На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90566


Наименование:


Курсовик Управление трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 27.8.2015. Сдан: 2012. Страниц: 91. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 5
1. РОЛЬ И ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, КАТЕГОРИИ
ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7
1.1. Трудовые ресурсы и система их управления в Республике
Беларусь 7
1.1.1. Роль, понятие, состав трудовых ресурсов 7
1.1.2. Организация управления трудовыми ресурсами 9
1.2. Занятость как экономическое явление 12
1.2.1. Понятие занятости, показатели и факторы, ее оценивающие 12
1.2.2. Основные направления государственной политики занятости
в Республике Беларусь 15
1.3. Безработица и ее социально-экономические последствия 21
1.3.1. Безработица: понятие, причины, виды, последствия …21
1.3.2. Порядок и условия признания граждан безработными 25
2.СОСТОЯНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, ЗАНЯТОСТИ И
БЕЗРАБОТИЦЫ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГГ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Анализ структуры и динамики трудовых ресурсов 28
2.2. Анализ распределения занятого населения по регионам,
отраслям, секторам экономики и видам экономической деятельности 37
2.3. Анализ динамики и структуры безработных 44
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 56
3.1. Достоинтства и недостатки зарубежных моделей
регулирования безработицы 56
3.2. Предлагаемые направления регулирования безработицы
в Республике Беларусь 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 82ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики определяет необходимость нового подхода к проблемам труда и управления трудовыми ресурсами.
Реорганизация хозяйства и переход к рыночным отношениям, имели целью рост экономической свободы для мобилизации собственных сил людей. В результате возникли новые сферы и виды деятельности, формирующие иную структуру занятости и возможные источники доходов. Однако при этом социально-экономическая система не создала эффективных условий для свободной самореализации, часть населения оказалась неспособной адекватно реагировать на возникшие перемены. Как следствие, резко возрос уровень официальной и скрытой безработицы, получили развитие различные негативные явления в сфере социально-трудовых отношений.
Управление трудовыми ресурсами как на государственном, так и на уровне организации, представляют собой взаимосвязанные подсистемы, которые должны быть ориентированы на достижение рационального использования имеющихся трудовых ресурсов, исходя из трудового потенциала республики. При этом процесс управления трудовыми ресурсами невозможен без наличия объективной информации, все эти обстоятельства придают качественно новое содержание процессу формирования трудовых ресурсов, а, следовательно, и исследование этого процесса в настоящее время приобретает особую значимость.
Актуальность и объективная необходимость системного исследования и комплексного решения теоретических и прикладных проблем управления трудовыми ресурсами Республики Беларусь, определили выбор темы дипломного проектирования, его цель и основные задачи, имеющие важное народнохозяйственное значение.
Целью дипломной работы является научное и практическое обоснование подходов к управлению трудовыми ресурсами и рекомендациями по его совершенствованию в рамках государственной политики занятости.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрываются теоретические аспекты трудовых ресурсов, занятости и безработицы;
- определяются основные направления государственной политики занятости;
- производится оценка трудовых ресурсов, занятости и безработицы республики;
- исследуется изменение численности и состава трудовых ресурсов республики за 2009 - 2011 годы;
- определяются направления развития рынка труда и занятости населения в республике;
- исследуется распределение занятого населения по регионам, секторам экономики и видам экономической деятельности;
- рассматривается опыт зарубежных стран по регулированию безработицы;
- разрабатываются практические направления по преодолению безработицы.
Объект исследования - трудовые ресурсы республики как один из основных факторов его экономического и социального развития, а также занятость как экономическое явление.
Предмет исследования - особенности развития системы управления трудовыми ресурсами и занятостью в Республике Беларусь.
Методология исследования базируется на положениях экономической теории и научном подходе к исследованию трудовых ресурсов республики. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, занятости населения, статистики и других форм регулирования социально-трудовых отношений. Для решения поставленных задач применялась система научных методов, в т.ч. методы анализа и синтеза, сравнений.
Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Республики Беларусь, данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, использовались научные работы отечественных и зарубежных экономистов.
Дипломная работа изложена на 83 страницах основного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 6 приложений, содержит 18 рисунков, 20 таблиц.
