На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90684


Наименование:


Диплом Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 6.9.2015. Сдан: 2009. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Особенности познавательной сферы ……………………………………….6
1.1Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития…………………………………………………………………………….6
1.2.Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитии ребёнка……………………………………………………………………………8
1.3.Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу………………………………………………………………………...11
1.4.Особенности развития познавательной сферы у детей с ЗПР…………...20
1.5.Учебная деятельность детей с ЗПР………………………………………..31
2.Организация и процедура исследования……………………………………36
3. Экспериментальное изучение развития познавательной сферы у младших школьников…………………………………………………………………......38
4. Заключение…………………………………………………………………..56
5. Выводы……………………………………………………………………….59
6. Рекомендации………………………………………………………………...61
7. Список литературы…………………………………………………………..64
8. Приложение………………………………………………………………..…67


Введение
Причиной пристального интереса ученых к детям с ЗПР младшего школьного возраста является необходимость оказания помощи детям в преодолении затруднений в учебной деятельности, проблема коррекционного обучения. Построение адекватной дефекту коррекционной работы и профилактика нарушений учебной деятельности нуждаются в сведениях об особенностях усвоения детьми тех или иных школьных навыков, о своеобразии затруднений и их проявлениях, о возможных вариантах структуры интеллектуального расстройства.[18,с.58]
Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающиеся дети; одарённые дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11% в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе [33, с. 86].
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития [16]. Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы выражена в структуре школы (наличие подготовительного класса, щадящий режим, увеличение сроков обучения), в учебном плане (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на труд, на занятие по развитию речи), в содержании обучения (изучение основ наук сочетается с практической подготовкой учащихся к усвоению трудных разделов программы). Коррекционная направленность обеспечивается также системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей.
Актуальность исследования определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Дополнительной трудностью является высокая степень неоднородности рассматриваемой категории детей. Таким образом, в настоящее время самый широкий круг людей сталкивается с необходимостью знания и понимания психологических особенностей детей с ЗПР. [12, 5-6]

Гипотеза исследования: У младших школьников с ЗПР существует выраженное несоответствие между уровнем развития наглядно-действенных операций и сформированностью словесно-логического мышления.

Объект исследования: учащиеся 4 класса в возрасте 10-11 лет, обучающиеся в коррекционном классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: познавательные процессы (внимание, память, мышление) влияющие на развитие учебной деятельности.

Цель исследования: изучить особенности развития познавательной сферы у детей с ЗПР и её влияние на учебную деятельность.

Задачи исследования:
1. Провести обзор теоретической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Изучить уровень и особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР;

Методы исследования:
1. Экспериментальный:
-Методика «Кольца Ландольта»
-Методика «Оценка кратковременной памяти»
-Методика «Изучение непроизвольного запоминания»
-Методика «Изучение произвольного запоминания»
-Методика «Оценка образного мышления»
-Методика «Исключение слова»
2. Анализ медицинской документации - использован на предварительном этапе исследования для формирования групп и подбора психодиагностического инструментария.
3. Наблюдение - использовано для наблюдения особенностей поведения ученика на уроке

Практическая значимость исследования представлена тем, что полученные результаты позволяют педагогам и психологам выявить на ранних этапах обучения детей испытывающих трудности в усвоении знаний и найти индивидуальный подход к обучению данных детей.


1. Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР
1.1.Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития

