На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90441


Наименование:


диплом Организация ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении как фактор формирования социальной активности школьников (МКОУ СОШ Белоносовская СОШ)

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 17.8.2015. Сдан: 2015. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ……………………6
1.1. Понятие и роль ученического самоуправления в развитии личности………………………………………………………………….………6
1.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления в школе……………………………………………………………………………..13
1.3. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в школе……………………………………….30
Выводы по I главе……………………………………………………………39
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………..…………………………40
2.1. Организация и содержание ученического самоуправления, способствующего формированию социальной активности учащихся…...…………………………………………………………………..40
2.2. Разработка и внедрение Программы ученического самоуправления, способствующего формированию социальной активности учащихся МКОУ сош «Белоносовская школа» ….……………………………………………...38
2.3. Анализ результатов внедрения Программы внутришкольного эксперимента самоуправления в общеобразовательном учреждении как фактор формирования социальной активности школьников ………………41
Выводы по II главе ……………………………………………………..….........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...62
ПРИЛОЖЕНИЯ……………..……………………………………………….....65
Приложение А - Программа ученического самоуправления, способствующая формированию социальной активности учащихся……………………………65
ВВЕДЕНИЕ

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). (2012) В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2011-2015 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2011 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано.
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.
Одна из задач школьной системы образования - подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность [5].
Таким образом, исследование роли самоуправления в общеобразовательном учреждении является актуальной и востребованной темой.
Проблема исследования: выяснить, какова эффективная организация ученического самоуправления в формировании социальной активности учащихся старших классов.
Объект исследования - воспитательная система школы.
Предмет - система ученического самоуправления.
Цель исследования: определить роль самоуправления в ученическом коллективе в формировании социальной активности школьников.
На основании выше сказанного можно поставить для исследования следующие задачи:
1. Классифицировать ошибки и затруднения, создающие педагогические проблемы при создании ученического самоуправления, а также выявить причины их возникновения и рассмотреть пути их преодоления.
2. Определить сущность, принципы, функции, роль, условия ученического самоуправления.
3. Определить функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления.
4. Рассмотреть комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.
5. Развитие ученического самоуправления в условиях школы как средство формирования социальной активности.
Гипотеза исследования: реализация педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе будет эффективной, если будут выполнены условия: - развитие положительных мотивов учения;
- обеспечение групповых форм работы, учитывающей индивидуальные потребности и возможности детей;
- организация совместной деятельности учащихся и родителей, основанной на сотрудничестве и передаче социального опыта;
- гуманистический характер межличностных отношений учащихся и педагога в условиях совместной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, детализация (выделение составных частей), классификация, систематизация. Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта менеджмента; статистические методы.
База исследования: МКОУ Белоносовская СОШ.
Новизной работы является разработанная и внедренная Программа внутришкольного эксперимента «Самоуправление как фактор формирования социальной активности обучающихся».
Работа содержит 2 главы, 10 таблиц, 36 источников литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВы ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Понятие и роль ученического самоуправления в развитии личности

Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления - причина и источник многочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средство социализации; в социальной психологии - с позиции фактора развития группы, считая, по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функций управления; в педагогике - с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.
Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.
Наибольшее развитие самоуправление получило в педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривал самоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы - становления воспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).
Коллектив, - считал А.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов, это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива.
Органическое единство интересов коллектива и интересов общества А.С.Макаренко считал основным мотивом формирования потребности воспитанников в самоуправлении, а само самоуправление рассматривал как условие получения конкретных навыков демократии.
Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив - важная составляющая педагогического процесса. Однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику создатель «Педагогики общей заботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит только в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников, рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистической общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления - содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.
Таким образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:
1. Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;
2. Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
3. Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах.
4. Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
5. Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;
6. Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;
7. Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
8. Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;
9. Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;
10. Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
11. Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;
12. Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого.
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [11,с.58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:
1. Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.
2. Социально-психологические, которые способствуют:
Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу.
3. Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
М.И.Рожков выделяет и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:
1. Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
2. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.
3. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директор и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Формирование современной личности, способной плодотворно жить в быстро меняющихся условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, ставит перед российской школой в качестве одной из важнейших задач развитие такого качества личности, как социальная активность. Образовательное учреждение призвано сегодня не только давать определенную сумму знаний, но и создавать обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед ним как перед гражданином, членом общества. В этом плане важную роль призвано сыграть ученическое самоуправление, то есть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Социальная активность является общественным свойством личности, проявляющимся в ее мотивированном, деятельном отношении к окружающему социуму с целью участия в его жизнедеятельности и преобразовании. Исходя из данного понимания, социальная активность личности должна выходить на следующие показатели: объективные (фактическое участие в жизнедеятельности социума и его результаты) и субъективные (мотивация, ценностные ориентации, творчество в социальной сфере жизнедеятельности). Уровень сформированности социальной активности личности школьника будет отражать характер, направленность и эффективность воспитательной системы образовательного учреждения прежде всего, такой ее формы, как ученическое самоуправление), активность воспитывающей и социализирующей среды.
2. Рассматривая ученическое самоуправление как добровольный, демократический, гуманистический, социальный, творческий, разновариантный, самостоятельный процесс, мы осуществляли его на основе подхода, предполагающего в организации жизнедеятельности идти от ребенка, а не к ребенку, что обеспечивало учащимся социальную защиту, социальную адаптацию и социальные гарантии, а также предполагающего, что все субъекты воспитательного процесса ставятся в равные условия, это давало возможность говорить об образовании открытой системы воспитания в лицее.
3. Выделенные приоритетные направления в содержании ученического самоуправления: гражданско-патриотическое, профориентационное, познавательное, научно-исследовательское, трудовое, культурно-массовое, спортивное, досуговое, способствовали повышению значимости таких мотивов совместной деятельности как «общественная значимость деятельности» и «содержание деятельности»; позволили повысить включенность учащихся в дела класса и лицея, организованность классных коллективов, ответственность лицеистов, результативность деятельности учащихся на школьном, городском, краевом и всероссийском уровнях.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.
1. Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей.
2. Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.
3. Социально-педагогические условия: использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников; позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.
4. Психологические условия: сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся, благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем, развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.
5. Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. «…ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач» [7, с.15].
Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.


1.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [33].
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. [12,с.34]
В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей и подростков в управлении своим классным и общешкольным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Главные условия развития органов ученического самоуправления:
- создание в школе демократической среды;
- постановка перед детьми посильных задач;
- создание системы наставничества педагогов над органами школьного самоуправления (министрами).
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности. Значительным потенциалом в ее решении обладает лицей, поскольку такой вид общеобразовательного учреждения предъявляет повышенные требования к освоению содержания образования, предполагает его профильную направленность, что обусловливает необходимость более высокой самоорганизации, ответственности и активности учащихся лицея.
В педагогической науке накоплен немалый опыт решения проблем формирования современной личности и ее социальной активности. Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формирования человека раскрыты в исследованиях философов и социологов А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, Г.Е. Зборовского, В.Т. Лисовского, Г.Г. Ш Силласте, А.Г.........


кольника. - 2011. №8.
25. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. [Текст] // Воспитание школьника. - 2011. №7.
26. Майкон, А. И. зам. Директора по воспитательной работе школы №180 г. Новосибирск. Пять + один! (из опыта создания системы воспитательной работы) [Текст] / А.И.Майкон // Классный руководитель. - 2010. №5.
27. Об опыте коммунарских сборов. // Воспитание школьника.- 2011. №7.
28. Проект деятельности как средство развития воспитательного процесса. // Воспитание школьника. - 2011. №7
29. Соколова, А. К взрослой жизни через творчество [Текст] / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2011. №5.
30. Схема формирования самоуправления в лицее //Классный руководитель. - 2012. №3. - с.75.
31. Бочкарев, В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах [Текст] / В.Бочкарев, В.Опалихин // Воспитание школьника. - 2013. №2. - с.14.
32. Калиш, И. Типичные ошибки ученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., Солодова О.//Завуч.-2013, №7.
33. Прутченков А., Подготовка к сознательному и компетентному участию в выборах [Текст] / А. Прутченков , В.Высоцкий // Воспитание школьников. - 2014, №1.
34. Организация деятельности органов ученического самоуправления. // Классный руководитель. - 2012, №2. - с.45.
35. Рогаткин, Д.В. Служба примирения в системе школьного самоуправления [Текст] / Д.В.Рогаткин // Вестник восстановительной юстиции. -2012. №4.
36. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования J игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции. [Текст] // Внешкольник. - 2012. №5.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.