На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90763


Наименование:


Курсовик Ответственность за вред, причиненный актами власти

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 8.9.2015. Сдан: 2015. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
I. Понятие и сущность ответственности за вред, причиненный актами власти 6
1.1. Условия ответственности за вред причиненный актами власти 6
1.2. Основные положения ответственности за вред, причиненный актами власти 10
II. Особенности производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих 16
2.1. Порядок оспаривания решений, действий (бездействий) органов власти и должностных лиц 16
2.2. Направления совершенствования соблюдения законности и защиты прав граждан от неправомерных действий (решений) органов государственной власти и должностных лиц 31
Заключение 37
Список источников и литературы 40


Введение

Мною выбрана тема «Ответственность за вред, причиненный актами власти», т. к. по моему мнению, на сегодняшний день это одна из актуальных тем гражданского права Российской Федерации. Это связано с тем, что в действующем законодательстве, регулирующим данный вопрос, имеется множество противоречий, несоответствий. Многие нормы, регулирующие отдельные положения в данной сфере, основаны на явно устаревшем законодательстве. В юридической литературе также высказываются различные, порой противоречивые мнения по этой теме, которые заслуживают особого внимания.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Содержание указанного права конкретизирует ст. 16 ГК, устанавливающая, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Учитывая, что причинение вреда в рассматриваемом случае носит внедоговорный характер, дальнейшее развитие данный вопрос получил в ст. 1069-1071 главы 59 ГК. В теории гражданского права нормы, содержащиеся в указанных статьях, принято называть правилами о специальном деликте - вреде, причиненном актом власти. Основаниями для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как особенности применения к нему общих условий деликтной ответственности, так и наличие ряда специальных условий, дополнительно установленных законом.
Среди общих условий деликтной ответственности за вред, причиненный актом власти, наибольшей спецификой обладает противоправность. Как отмечалось выше, в российском гражданском праве, как и в законодательстве большинства стран континентальной Европы, применяется система генерального деликта, в соответствии с которой всякое причинение вреда предполагается противоправным и влечет обязанность причинителя возместить этот вред, если только он не докажет свою управомоченность на его причинение. В рассматриваемой области до недавнего времени действовало, однако, прямо противоположное правило, а именно: всякий акт власти предполагается законным, в том числе и тот, которым кому-либо причинен вред. Объяснялось это тем, что вред в данном случае причиняется действиями, регулирование которых осуществляется не гражданским, а иными отраслями права - административным, уголовным, уголовно-процессуальным и т.д. Все вышесказанное определяет актуальность данной работы.
Цель исследования - изучить и проанализировать действующее законодательство и судебную практику по данному вопросу; выявить имеющиеся противоречия и несоответствия в нормативных актах, регулирующих данный специальный деликт, обобщить мнения ученых, высказываемые в юридической литературе по этой теме. Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть условия ответственности за вред причиненный актами власти;
- обозначить основные положения ответственности за вред, причиненный актами власти;
- выделить порядок оспаривания решений, действий (бездействий) органов власти и должностных лиц;
- проанализировать направления совершенствования соблюдения законности и защиты прав граждан от неправомерных действий (решений) органов государственной власти и должностных лиц.
Объект исследования - ответсвенность органов власти, предмет - нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за вред, причиненный актами власти.
Структура курсовой работы - введение, основная часть (2 главы), заключение, список источников и литературы.


I. Понятие и сущность ответственности за вред, причиненный актами власти
1.1. Условия ответственности за вред причиненный актами власти

