На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Гражданские права и свободы во Франции. Классификация гражданских прав и свобод. Общие принципы пользования свободами. Основы конституционного права Франции. Общая характеристика действующей конституции. Конституционные основы политической системы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.08.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

Конституционное и государственное право Франции

2002
Содержание

    1 Гражданские права и свободы во Франции 3
      1. 1 Классификация гражданских прав и свобод 4
      1.2 Общие принципы пользования свободами. 6
    2 Основы конституционного права Франции 10
      2. 1 Общая характеристика действующей конституции. 10
      2.2 Конституционные основы политической системы 11
      2.3 Конституционный контроль 13
      2.4 Правовое регулирование общественных объединений 14
    3 Государственная система современной Франции 17
    Литература 21

1 Гражданские права и свободы во Франции

Франция по праву считается колыбелью гражданских свобод, и это связывается с провозглашением знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 года, двухсотлетие которой широко отмечалось в 1989 году во всем мире. Многие конституции Франции, и среди них Конституция 1946 года, подтверждали приверженность принципам этой Декларации. Однако до Конституции 1958 года эффективных правозащитных механизмов во Франции не существовало, в отличие, скажем, от США, где на основе судебного казуса 1803 года -- Марбери против Мэдисона -- Верховный суд мог объявить недействительным любое законоположение, противоречащее Конституции, а, следовательно, всем ее поправкам, гарантирующим права личности. Парадоксально, но факт: именно с установление авторитарного по форме президентского правления с наделением носителя верховной власти генерала Де Голля обширными полномочиями страна получила в свое распоряжение хорошо функционирующие институты власти и управления. Основные задачи по обеспечению гражданских прав и свобод были положены на судебную власть и Конституционный совет, созданный в 1958 году. Только благодаря деятельности общегражданской и административной юстиции и постепенно набиравшей силу практике Конституционного совета в государстве сложились эффективные правозащитные механизмы. Франция не только присоединилась к Международным пактам о правах человека, но и по ряду направлений стала задавать тон развитию гуманистических принципов в законодательстве.
Правовое государство, модель которого разрабатывается в правительственных кругах Франции с участием видных ученых-юристов, предполагает строгое ограничение прерогатив государственной власти при ее вмешательстве в общественную жизнь. Но это вовсе не умаляет роли государственных учреждений в жизни современного общества. Напротив, их регулирующая роль становится все более конструктивной. В 1985 году в своей речи на коллоквиуме, посвященном проблемам модернизации государства, президент Республики Ф. Миттеран заявил: ”Нет демократии без государства… Государство предоставляет ресурсы для выполнения демократических решений, в форме законов или подзаконных актов; оно обеспечивает поддержание правопорядка -- основное усилие, необходимое для осуществления демократии, оно защищает и обеспечивает жизненность публичных свобод” [5, 134].

1. 1 Классификация гражданских прав и свобод

Параллельно с эволюцией прав и свобод шел процесс развития правозащитных механизмов, причем эти механизмы разрабатывались на фоне острых классовых противоречий, раздиравших страну на протяжении существования двух империй и пяти республик. Несмотря на то, что авторитарные режимы, особенно в имперские периоды, серьезно блокировали реализацию провозглашенных в Декларации 1789 года гражданских прав и свобод, их общее развитие было поступательным.
Главными вехами на этом пути были законодательные акты III Республики о свободе слова и печати, свободе объединений, о введении всеобщего и равного избирательного права. IV Республика, несмотря на провозглашенную в ее Конституции приверженность принципам Декларации 1789 года, мало продвинулась в этом направлении, хотя объективные предпосылки для такого продвижения были. Так, в свое время разрабатывался уникальный по своей юридической и научной ценности документ, в котором в концентрированном виде излагался весь каталог прав и свобод, установленных за период с 1789 по 1946 год. Речь идет о проекте Конституции, одобренном Национальным учредительным собранием 19 апреля 1946 года, но не поддержанном французским народом на референдуме 5 мая 1946 года. Этот проект состоял из двух частей, одна из которых -- ”О свободах” -- объединяла все принципы 1789 года, дополненные и развитые в законодательстве III Республики, а другая -- ”Социально-экономические права”-- аккумулировала все прогрессивные достижения человечества за первую половину ХХ века.
Разграничение закрепленных в действующем французском законодательстве прав и свобод обычно проводится согласно следующей классификации: гражданские, политические и социально-профессиональные. В последнее десятилетие классификация прав и свобод становится гораздо более дробной. Так, профессор Ф. Люшер в число свобод, ныне подпадающих под конституционную защиту, включает следующие комплексные их блоки [13].
1. Личные или индивидуальные свободы (право передвижения, выбора места жительства, неприкосновенность жилища и уважение интимной жизни, защита гражданства, имущества и полная возможность распоряжаться им по своему усмотрению);
2. Публичные свободы (свобода совести, вероисповедания, объединений, собраний, свобода получения образования и занятия предпринимательством или профессиональной деятельностью, свобода выражения мнений, прессы и использования аудиовизуальных средств информации).
3. Местные или территориальные свободы образует комплекс возрастающих по значению демократических начал в управлении местными коллективными, включая и основное право на суверенитет управления и выбор его форм, вытекающих из проводимой линии на децентрализацию власти и деконцентрацию полномочий. Основу же региональной политики составляют представительное правление, равенство всех проживающих в регионе граждан, целостность территории;
4. Право на равенство включает и общий по значению конституционный принцип равенства всех перед законом, и специфические виды равенства (равенство при найме на работу, занятии общественных должностей, перед налогообложением и выполнением гражданских повинностей;
5. Право на собственность охватывает как право частного владения, распоряжения и пользования, так и право участия граждан в управлении и контроле за общественной (коллективной) собственностью и сектором государственных имуществ;
6. Право на достоинство включает в себя защиту жизни и обеспечение личной безопасности граждан, свободное и беспрепятственное занятие трудовой и профессиональной деятельностью в условиях, гарантирующих творческую индивидуальность;
7. Право на безопасность -- это право на защиту со стороны правосудия, на материальную поддержку социально незащищенных и малоимущих граждан, на обеспеченность правовой защитой перед действием репрессивного аппарата (уголовно-процессуальные гарантии) и защиту граждан перед лицом государственной администрации;
8. Право на демократию предполагает соблюдение ключевых принципов правового государства, к числу которых относятся национальный суверенитет, разделение властей, всеобщие, прямые и тайные выборы, возможность сопротивления граждан любым формам тиранов и угнетения.

