На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90698


Наименование:


Курсовик Влияние биогенных элементов на продуктивность растений (агрохимия)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Химия. Добавлен: 6.9.2015. Сдан: 2012. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХИМИИ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
1.1. Сущность и классификация биогенных элементов…………………….6
1.2. Биогенные элементы - неметаллы………………………………………10
1.3. Биогенные элементы - металлы………………………………………...13
2. АНАЛИЗ РОЛИ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРОДУКТИВНОСТИ РАСТЕНИЙ.
2.1. Содержание в растениях биогенных элементов………………………18
2.2. Азот………………………………………………………………………19
2.3. Фосфор…………………………………………………………………...22
2.4. Калий …………………………………………………………………….24
2.5. Кальций …………………………………………………………………..26
2.6. Магний …………………………………………………………………..27
2.7. Сера……………………………………………………………………….28
2.8. Железо ……………………………………………………………………29
2.9. Бор ……………………………………………………………………….29
2.10. Марганец ………………………………………………………………30
2.11. Молибден……………………………………………………………….31
2.12. Медь ……………………………………………………………………32
2.13. Цинк……………………………………………………………………33
2.14. Кобальт…………………………………………………………………34
2.15. Йод……………………………………………………………………..34

3. ВЕГЕТАЦИОННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В АГРОХИМИИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.
3.1. Понятие и сущность вегетационного метода…………………………36
3.2.Основные этапы проведения вегетационного опыта…………………39
3.2.1. Подготовка почвы……………………………………………….39
3.2.2.Набивка сосудов…………………………………………………..40
3.2.3.Выращивание рассады и фенологические наблюдения………..41
3.2.4.Уборка и учет урожайности……………………………………..41
3.3.Признаки обеспеченности растений элементами питания………….43
4.ПРОВЕДЕНИЕ ВЕГЕТАЦИОННОГО ОПЫТА
4.1. Обоснование выбора метода………………………………………….44
4.2. Схема опыта и ее обоснование……………………………………….44
4.3. Подготовка субстрата и сосудов……………………………………..45
4.4.Расчет доз удобрения…………………………………………………..46
4.5. Набивка сосудов……………………………………………………….49
4.6.Подготовка семян, посев, уход и полив………………………………50
4.7.Фенологические наблюдения…………………………………………51
4.8. Уборка и учет урожайности…………………………………………52
4.9. Выводы по результатам опыта………………………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..54



ВВЕДЕНИЕ

Агрохимия изучает сложные процессы взаимосвязи факторов роста и развития растений в конкретных почвенно-климатических условиях. Вскрыв закономерности этих процессов, можно определить пути оптимизации питания растений с помощью макро- и микроудобрений, регулировать обмен веществ в растении в процессе вегетации в целях получения высокого урожая возделываемой культуры и улучшения качества продукции. [19]
Питание растений - сложный процесс поступления отдельных биогенных элементов из воздуха и поглощения основной массы доступных минеральных солей через корневую систему из раствора и твердой фазы почвы.
Самым сильным и быстродействующим средством агрохимии при ее вмешательстве в круговорот веществ в земледелии, является удобрение почв. Без него невозможно оптимизировать питание растений, регулировать величину и качество урожая, влиять на воспроизводство плодородия почвы.
Удобрение - это вещество для питания растений и повышения плодородия почвы. Удобрения действуют по-разному, они изменяют концентрацию солей в почве, интенсивность и направленность химических, физико-химических и биологических процессов, реакцию и буферность почвы, ее поглотительную способность.
Одно из направлений действий удобрений состоит во внесении в почву биогенных элементов, без которых невозможен рост и развитие, само существование растений, и при отклонении их содержания в почве от оптимального для данного вида растения происходят различные нарушения в его развитии. [8]
Актуальность данной работы состоит в том, что биогенные элементы являются необходимым условием для жизни растений, корректирование их содержания в почве является мощным способом воздействия на продуктивность сельскохозяйственных культур. В то же время, влияние многих биогенных элементов на растения до конца не выяснено.
