 2 История становления и развития местного самоуправления …….. 25
2.1 Зарубежный опыт местного самоуправления……………………………. 25
2.2 Самоуправление в дореволюционной России…………………………… 27
2.3Советский этап развития местного самоуправления…………………….. 30
2.4 Современное состояние местного самоуправления в РФ……………….. 31
2.5 Проблемы эффективности правового регулирования местного самоуправления в современной России………………………………………. 33
Раздел 3 Эффективность местного самоуправления на примере муниципального образования город Курган……………………………… 40
3.1 Система организации местного самоуправления муниципального образования города Кургана………………………………………………… 40
3.2 Анализ деятельности органов местного самоуправления города Кургана………………………………………………………………………… 51
Заключение …………………………………………………………………… 53
Список источников и литературы……………………………………....... 56
Приложение А………………………………………………………………… 58
Приложение Б………………………………………………………………… 59


ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация - демократическое федеративное государство, где местное самоуправление самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Становление местного самоуправления в России сегодня - одна из весьма трудных задач обновления государственности и проведения политической реформы.
На пути этого процесса возникает целый комплекс препятствий: экономических, финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения), политических (падение доверия населения к институтам власти).
Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
Рассматривая местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти.
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти и элементом рыночной экономической системы.
В Российской Федерации процесс становления и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.
Демократический процесс преобразования российского общества поставил перед государством множество сложных задач, среди которых занимает особое место и создание эффективной системы местного самоуправления как неотъемлемого института народной власти в Российской Федерации.
Становление институциональных форм местного самоуправления продолжается в Российской Федерации более пятнадцати лет и сопровождается активным накоплением материала по проблемам местного самоуправления, который нуждается в теоретическом осмыслении.
Поэтому особую актуальность приобретают комплексные, междисциплинарные исследования, направленные на поиск теоретико-правовой основы местного самоуправления и осмысление его социально-политической сущности.
Создание основ эффективного функционирования местного самоуправления, способствует децентрализации власти и укрепления основ правового государства, позволяет превратить систему управления в наиболее пригодную к обеспечению интересов населения на местах.
В этой связи определение четкой структуры и организации системы органов местного самоуправления является одной из актуальных задач муниципальной реформы.
Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы дипломного исследования, целью которого является анализ правовых основ деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыть сущность местного самоуправления;
2. охарактеризовать основные принципы местного самоуправления в Российской Федерации;
3. проанализировать структура органов местного самоуправления в Курганской области;
Таким образом, объектом данного исследования является местное самоуправление в Российской Федерации, предметом - правовое регулирование деятельности местного самоуправления.
Проблемы, связанные со становлением института местного самоуправления в нашей стране, уходят корнями в прошлое, без изучения которого сложно их решать.
В связи с этим представляет интерес исторический опыт земских учреждений и общественного управления, при разрешении данными органами социальных проблем, удовлетворении потребностей населения.
Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти - это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем.
Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям - тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. Эти вопросы рациональнее решать с учетом мнения населения в местах непосредственного проживания граждан - в городах, поселках, селах, хуторах и пр.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения.


