На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Японский конституционализм представляет своеобразное явление правовой действительности. В Японии действует вторая по счёту конституция. Характеристика Конституции Японии. Центральные государственные органы. Судебная система. Местное самоуправление.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

РЕФЕРАТ

по теме: «Конституционное право Японии»

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.

Белгород - 2008г.

План
Вступительная часть
1. Общая характеристика Конституции Японии
2. Центральные государственные органы
3. Судебная система
4. Местное самоуправление
Заключительная часть (подведение итогов)

Основная литература

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М.: Проспект, 2005. Гл. 19.

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. Гл. 21.

3. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. Гл. 12.

4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - с. 337-349.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 2001. Т. 4, гл. 14.

6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 19.

Дополнительная литература

1. Анисимцев Н.В. Правовое регулирование деятельности исполнительной власти Японии // Юридический мир. 2005. № 2. С.83-98.

2. Железняк О.Н. Судебная система Японии // Право и политика. 2004. №4. С.75-82.
3. Стрельцов Д.В. Современный японский парламент. - М., 1994.
4. Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии. Книга первая. М., 1983.
5.
Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.
6. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть. М.: Юрид. лит., 1991.
7. Цунэо Инако. Современное право Японии. М., 1981.
8. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. - д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2001. - с. 816-826.
Введение
Японский конституционализм представляет собой своеобразное явл
ение правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, императрическая форма правления, функционирующая в демократической системе власти -- все это делает фактическую и юридическую конституцию Японии, (хотя ни географически, ни юридически эти понятия не совпадают) уникальной и чрезвычайно интересной для исследования.
Вопрос № 1. Общая характеристика Конституции Японии.

Япония занимает второе место в мире по объему ВВП и шестое -- по доле ВВП на душу населения (наряду с Канадой и после Сингапура и Швейцарии), по качеству (уровню) жизни -- девятое место. Численность населения - 128 млн. человек (девятое место в мире), 99,4 % из которых японцы, 0,5% - корейцы. Большинство верующих - буддисты и синтоисты.
В Японии действует вторая по счёту конституция. Это объясняется тем, что долгое время страна была закрытой для всего мира. Первая конституция была принята в 1889 г., образцом которой послужила прусская конституция 1851 г. Проект действующей Конституции разработан в значительной мере в штабе американских оккупационных войск после поражения Японии во второй мировой войне, представлен правительством Японии в парламент, принят им в октябре 1946 г. и одобрен Дальневосточной комиссией (контрольный орган держав-победительниц). 3 ноября 1946 г. император специальным актом промульгировал основной закон, который вступил в силу 3 мая 1947 г.
Конституция Японии -- небольшая по объему: она состоит из 11 глав и 103 кратких статей. По форме правления Япония - конституционная монархия, Император лишен государственной власти и остался лишь символом нации, более того провозглашается принцип народного суверенитета. По форме государственного устройства Япония - децентрализованное унитарное государство, по форме государственного режима - демократическое государство. В конституции заметно влияние англо-саксонской системы права, что прослеживается в закреплении широкого круга прав и свобод человека, особенно личных, основанных на концепции индивидуализма.
Для конституции характерен ярко выраженный пацифизм: японский народ, гласит статья 9, навечно отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооружённых сил как средства разрешения международных споров. Силы самообороны насчитывает 135 тыс. человек сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. На его содержание тратится почти 100 млрд. дол. США. На территории Японии находятся 94 военные базы и объекты США, В октябре 2001г. в связи с принятием антитеррористического закона полномочия Сил самообороны во время проведения миротворческих операций были значительно расширены - теперь помимо оказания медицинской помощи. Ремонтных работ, охраны окружающей среды подразделения ССОЯ могут оказывать тыловую поддержку, а также доставлять топливо и невоенное оборудование.1
1 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. - 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2005. - С. 686.
В основу экономической системы положены принципы многоукладности экономики, рыночного хозяйствования и социальной ориентированности.
Поправки к Конституции могут вноситься только по инициативе Парламента и должны быть одобрены 2/3 общего числа членов обеих палат. Далее возможны два способа одобрения поправок (референдум и парламентом после досрочных выборов); способ определяется Парламентом.
Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административного акта) в Японии принимает Верховный суд (15 членов, решение должно быть принято не менее чем восемью судьями). При этом вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции, и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконституционным признано лишь одно положение закона.
Вопрос №2. Центральные государственные органы.