Целью данной работы является изучение влияния биогенных элементов на продуктивность сельскохозяйственных растений.
Эта цель включает следующие задачи:
-изучить понятие и сущность биогенных элементов, наиболее распространенные классификации этих элементов.
-рассмотреть в отдельности биогенные элементы - металлы и неметаллы, их сущность, отличия, роль в биохимических процессах, происходящих в растениях.
-изучить содержание отдельных видов микроэлементов в растениях, воздействие их недостатка и избытка на растения, пути их поступления в растительные организмы.
-изучить на практике влияние различных видов удобрений на рассаду томатов.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХИМИИ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

1.1. Сущность и классификация биогенных элементов
Понятие биогенных элементов следует начинать рассматривать с понятия биосферы. По Вернадскому, биосферой является часть земной оболочки, приспособленная к жизни, занятая живыми организмами и переработанная ими и космическими излучениями.
Л. П. Виноградов считал, что химический состав живых организмов зависит от химического состава окружающей его среды, и содержание в них химических элементов пропорционально содержанию этих элементов в среде обитания. В организмах содержатся почти все элементы, которые есть в земной коре. 99,8 % массы земной коры составляют следующие 18 элементов: , Si, Al, Fe, Ca. Na, К, Mg, H, Ti, С, Р, N, S, Cl, F, Мn, Ва, из них кислород составляет около половины массы земной коры, кремний - примерно четверть этой массы. Эти же элементы составляют большую часть массы живых организмов. [13]
Все же некоторые элементы содержатся в живых организмах в большем количестве, чем в окружающей их среде, и это явление называется биологическим аккумулированием. Так, содержание углерода в живых организмах - 21%, а в земной коре - лишь 0,35%. Содержание некоторых других элементов, наоборот, в живых организмах понижено по сравнению с окружающей средой. Так, алюминия в земной коре содержится 7,45%, в живых организмах - 1*10-50.
Всего в составе живого вещества обнаружено более 70 элементов.
Биогенными элементами в составе живых организмов называют элементы, необходимые ему для построения и жизнедеятельности клеток и органов. Всего обнаружено 30 биогенных элементов.
Биогенные элементы, составляющие основу органических соединений - белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, различных ферментов, являющиеся лидерами биогенеза - это углерод, кислород, водород, азот, фосфор и сера. [14]
Наряду с ними в процессах жизнедеятельности участвуют многие другие элементы периодической системы (тяжелые металлы, редкие, радиоактивные и др.), часто в микро- и ультрамикроколичествах. Многие из этих химических элементов избирательно накапливаются в растениях и животных, входят в состав биогенных соединений, усиливают или ослабляют физиологические процессы, участвуют в обмене веществ и энергии, при недостатке или избытке вызывают эндемические заболевания организмов и т. п.
Знание законов поведения их в природе, сочетания в косном и биогенном веществе - ключ к решению многих геохимических, биогеохпмических, биохимических и других научных и практических проблем.
Наиболее сложный механизм участия химических элементов и их соединении в жизнедеятельности организмов связан с образованием высокомолекулярных веществ- белков, ферментов, нуклеиновых кислот, углеводов, углеводородов, липидов.
Так, в распаде и синтезе белка активное участие принимают Fe, Мп, Со, Ni, Zn, Mg. В образовании и функционировании нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) большую poль играют Fe, Mn, Ni, Со, Zn, Си, Са, Ва, Мо. Они принимают участие в строении молекул нуклеотидов либо увеличивают и уменьшают активность нуклеиновых кислот и ферментов. В последнее время выявлена важная роль ионов меди, молибдена, бора в обмене нуклеиновых кислот и в биосинтезе. Новообразование углеводов в процессе фотосинтеза невозможно без участия Mg (составная часть хлорофилла), Мп (участие в фосфорилировании), Fe (биосинтез хлорофилла). Важную роль в этих процессах играют гакже Си, Zn, Мо, Со, В и др. Некоторые элементы и их попы (К, Rb, NH4) служат активаторами в ферментативных процессах, другие (Na, Li, Cs) являются ингибиторами, т. е. угнетателями нормального обмена.
