На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90714


Наименование:


Диплом ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 7.9.2015. Сдан: 2015. Страниц: 171. Уникальность по antiplagiat.ru: 92.88.

Описание (план):


Содержание
Введение ……………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты организации лидеров добровольческого движения в условиях детского лагеря.........................................
1.1. Детские добровольческие движения в современной России. Проблемы и перспективы деятельности.................................................
1.2. Педагогические походы в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности ........................................................................
1.3. Технологии проектирования лагерных смен для лидеров детских добровольческих движений.............................................................. Выводы по I главе ………………………………………………….
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы детского лагеря Солнечный ВДЦ «Орленок»
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования.……………………………………….........................................
2.2. Проект лагерной смены..............………………………………. 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.......................
Выводы по II главе ……….................………………………………….
Заключение………………………………………….....…………………
Список литературы……………………………….....………………….
Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Противоречия современного мира диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности и т. д. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиально нового подхода к системе организации свободного времени школьников в период школьных каникул.
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к управлению организацией свободного времени школьников ведет к самым негативным результатам. [20, с. 18]
Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.).
Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.
Добровольческий лагерь - это место, где на 2-3 недели собирается группа молодых людей со всего мира, чтобы оказать посильную помощь в решении локальных социальных проблем. Добровольный труд - их сознательный выбор, представляющий блестящую альтернативу традиционному пассивному отдыху в период отпусков и каникул.
Актуальность нашего исследования обосновывается необходимостью решения мотивационных и педагогических проблем организации тематической смены в условиях детского лагеря добровольческой направленности, взаимоотношениями с вожатыми и педагогами, отрядом, в среде непосредственного общения. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у подростков аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха. [12, с. 9]
Опыт и традиции в организации летних каникул школьников ста­ли основой системы летнего отдыха, оздо­ровления и занятости школьников и подростков. [21, с. 10]
Несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблемам летнего отдыха школьников, вопросам управления организации в детcком оздоровительном лагере уделяется недостаточно внимания. Неразрешимыми остаются противоречия между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости летнего отдыха, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса в исследованиях потенциальных возможностей программ деятельности в педагогической практике управления.
Данное противоречие обусловило формулировку проблемы: теоретически обосновать и выделить основные компоненты управления, как средство организации летнего отдыха в условиях детского лагеря добровольческой направленности.
Проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Особенности технологии конструирования программ деятельности в условиях детского лагеря добровольческой направленности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплексную программу по организации летнего отдыха «Страна чудес» во Всероссийском детском центре «Орленок».
Объект выпускной квалификационной работы - процесс конструирования программ деятельности в условиях детского лагеря добровольческой направленности.
Предмет выпускной квалификационной работы - конструирование комплексной программы по организации летнего отдыха «Лига добровольцев России» в Всероссийском детском центре «Орленок».
Гипотеза: конструирование комплексной программы по организации лагерной смены в условиях детского лагеря добровольческой направленности предполагает:
· изучение особенностей детского лагеря как центра организации лидеров добровольческого движения;
· рассмотрение проблемы и перспектив деятельности детского лагеря добровольческой направленности;
· выявление особенностей технологии проектирования лагерных смен для лидеров детских добровольческих движений;
· включение в проект программы разнообразного содержания и вариативных форм организации досуговой деятельности школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования;
2. Изучить проблемы и перспективы деятельности детских добровольческих движений в современной России;
3. Выявить педагогические походы в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности;
4. Теоретически обосновать технологии проектирования лагерных смен для лидеров детских добровольческих движений;
4. Организовать опытно-экспериментальную работу детского лагеря Солнечный ВДЦ «Орленок» по конструированию программ деятельности лагерной смены.
Теоретической базой исследования являются современные психологические и педагогические концепции. Теоретическое осмысление основных положений и понятий в работе осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. На базе исследований Г. Будановой, Н. Волковой, Л. Виноградовой, Е. Поликутиной, Т. Тихоновой, А. Харпинского нами была разработана модель тематической смены.
При анализе возрастной категории младших школьников мы опирались на труды Кларина В. М., Кулагиной И. Ю., Никитиной М. И., Петровского А. В., Русановой В. С., Тарабариной Т. Н. и др.
Характеристика детских лагерей добровольческой направленности как социальных институтов отражена в работах Афанасьева С. П., Дрогова И., Залуниной Е., Коморина С. В., Константинова Ю., Литвак Р. А., Маслова А., Шмакова С. и др. ученых.
Управленческие аспекты рассмотрены в трудах А. Д. Жаркова, В. В. Чижикова, Г. Л. Тульчинского и др. ученых.
Теоретические аспекты значимости работы заключаются в определении понятий: детский лагерь добровольческой направленности; в исследовании особенностей педагогических походов в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности отдыха школьников в загородном лагере; в теоретическом обосновании особенностей организации отдыха школьников в условиях детского лагеря добровольческой направленности и особенностей технологии конструирования программ деятельности в условиях детского лагеря добровольческой направленности.
Практические аспекты значимости работы заключаются в разработке проекта программы тематической смены «Лига добровольцев России» в ВДЦ «Орленок»; в возможности ее внедрения в деятельность других учреждений дополнительного образования.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИДЕРОВ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

1.1. Детские добровольческие движения в современной России. Проблемы и перспективы деятельности

Актуальность проблемы добровольческого движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев характеризуется значительным отставанием научного анализа от практики.
Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России. В их числе наиболее значимыми являются противоречия:
- между накопленным опытом социально-педагогической работы добровольцев и фрагментарным теоретическим осмыслением и освещением его в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;
- между востребованностью современной отечественной социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в отечественной социальной работе;
- между реально существующей возможностью изучения опыта добровольческого движения и отсутствием широкой апробации этих моделей в практике работы российских неправительственных организаций.
Добровольчество (волонтёрство) - это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Доброволец - это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
Доброволец - существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание (38, с. 23).
Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:
Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества.
Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).
В соответствии с целями и задачами добровольчества, доброволец - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.
Добровольцы - люди, работающие в какой-либо области по своей воле, согласию, а не по принуждению, а добровольческие движения - это свободные союзы людей, объединённых каким-либо интересом. В России большинство добровольческих движений направлено в своей деятельности на профилактику и борьбу с наркоманией, алкогольной зависимостью, с ВИЧ/СПИДом, на пропаганду здорового образа жизни, оказание помощи детям-сиротам и престарелым гражданам, на сохранение чистоты окружающей среды и многое другое.