1.2 Общие принципы пользования свободами.

В функциональном плане свободу следует понимать как право делать все, что не запрещает закон, но положения которого находятся в соответствии с Конституцией. По общему правилу, закон должен вмешиваться в отношения людей лишь в той степени, в какой это необходимо для охраны существующего порядка. Из Декларации 1789 года с учетом трактовки ее принципов в Конституции 1958 года вырисовывается главная идея: свободная деятельность человека есть его естественное право. Поэтому не возникает и надобности в перечислении дозволений: все, что не запрещено законом, разрешено; напротив, существует необходимость в определении запретов, разумеется, с учетом того, что закреплено в Конституции.
Какими же содержательными характеристиками во французской правовой доктрине обладает свобода, если ее рассматривать как право? Исходя из конституционного значения принципов, институтов и гарантий, признанных Конституцией 1958 года, в законодательном порядке обеспечивается социально-правовой статус гражданина: определяются правила и условия наследования, брачно-семейного режима, социального страхования и обеспечения. Они имеют основополагающее значение для стабильности жизни, и законодатель не вправе произвольно отменить или ограничить действие этих социальных институтов. Тем не менее, законодатель, независимо от его принадлежности к правому или левому политическому крылу, подчас склоняется к тому, чтобы относить к свободе то, что таковой не является на деле. Так, закон от 29 июля 1982 года провозглашает, что аудиовизуальное вещание свободно (ст. 1) и что граждане имеют право на свободную и плюралистическую информации., передаваемую службами аудиовизуальной коммуникации (ст. 2). Закон от 30 сентября 1986 года устанавливает, что создание и эксплуатация телекоммуникационных устройств и пользование телекоммуникационными службами осуществляются свободно (ст. 1), но при этом предприятия аудиовизуального вещания, не принадлежащие государству, подчиняются режиму предварительных разрешений. Таким образом, то, что законодатель именует свободой, по существу является отменой государственной монополии, т.е. предоставлением определенному кругу лиц возможности заниматься деятельностью, которую раньше осуществляли государственные службы.
Основной конституционной гарантией для пользования правами и свободами служит право собственности, понимаемое и как право владения, распоряжения и отчуждения ее частей по воле владельца. Это право нашло свое последовательное выражение и детализированное закрепление в нормах наполеоновского Гражданского кодекса 1804 года. Приоритет, отданный индивидуалистической концепции прав собственности, в немалой мере способствовал расширительному толкованию всей суммы прав и свобод личности.
Другим важнейшим конституционным основанием для обеспечения прав и свобод является принцип совместимости всех свобод, неразрывного осуществления публичных, местных и личных свобод. Публичные свободы, установленные в абз. 2 ст. 34 Конституции Франции, а также свободы местных и территориальных коллективов, самостоятельность которых признается абз. 4 ст. 34 и абз. 2 ст. 72 Конституции служит таким же ”пьедесталом” как проявление личной свободы граждан, как и право владения и распоряжения собственностью.
Однако местные свободы могут существенно отличаться по объему и характеру пользования от того круга свобод, где пользователем прямо или косвенно выступает индивид. Носителем же прав, вытекающих из пользования местными свободами, как правило, выступает юридическое лицо, правами которого наделяется местный и территориальный коллектив. Разграничение по признаку индивидуального и коллективного пользования нельзя проводить между личными и публичными свободами, так как их непосредственным пользователем всегда будет индивид. Поэтому свободными являются не столько объединения, собрания граждан, культовые организации, сколько сами граждане, их составляющие. По своему выбору они располагают правом объединяться, проводить собрания, поклоняться тому или иному культу.
Следовательно, напрасно и даже бесполезно заниматься ограничением свободы каждой отдельной личности от публичных свобод. Но зато есть все основания дать юридическое определение индивидуальной свободы, чтобы уяснить меру ее защищенности судебной властью, и определение публичных свобод, чтобы определить, какими же гарантиями их должен обставить закон.