Установлено, что в растительных организмах по сравнению с земной корой значительно больше водорода, кислорода, углерода, фосфора, в животных организмах по сравнению с растительными - натрия, кальция, фосфора, азота, серы, фтора, хлора и цинка и меньше кислорода, кремния, алюминия, марганца, брома, бора, свинца, Следовательно, геохимическая роль растительных и животных организмов имеет специфический характер.
Существует несколько классификаций биогенных элементов, предложенных разными учеными.
По классификации академика Б.Б. Полынова, биогенные элементы делятся на 2 большие группы, по степени участия в составе организмов: органогены и примеси. Органогены в свою очередь подразделяются на абсолютные и специальные. Абсолютные органогены необходимы для развития всех организмов, это О, Н, С, N, Mg, К и Р. Специальные органогены необходимы для многих организмов, но не для всех, это Si, Са, Na, Fe, CI, F, S, Mn, Sr, B, Zn, Cu, Br, и I. В группе примесей существуют, по классификации Полынова, две подгруппы: примеси абсолютные и экологические. К абсолютным примесям относятся Na, Gl, Li, Rb, благородные газы (Не, Лг, Ne, Кг, Хе); к экологическим - многие элементы, постоянно присутствующие во всех породах и почвах. Экологические, или местные, примеси связаны с определенными ареалами того или иного элемента. [13]
По классификации В.В.Ковальского, биогенные элементы по значению для живых оргнанизмов делятся на 3 группы:
1)Элементы, которые в живых организмах содержатся постоянно и необходимы для их жизнедеятельности, участвуют в обмене веществ, входят в состав химичексих соединений, в том числе биологически активных. Это элементы кислород, углерод, водород, азот, кальций, фосфор, калий, сера, хлор, натрий, магний, цинк, железо, медь, йод, марганец, молибден, ванадий, кобальт и селен.
2)Элементы, также постоянно содержащиеся в животных организмах, но формы соединений которых еще не изучены, физиологическая и биохимическая роль мало ясна или неизвестна. К ним относятся стронций, кадмий, бром, кремний, хром, никель, бериллий.
3)Элементы, которые обнаружены в составе организмов, но порядок их содержания в тканях и органах еще не определен и биологическая роль не выяснена. Это редкоземельные элементы, а также золото, вольфрам, цирконий, ниобий, индий и некоторые другие. [13]
Наиболее обобщенной является классификация микроэлементов по их функциональной роли:
1) органогены, в организме их 97,4% (С, Н, О, N, Р, S),
2) элементы электролитного фона (Na, К, Ca, Mg, Сl). Данные ионы металлов состав­ляют 99% общего содержания металлов в организме;
3) Микроэлементы - это биологически активные атомы центров ферментов, гормонов (переходные металлы).
Существует традиционная классификация биогенных элементов по их содержанию в организмах. Они делятся на
1) Макро­элементы - биогенные элементы, содержание которых превышает 0,01% от массы организма. К ним отнесены 12 элементов: органогены, ионы электролитного фона и железо. Они составляют 99,99% живого субстрата. Из них 99% жи­вых тканей содержат только шесть элементов: С, Н, О, N, Р, Ca. Элементы К, Na, Mg, Fe, Сl, S относят к олигобиогенным элементам. Содержание их колеблется от 0,1 до 1%.
2) Микроэлементы - биогенные элементы, суммарное содержание которых в организме не превышает 0,01%. Большинство микроэлементов содержится в основном в тканях печени. Некоторые микроэлементы проявляют сродство к определенным тканям ( йод - к щитовидной железе, фтор - к эмали зубов, цинк - к поджелудочной железе, молибден - к почкам и т.д.).