Клиническое изучение ЗПР представляет определённые сложности, так как в этих случаях речь идёт о структурных признаках и закономерностях динамики не болезненного состояния, а аномалии развития - нарушениях психического онтогенеза.
Если болезнь является бесспорной компетенцией клинициста, то аномалия психического развития в значительной степени представляет собой область специальной психологии, изучающей деформацию нормальных психических функций и психического развития в условиях патологии. Тем не менее, тесная связь психопатологических болезненных симптомов с отклонениями психического развития способствует тому, что различные аномалии психического развития всегда были объектом изучения не только психологов и педагогов, но и психиатров [31, с. 46-47].
Особое значение проблема соотношения динамики болезненных расстройств и аномалии развития имеет, естественно, в детском возрасте, так как из-за незрелости мозга практически любое более или менее длительное патогенное воздействие приводит к отклонениям психического развития. В зависимости от характера локализации, степенно распространённости процесса, времени воздействия вредности, условий воспитания и обучения эта аномалия развития имеет свою модальность (различные типы нарушений развития интеллекта, эмоциональной сферы, моторики, зрения, слуха и т.д.), а также ту или иную степень выраженности.
В случаях раннего воздействия вредности тяжесть аномалии развития может перекрывать выраженность связанных с болезнью энцефалопатических расстройств, как это имеет место при олигофрении, ранней детской шизофрении. В.В.Ковалёв (1979)при систематике резидуальных нервно-психических расстройств в детском возрасте выделяет «преимущественно дизонтогенетические формы» (аномалии развития, по терминологии отечественной дефектологии), «преимущественно энцефалопатические», при которых преобладает симптоматика болезни, а не нарушения развития, и «смешанные - дизонтогенетически-энцифалопатические».
Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.[2, с. 18].


1.2.Причины и механизмы отклонений в развитии ребёнка

Начиная с 1966г. и в течение последних 15 лет в отечественной литературе исследования по проблеме слабовыраженных отклонений в психическом развитии опирались на клинико-нейрофизиологический подход в понимании причин школьной неуспеваемости в рамках различных проявлений ЗПР, обозначенных М.С.Певзнер.
В качестве основной отличительной патогенной характеристики детей, испытавших трудности в усвоении знаний на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, была рассмотрена незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма [10, с. 97].
Данный термин был заимствован у французских психиатров Лорана и Лассега. В конце XIX века они ввели его для обозначения особой задержки психофизического развития, которая возникает под воздействием различных инфекций и интоксикаций и проявляется в облике страдающих данной патологией. Таким образом, инфантилизм можно определить как «целостную структуру физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту «детскости».
Инфантилизм отчётливо проявляется в условиях, когда ребёнок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координированы и чётки. В классе такие дети ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесённые с собой игрушки. Они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не включаются в общую работу и прекращают её при малейшем затруднении [19, с. 144].
Такой инфантилизм называется гармоническим, черты эмоционально-волевой незрелости при этой форме выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным (субтильным или грацильным) типом телосложения.
Опираясь на нейропсихологические исследования, проведённые А.Р.Лурия, М.С.Певзнер связывала закономерности развития эмоционально-волевой сферы с закономерностями созревания ассоциативных лобных структур головного мозга, наиболее поздно формирующихся в онтогенезе. В тех случаях, когда темп их дифференциации по разным причинам несколько замедлен, это проявляется в инфантильных чертах, присущих детям дошкольного возраста. М.С.Певзнер считала, что незрелость эмоционально-волевой сферы может носить временный характер и преодолеваться в процессе развития, в условиях, учитывающих индивидуальную специфику личности ребёнка. Всё сказанное обусловило введение термина «временная задержка психического развития» применительно к детям с психофизическим инфантилизмом.[13]
Однако при расширенном изучении школьников, стойко не успевающих в массовой школе, было обнаружено, что наибольшее число среди них составляют дети, у которых психофизический инфантилизм осложнён другими недостатками в развитии.
В 1966 г. М.С.Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:
1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложнённый гармонический инфантилизм);
2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложнённый нейродинамическими нарушениями;
4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложнённый недоразвитием речевой функции.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР всё чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С.Певзнер и Т.А.Власовой были выделены следующие:
Неблагоприятное течение беременности, связанное с:
болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
хроническим и соматическими заболеваниями матери, начавшимися ещё до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
токсикозами, особенно во второй половине беременности;
токсоплазмозом;
интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например;
асфиксия новорожденных и её угроза.
Социальные факторы:
педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития (до 3-х лет), так и в более поздние возрастные этапы.
Накопление данных, показывающих, что недостатки психического развития у детей, обследованных в начале обучения в связи со стойкой неуспеваемостью, часто сохраняются по психопатологическим показателям и в старшем школьном возрасте, привело к отказу от представлений о временности отклонений в развитии у детей с церебрастенией, приобретенной на ранних этапах постнатального развития. [3,стр.93-96]
1.3.Классификация ЗПР по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу

В результате многолетних клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.
Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
ЗПР конституционального происхождения.
Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.
Такой ученик обращает на себя внимание с первых дней пребывания в школе, он с любопытством относится ко всему происходящему вокруг, быстро находит друзей и покровителей, которые опекают, защищают «маленького», пользуется всеобщей любовью из-за уживчивого весёлого нрава. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: постоянно опаздывают на уроки после перемены, во время урока встают, ходят по классу, разговаривают в полный голос с соседями, подходят к учителю. Непоседливые, болтливые, они не могут подчиняться необходимости выполнять какое-либо задание не отвлекаясь, превращают учебную деятельность в доступную им игровую, забывая взять необходимые школьные принадлежности, обязательно кладут в портфель игрушки. Играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки, домики, на тетрадном листе появляются сюжетные рисунки. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради. Поведение такого ребёнка дезорганизует работу класса [6, с. 51].
Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами (не может организовать своё поведение на уроке, но организован и инициативен в игре, слушании и воспроизведении сказок и рассказов, плохо прописывает элементы букв, но демонстрирует хорошие навыки в рисовании). С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.
Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, обучение не с 7, а с 8 лет могут полностью снять вышеописанные проблемы. Ребёнок может быть также направлен по решению школьного психолого-педагогического консилиума в класс компенсирующего обучения. Если такого класса в школе нет, возможно дублирование первого класса. Второгодничество не травмирует детей с конституциональной ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю. Изменившийся за первый год обучения психофизический статус, индивидуальная психолого-педагогическая поддержка позволяют такому ребёнку усвоить программу массовой общеобразовательной школы наравне с другими учащимися, и серьёзных проблем в дальнейшем их обучении не наблюдается.[26]

ЗПР саматогенного происхождения.
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития - следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий. Таким образом, нерезко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса к стойкой астении ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта [28].
В школе дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Защитить себя не умеют - ребята значительно младшего возраста могут легко их обидеть. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе - трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говоря «не знаю», «не могу». Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своём самочувствии.
Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используются такими детьми как повод для отказа то деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую-либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное. У данных детей наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, они осознают и болезненно переживают школьные неудачи, которые глубоко травмируют их.
Перечисленные особенности учащихся с соматогенной ЗПР являются серьёзным препятствием в их обучении. Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребёнка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учёбе приводит его в разряд стойко неуспевающих школьников [7, с. 21-23].
Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребёнка в школы санаторного типа, при их отсутствии - в класс компенсирующего обучения, если такого нет, необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.


ЗПР психогенного происхождения.
Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример - дети, воспитанные в Доме ребёнка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.
Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребёнок растёт в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, неустроенность, воровство) стимулируют аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в аффектно-неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной формой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребёнка пропитана ссорами, конфликтами между взрослыми. Основная форма родительского воздействия - подавление и наказание систематически травмирует психику ребёнка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У ребёнка формируется психический инфантилизм по астеническому тормозному типу.
У детей данной группы отмечается низкий уровень анализирующего наблюдения, они слабо разграничивают существенные и несущественные признаки, затрудняются при установлении признаков сходства, недостаточно используют обобщающие понятия. Они интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. Закрепление негативных черт характера приводит к накоплению состояния хронической дезадаптации.
При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно........


82 г.
29. Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с
30. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н-Новгород, 1994
31. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. 1997г. №4.
32. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990.
33. Хрестоматия: дети с нарушениями развития/ сост. Астапов В.М., 1995
34. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. М., 2001.
35. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. - Смоленск, 1994.
36. Шеповал А.И. Специальная психология. М., 2005.
37. Щербакова Ю.В. Специальная психология: Учебн.пособие. - М.: Издательство РИОР, 2006. - 80 с





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.