К самым распространенным формам работы относятся тренинги и акции, так как в процессе проведения охватывают наибольшую аудиторию.
Роль добровольческого движения для общества неоспорима. Почему люди становятся добровольцами? Причины могут быть разными:
· Самое главное - ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
· Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Добровольческое движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
· Потребность в общении. Если подбирается замечательная компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве добровольца.
· Интерес. Работа добровольцем зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
· Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
· Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Известно, что доброволец в настоящем его понимании работает не ради денег. Однако он все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации, если это этично и позволительно для проекта или организации.
· Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера социального психолога и педагога начинается именно в добровольческом движении. Будучи добровольцем, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в добровольческом движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
· Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии - журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
· Решение своих проблем. Например, если имеются проблемы с общением, то в добровольческой среде можно найти новых друзей и единомышленников.
· Досуг. Время можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это добровольческое движение.
· Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
· Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став добровольцем и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и… оригинальность.
· Ресурсные возможности. Работая добровольцами, люди становятся обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т. п. (34, с. 42).
Нередко возникает вопрос: зачем привлекать добровольцев, если есть профессионалы? Слово «профессионал» и слово «доброволец» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве добровольца, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи добровольцев - непрофессионалов.
Привлечение добровольцев дает ряд преимуществ:
· Экономические
Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет. Предположим, что в проекте охват целевой группы - 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп - по 20 человек), то потребуется 200 дней. Если работать вдвоем - 100 дней, 50 - если вчетвером. Чтобы можно было проводить мероприятия раз в месяц необходимо 20 человек. Ресурсы - добровольцы.
· Идеологические
Если суть работы - распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию других.
· Коммуникативные
Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование добровольцев как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.
· Оценочные
Мнения добровольцев - это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
· Количественные
За счет добровольцев происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей (34, с. 53).
Анализ проблем добровольческого движения показывает, что существует неоднозначное отношение к деятельности добровольцев.
«Волонтеры (добровольцы) - это хорошо», - говорят в одних некоммерческих организациях.
«Волонтеры (добровольцы) - это хлопоты и проблемы», - говорят в других.
В чем-то правы одни, в чем-то другие. Плюсы и минусы использования добровольного труда могут быть следующими:
Плюсами, или что получит организация, привлекая добровольцев, являются:
· дополнительное время
· новые идеи
· увеличение объема оказываемых услуг
· экономию средств
· распространение информации об организации среди населения
· создание резерва для найма штатных сотрудников
· улучшение имиджа
· дополнительные знания, опыт, связи
· стимулирование развития организации
Минусы, или проблемы, которые могут принести добровольцы в организацию:
· требуют дополнительного времени от персонала
· нет опыта работы
· требуют дополнительного обучения
· могут уйти в любое время, не завершив работу
· создают конкуренцию штатному персоналу
· недостаточно компетентны
· могут подорвать имидж организации
· создают дискомфортную атмосферу в коллективе
· их нельзя уволить
Этот список далеко не полный, его можно продолжить. Интересно, что одной из проблем может быть избыток рвения - «недостаток», редко встречающийся среди штатных сотрудников. Очень часто руководителю приходится иметь дело с добровольцем, который затрудняет ход работы не из-за недостатка, а из-за избытка мотивации. Такие добровольцы настолько преданы делу, что ждут мгновенных решений при любой возникающей проблеме, не понимая, почему система работает медленно. Такие добровольцы становятся нетерпеливыми и вступают в конфликт с любым сотрудником или другими добровольцами, не прилагающими таких же усилий. Отношения становятся дискомфортными (32.с. 59).
Проанализировав положительные стороны деятельности добровольцев можно отметить, что для любой организации очень выгодно использовать труд добровольцев. Именно общественная поддержка, в данном случае выраженная добровольным трудом, положительно влияет на имидж организации, подчеркивает её социальную значимость. Но для того, чтобы эти люди могли более эффективно работать, отдавать себя добровольчеству, отношения с ними следует строить грамотно. Перед началом работы с добровольцами необходимо выявить для себя все возможные проблемы, большинство из которых решаются в ходе продуманной, спланированной работы с добровольцами.
Среди основных принципов добровольческого движения выделим следующие: признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения; уважения достоинства и культуры всех людей; оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства (32, с. 61).
Часто возникает вопрос - кто может стать добровольцем? Добровольцем может быть ответственный человек, у которого есть возможность посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать добровольцем, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.
Проанализировав окружение, в общем объёме потенциальных добровольцев можно выделить две основные группы: профессиональные кадры (уже имеющие необходимые навыки) и добровольцы без специальной квалификации (требующие дополнительного обучения). В зависимости от того, какие кадры требуются организации, можно использовать различные виды набора добровольцев:
Непосредственный набор - подразумевает использование личных контактов и взаимоотношений набирающего и потенциального добровольца. Он может осуществляться в ситуации один на один, с другом, знакомым, что дает возможность совместно рассмотреть идеи и сомнения. Самый простой и наиболее традиционный набор добровольцев - среди членов семей сотрудников. Мужья, жены, дочери, сыновья, внуки становятся добровольцами на долгий срок. Часто они не гнушаются никакой работы, становятся мастерами на все руки. Работа таких добровольцев эффективна.
Целевой набор - предпочтителен, когда работа, которую предстоит сделать, требует конкретного опыта или подхода, которыми владеют не все люди. Здесь уместны требования к образованию (например, умение программировать), возможности работать в специфическое время (например, с 9.00 до 15.00, по выходным дням), особого подхода к людям (например, умение работать с эмоционально подавленными детьми).
Непрямой набор - используется в случае, когда есть потребность в добровольцах, не имеющих специального образования или специфического опыта, или требуется большое количество добровольцев для кратковременных, простых работ (21, с. 19).
Можно вовлекать добровольцев в те сферы деятельности, которые не оплачиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т.д. Любая работа может выполняться добровольцами. Доброволец - это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.
К добровольческой деятельности относятся:
· посадка цветов, кустов и деревьев;
· помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
· благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
· помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
· просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;
· благотворительные концерты и театральные выступления;
· экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
· пропаганда здорового образа жизни < wiki/%D0%97%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8>;
· интернет-добровольчество.
Таким образом, добровольцы - не только альтруисты < wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D1%81%D1%82>, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто добровольческая деятельность - это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
Добровольчество - понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум».
Несмотря на то, что изучение зарубежного опыта добровольческой работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В то же время оно не может оставить неизменными те средства социальной защиты и поддержки, которые сложились за годы советской власти. Как можно заметить, сегодня в России формируется свой, специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.