3) Ультрамикроэлементы - элемен­ты, содержание которых меньше чем 10-5%. Данные о количестве и биологической роли многих элементов не выяснены до конца. Некоторые из них постоянно содержатся в организме животных и человека: Ga, Ti, F, Al, As, Cr, Ni, Se, Ge, Sn и другие. Биологическая роль их мало выяснена. Их относят к условно биогенным элементам. Другие примесные элемен­ты (Те, Sc, In, W, Re и другие) обнаружены в организме человека и животных, и данные об их количестве и биологической роли не выяснены. Примесные элементы также делят на аккумулирующиеся (Hg, Pb, Cd) и не аккумулирующиеся (Al, Ag, Go, Ti, F). [8]

1.2. Биогенные элементы - неметаллы
Среди биогенных элементов особое место занимают элементы-органогены, которые образуют важнейшие вещества организма - воду, белки, углеводы, жиры, витамины, гормоны и другие. К органогенам относятся 6 химических элементов: углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера. Их общая массовая доля в живых организмах составляет примерно 97,3%
Все элементы-органогены являются неметаллами. Среди неметаллов биогенными являются также хлор (массовая доля 0,15%), фтор, йод и бром. Эти элементы не включают в число элементов-органогенов, поскольку, в отличие от последних, они не играют столь универсальной роли в построении органических структур организма.
Азот - важнейший питательный элемент всех растений, входит в состав важнейших органических веществ - белков, нуклеиновых кислот, нуклеопротеидов, хлорофилла, алкалоидов и др. В белках содержание азота составляет 16 - 18 % от массы, во всем организме растения - 1-3 % от массы сухого вещества.
Нуклеиновые кислоты являются носителями наследственной информации всех живых существ, играют важнейшую роль в обмене веществ в растительных организмах. С участием хлорофилла протекает процесс фотосинтеза, в ходе которого образуются важнейшие органические питательные вещества. Ферменты являются катализаторами жизненных процессов в живых организмах. Таким образом, значение азота для организмов растений трудно переоценить, кроме того, азот, фосфор и сера вместе с углеродом, кислородом и водородом являются строительным материалом для органических веществ и в целом для живой ткани.
Фосфор оказывает многосторонне влияние на жизнь растений. Как и без азота, жизнь без него невозможна. Он входит в состав различных органоидов и ядра клеток. В растениях фосфор находится в нуклеопротеидах, нуклеиновых кислотах, которые являются основой синтеза белков, роста, размножения и передачи наследственной информации.
Фосфор содержится в фосфатидах, сахарофосфатах, фитине, липоидах и в минеральных соединениях, входит в состав ферментов и витаминов.
Фосфатиды - это сложные эфиры глицерина, высокомолекулярных жирных кислот и фосфорной кислоты. Они образуют белково-липидные мембраны, которые регулируют проницаемость клеточных органелл и плазмолеммы для различных веществ, и играют таким образом очень важную роль в жизни растений.
Фосфопротеиды - соединения белковых веществ с фосфорной кислотой, которые катализируют течение биохимических реакций.
Фитины - производные циклического соединения шестиатомного спирта инозита. Это запасное вещество, фосфор фитина используется при прорастании развивающегося зародыша растения.
Сахарофосфаты - это фосфорные эфиры сахаров, играют важную роль в процессах фотосинтеза, дыхания, биосинтеза сложных углеводов и т.д. Благодаря фосфорной кислоте сахарофосфаты обладают высокой лабильностью и большой реакционной способностью.
Кроме того, фосфорная кислота является носителем энергии благодаря образованию макроэргических связей. Важнейшей из них является АТФ, которая принимает участие в процессах фотосинтеза, дыхания, биосинтезе белков, жиров, крахмала, аминокислот и других соединений.
