На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90450


Наименование:


Диплом психолого-педагогический фактор в развитии взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 18.8.2015. Сдан: 2014. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности развития взаимоотношений в дошкольном возрасте 21
1.3 Характеристика совместной деятельности в дошкольном возрасте 33
Глава 2. Экспериментальное исследование развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 40
2.1 Изучение начального уровня развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 40
2.2 Программа развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 42
2.3 Изучение динамики развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности 48
Заключение 51
Приложение 1 53
Список литературы 55



Введение

Актуальность. В отечественной психологии и педагогике особенно активно изучается вопрос деятельности, однако изучать деятельность необходимо, преломляя этот феномен в различных других областях. Классики отечественной общей и социальной психологии считают, что общение и взаимодействие с окружающими - это деятельность, которая имеет свои мотивы, цели, побуждения.
Личность развивается во взаимоотношениях: в младенческом возрасте главной фигурой является мать, в раннем возрасте - близкое окружение, состоящее в основном из родственников, в дошкольном возрасте - более широкий социальный круг, в который входят воспитатели детского сада, сверстники, взрослые.
В данном случае понятие «личность» является основополагающим, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн подчеркивают следующие общие черты личности: системность, социальная соотнесенность и субъектность. Развитие личности в дошкольном возрасте представляет в связи с этим особый интерес т.к. как отмечают В.С. Мухина, Г.С. Абрамова и Л.И. Божович, именно в дошкольном возрасте ребенок открывает мир общества (общается со сверстниками и взрослыми, играет в ролевые игры).
В совместной деятельности развиваются и взаимоотношения, что происходит в дошкольном возрасте в основном посредством игровой деятельности, являющейся ведущей. В связи с этим раскрывается социальная соотнесенность, как черта личности - в результате социализации общество готовит личность к существующему образу жизни, к активному участию в социальном прогрессе, а человек познает жизнь, находит себя, развивает свои природные силы и способности, необходимые ему для социального и личного самоутверждения.
Проблематика, которая выходит на первый план состоит в возможностях психолого-педагогического влияния на процесс совместной деятельности дошкольников с целью развития их взаимоотношений.
Цель исследования - изучить результативность программы психолого-педагогического вмешательства в процесс развития взаимоотношений дошкольников в ходе их совместной деятельности.
Объект исследования - развитие взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.
Предмет исследования - психолого-педагогический фактор в развитии взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.
Гипотеза: комплекс приемов и упражнений позволяет повысить эффективность развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности (что включает повышение самостоятельности, активности, склонности к диалогу и принятию других).
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности развития взаимоотношений в дошкольном возрасте.
3. Разработать и апробировать комплекс приемов и упражнений для совместной деятельности дошкольников, направленный на повышение эффективности взаимоотношений дошкольников.
Методы исследования:
1) Библиографический - теоретический анализ используемых источников и литературы.
2) Диагностический - использование методики «Рукавички» Г.А. Цукерман.
3) Статистический - проверка гипотезы о различиях.
Методологическая база: концепция становления межличностных отношений в дошкольном возрасте М.И. Лисиной.
В качестве испытуемых выступили дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад. Общее число испытуемых 40 человек, среди которых 22 мальчика и 18 девочек.