Следует отметить, что из-за многих социальных стереотипов добровольческая деятельность в России плохо приживается. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в том время, как во многих странах Европы < wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0>, Азии < wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B8%D1%8F> и Америки < wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0> добровольчество является обычным явлением.
По данным ассоциации Gallup International, сегодня в Соединенных Штатах и Канаде 45% трудоспособного населения состоят во всевозможных добровольческих организациях, в Западной Европе показатель достигает 67%. У нас же, по данным того же Gallup, волонтерами можно назвать от 5 до 10% населения. Эксперты считают эти данные завышенными, поскольку к добровольцам причислены и доноры, и члены общества Красного Креста, и религиозные прежде всего православные благотворительные организации. К тому же, те, кто называет себя добровольцем, как правило, участвовали в каких-то разовых акциях. Добровольчество - особый образ жизни. В Западной Европе добровольцы составляют две трети взрослого населения, а у нас даже точную цифру никто не берется назвать. Наше добровольчество неорганизованно, разрозненно, не признается всерьез чиновниками и не пользуется доверием социальных работников. Между тем, по словам экспертов, Россия сейчас, как никогда, нуждается в создании массового добровольческого движения. При нынешнем финансировании социальной сферы помочь обездоленным способны только энтузиасты (20, с. 113).
Понятие, содержание и формы добровольческого труда в современной России приобрело конкретные черты только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.
Деятельность добровольческих организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». (2).
Как уже отмечалось, появление добровольчества в России имеет свои особенности и трудности. Назовем основные из них.
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания добровольчества и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).
Государственные. Недостаточное количество государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих процесс регенерации жизненной ткани общества, а главное - отсутствие потребности у власти в таких программах.
Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.
Технологические. Нет школ и традиций добровольчества, нехватка социальных работников. Существует и проблема подготовки, обучения добровольцев элементарным способам действия.
При этом было бы наивно думать, что повсюду добровольцев встречают с распростертыми объятиями. Недоверие к ним у социальных работников очень велико, на них смотрят как на лишнюю головную боль. Не у всех добровольцев хватает сил выдерживать постоянный пресс недоверия, и «утечка кадров» в добровольческих рядах велика (8, с. 19).
Однако, несмотря на определенные трудности, число желающих вступить в ряды добровольцев растет. У каждого человека есть свои мотивы и причины, по которым он становится добровольцем. Среди них наиболее часто встречаются следующие:
· желание помочь другим людям;
· знакомство с новыми людьми;
· гражданские чувства;
· религиозные соображения;
· сострадание нуждающимся;
· групповая работа с друзьями;
· чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам;
· желание почувствовать свою необходимость.
Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.
Анализ деятельности добровольческих организаций показывает, что добровольцы оказывают посильную помощь детям-сиротам, престарелым людям, больным, занимаются профилактикой наркомании, ВИЧ/СПИДа. Добровольцы заботятся об окружающем мире, устраивая экологические субботники, реализовывают собственные социальные программы для развития местного сообщества. Всех их объединяет неравнодушие к чужим проблемам и бедам.
Несмотря на то, что добровольческое движение по ряду причин медленно продвигается в России, оно является важнейшим источником социальной поддержки обездоленных соотечественников.
Сегодня мы знаем, что нет универсальных моделей добровольчества. В каждом регионе нашей огромной страны эта модель будет иметь свои специфические черты, и они будут видоизменяться в зависимости от требований времени. В идеале добровольчество должно быть в гармонии с местной культурой, традициями и условиями. Каждая неправительственная организация должна осознать факт, что добровольцы необходимы, за ними будущее.
Добровольческий лагерь - это место, где на 2-3 недели собирается группа молодых людей со всего мира, чтобы оказать посильную помощь в решении локальных социальных проблем. Добровольный труд - их сознательный выбор, представляющий блестящую альтернативу традиционному пассивному отдыху в период отпусков и каникул.
Формирование и развитие личности определяется как ее биологическими задатками, так и совокупностью условий социального существования в данную эпоху, а также ее физического, духовного и нравственного здоровья. Поэтому огромное влияние на жизнь каждого человека, а в особенности ребенка, оказывают рекреационная и воспитательная функции окружающей среды, проявляющиеся в социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания в образовании людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения. Социальное (общественное) воспитание рассматривается как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимой детям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь. [73, с. 47]
Добровольческая деятельность несёт в себе огромный потенциал как для общества, так и для каждого человека, участвующего в ней:
- добровольчество является той социально ориентированной деятельностью, участие в которой способствует успешной адаптации и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества, формированию уважительного отношения к людям разных культур и национальностей, формированию общечеловеческих ценностей, таких как ответственность, честность, доброта, отзывчивость;
- организация добровольческой деятельности в детском лагере способствует поиску новых идей, технологий, форм и методов работы с подростками,
- добровольчество играет особо ценную роль в формировании первичных знаний, опыта, практических умений.
Их не пугает участников лагеря любая работа: от реставрации старинных церквей до ежедневных занятий с детьми-инвалидами, от освоения непокорной целины до спасения Байкальской нерпы, от проведения мини-представлений с передвижным цирком до подготовки культурных фестивалей национального масштаба.
В каждом лагере есть свой лидер (кэмп-лидер), который хорошо знает тему проекта, английский язык, способен эффективно организовать работу группы и знаком с местным укладом жизни. Рабочий язык лагеря - английский, но, естественно, в ходе лагеря волонтеры активно осваивают местный язык. Каждая страна имеет право направить в лагерь не более 2-х волонтёров, однако страна, где проводится данный лагерь, может быть представлена 4-6-ю участниками. Среднее количество участников лагеря - 6-15 человек. Средняя продолжительность лагеря 10-20 дней. Лагерь - это педагогическое учреждение, включенное в общую систему образования с учетом специфических условий, в которых оно функционирует. [8, с. 55]
Коллектив лагеря включает не только школьников и педагогов, но и администрацию лагеря, а также всех сотрудников так или иначе сопричастных жизнедеятельности лагеря (охранники, медицинский персонал, технический персонал, работники кухни), т.е. всех, кто коммунально и деятельно влияет на жизнедеятельность отдыхающих школьников.
Организацию детского отдыха можно свести к двум тенденциям.