1 РОЛЬ И ПОНЯТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, КАТЕГОРИИ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Трудовые ресурсы и система их управления в Республике Беларусь
1.1.1 Роль, понятие, состав трудовых ресурсов
В экономике наряду с различными ресурсами присутствуют и человеческие ресурсы, т.е. ресурсы для трудовой деятельности, ресурсы труда. Понятие «человеческие ресурсы» более характерно для уровня предприятия. На уровне общества в начале 20-х годов ХХ вв. в нашей стране для характеристики данного вида ресурсов получило распространение понятие «трудовые ресурсы».
Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для осуществления полезной деятельности.
К трудовым ресурсам относятся [1, c.16]:
- население в трудоспособном возрасте: мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях;
- население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Понятие «трудовые ресурсы» опирается на понятие «население». Естественно, что понятие «население» заметно шире понятия «трудовые ресурсы». Но нужно еще учитывать, что не все трудоспособное население является трудовыми ресурсами. Лица вне трудоспособного возраста могут быть по состоянию здоровья способны к труду, но если они не работают, то в трудовые ресурсы не включаются.
Помимо понятия «население», необходимо учитывать и еще ряд понятий, например, «экономически активное и неактивное население».
В соответствии с международной классификацией к экономически активному населению (рабочей силе) относится часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду [2].
Экономически неактивное население в составе трудовых ресурсов - это трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которое не занято экономической деятельностью и не считается безработным [3, c.6].
К экономическому неактивному населению, которое входит в состав
трудовых ресурсов относятся следующие группы трудоспособного населения в трудоспособном возрасте [4, c.18]:
- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;
- лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
- лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.
К экономически неактивному населению, не включаемому в состав трудовых ресурсов, относятся [4, c.18]:
- лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях) и не занятые никакой деятельностью;
- инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью;
- дети.
Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристику.
К количественным показателям относятся [5, c.34]:
- численность населения;
- структура населения по различным категориям;
- показатели естественного движения населения и т.д.
К качественным характеристикам относятся [5, c.34]:
- уровень образования;
- профессионально-квалификационная структура;
- культурный уровень;
- показатели здоровья населения;
- половозрастная структура;
- средняя продолжительность жизни;
- соотношение занятых преимущественно умственным и преимущественно физическим трудом;
- структура занятых в материальном производстве и в непроизводственной сфере;
- показатели миграции;
- национально-этническая структура и др.
Оценка качественных характеристик населения - дело весьма сложное, так как не существует интегрального, обобщающего показателя для этих целей, а частные показатели по отдельным характеристикам качества населения
изменяются во времени зачастую в прямо противоположных направлениях и
с различной интенсивностью [5, c.34].
Значение количественной и качественной характеристик трудовых ресурсов важно с позиции той роли, которую играют сами трудовые ресурсы. В этой связи трудовые ресурсы можно рассматривать как экономическую и планово-учетную категорию.
Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы, являющейся формообразующим критерием выделения трудовых ресурсов из населения. Это в первую очередь установление границ трудоспособного (рабочего) возраста, а также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п.
Следовательно, трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.
Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя должно прежде всего отражать количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру (активную и пассивную части).
Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также не занятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста.
Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов [1, c.17].
Таким образом, трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем.
1.1.2 Организация управления трудовыми ресурсами
В настоящее время существуют различные определения понятия управления трудовыми ресурсами. Наиболее широкая и традиционная трактовка данного понятия, присущая советской экономической экономике, отражена в следующей его формулировке: управление трудовыми ресурсами - это целенаправленные действия, направленные на формирование, распределение (перераспределение) и использование трудовых ресурсов [3, c.9].
Любой процесс управления, в том числе управления ресурсами для труда, состоит из ряда обязательных элементов [1, c.73]:
- субъекта управления или управляющего;
- объекта управления или управляемого;
- прямой связи между субъектом и объектом управления или
распорядительной информации;
- обратной связи между ними или исполнительной информации.
Эти основные элементы в совокупности представляют собой систему управления.