Император. В Японии действует салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Считается, что одна династия царствует уже более 2500 лет (на самом деле наследниками были также приемные сыновья), в настоящее время на троне 125-й император. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, с даты восхождения на трон нового императора ведется официальное летосчисление (с 1989г. -- эра императора Акихито) -- Хойсен -- «достижение мира». В соответствии с законом об императорском доме 1947г. порядок наследования обеспечивает Совет императорского дома, в составе которого два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председатели палат, один член Верховного суда.
Император -- лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности -- гражданской, уголовной, административной. За его действия отвечают правительство, министры. Император и члены его семьи получают по цивильному листу средства из государственного бюджета на свои нужды. Глава государства не является собственником недвижимого императорского имущества (дворцы, парки и др.), оно принадлежит государству. Император и его семья только пользуются им. Повседневными делами императора и его семьи занимается управление императорского двора, состоящее при канцелярии премьер-министра. Любое имущество может быть передано членам императорской семьи и любые дары получены ими только с разрешения парламента.
Как по Конституции, так и фактически император не обладает личной властью. Он является лишь символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народ. Император не обладает полномочиями государственной власти, все его действия, связанные с государственными делами, осуществляются только по совету и с согласия Кабинета Министров. Император выполняет главным образом церемониальные функции внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром. Он не имеет права вето, не является главнокомандующим.
На основании решения Кабинета Министров император осуществляет следующие функции: промульгирует поправки к Конституции, законы, публикует указы правительства, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки министров и некоторых других высших должностных лиц, подтверждает полномочия послов и посланников, принимает иностранных послов и их верительные грамоты, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента он назначает премьер-министра, по представлению последнего -- членов Кабинета и главного судью Верховного суда.
Большая часть этих полномочий традиционно присуща главе государства, хотя Конституцией Японии император не характеризуется как глава государства. Он юридически безвластен, не занимается государственной политикой, но по традиции оказывает некоторое влияние на политическую и идеологическую жизнь страны.
Согласно Конституции единственным законодательным органом в Японии является Парламент, состоящий из двух палат -- Палаты представителей (нижняя) и Палаты советников (верхняя). Палата представителей избирается на четыре года в количестве 480 депутатов, Палата советников состоит из 252 советников, избираемых на шесть лет, но с ротацией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета Министров), верхняя палата роспуску не подлежит.
Закон о выборах публичных должностных лиц 1950г. устанавливает, что активным избирательным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего возраста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев (ценз оседлости) и включенные в списки избирателей (эти списки обновляются ежегодно). Лишаются избирательных прав душевнобольные; лица, находящиеся в заключении; не находящиеся в заключении, но осужденные за взяточничество и мошенничество на выборах (лишаются судом). Правом быть избранным в Палату представителей -- пользуются граждане, достигшие 25 лет, в Палату советников -- 30 лет. Для регистрации кандидаты в нижнюю палату вносят избирательный залог в размере 3 млн. иен (приблизительно 60 тыс. долл. США), а за кандидатов в партийном списке партия вносит залог втрое больше. Залог не возвращается, если кандидат не наберет 1/5 часть голосов от избирательной квоты (число голосов, деленное на число мандатов по округу).
В обеих палатах применяется смешанная, но не одинаковая избирательная система. В Палату представителей 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 180 -- по 11 крупным региональным округам по пропорциональной системе (в разных округах избирается от семи до 23 представителей в зависимости от численности населения округа). Избиратель имеет два голоса. По одномандатным округам кандидата может выдвинуть один избиратель (возможно самовыдвижение). По пропорциональной системе кандидатов вправе выдвигать любая партия, имеющая не менее пяти членов парламента в обеих палатах или собравшая на предыдущих выборах в парламент не менее 2% голосов, но для регистрации необходимо выдвинуть не менее 20% кандидатов от численности депутатов, избираемых по округу (это стоит дорого, данное положение направлено против мелких партий). В соответствии с законом 1994 г. созданы постоянные избирательные органы: Центральный совет (пять человек назначаются на три года премьер-министром по предложению нижней палаты парламента), префектуральные, городские и муниципальные избирательные советы (они избираются местными представительными органами). Подготовкой к голосованию ведает специальное должностное лицо -- суперинтендант (он избирается избирательной комиссией), а наблюдение за выборами осуществляет министерство внутренних дел (но только в отношении выборов по пропорциональной системе). Запрещается баллотироваться на выборах членам избирательных комиссий, многим должностным лицам государственной службы (включая налоговых инспекторов), местных исполнительных органов.
Палата советников также избирается по смешанной системе, в результате чего на выборах и в этот орган избиратель имеет два голоса. Из общего количества советников (252) 152 избираются от округов, которыми являются префектуры и столица (всего 47 округов); от каждого округа избираются от двух до восьми советников. Один голос избиратель подает за того или иного кандидата по округу (но только за одного, а не за все количество советников, подлежащих избранию по округу). Избранными считаются кандидаты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, поданных по округу, на число избираемых от округа советников. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу (а не по многомандатным округам, как в нижнюю палату) по спискам партий с применением квоты, как и для нижней палаты парламента, по методу д'Ондта. Второй голос избиратель в данном случае подает за партию, а не за конкретного кандидата.
В Японии законодательство устанавливает жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только 12 дней. Кандидаты за счет государственной казны могут выступать только один раз по радио и один раз по телевидению по пять с половиной минут. Государство оплачивает пятикратную газетную рекламу (обычно с портретом кандидата), один цветной плакат (определенным тиражом, одинаковым для всех кандидатов), 350 тыс. открыток для рассылки избирателям при голосовании на выборах в парламент, 8 тыс. открыток -- на выборах в собрания префектур, 800 -- в мелких городах. Устанавливается бесплатный лимит бензина для поездок на периферию в микроавтобусе. Кандидатам запрещаются обход домов избирателей для агитации, агитация против других кандидатов и любые формы оскорблений. Митинги разрешается проводить с 8 до 18 часов, запрещаются уличные митинги для агитации за партии, выдвинувшие кандидатов по пропорциональной системе. Афиши расклеиваются только в специальных местах, на особых стендах, за нарушение полагается штраф (на деле это положение часто нарушается). Кандидат не может получать денежные пожертвования на проведение выборов от нескольких корпораций; корпорация не может дать более 500 тыс. иен (приблизительно 10 тыс. долл. США). С 2000г. разрешается давать деньги не кандидатам, а партиям, причем лицо может пожертвовать в год не более 20 млн. иен (400 тыс. долл. США) одной партии и еще 10 млн. иен -- другой. Потолок избирательных расходов кандидата зависит от числа зарегистрированных избирателей в многомандатном округе.