Раздел 1 Теоретические аспекты института местного самоуправления в РФ
1.1 Местное самоуправление: понятие и сущность
Легальное определение местного самоуправления дано в целом ряде правовых актов.
В Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
В Конституции РФ местное самоуправление понимается как самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Закон 2003 года характеризует местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.
А в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Два последних определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия в соответствии со ст. 3 Конституции РФ).
Но в тоже время оба определения:
- подчеркивают активность населения при решении вопросов местного значения;
- сферой этой активности является круг проблем, охватываемых понятием «вопросы местного значения»;
-местное самоуправление осуществляется относительно самостоятельно, но в рамках закона. Самостоятельность выражается в организационной обособленности его органов в системе управления обществом и государством;
- население осуществляет местное самоуправление под свою ответственность.
К пониманию сущности местного самоуправления сложились различные подходы.
С точки зрения традиционного подхода сущность местного самоуправления проявляется в его соотношении с государственной властью.
В основе различных позиций в рамках этого подхода по-прежнему лежат сложившиеся еще в XIX веке концепции местного самоуправления: теория свободной общины, общественная и государственная теории.
Одни авторы противопоставляют местное самоуправление государственной власти, рассматривая его через призму теории естественного права и тесно связанной с ней теории «естественных прав общины». Эта теория основана на «естественном» процессе формирования общин, возникающих независимо от государства и отдельно от него.
Вследствие этого община является особым, отличным от государства субъектом, она наделена «особыми», неотчуждаемыми правами. Другие авторы, исходя из государственной теории, считают местное самоуправление проявлением той же государственной власти, но наиболее приближенной к населению.
В Российской Федерации существует две равноправные разновидности публичной власти - государственная власть и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками.
Органы государственной власти решают вопросы государственного значения; органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Понятие «публичная власть» подчеркивает общность природы государственной власти и местного самоуправления, тогда как понятие «государственная природа» используется для характеристики исключительно органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление - как публичная (муниципальная) власть - осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».
Местное самоуправление - это элемент механизма народовластия. Государственная власть и местное самоуправление являются лишь разными организационными формами народовластия, которые не должны друг друга подменять.
Местное самоуправление - это децентрализованная публичная власть, максимально приближенная к населению. Однако местное самоуправление, будучи уровнем публичной власти, одновременно является формой территориальной самоорганизации населения.
Понимание местного самоуправления, как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению.
Понимание сущности местного самоуправления нельзя сводить только к пониманию его как разновидности публичной власти. Местное самоуправление следует рассматривать в контексте демократизации общества, в тесной связи с гражданским обществом и правовым государством.
Местное самоуправление является материальной основой становления и развития институтов муниципальной демократии. В этом плане муниципальная демократия в нынешнем ее понимании - это универсальный, получивший признание, в том числе на международно-правовом уровне, институт демократической организации современного гражданского общества и правового государства.
Институты муниципальной демократии, с одной стороны, представляют собой неотъемлемый элемент суверенной российской государственности, развивающейся на основе принципов единства государственного суверенитета в соответствии с ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Конституции РФ.
Верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции, государственной целостности, единства государственной власти и основанной на этом общности принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления ч. 3 ст. 5, п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, единства экономического пространства в соотвествии ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ и т.д.
С другой стороны, институты муниципальной (поселенческой) демократии представляют собой весьма специфичную, муниципально-правовую, форму реализации универсального принципа демократической государственности ч. 1 ст. 1 Конституции РФ на местном, поселенческом, уровне человеческой жизнедеятельности, выступают в качестве институтов, говоря словами А.И. Солженицына, демократии «малых пространств: небольшого города, поселка, станицы, волости (группа деревень) и в пределах уезда (района)».
1.2 Функции и принципы местного самоуправления в РФ
Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции (рисунок 1).


Рисунок 1 - Функции местного самоуправления


1. Обеспечение участия населения в решении местных дел. Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.
Именно на местах - в общинах, сельских и городских поселениях, в которых проживает население, реализуется его участие в управлении местными делами.
Важное, значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.
2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы .
Муниципальная собственность согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признается и защищается равным образом среди других форм собственности и составляет материальную базу местного самоуправления, без которой оно не может выполнять свои сложные функции.
Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой решения основных задач местного самоуправления.
3. Обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории.
Органы местного самоуправления принимают программы развития соот­ветствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения.
Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населению услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.
5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной полиции).
При осуществлении этой функцииорганы местного самоуправления взаимодействовали с соответствующими органами государственной власти, развивали и поддерживали различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организовывали исполнение законов и иных правовых актов.
На отработку механизма реализации органами местного самоуправления конституционного права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка направлен эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления.
Основными целями эксперимента являлись:
- определение правовых, организационных, материальных и иных условий, необходимых для формирования и функционирования муниципальных органов охраны общественного порядка;
- поиск оптимальных путей формирования муниципальных органов охраны общественного порядка, определение их организационно-правовых форм и объема полномочий;
- определение порядка контроля со стороны государства, органов местного самоуправления и населения за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.
Органам государственной власти РФ и ее субъектам запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Ряд правовых норм, касающихся местного самоуправления, содержится также в указах Президента РФ и постановлениях Правительства России. Детальное регулирование отношений, возникающих в процессе становления и реализации местного самоуправления, осуществляется в уставах муниципальных образований и в актах, принимаемых органами местного самоуправления.
Местное самоуправление в РФ создаётся и реализуется на основе ряда фундаментальных принципов. Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе самоорганизации населения. Таковыми являются:
1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; вопросы решаются путем референдума, муниципальных выборов, через деятельность органов местного самоуправления; муниципальные образования обладают муниципальной собственностью, явля........