В соответствии с первой тенденцией взрослые считают своей задачей создать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки, городки и бассейны, солярии, автодромы, компьютерные центры, видеотеки и т.д. [45]
В соответствии со второй тенденцией взрослые считают: задачи определяются тем, что главное - не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разработанной творческой деятельность. При этом ребенок сам создает радость игры и общения, интересная жизнь возникает из совместной работы воспитанников и воспитателей, из своих творческих возможностей. [64, с. 64-66]
Многие педагоги, в настоящее время, придерживаются мнения, что успешность адаптации личности в современных условиях определяется, главным образом, тем, в какой мере она способна к само изменению, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянном обновлении знаний, производственных (трудовых) навыков, ориентаций и установок, поэтому формирование у школьников способности к саморазвитию становится, в современных условиях, важнейшей воспитательной задачей. [3, с. 44] Именно последняя, четвертая модель отношений, наиболее эффективно способствует саморазвитию личности.
Летний лагерь добровольческой направленности рассматривается не толь­ко как временное местонахожде­ние ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё сво­бодное время, но как необходи­мое бытие, позволяющее рас­крыться всем его потенциаль­ным, скрытым духовным и физи­ческим возможностям. Ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребёнка, после него он и на год, и на класс старше и взрос­лее. [78, с. 145]
В содержательной стороне этой жизнедеятельности следует осо­бо выделить несколько аспектов.
Во-первых, оздоровительная, составляющая жизни в лагере добровольческой направленности. Это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбаланси­рованное питание, рациональ­ный суточный распорядок, соответствие окружающей среды ги­гиеническим нормативам; гигие­нические навыки и правильный образ жизни. [7, с. 85]
Во-вторых, оздоровительный отдых школьников как мощный аккуму­лятор «зарядки» и «разрядки»: психической, нравственной, эти­ческой, эстетической, физичес­кой. Ибо в системе организованного отдыха действует принцип преемственности и непрерывнос­ти общения, воспитания, способ­ствующий всестороннему рас­крытию и развитию личности школьников и подростков, выполняющий компенсаторную функцию по от­ношению к школе, позволяющий детям отдохнуть, снять физичес­кую и психологическую, пере­грузки и создающий новые усло­вия для того, чтобы обогатиться опытом, проверить, применить и получить новые, окрашенные иг­рой, романтикой знания и уме­ния в различной практической коллективной работе, развиваю­щий ребячью самореализацию, инициативу и самодеятельность. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дис­циплинирует ребёнка, баланси­рует его мышление и эмоции. [107 с. 245]
В-третьих, система организо­ванного отдыха для подростка благоприятна тем, что в ней вза­имодействуют педагогические и медицинские, социальные и ин­дивидуальные связи. Во время летних каникул школьники могут ис­пользовать для любимых игр, спорта, дела, отдыха 936 часов, а за весь учебный год на это отво­дится 975.
Таким образом, организован­ный отдых одновременно выпол­няет развивающую, оздорови­тельную, образовательную, куль­турологическую, психотерапев­тическую, коммуникативную функции.
Жизнь в лагере добровольческой направленности должна строиться на принципах:
1) подлинной демократии, открывающей максимальные возможности для развития инициативы, самодеятельности, самостоятельности, самоуправления школьников и взрослых;
2) многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности подростков
3) простора в выборе видов деятельности коллектива друзей, воспитателей как условия для развития творческой самостоя­тельности ребёнка, его склоннос­тей, интересов, физических воз­можностей;
4) уважительного отношения, как к личности взрослого работника так и к личности ребёнка. [89, с. 85]
Задача системы: летнего отдыха в том, чтобы разбудить у школьников и подростков живой и здоровый интерес ко всему окружающему, желание побольше узнать и проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения; быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией. Основой здесь служат духовно-нравственные и культурно-исторические народные традиции, равно как и многослойное восприятие мира, а также пути и ме­тоды их реализации в сфере кон­кретных повседневных дел; детского оздоровительного отдыха школьников, их взаимодействие со старшим, с семьёй.
Главная цель содержания летнего организованного отдыха школьников в лагерях добровольческой направленности в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе. [5, с. 198]
Принципы организации педагогического процесса и жизнедеятельности школьников в лагере добровольческой направленности.
1. Комплексность, как принцип организации работы лагеря, предусматривает взаимосвязанное (системное) решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм работы; применение определенной системы педагогических методов и средств.
2. Соблюдение принципов добровольности, самодеятельности, сотрудничества школьников и взрослых создают условия для свободного развития ребенка. Эти принципы характеризуются: общедоступностью всех занятий, правом школьников на выбор содержания и форм работы, детской группы и педагога, активным включением в деятельность лагеря всех школьников, проявлением их инициативы и творчества, установлением отношений взаимной заботы и совместного творчества школьников и взрослых.
3. Дифференцированный подход как принцип педагогической деятельности требует организации работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, определение возрастных границ дифференциации с учетом тенденции личностного развития школьников соответствующего возраста, выделения в рамках данного возраста детских подгрупп на основе определенных психолого-педагогических характеристик. [112, с. 95]
Добровольческая деятельность несёт в себе огромный потенциал как для общества, так и для каждого человека, участвующего в ней:
- добровольчество является той социально ориентированной деятельностью, участие в которой способствует успешной адаптации и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества, формированию уважительного отношения к людям разных культур и национальностей, формированию общечеловеческих ценностей, таких как ответственность, честность, доброта, отзывчивость;
- организация добровольческой деятельности в детском лагере способствует поиску новых идей, технологий, форм и методов работы с подростками,
- добровольчество играет особо ценную роль в формировании первичных знаний, опыта, практических умений.

1.2. Педагогические походы в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности

В числе приоритетных направлений в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности необходимо выделить:
- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков и молодёжи;
- развитие потенциала подростков и молодёжи, его использование в интересах инновационного развития страны;
- вовлечение подростков и молодёжи в социальную практику. [6]
Особое внимание педагогического коллектива в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности следует сосредоточить на возможности социализации подростка - овладение им нового социального опыта сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, сохраняя при этом собственную индивидуальность и самобытность.
Одним из эффективных механизмов социализации подростка в условиях детского лагеря мы считаем включение его в добровольческую деятельность. [6]
В системе дополнительного образования добровольческая деятельность детей и молодёжи (молодёжное добровольчество) позволяет создавать условия для активного участия подростков и молодёжи в жизни общества, проявления ими социальной активности. Детский лагерь с его сборностью детского и взрослого коллективов, автономностью, интенсивностью и Со-бытийностью деятельности, краткосрочностью и завершённостью деятельности - это одна из эффективных сфер социализации детей и подростков. В ускоренном темпе у них возникают и развиваются межличностные отношения, появляется ощущение коллектива, команды, возникает чувство «Мы».