Факторами, подкрепляющими эффективную реализацию провозглашенных свобод, являются связанность государственного аппарата управления законом и ответственностью должностных лиц за неправомерные действия (превышение власти, злоупотребление служебным положением и т.д.). Уже в Декларации 1789 года (ст. 15) зафиксирован один из ключевых принципов демократического взаимодействия общества и государства -- принцип подконтрольности аппарата государства, должностных лиц обществу, гражданам.
Во Франции местным коллективам и региональным учреждениям гарантируется свободное управление собственными ресурсами с учетом мнения граждан и ответственных за управление должностных лиц. Эти полномочия осуществляются местными выборными органами. В этой связи актуально звучит призыв бывшего французского президента: ” Важнейшая обязанность всех ответственных деятелей государственных коммунальных служб и социальных институтов -- стремиться честно выяснить мнение тех, кто пользуется их услугами, причем делать это так, чтобы оставалось как можно меньше места для тайных политических замыслов и идеологического фанатизма и чтобы максимально учитывать высказанные мнения; даже больше -- их обязанность -- добиваться участия потребителей в самом управлении этими службами и этими системами.
Всем гражданам гарантируется беспрепятственное пользование публичными свободами, причем, если к корпусу государственных служащих применяются особые гарантии, то на всех трудящихся без исключения распространяется действие профсоюзного законодательства. Ограничения со стороны государства имеют смысл лишь постольку, поскольку этими ограничениями преследуется цель поставить преграды на пути к произвольному обращению с правами гражданина. Правовое государство видит свои задачи и свое предназначение в обеспечении всей суммы свобод для каждого конкретного гражданина. Всякое ограничение его всемогущества мыслимо лишь в пользу индивида, статус которого гарантируется Конституцией и законами даже в тот момент, когда гражданин противостоит самому государству.

2 Основы конституционного права Франции

2. 1 Общая характеристика действующей конституции.

Франция третьей в мире и второй в Европе создала в 1791 году писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 года, составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конституцией. Вместе с тем есть все основания полагать, что Франция держит в Европе рекорд по числу разработанных и действовавших в ней конституций со времени Великой революции конца ХVIII века.
Французская юридическая конституция в материальном смысле включает три акта: Конституцию 1958 года, Декларацию прав человека и гражданина 1789 года и преамбулу Конституции 1946 года.
В настоящее время в науке французского конституционного права общепризнанно существование ”конституционного блока”, включающего три иерархических элемента: Конституцию 1958 года; ”принципы, имеющие конституционную силу”, которые содержатся в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и в преамбуле Конституции 1946 года или которые Конституционный совет объявит ”признаваемыми законами Республики”; органические законы.
Конституция 1958 года в нынешней редакции состоит из краткой преамбулы и 17 разделов, хотя два из них (XIII и XVII) не содержат каких-либо норм. В тексте Конституции содержатся 89 статей, из которых несколько имеют двойные номера (например, 88-1), поскольку были включены в текст позднее, а менять в связи с этим общую нумерацию статей французский законодатель не пожелал. Время от времени во Франции появляются идеи широкомасштабной реформы действующей Конституции. Последняя была предложена президентом Жаком Шираком в 1995 году, однако так до сих пор и не реализована.

2.2 Конституционные основы политической системы

По форме правления Франция -- полупрезидентская, полупарламентская республика, по форме территориально-политического устройства -- сложное унитарное государство (Корсика -- политическая автономия, Новая Каледония -- ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.
Характеристика главных задач публичной власти, основных принципов ее организации и деятельности содержится в Декларации. Согласно ее ст. 2, ”цель всякого политического союза -- обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые -- свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. А в ст. 16. ск и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.