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята всенородным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок от 21.07.2014 №11-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) (15 октября 1985 г.) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. ст. 4466.
3. Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. От 30.03.2015г.)//Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.
4. Федеральный закон РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. ст. 3506.
5. Воробьева, О.А. Особенности осуществления местного самоуправления в РФ/ О.А. Воробьева // Общество: политика, Экономика, право. -2012. -№31. - С.138-141.
6. Марченко, С.А. Местное самоуправление в России. Законодательство, действительность и пути развития / С.А. Марченко // Общество: политика, Экономика, право. -2012. -№31. - С.25-36.
7. Баженова, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / О. И. Баженова // Гос. власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 31-35.
8. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы. Аналитический доклад Института современного развития. // 2011. - 25 с.
9. Краткая характеристика города Кургана: [Электронный ресурс]. URL: city/ (дата обращения: 1.05.2015).
10. Устав муниципального образования города Кургана. Утвержден решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 (с изм. и доп. От 28.01.2015 №1)// «Курган и курганцы». -2005. -№ 133.
11. Авакьян, С. А. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / С. А. Авакьян.- Москва: Проспект, 2013. -544 с.
12. Балыхин, А. Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 1. - С. 12-16.
13.Бялкина, Т. М. Реализация конституционного принципа народовластия в системе местного самоуправления Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. -2013. -№ 1. -С. 60-64.
14.Выдрин, И. В. Муниципальное право России : учебник / И. В. Выдрин.- М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2012. - 255 с.
15. Ключникова, Т. Экспертная оценка перспектив гражданского участия в местном самоуправлении/ Т. Ключникова // Самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 16-19.
16.Малый, А. Ф. Децентрализация как функция местного самоуправления / А. Ф. Малый // Правовая политика и правовая жизнь.
- 2012. - № 4. - С. 110-115.
17.Малов, К. В. Современные тенденции развития общественного участия в местном самоуправлении/ К. В. Малов // Практика муниципального управления. - 2014. - № 2. - С. 25-33.
18.Нарутто, С. В. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации / С.В. Нарутто // Городское управление. - 2013. - № 1. - С. 44-50.
19.Ордина, О. Н. Нормативные правовые акты муниципальных образований как источники административного права / О.Н. Ордина // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 1. - С. 49-52.
20.Попов, С. О. Осуществление контроля исполнения муниципальных контрактов (в свете последних изменений законодательства) / С.О. Попов // Практика муниципального управления. - 2014. - № 2. - С. 67-75.
21. Савина, Т. А. Культурно-просветительская деятельность органов местного самоуправления < text/category/organi_mestnogo_samoupravleniya/> Саратовской губернии: земство и народный учитель/ Т.А. Савина // Аспирант и соискатель. - 2012. - № 6. - С. 14-18.
22.Сергеев, Д. Б. От древнеримской муниципии - к современному муниципальному образованию. От «прообраза» юридического лица - к юридическому лицу публичного права? / Д. Б. Сергеев // История государства и права. - 2013. - № 1. - С. 7-11.
23.Соловьев, С. Г. Кодекс нормативных правовых актов муниципального образования - основа правопорядка в сфере российского местного самоуправления / С.Г. Соловьев//Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014. - № 1- С. 12-15.
24.Симагин, Ю. А. Муниципальные образования России: проблемы формирования и перспективы изменения / Ю.А. Симагин // Народонаселение. - 2013. - № 4. - С. 87-93.
25.Чернышов, М. Федеральный закон № 44-ФЗ: с чего начинать работу?/ М. Чернышов// Самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 23-25.
26.Шайхразиев, В. Г. О понятии функций местного самоуправления/ В.Г. Шайхразиев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 12. - С. 3-5.
27. Шамарова, Г. М. Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика / Г.М. Шамарова // Практика муниципального управления. - 2014. - № 2. -С. 15-24.
28.Широков, А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. - 2012. - № 6. - С. 32-39.
29.Шишкина, О. Е. О перспективах реализации конституционной модели экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации / О.Е. Шишкина // Муниципальная служба: правовые вопросы. -2014. - № 1. - С. 18-20.
30.Шугрина, Е. С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» / Е.С. Шугрина // Городское управление. - 2013. - № 1. - С. 30-43.
31.Шугрина, Е. С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» / Е. С. Шугрина // Городское упр. - 2013. - № 1. - С. 30-43.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.