Голосуя, избиратель не ставит отметок в бюллетене, а сам вписывает имена кандидатов и названия партий в бланк, выбирая их из общего списка баллотирующихся кандидатов и партий. При распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе для партий установлен трехпроцентный заградительный барьер. Индивидуальные кандидаты хотя и избираются по мажоритарной системе относительного большинства, но все, же для избрания необходимо получить определенный минимум голосов: в парламент -- не менее '/6 всех поданных голосов, признанных действительными, в местные собрания (советы) -- не менее '/4.
Депутаты и советники имеют свободный мандат, фактически не пользуются депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы только в период сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты решением 2/3 голосов присутствующих членов палаты (при наличии кворума). Депутаты и советники пользуются индемнитетом, являются профессиональными парламентариями и получают вознаграждение из государственной казны.
Внутренняя структура палат типична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В Палате представителей имеется 18 постоянных комиссий, в Палате советников -- 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления (комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству и др.); в Японии они тесно связаны с работой соответствующих министерств, с чиновничьей бюрократией, хотя они вправе контролировать работу министерств. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комиссий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но наделе это решается заблаговременно при дележе председательских мест в ходе переговоров между лидерами фракций.
Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии парламентских секретарей (заместителей министра, представляющих его в парламенте). Комиссии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов: их судьба обычно предопределяется решением комиссии. Кроме постоянных комиссий в японском парламенте создаются специальные комиссии только на период одной сессии.
В каждой палате имеются законодательные бюро -- особый внутренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроектами, контролирует прохождение правительственных законопроектов. Бюро имеют собственный аппарат, несколько отделений, в которых работают профессиональные государственные служащие.
В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные исследовательские, справочные административные службы, большая библиотека, где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутатов различных исследовательских и справочных материалов.
Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента, как и парламентов других демократических стран, является законодательство. Главную роль в законодательном процессе играет Палата представителей, поскольку в определенных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верхней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичного принятия закона большинством в 2/3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Японии -- '/3 состава), а не общего состава палаты. Закон о государственном бюджете также может быть принят без участия верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения.
Подавляющее большинство законопроектов в Японии поступают на рассмотрение парламента от правительства (внести законопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но это происходит после тщательной бюрократической проработки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего проект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по своему рангу приравнена к министерству), затем к премьер-министру и только потом от имени правительства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно, а часто и после этого -- в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласований (нередко создаются специальные подкомиссии для изучения проекта), и лишь после принятия комиссией положительного решения он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом).
Возможен и другой путь: проект поступает сразу на пленарное заседание, если он внесен постоянной комиссией парламента или парламент принимает решение дать слово инициатору для разъяснения проекта.
После принятия нижней палатой законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение 60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней палаты. В случае отклонения нижняя палата может преодолеть вето верхней указанным выше способом, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подлежит опубликованию. На совместном заседании палат решение принимается большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество.
Законопроект о бюджете сначала представляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обязательном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граждане. Каждый гражданин может подать заявку на участие в дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отбирает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях. Если Палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента (в данном случае для этого верхней палате предоставляется не 60, а 30 дней), и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты.
Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием, тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй -- «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фамилией), опросом (председатель спрашивает, есть ли возражения, и если их нет, решение принимается, если возражения есть, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую проходят довольно бурно, нередко парламентарии вступают в драку. Принятый закон подписывается министром, ответственным за его выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императору. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовать его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования.
Из числа других высших органов государства парламент формирует лишь правительство (Кабинет Министров): парламент (нижняя палата) осуществляет контроль за деятельностью правительства путем вопросов на пленарных заседаниях, приглашения министров на заседания постоянных комиссий, но главной формой контроля считается общая дискуссия по вопросам политики правительства. Хотя в японском парламенте бывают и драки, в ходе общей дискуссии главным образом стремятся прийти к консенсусу. Применяется также интерпелляция, для внесения которой существует упрощенный порядок. Право подать интерпелляцию в письменной форме принадлежит каждому депутату нижней палаты (делается это через председателя палаты). При отказе председателя принять интерпелляцию депутат может обратиться непосредственно к пленарному заседанию. Ответ на интерпелляцию в устной или письменной форме должен быть дан в течение шести дней, по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.