Согласно ст. 1069 ГК подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Специфика обязательства по возмещению вреда, причиненного актами власти, выражается, во-первых, в характере деятельности причинителя. Такая деятельность является властно-административной, создающей юридическую обязательность ее актов, ограничивающих субъективные права. Возможность и необходимость таких ограничений прямо основана на характере властной деятельности и вытекает из закрепленных законодательством полномочий соответствующих органов. К примеру, действия по изъятию вещи в порядке конфискации хотя и приводят к лишению собственника его прав, но соответствуют закону и компетенции соответствующего органа (должностного лица).
Во-вторых, особым образом проявляется такое условие возмещения вреда, как противоправность действий причинителя. Противоправными эти действия являются, если они: совершаются при отсутствии полномочий либо с их превышением или при злоупотреблении ими; противоречат не только закону, но и иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность причинителя.
Сами противоправные действия могут выражаться в различных формах. Это могут быть приказы, распоряжения, иные властные предписания, причем как устные, так и письменные, принятые как единолично, так и коллегиально, направленные тому или иному кругу граждан или юридических лиц и подлежащие обязательному исполнению. Это могут быть и действия иного рода (например, действия по государственной регистрации транспортного средства, по техническому учету объекта недвижимости и др). Противоправное бездействие также может служить основанием для возмещения вреда. Так, незаконное уклонение от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним может быть основанием для возмещения вреда лицу, чьи права нарушены.
Условием возмещения вреда в рамках рассматриваемого обязательства является необходимость признания такого акта недействительным, действия (бездействия) - незаконным либо отмены такого акта (ст. 13 ГК). Такое признание осуществляется арбитражным судом или судом общей юрисдикции, причем при рассмотрении подобных дел действует презумпция противоправности поведения причинителя и, как следствие, бремя доказывания законности его поведения возлагается на соответствующий государственный, муниципальный орган.
Обязательным условием деликтной ответственности за вред, причиненный актами власти, как и в других деликтных обязательствах, является причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом. Установить причинно-следственную связь между поведением конкретного должностного лица и наступившим вредом сложно, особенно если вред явился результатом поведения не одного, а нескольких взаимодействующих должностных лиц. Проще установить ее, когда вред причинен изданием ненормативного акта, совершением действий, непосредственно повлекших вредные последствия (например, причинение вреда здоровью при незаконном задержании).
Виновность лица, допустившего незаконное действие, бездействие или принявшего незаконный акт, предполагается, и указанная презумпция является трудноопровержимой, учитывая безусловную обязанность должностных лиц знать и соблюдать действующее законодательство и не нарушать субъективные права граждан и юридических лиц.
Субъектами рассматриваемого обязательства (причинителями) могут быть любые государственные органы, в том числе органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и ее субъектов, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Субъекты, не осуществляющие властные полномочия, не являются субъектами ответственности на основании ст. 1069 ГК, а отвечают за действия своих работников по правилам генерального деликта.
Непосредственными причинителями вреда в обязательствах, регулируемых ст. 1069 ГК, являются должностные лица. Понятие «должностное лицо» ГК не содержит. Между тем отграничение должностных лиц от иных работников государственных органов или органов местного самоуправления имеет определяющее значение при решении вопроса о применении ст. 1069 ГК. Должностными называются лица, имеющие полномочия на совершение нормативно определенных властных действий, влекущих юридические последствия в виде установления, изменения или прекращения прав и обязанностей третьих лиц. Такие лица обладают распорядительными полномочиями в отношении других субъектов, не связанных с ними служебной подчиненностью. При этом вред причиняется ими при исполнении властных, публичных функций. Если же вред возникает вне сферы такой деятельности, ответственность применяется по общим основаниям (ст. 1064 ГК) или по правилам об иных специальных деликтах, а не в соответствии со ст. 1069 ГК.
Работники государственных или муниципальных органов, не обладающие властными полномочиями за пределами этих органов либо вообще не имеющие таких полномочий (к примеру, завхозы, водители), не признаются должностными лицами для целей ст. 1069 ГК.
В случае причинения вреда должностным лицом деликтная ответственность возникает у соответствующего государственного (муниципального) органа, т.е. непосредственный причинитель и субъект деликтного обязательства в данной сфере не совпадают.
Потерпевшим в обязательстве из причинения вреда публичной властью может быть любое лицо, как физическое, так и юридическое.
Вред возмещается за счет соответствующей казны - РФ, ее субъекта или муниципального образования.
Понятие казны содержится в п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК, согласно которым ее состав не ограничивается средствами соответствующих бюджетов. Поэтому при отсутствии в бюджете средств, достаточных для возмещения вреда, взыскание производится за счет другого имущества, составляющего казну. Отсутствие в бюджете специальных ассигнований не означает невозможности возмещения вреда за счет бюджетных средств, поскольку принцип иммунитета бюджета (ст. 239 Бюджетного кодекса) в указанном случае не действует.
Ответчиком по делу о возмещении вреда, причиненного актами власти, является РФ или ее субъект либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Например, если вред причинен действиями должностного лица районного отделения внутренних дел, ответчиком по иску о возмещении вреда будет Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел РФ, при удовлетворении иска вред будет взыскан за счет казны РФ, а исполнительный лист будет направлен для исполнения в Министерство финансов РФ.
Система возложения ответственности достаточно сложна, и потерпевшему часто очень трудно определить ответчика по конкретному спору. Поэтому судебная практика исходит из того, что при рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного актами власти, вопрос о надлежащем ответчике решается судом.
Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред на основании ст. 1069 ГК, имеют право регресса к непосредственному причинителю (если его вина установлена вступившим в законную силу приговором суда) в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом, в частности трудовым законодательством.
Исходя из различий законодательного регулирования выделяют две категории деликтных обязательств: а) возмещение вреда, причиненного в сфере административного управления (она рассмотрена выше); б) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