Под объектом управления в системе управления трудовыми ресурсами понимают демографические и социально-экономические отношения по поводу производства, распределения и использования ресурсов для труда [1, c.73].
Органы государственного управления относятся к субъектам управления трудовыми ресурсами. Исходя из функций, их можно разделить на органы общей, специальной и отраслевой компетенции. К органам общей компетенции относятся исполнительные и распорядительные, законодательные и судебные органы республиканского и местного уровня. В их функции входит координация управленческой деятельности на всех уровнях (регион, отрасль, предприятие).
К органам специальной компетенции относятся те из них, которые осуществляют управленческую деятельность на межотраслевом уровне по специальным вопросам. Например, труд и заработная плата, социальная защита, условия и охрана труда и др. Соответствующие органы созданы на всех административно-территориальных уровнях (область, город, район) и входят в состав местных органов управления.
Органы отраслевой компетенции - отраслевые министерства, концерны и др. Они осуществляют управленческие функции только в границах, определенных им нормативно-правовыми актами полномочий [3, c.9].
Целью управления трудовыми ресурсами является поиск наиболее рациональных путей их воспроизводства и использования, обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Задачи управления трудовыми ресурсами [1, c.73 - 74]:
- определение перспективных ориентиров использования трудовых ресурсов;
- обеспечение своевременного количественного и качественного обновления кадров;
- совершенствование ресурсов для труда;
- развитие трудовой и творческой мотивации.
В процессе управления важное место занимают методы управления, под которыми понимают способы целевого воздействия со стороны субъекта управления на управляемый объект [1, c.73 - 74].
Все методы, применяемые в процессе управления, подразделяются на
общие и частные. К числу общих относятся: административно-правовые, экономические и социальные.
Административно-правовые методы предполагают прямое воздействие
субъекта на объект, имеют обязательный характер. К ним можно отнести: установление границ трудоспособного возраста; определение продолжительности рабочей недели; распределение специалистов; применение дисциплинарных мер; издание нормативных и правовых актов и т.д.
Экономические методы связаны с установлением экономических нормативов, совершенствованием оплаты труда, созданием экономических рычагов и стимулов и т.д.
К социальным относятся методы, основанные на идеологическом, моральном и психологическом воздействии, и связанные с социально-трудовыми отношениями [3, c.10].
Обратную связь в управлении трудовыми ресурсами осуществляют органы статистики, социологические службы и средства массовой информации при выполнении опросов населения.
Важное место в механизме управления трудовыми ресурсами занимают функциональные подсистемы, которые подразделяются на основные и обеспечивающие.
Основные функциональные подсистемы - это характерные для любого вида управления подсистемы, включающие [1, c.74]:
- планирование и прогнозирование (разработка планов, прогнозов, программ и мероприятий, направленных на достижение поставленной цели);
- организацию деятельности (формирование организационной структуры, установление порядка функционирования системы и обеспечение ее работоспособности);
- координацию управленческих воздействий (деятельность по согласованию управленческих действий субъектов системы управления);
- мотивацию (выбор и осуществление экономических и моральных стимулов и условий, способствующих активизации творческого поиска путей реализации управленческих функций);
- учет, контроль и анализ существующей системы и ее элементов (накопление данных о функционировании системы, проверка и рассмотрение эффективности функционирования отдельных элементов и подсистем, анализ и выработка предложений по их совершенствованию).
Обеспечивающие подсистемы - это характерные для любого вида управления подсистемы: кадровая, научно-методическая, правовая, финансовая, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания, связи, информационного обеспечения и др [1, c.74].
Стандартно об эффективности управления трудовыми ресурсами судят
по динамике количественных и качественных характеристик трудовых
ресурсов, а также по показателям занятости.
Для характеристики использования трудовых ресурсов применяется также и такой относительный показатель, как коэффициент занятости (отношение численности занятых к численности экономически активного населения).
Важной областью анализа эффективности управления трудовыми ресурсами является характеристика творческой активности трудовых ресурсов. Сюда можно отнести, например, показатели доли изобретателей или рационализаторов в численности экономически активного населения [1, c.75].