Роль добровольчества состоит в том, что реализуемая на основе свободного, ответственного и сознательного выбора общественно полезная добровольческая деятельность подростков осуществляется через реальные дела и события. В ходе социальной практики - дело для себя, дело для других, дело для всех - у подростков укрепляются ценности добра, взаимопомощи, сохраняется социальная стабильность, снижается уровень агрессивности, формируется гражданская идентичность. [6]
Включение добровольчества в воспитательный и обучающий процесс позволяет:
• организовать образовательный процесс по освоению молодёжью знаний современных технологий организации добровольческой деятельности, социального проектирования, организации социальных практик;
• способствовать формированию у подростков общественно значимых ценностей и ориентаций;
• создать условия для развития у подростков организаторских (лидерских) компетенций;
• создать в детском лагере атмосферу поддержки и признания важности роли добровольчества в современном обществе, популяризации добровольческого движения и имиджа «добровольца»;
• организовать подготовку организаторов (координаторов) добровольческой деятельности среди молодых лидеров;
• актуализировать добровольческую деятельность в подростковой среде для ведения здорового образа Основная цель работы с лидерами лагеря добровольческой направленности: педагогическая поддержка социальной активности подростков, формирование их личностных и нравственных ценностей посредством освоения идей добровольчества и вовлечения их в социальную деятельность. [11]
Задачи работы с лидерами лагеря добровольческой направленности:
Расширить уровень знаний и представлений подростков об истории, и современном состоянии добровольческой (волонтёрской) деятельности, её актуальности в современных жизненных реалиях.
Организовать процесс жизнедеятельности участников лагеря добровольческой направленности, способствующий развитию их волонтёрских компетенций: организаторских, коммуникативных, творческих, их умений действовать в команде, ориентироваться в ситуации и принимать адекватные решения. [6]
Организовать воспитательный процесс, способствующий формированию у лидеров лагеря добровольческой направленности добровольческих ценностей: ответственности, уважения к людям, сопереживания, доброты, социальной активности, готовность прийти на помощь, чувства ответственности и сопричастности к жизни в сообществе и стране.
Способствовать развитию детской инициативы, выстроить модель жизнедеятельности таким образом, чтобы каждый ребёнок, каждая детская компания смогли реализовать своё стремление оказать помощь другим людям, доставить им радость.
Помочь подросткам расширить свой арсенал способов и умений организовать культурную досуговую деятельность для разных социальных групп населения. [11]
Организовать процесс всестороннего анализа деятельности, позволяющий подросткам объективно оценивать собственные намерения, мысли, поступки, коллективную деятельность, реализованные добровольческие инициативы, мотивировать их на продолжение волонтерской деятельности в том социуме, куда он вернётся (последействие).
Обеспечить условия для занятий подростков физкультурно-оздоровительной деятельностью, способствовать развитию их физических и волевых качеств, принятию ценностей здорового образа жизни.
Обеспечить реализацию принципа добровольности: подростки добровольно выбирают одно из направлений социальной деятельности и добровольно ею занимаются, демонстрируя при этом волонтёрские компетенции: организаторские, коммуникативные, творческие, умения действовать в команде, ориентироваться в ситуации и принимать адекватные решения.
Особое внимание педагогического коллектива следует сосредоточить на поиске эффективных приёмов мотивации подростков на участие в добровольческой деятельности. В дальнейшем смысловой акцент программы был перенесён на формирование нравственных ценностей подростков, развитие их социальной активности.
В работе с лидерами лагеря добровольческой направленности необходимо создать условия для освоения подростками опыта реализации своей активности в различных направлениях добровольческой помощи: природе, окружающим людям, своим сверстникам и самим себе в ведении здорового образа жизни и культурного досуга, пропаганде добровольческих ценностей через различные творческие формы и медиа продукты.
Добровольческая деятельность является пространством для социализации подростков, поскольку в процессе волонтёрской деятельности подростки осваивают:
- новые социальные роли и позиции своего участия в жизни временного детского коллектива (наблюдатель, активный участник, организатор, лидер);
- базовые коммуникативные и лидерские компетентности;
- жизненно важные ценности (трудолюбие, честность, ответственность, сотрудничество, взаимопомощь и др.);
- нравственную позицию в отношениях между людьми;
- способы социального и профессионального поведения;
- социальные и профессиональные (профильные) виды деятельности.
Через получение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности у подростков формируются установки на активную жизненную и гражданскую позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, происходит их гражданское взросление.
Концепция работы с лидерами лагеря добровольческой направленности, как и добровольчества в целом, основывается на простой, но чрезвычайно важной идее, что в любом обществе всегда есть люди, нуждающиеся в какой-либо помощи, равно как всегда найдутся люди, готовые откликнуться, прийти на помощь, делая это добровольно, не предполагая извлечь из этого какую-либо выгоду для себя:
Идея 1. В любом обществе есть люди, которые нуждаются в помощи, и люди, которые готовы помочь.
Реальное добровольческое служение способствует осознанию людьми, что участие в жизни и делах общества приносит не только пользу другим и обществу, но и удовлетворение самому добровольцу, перспективу личностного совершенствования и самореализации.
Идея 2. Добровольческая деятельность столь же выгодна для людей, получающих помощь добровольцев, так и для тех, кто её оказывает (добровольцев).
Задачи организации образовательной деятельности в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности:
- сформировать детско-взрослое сообщество, мотивированное на совместную социальную деятельность;
- организовать деятельность, способствующую формированию у подростков ответственности, честности, уважения, доброты, сопереживания, , социальной активности;
- обсудить и заинтересовать подростков проблемами общества и поисками путей их преодоления средствами добровольчества;
- мотивировать подростков на потенциальные возможности личностного роста и развития через участие в добровольческой деятельности;
- способствовать формированию позитивного отношения к образу добровольца и необходимости добровольческой деятельности в современных условиях;
- организовать аналитический процесс, позволяющий подросткам адекватно оценивать собственные намерения, мысли, поступки, коллективную деятельность, реализованные добровольческие инициативы;
- организовать образовательный процесс, способствующий получению подростками необходимых компетенций для организации добровольческой деятельности, обучение подростков основам самоорганизации и командного взаимодействия;
- организовать процесс педагогического сопровождения реализации подростками коллективных и индивидуальных социальных инициатив, подготовки и реализации социальных проектов, морального стимулирования действий подростков;
- организовать образовательный процесс, направленный на обучение взаимодействию с государственными и социальными структурами, некоммерческими организациями для реализации социально значимых проектов (для координаторов, авторов социальных проектов).