Глава 1. Теоретические основы изучения развития взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст принято разделять на две части: младший дошкольный возраст или раннее детство (от двух до четырех лет) и старший дошкольный возраст или середина детства (от пяти до семи лет).
В целом дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [8].
В этом возрасте появляется повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития [1].
С такой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей ребенок и приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми, - кроме семьи значимыми вскоре станут отношения со школой. Именно с социальным опытом старшего дошкольного возраста ребенок подходит к школьному возрасту, к кризису семи лет.
В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте [8].
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения [4].
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью [8].
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря Усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [9].
Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого [8].
В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров - произвольности и вербальности - в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации.
Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека.
Характерной чертой этого периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения [14].
Психофизиологические функции, их образные компоненты в это время развиваются при непременном участии речи в различных ее проявлениях. Речь взрослого и самого ребенка, включаясь в развитие и индивидных характеристик, служит для вербализации, инструктирования, определения смысла явлений, их обобщения, программирования и регулирования поведения и деятельности. Поэтому в первоначальном естественном виде психофизиологические функции при наличии достаточно большого словарного запаса и развитой речи у ребенка в это время встречаются крайне редко.
Речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие caмих психофизиологических механизмов. Благодаря речи и многообразию ее ролей складываются различные типы социализации индивидных структур и прежде всего в сфере психофизиологических функций [10].
В развитии основных свойств перцепции наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит становление и рост ее целостности, а с другой - проявляется детализация и структурность перцептивного образа. К концу дошкольного возраста появляется способность вычленять форму объекта. В результате проведенных экспериментов с детьми четырех-семи лет стало ясно, что только к шести годам дети начинают справляться с задачей выкладывания фигуры без ошибок. Младшим детям решение этой задачи почти совершенно недоступно.
Почти все психические процессы в данный период тесно связаны с развитием речи [11].
Выше было упомянуто, что все психические функции в данный период связаны с развитием речи, поэтому уместно перейти в особенностям общения в старшем дошкольном возрасте [2].
Он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.
Следовательно, взаимодействие ребенка с компьютером происходит опосредованно через общение со взрослыми. Для ребенка в этот возраст важно не только взаимодействие с новым предметом, компьютером, но и сам факт общения со взрослым, которые является его «проводником» к новому предмету в жизни. То, каким образом родители или значимые взрослые, обставляют процесс взаимодействия ребенка с компьютером, определяет насколько, во-первых, удачно он сможет использовать полученные навыки, во-вторых, насколько положительно скажется общая со взрослым деятельность, подкрепленная общением, и только в-третьих, насколько адекватным и нормированным будет контакт ребенка с компьютером.
Многообразие путей и факторов, влияющих на психику, создает неравномерность развития отдельных психофизиологических функций и способствует более ускоренным темпам динамики их социальных форм. Все это создает готовность к дальнейшему развитию ребенка в условиях школьного обучения [8].
До середины детства ребенок связан тесными эмоциональными связями с родителями (или людьми, их заменяющими), он погружен в эти чувства и еще не умеет их анализировать. Через освоение речи он овладевает словом как формой анализа чувств. Формообразующая роль слова в анализе ребенком своих переживаний исследована, недостаточно, но изучение, феномена лжи дает основания говорить о том, что образ «Не-Я», образ чужого человека очень рано обобщается ребенком в слове и используется для установления отношений с другими людьми [1].
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.
По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятс........

Список литературы

1) Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 672 с.;
2) Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды . -- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 224 с. (Серия «Психологи Отечества»);
3) Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 304 с.;
4) Андреева Г.М. Социальная психология. - М:. Аспект Пресс, 2010 - 368 с.;
5) Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Академия, 2011. - 264 с.;
6) Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2010. - 127 с.
7) Выготский Л.С. Мышление и речь, - М.: АСТ Москва, 2008. - 672 с.;
8) Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2009. - 512 с.
9) Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -- М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2007. - 336 с.
10) Запорожец А.В. Психология действия. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2008. - 736 с.
11) Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. - 448 с.;
12) Кольцова М.М. Медлительные дети. Московский психологический журнал. №9 nomer9/s06.shtml
13) Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
14) Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.- 2-е изд., расширенное, испр. и доп.- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.;
15) Кузнецов А.Н., Войнова О.С. Медлительность как одна из причин дезадаптации учащихся, releases/pedagoka_i_psichologiy/27_8/
16) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008.
17) Леонтьев А. Лекции по общей психологии. - М.: Изд. Центр"Академия", 2007. - 511 с.;
18) Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
19) Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: МОДЭК, 2011. - 424 с.;
20) Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
21) Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 592 с.
22) Мудрик А.В. Социализация человека, - М.:МПСИ, МОДЭК, 2011. - 624 с.
23) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов . - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 456 с.;
24) Немов Р.С. Психология, - М.: Юрайт, 2011. - 640 с.
25) Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 538 с.;
26) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. / Под ред. Запорожца А.В., Неверовича Я.З. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. Наук СССР - М.: Педагогика , 1986.-176 с
27) Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 416 с.
28) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. - 720 с.
29) Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 2008. - 256 с.;
30) Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 2008. - 304 с.;
31) Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2011. - 299 с.
32) Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: "Прайм-Евро-Знак", 2007. - 290 с.
33) Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: "Прайм-Евро-Знак", 2007. - 290 с.;
34) Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2008. - 48 с.
35) Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
36) Фрейд, А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. "Я" и защитные механизмы. - М.: Попурри, 2010. - 448 с.
37) Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. -Минск: Ильин В.П., 2011. - 192 с.;
38) Хилько М.Е., Ткачева М.С., Возрастная психология: конспект лекций, - М.: Высшее образование, 2008. - 194 с.
39) Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка. - М.: СПСИ, 2007. - 656 с.
40) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Изд-во "Питер Пресс", 2009. - 608 с.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.