Итак, система управления трудовыми ресурсами включает в себя следующие элементы: объект, субъект, цели и задачи, методы управления. К органам государственного управления трудовыми ресурсами относятся исполнительные и распорядительные, законодательные и судебные органы республиканского и местного уровня.
Следует отметить, что наиболее представительной категорией трудовых ресурсов является - «занятые в экономике».
1.2 Занятость как экономическое явление
1.2.1 Понятие занятости, показатели и факторы, ее оценивающие
В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) [6].
Состояние занятости прямо связано с понятием «занятые». По методологии Международной организации труда, занятые - это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период [7, c.159 - 160]:
- выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
- выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;
- временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости» занятыми считаются граждане [6]:
- работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;
- являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;
- зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
- осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;
- выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
- обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
- осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
- занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость.
Эффективная же занятость - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица [8, c.8].
Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды [8, с 11]:
a) сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
b) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
c) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
d) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
e) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
f) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
Выделяют следующие группы факторов, оценивающих занятость [9, c.13]:
- экономические;
- социальные;
- общемировые.
Экономические факторы занятости связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.
Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.
Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.
Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, - это система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.
Социальные факторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферы обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.
Общемировые факторы занятости связаны с особенностями способа производства материальных благ. В их составе выделяют такие взаимосвязанные факторы, как форма собственности на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей силы и др. [9, с 13-15].
Справочно: в январе-сентябре 2012 г. в экономике республики было занято 4 570 тыс. человек, что на 2,1 п.п. меньше, чем в январе-сентябре 2011 г. В организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 374,8 тыс. человек (73,8 % общей численности населения, занятого в экономике) и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,4 п.п. [10].
Таким образом, в условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда, рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность.
1.2.2 Основные направления государственной политики занятости в Республике Беларусь
Государственная политика занятости населения - это часть социально - экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда [7, c.188].
Основной целью государственной политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости [9, c.244].
Согласно Закону «О занятости» Республики Беларусь государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [11, c.226-227]:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее - профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
- ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
- обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
- содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
- предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
- поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
- участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Принято выделять два типа политики занятости: активный и пассивный.
Активная политика занятости характеризуется тем, что основную роль в формировании процесса занятости играет сам человек, который чувствует ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере - к активному поиску работы.
Основными элементами (направлениями) активной политики занятости являются [12, c.72]:
- помощь в трудоустройстве;
- содействие профессиональной подготовке и переподготовки;
- содействие самозанятости предпринимательству;
- организация общественных работ;
- помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалиды, молодежи, пожилым и др.
Система общественных работ позволяет лица, ищущим работу установить контакты с новыми работодателями, поддержать уровень своих доходов и трудовые навыки. Участие в общественных работах может стать постоянным местом работы для молодежи, женщин с детьми на рабочих местах в социальной сфере и в сфере услуг [13].
Пассивная политика занятости - меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения отдыха и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным ценам и др).
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам [9, c.249].
Согласно Основным положениям программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения [14]:
- создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
- стимулирование роста занятости в сфере услуг;
- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
- повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
- создание системы социального страхования населения от безработицы.
Следует отметить, что в Республике Беларусь с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости.
Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2012 год. В рамках реализации этой программы предполагается решение следующ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бажутин, И. С. Управление трудовыми ресурсами / И. С. Бажутин. - Новосибирск, 2006. - 138 с.
2. Правовая база Республики Беларусь. Под общей редакцией Валерия Левоновского [Электронный ресурс] / Прав. база Респ. Беларусь под общ. ред. Валерия Левоновского. - Минск, 2012. - Режим доступа: http: // www.lawsby.narod.ru < razdel8 / num4 / 8d4405. html. - Дата доступа: 20.09.2012.
3. Терехов, И. И. Управление трудовыми ресурсами: учеб. - метод. пособие / И. И. Терехов, Л. М. Анисов; под ред. И. И. Терехов. - Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2006. - 72 с.
4. Гордиенко, О. И. Управление персоналом / О. И. Гордиенко. - Новополоцк: ПГУ, 2010. - 340 с.
5. Иванова - Швец, Л. Н. Управление трудовыми ресурсами / Л. Н. Иванова - Швец. - М.: Моск. фин.-пром. академия, 2004. - 124 с.
6. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http: // www.pravo.by / main.aspx?guid=3871&p0= h10600125&p2={NRPA} < /%20www.pravo.by%20/%20main.aspx?guid=3871&p0=%20h10600125&p2=%7bNRPA%7d>. - Дата доступа 22.09.2012.
7. Рофе, И.Ф. Экономика труда: учеб. / А. И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010. - 400 с.
8. Кураков, Л. П. Трудовые ресурсы и занятость населения: учеб. пособие / Л. П. Кураков. - М.: Пресс-сервис, 2006. - 236 с.
9. Боровик, В.С. Занятость населения / В.С.Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А. Похвощев; под ред. В.С. Боровик. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: http: // www.belstat.gov.by < homep / ru / indicators / doclad / 2012_10 / 14.pdf - Дата доступа: 24.11.2012.
11. Головачев, А.С., Головачева, И.В. Макроэкономика / под общ. ред. А.С. Головачев. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 256 с.
12. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин; под ред. Г.Ф. Красноженова - М.: Инфра-М, 2010. - 159 с.
12. Шлендер, П. Э. Рынок труда: учеб. пособие / П. Э. Шлендер. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 208 с.
13. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http: // www.pravo.by / main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2={NRPA}. - Дата доступа 22.09.2012.
14. Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Сов. Мин. Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - Режим доступа: http // www.government.by < upload / docs / filee74d48c7calbaf26.PDF - Дата доступа 29.11.2012.
15. Правовая база Республики Беларусь. Под общей редакцией Валерия Левоновского [Электронный ресурс] / Прав. база Респ. Беларусь под общ. ред. Валерия Левоновского. - Минск, 2012. - Режим доступа: http: // www. pravo.levonevsky.org / bazaby11 / republic00 / text757. html. - Дата доступа: 29.10.2012.
16. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. - М.: Инфра-М, 2007. - 272 с.
17. Пилуй, М. П. Скрытая и частичная безработица / М. П. Пилуй // Белорусский банковский бюллетень, 2003. - №25. - С. 46 - 54.
18. Статистический сборник «Труд и занятость в Республике Беларусь» / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.; отв. Е.А.Севашко. - Минск, 2012. - 278 с.
19. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.; В. И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2012. - 715 с.
20. Щербакова, Е.А. Рост безработицы в мире в 2008 году // Бюллетень «Население и общество», 2009. - №395. - С. 14 - 16.
21. Ивашковский, С.Н. Экономика: микро - и макроанализ: учебно-практ. пособие / С.Н.Ивашковский. - М.: Дело, 2003. - 360 с.
22. Одегов, Ю.Г. Рынок труда и политика занятости / Ю.Г. Одегов // Известия Академия труда и занятости. - 2004. - №1/2. - С. 7 - 10.
23. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www. belstat. gov. by / homep / ru / indicators / small_annual1.php. - Дата доступа: 24.11.2012.
24. Кузьмин, С.А. Рыночная экономика и труд / С.А. Кузьмин. - М.: Наука, 2003. - 144 с.
25. Новости Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.belta.by < ru / all_new / society / Na - Molodezhnuju - praktiku - v - 2011 - godu - trudoustroeny - v - Belarusi. - 1648 - bezrabotnyx - vypusknikov_i_586477. html. - Дата доступа: 24.11.2012.
26. Сорокина, В.Ф. Великобритания: сфера услуг / В.Ф.Сорокина // Международная экономика и международные отношения. - 2003. - №2. - С. 89 - 92.
27. Волгин, Н.А. Усиление социальной направленности экономики России / Н.А.Волгин. - М.: Инфра-М, 2005. - 153 с.
28. Новости Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа: < / www.naviny.by < rubrics / economic / 2012 / 06 / 11 / ic_articles_113_178128. - Дата доступа 24.11.2012.
29. Новости Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www.naviny.by < rubrics / society / 2012 / 09 / 14 / ic_news_116_401458. - Дата доступа: 24.11.2012.
30. Новости Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // news.open.by / country / 91410. < country/91410/> - Дата доступа: 24.11.2012.П



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.