Задачи управления педагогическим процессом в работе с лидерами лагеря добровольческой направленности:
- совершенствовать и внедрить в практику работы детского лагеря механизмы и технологии, направленные на формирование личных нравственных ценностей и развитие социальной активности подростков;
- разработать и внедрить в практику детского лагеря технологии, направленные на мотивацию подростков к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении социальных проблем общества;
- разработать модель соуправления жизнедеятельностью детского лагеря как добровольческого центра.
В детском лагере добровольческой направленности подросток априори попадает в атмосферу уважения, доброжелательности и отзывчивости. Этому способствуют сложившийся уклад жизни, организационная (корпоративная) культура лагеря, его законы и традиции, а добрые и творческие вожатые создают условия, в которых каждый ребёнок сможет раскрыть свои умения и способности, они предоставляют ребёнку возможность почувствовать и осознать свою значимость.
В лагере добровольческой направленности, подросток попадает в ситуацию социального выбора, где максимально проявляются его личностные черты, где сама обстановка заставляет действовать и демонстрировать свои интересы, стремления и умения.
Ему необходимо определить и утвердить свою социальную роль, И все те условия, в которых он живет и действует, становятся для него факторами воспитания и развития, а инструментом поддержки этого развития становится содержание деятельности тематического проекта.
В работе с лидерами лагеря добровольческой направленности можно выделить её несколько базовых составляющих:
- мотивационный,
- ценностно-ориентационный,
- обучающий,
- деятельностный, (который включает организационно-процессуальную и аналитическую деятельность).
Мотивационная деятельность направлена на включение подростков в добровольческую деятельность (продвижение идей добровольчества, привлечение к безвозмездному совершению добрых дел и поступков, поддержка и поощрение добровольческих инициатив)ю Она также подразумевает выявление у каждого подростка мотива участия в добровольческой деятельности и поддержку подростка в его желании «попробовать себя» в определённой социальной деятельности.
Мотивы осознанного участия людей в добровольческой деятельности можно разделить на два блока: индивидуальные и групповые.


Рисунок 1 - Мотивы осознанного участия людей в добровольческой деятельности

Добровольческая деятельность направлена на развитие у подростка общечеловеческих ценностей, таких как: ответственность, взаимопомощь, честность, доброта, отзывчивость, а также - на формирование добровольческих компетенций., Способствуя освоению, усвоению и присвоению этих ценностей, педагог прежде всего, стремится создать условия для развития личной инициативы подростка, его самостоятельности и гражданской ответственности. Помочь освоить, усвоить, а затем и присвоить эти ценности, не так просто.
Для этого необходимо грамотно выстроить работу с подростками. Важно при этом учитывать возрастные особенности. Подростковый возраст самый трудный и сложный период становления личности. Это и самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Поэтому этот период жизни ребёнка становится благоприятным для развития в нем нравственных качеств и ценностных установок. Начинать работу следует с обычной беседы с каждым подростком при знакомстве. Ведя диалог, можно выяснить отношение подростка к добровольческой деятельности, попытаться понять его взгляды и отношения к определённым вещам и социальным явлениям.
Для правильной организации работы с лидерами лагеря добровольческой направленности каждым вожатым должна быть разработана программа, которую он применяет в самом начале смены. Она представляет специальным образом выстроенную систему, включающую игры и упражнения на сплочение и взаимодействие, выявление лидеров, демонстрацию имеющихся способностей и творческого потенциала, отношений к общечеловеческим ценностям. Разумеется, всё это с учётом возраста членов компании.
Правильно выстроенная ценностно-ориентирующая деятельность учит подростков анализу собственных действий и поступков, развивает желание воспитывать в себе «нужные» качества, мотивирует их на свершению добрых дел на благо окружающих.
Чтобы подросток мог оперировать основными понятиями, умел объяснить суть добровольчества другим людям, видел социальные проблемы и был готов их решать, мог разработать своё дело и/или социальный проект, необходимо действовать последовательно: освоение, усвоение и присвоение им этих знаний и умений.
Деятельностный компонент модели работы с лидерами лагеря добровольческой направленности включает организационно-процессуальную и аналитическую деятельность.
Организационно-процессуальная деятельность предполагает использование соответствующих форм, приёмов, методов, технологий и средств, а также условий реализации программы смены.
Доктор педагогических наук Б.В. Куприяновым выделяет шесть педагогических приёмов, при помощи которых происходит включение подростков в добровольческую социальную деятельность.
Приём 1.
Индивидуальное авансирование (идея принадлежит И.А. Колесниковой) - это специально организованная деятельность, направленная на положительное восприятие подростком деятельности, ожидание успеха и удовольствия от участия в ней.
Приём 2.
Личностно-деятельностное информирование - это обеспечение подростка первичной информацией о возможности реализации его потенциалов в процессе участия в деятельности. Информирование включает в себя характеристику основных действий, варианты участия в деятельности, возможности личностного роста и удовлетворения личностных потребностей.
Приём 3.
Операционно-действенное апробирование. Представляет собой пробное решение задач деятельности и взаимодействия. Сначала ряд задач решается теоретически, затем на практике отрабатываются отдельные приемы эффективной деятельности и взаимодействия.
Приём 4.
Личностно-деятельностное ориентирование. Является педагогической помощью в постановке цели перед участием в каждом содержательном блоке.
Приём 5.
Соглашение - процесс переговоров педагога и подростка о правилах взаимодействия и взаимовлияния в ходе деятельности.
Приём 6.
Инструментирование участия. Состоит в изложении конкретных деталей, правил, условий осуществления деятельности, индивидуальных задач, вооружение средствами деятельности.
Грамотно организованная педагогическая деятельность, направленная на приобщение подростков к добровольчеству на всех уровнях и стадиях жиз........

Список литературы
1. Авраменко, К. Б. Организация досуга младших школьников в летних оздоровительных лагерях / К. Б. Авраменко, О. Ю. Тарасюк // Успехи современного естествознания < contents.asp?issueid=957932>. - 2011. - № 8 < contents.asp?issueid=957932&selid=16756497>. - С. 150.
2. Агапова, И. А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с.
3. Антонов, В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях / В. Н. Антонов: дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997
4. Архипов, С. Конструктор корпоративного праздника / С. Архипов // Праздник. - М., 2005. - № 11.