При достаточном содержании фосфора увеличивается продуктивность растений, улучшается качество.
Фосфор находится в тесном взаимодействии с азотом и белковыми соединениями, является их спутником.
Главной функцией молекулярного кислорода в организме является окисление различных соединений. Вместе с водородом кислород образует воду.
Кислород входит в состав белков, нуклеиновых кислот и других жизненно-необходимых компонентов организма, он необходим для дыхания, окисления жиров, белков, углеводов, аминокислот, а также для многих других биохимических процессов. В тканях он расходуется преимущественно на окисление различных веществ в процессе метаболизма.
Углерод - важнейший биогенный элемент, составляющий основу жизни на Земле, структурная единица огромного числа органических соединений, участвующих в построении организмов и обеспечении их жизнедеятельности (биополимеры, а также многочисленные низкомолекулярные биологически активные вещества) . Значительная часть необходимой организмам энергии образуется в клетках за счёт его окисления. Возникновение жизни на Земле рассматривается в современной науке как сложный процесс эволюции углеродистых соединений.
Главной функцией углерода является формирование разнообразия органических соединений, тем самым обеспечивая биологическое разнообразие, участие во всех функциях и проявлениях живого. В биомолекулах углерод образует полимерные цепи и прочно соединяется с водородом, кислородом, азотом и другими элементами. Столь существенная физиологическая роль углерода определяется тем, что этот элемент входит в состав всех органических соединений и принимает участие практически во всех биохимических процессах в организме. Окисление соединений углерода под действием кисл........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Битюцкий Н.П. Микроэлементы высших растений. СПб: Изд-во СМб. Ун-та, 2011.- 368 с.
2. Вендило Г.Г., Миканаев Т.А. и др. Удобрение овощных культур. Справочное руководство. - М,: Агропромиздат, 1986. - 206 с.
3. Вильдфлуш И.Р., Кукреш С.П., Ионас В.А. и др. Агрохимия: учебник. - Мн: Ураджай, 2001. - 488 с.
4. Власюк П.А. Биологические элементы в жизнедеятельности растений. - Киев.: Наукова думка, 1969. - 516 с.
5. Гречишкина Ю.И., Есаулко А.Н., Агеев В.В. и др. Учебное пособие по агрохимии (для лабораторно-практических занятий.
6. Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И. и др. Практикум по агрохимии. - М.: КолосС, 2008. - 599 с.
7. Кобзаренко В.И., Волобуева В.Ф., Серегина И.В., Слипчик А.Ф., Батура И.Н. методика полевого и вегетационного опытов, М.: МСХА, 2004. - 44 с.
8. Минеев А.Г. Агрохимия: Учебник. - М.: Изд-во «КолосС», 2004. - 720 с.
9. Пискунов А.С. Методы агрохимических исследований.- М.: КолосС, 2004. - 312 с.
10. Растениеводство / Г.С. Посыпанов, В.Е. Долгодворов, Б.Х. Жеруков и др.; Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: КолосС, 2007. - 612 с.
11. Юдин Ф.А. Методика агрохимических исследований. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1980. - 366 с.
12. Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия / Под ред. Б.А. Ягодина. - М.: Мир, 2003. - 584 с.
13. < bz/digest/biogen_classification.shtml>
14. < downloads/kafedri/k_obschim/stud/l6.pdf>
15. < Razdely/article-bgatov.htm>
16. < data/kafedra/internal/distance/lectures_stud/Русский/1%20курс/Медицинская%20химия/1%20Биогенные%20элементы.htm>
17. < tablica/XBE.htm>
18. < 10-agrokhimiya-i-agropochvovedenie-i-agroekologiya?showall=1&limitstart>=
19. < razdeli/agrochemistry/agrochemisry.htm>
20. < 000_uchebniki/04800selskoe_hozaistvo/000_agrohimia_mineev/121.htm>



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.