1.2. Основные положения ответственности за вред, причиненный актами власти

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Содержание указанного права конкретизирует ст. 16 ГК, устанавливающая, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Учитывая, что причинение вреда в рассматриваемом случае носит внедоговорный характер, дальнейшее развитие данный вопрос получил в ст. 1069-1071 главы 59 ГК. В теории гражданского права нормы, содержащиеся в указанных статьях, принято называть правилами о специальном деликте - вреде, причиненном актом власти. Основаниями для выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как особенности применения к нему общих условий деликтной ........

Список источников и литературы
Нормативные и правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Российская газета - 2009. - 21 января.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 02.10.2007 N 225-ФЗ (с изм. от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ). [Текст] // Российская газета, N 137, 27.07.2002
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] // Российская газета - 2002 . - 20 ноября.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 08.11.2007 N 257-ФЗ). [Текст] // Российская газета. - 2001. - №239. - (28 декабря)

Учебная литература

5. Авакьян, С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса [Текст] / С.А. Авакьян // Вестн. Моск. ун-та. Серия «Право». 2012. - №7. - С. 10.
6. Административное право [Текст] / Под ред. Козлова Ю. М. М.: ЮРИСТЪ, 2010. - 316 с.
7. Беляев, В.П. Контроль и надзор как средства реализации правовой политики [Текст] / В.П. Беляев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2013. - № 4. - С. 41.
8. Воеводин, Л.Д. Конституционные права и обязанности граждан. [Текст] / Л.Д. Воеводин. - М., 2009. - 415 с.
9. Гражданский процесс [Текст] / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. - М., 2010. - 282 с.
10. Дмитриев, Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации [Текст] / Ю.А. Дмитриев. - М.: Манускрипт. 2010. - 390 с.
11. Жалинский, А. Введение в немецкое право [Текст] / А. Жалинский, А. Рерихт. - М., 2013. - 474 с.
12. Жуйков, В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц [Текст] / В.М. Жуйков. - М., 2013. - 518 c.
13. Кармолицкий, А.А. Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций [Текст] / А.А. Кармолицкий. - М., 2013. - 245 c/
14. Конин, Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций [Текст] / Н.М. Конин. - Саратов: СГАП, 2011. - 466 c/
15. Кривельская О.В. Механизм защиты прав граждан в административном процессе России и Германии [Текст] / О.В. Кривельская // - М.: Государство и право. 2012. №7. - 425 с.
16. Кротов, Н. И. Административное право [Текст] / Н.И. Кротов. - М., 2009. - 482 с.
17. Крылов, В.В. Личные права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации [Текст] / В.В. Крылов. // Законность. - 2014. - №9. - С. 26.
18. Общая теория прав человека [Текст] / Под. ред. И. Ю. Козловой. - М., 2006. - 498 с.
19. Овсянко, Д.М. Государственная служба РФ [Текст] / Д.М. Овсянко. - М.: Изд-во ЮРИСТЪ, 2012. - 527 с.
20. Тихомиров, Ю. А., Талапина Э. В. Административные процедуры и право [Текст] / Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина // Журнал российского права. - 2012. - № 4. - С. 3-13.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.