5. Афанасьев, С. П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С. П. Афанасьев. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. - 288 с.
6. Афанасьев, С. П. Триста творческих конкурсов / С. П. Афанасьев, С. В. Коморин. - М.: Методический центр «Вариант», 1997. - 112с.
7. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. - М., 2004. - 135 c.
8. Бахтиярова, В. Ф. Педагогические условия экологического воспитания учащихся в летних оздоровительных лагерях / В. Ф. Бахтиярова: дис. … канд. пед. наук. - Уфа, 2000
9. Бобкова, Е. Г. Играем в сказку…: Технология погружения в игровую модель «Сказка…» (из опыта работы педагогического коллектива ДОЛ «Электрон»): метод. Пособие / Н. М. Рябуха, Е. Г. Бобкова, Т. В. Сильнягина, Е. В. Киселева; науч. ред. Н. Н. Киселев. - Новосибирск, 2008. - 80 с.
10. Богомолова, Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / Н. Н. Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 205 с.
11. Большаков, В. Ю. Психотренинг, социодинамика, упражнения, игры / В. Ю. Большаков. - СПб.: СПЦ, 1996. - 380 с.
12. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства: учеб.-метод. пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: ЦГЛ, 2005 - 160 с.
13. Вожатый - старт в профессию. Кипарис -12: учеб.-метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
14. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря / Мастер. науч.-практ. конф. - ВДЦ «Орленок», КДН администрации Самарской области, 2000.
15. Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: сборник научных статей / Под ред. Ромм Т.А. - Новосибирск: НГПУ, 2008. - 204 с.
16. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / Под ред. М. Е. Сысоевой. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. - 120 с.
17. Вульфсон, С. И. Уроки профессионального творчества: учеб. пособие / С. И. Вульфсон. - М.: Издат.«Академия», 1999. - 160 с.
18. Газизулин, Р. Я. Дневник воспитателя летнего лагеря / Р. Я. Газизулин, О. В. Дюкина. - Киров, ВАКО, 2008.
19. Гайнанова, Л. Е. Педагогика каникул: метод. пособие в помощь организаторам детских оздоровительно-образовательных лагерей. Вып.1. / Л. Е. Гайнанова. - Чита, ИПЦ ЧИПКРО, 2001. -123 с.
20. Генисаретский, О. И. Социальное проектирование как средство активной культурной практики / О. И. Генисартский // Прорыв к реальности. - М., 1999.
21. Григоренко, Ю. Н. Дневник вожатого: практ. пособие / Ю. Н. Григоренко. - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 80 с.
22. Григоренко, Ю. Н. Кипарис: учеб. пособие по организации детского досуга в лагере и школе / Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 238 с.
23. Григорьев, А. И. Культура досуга / А. И. Григорьев. - Киев: Высшая школа, 2007.
24. Демакова, И.Д. Интеграционное сообщество как условие личностного роста ребенка / Моногр. «Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания» / Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - М.-Тверь, ООО ИПФ «Виарт», 2004. - 336 с.
25. Детская энциклопедия. Всероссийский детский центр «Орленок». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 6. - М., «Аргументы и факты», 2000, - 40 с.
26. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. - М.: ООО «ЦГЛ», 2006.
27. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. - М.: ООО «ЦГЛ», 2007.
28. Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -352 с.
29. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков / авт.-сост. И. В. Куц. - Волгоград: Учитель, 2007. - 166 с.
30. Залунина, Е. Профильные лагеря как перспективная форма отдыха / Е. Залунина // Народ. образование. - 2000. - №4-5.
31. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 1998. - 248 с.
32. Жежко, И. В. Игровой метод проектирования в сфере культуры / И. В. Жежко // Прорыв в реальность. - М., 1999.
33. Загородный летний лагерь / С. И. Лобачева, В. А. Великородная, К. В. Щиголь. - М.: ВАКО, 2008.
34. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены / авт.-сост. Радюк Е. А. - Волгоград: Учитель, 2008. - 207 с.
35. Игротека вожатого / авт.- сост. Тимофеев Ю. Н. - Москва, 2003. - 84 с.
36. Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 375 с.
37. Как вести за собой: учеб. пособие. - Педагогическое общество России, 2004.
38. Калейдоскоп школьных дел: метод. рекомендации / Авт.-сост. В. Н. Щербакова, Н. Н. Солдатенкова. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 82 с.
39. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 1985. - 303 с.
40. Каструбин, Э. Система и программы психической самозащиты (информационный психотренинг здоровья и успехов) / Э. Каструбин. - М.: «КСП», 1996. - 304 с.
41. Коваль, М. Б. Ключ к успеху: пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей / М. Б. Коваль. - М.: НИИ семьи, 1998. - 136 с.
42. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая практика / Г. М Коджаспирова, Л. В. Борикова. - М.: Академия, 2006. - 269 с.
43. Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми / сост. Красичкова А. П. и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 153 с.
44. Крылова, Н. Б. Культурная среда детского лагеря / Н. Б. Крылова // Народное образование. - 2000. - № 4-5.
45. Кузнецов, А. Н. Содержание и методы профессиональной подготовки специалистов по маркетингу для системы летних детских оздоровительных лагерей / А. Н. Кузнецов: дис. … канд. пед. наук. - М., 2000.
46. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: творческий центр “Учитель”, 2000. - 288 с.
47. Кулюшина, И. Учет возрастных особенностей подростков при работе в детском оздоровительном лагере / И. Кулюшина, И. Муканова // Вестник педагогического опыта < contents.asp?issueid=1007032>. - 2009. - № 31 < contents.asp?issueid=1007032&selid=17302583>. - С. 64-64.
48. Куприянов, Б. В. Ролевая игра в детском загородном лагере: методика проведения игровой тематической смены / Б. В. Куприянов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 263 с.
49. Лебедева, М. М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр / М. М. Лебедева // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1980. - №3.
50. Летний лагерь на базе школы / Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко, С. И. Лобачева, Е. И. Гончарова. - М.: ВАКО, 2007.
51. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / сост. Гурбина Е. А. - Волгоград: Учитель, 2006. - 197 с.
52. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Трепетунова Л. И. и др. - Волгоград: Учитель, 2005. - 280 с.
53. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене. Курс занятий для отрядных педагогов / Авт.-разработчик Можейко О. В. - ВДЦ «Орленок», 2001. - 70 с.
54. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
55. Малафий, Л. Н. Организация деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учреждения социального обслуживания семьи и детей / Л. Н. Малафий, А. В. Зимнухова, Л. П. Васенева // Беспризорник. - № 3. - М., 2007.
56. Машокова, Г. В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей / Г. В. Машокова. - Вологда, 2006 - 47 с.
57. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
58. Мечта, творчество, вдохновение: сб. тезисов науч.-практ. конф. «Дети в загородном лагере». - СПб.: ОАО «Светоч», 2000. - 165 с.
59. Навстречу лету: материалы областного конкурса проектов в сфере летнего отдыха и оздоровления. - Липецк, ИРО, 2006. -118 с.
60. Опарина, Н. А. Мы генетически произошли от праздника / Н. А. Опарина // Праздник. - М., 2002. - № 8.
61. Организация летнего отдыха и занятости детей / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
62. Организация детского отдыха: нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).
63. Панфилов, В. Чем праздник отличается от непраздника / В. Панфилов // Праздник. - М., 2004. - № 8.
64. Панченко, С. И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере / С. И. Панченко. - М: НИИ Школьных технологий, 2008. - 356 с.
65. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, А. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.: ил.
66. Петров, А. Марк Розовский: «Настоящий праздник - это идея добра!» / А. Петров // Праздник. - М., 2004. - № 12.
67. Петрушин, С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек) / С. В. Петрушин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2004. - 256с.
68. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: МПУ. - 1996. - 270 с.
69. Праздник для всех и при участии каждого: метод. рекомендации / Сост. Н. А. Фридолина. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1990. - 26 с.
70. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Бетянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под общей ред. Битяновой М. Р. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
71. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). - М., ГОУ ЦРСДОД, 2004. -64 с.
72. Профильная смена детских экологических объединений города Новосибирска «Экологи Сибири» / Сост. О. А. Чернухин, Т. Г. Рубинштейн, Т. В. Хабарова. - Новосибирск, 2011.
73. Психогимнастика в тренинге / ред. Хрящева Н. Ю. - СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. - 256 с.
74. Психология: учебник / Ред. Крылов А. А. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. - 584 с.
75. Пяткова, О. В. Система анимации - форма досуговой деятельности / О. В. Пяткова, К. В. Разумов. - Челябинск, 2002. - 10 с.
76. Русанова, В. С. Словарь-справочник / В. С. Русанова. - Челябинск, 2009. -
77. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. - Беларуская наука, 1998. - 319 с.
78. Селевко Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии. - 1997. - №1.
79. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.
80. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
81. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Под науч. ред. Е. И. Григорьевой. - Тамбов, 2004. - 512 с.
82. Стрельцов, Ю. А. Человек в мире общения: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 1999. - 200 с.
83. Социальное проектирование в сфере культуры: игровые методы. - сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1982.
84. Сценарии игр с подростками в загородном лагере / Е. В. Ветерок. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.
85. Таран, Ю. Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен: науч.-метод. пособие / Ю. Н. Таран. - Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002. - 176 с.
86. Тарасов, Л. В. Социально-культурная анимация: принципы, задачи, содержание / Л. В. Тарасов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. - № 2. - С. 59-66
87. Творческое лето: сб. метод. материалов. - М., ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2007. - 64 с.
88. Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: практ. пособие / С. В. Тетерский, И. И. Фришман. - М.: АРКТИ, 2007. - 104 с.
89. Титов, С. В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере / С. В. Титов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.
90. Точиева, М. М. Психическое развитие детей в условиях палаточных лагерей временного проживания / М. М. Точиева: автореф. дис. … канд. психол. наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2008.
91. Федорова, Л. И. Игра в обучении: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Л. И. Федорова. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. - 220 с.
92. Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2006.
93. Фришман, И. И. Игры без проигравших / И. И. Фришман. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. - 90 с.
94. Фришман, И. И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции / И. И. Фришман //Народное образование. - 2003. - № 3. -С. 33-41
95. Фришман, И. И. Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков / И. И. Фришман // Народное образование. - 2005. - №3. - С. 97-103.
96. Цветкова, И. В. Экологический светофор для младших школьников / И. В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
97. Целищева, Н. У семи нянек дети под присмотром / Н. Целищева // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 43-49.
98. Церемония как аспект традиционной культуры / М. Г. Шаронина // Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: теория и практика: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Челябинск, 21-23 февраля 2006 г.: в трех частях / гл. ред. проф В. А. Михнюкевич; ЧГАКИ. - Челябинск, 2006. Ч. 3. - 292 с.
99. Чернухин, О. А. Детские игровые конкурсы как механизм развития экологического образования / О. А. Чернухин // Экологическое образование в эпоху глобализации: Материалы VII семинара «Проблемы экологического образования и воспитания». - Новосибирск: НГУ, 2008. - С. 32-36.
100. Чернухин, О. А. Профильная смена как средство развития экологического образования / О. А. Чернухин // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009.
101. Шаламова, Л. Ф. Вожатый - старт в профессию: учеб.-метод. пособие / Л. Ф. Шаламова. - М., 2002. - 261 с.
102. Шаронина, М. Г. Модели игровых программ современных зрелищ / М. Г. Шаронина // Вторые Лазаревские чтения: материалы Всерос. науч. конф. - Челябинск, 2003.- С.323 - 328
103. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
104. Школа интересных каникул: пособие / Авт.-сост. С. Г. Огнева и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 555
105. Шмаков, С. А. Ее Величество - Игра / С. А. Шмаков. - М., 1992
106. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
107. Шмаков, С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: метод. пособие / С. А. Шмаков. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол», 2002. - 384 с.
108. Штоколова, И. Шоу-вумен / И. Штоколова // Праздник. - М., 2003. - № 9.
109. Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел: метод. материал для работы с детьми. - 4-е изд., переработанное, дополненное / Н. Е. Щуркова. - Смоленск: СОИУУ, 1998. - 176 с.
110. Юзафавичус, Т. А. Советы бывалого вожатого. Кипарис - 9: учеб.-практ. пособие для организаторов летнего отдыха детей / Т. А. Юзафавичус. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.
111. «Я и мы». Программа в помощь организаторам, лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. НМЦ. - М., 1996. - 95 с.
112. Янкова, З. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей / З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-т семьи. - М.: НИИ семьи, 1998. - 124 с.
113. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие / Н. Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2005. - 126 с.
114. Ярошенко, Н. Н. Цели социокультурной анимации / Н. Н. Ярошенко // Педагогический процесс в вузах культуры и искусств в условиях становления рынка. - Барнаул, 1994. - 89 с.
115. < >
116. subjects/22/




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.