На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90815


Наименование:


диплом Роль руководителя в формировании ценностей организационной культуры образовательного учреждения

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.09.2015. Сдан: 2014. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………………….. 7
1.1. Сущность понятий «организационная культура», «ценности организационной культуры», «формирование ценностей организационной культуры в образовательном учреждении»…................ 7
1.2. Определение роли руководителя в формировании ценностей организационной культуры в образовательном учреждении ………….... 20
Выводы по первой главе……………………………………………………. 28
ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...................... 30
2.1. Результаты проектирования модели формирования ценностей организационной культуры в Муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования для детей «Дом детского творчества» Кунашакского муниципального района……. 30
Выводы по второй главе……………………………..……………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................... 48



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена различными обстоятельствами, которые будут представлены далее.
Следует сказать, что сегодня не многие руководители образовательных организаций понимают, как важно создать положительный климат в коллективе. Что поможет эффективнее и слаженнее решать самые разные проблемы в организации.
В настоящее время меняется роль и место образовательных учреждений в жизни общества, ее ценностные ориентации. Предпринимаемые в последние годы подходы к совершенствованию отечественного образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней.
Так в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. , № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» говорится, что «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». В разрабатываемых концептуальных подходах к осуществлению реформы в данной области в числе ведущих аспектов закономерно выдвигается формирование адекватных условий для осуществления эффективной кадровой политики в системе образования.
По оценкам многих специалистов, важным явлением в жизни отечественного образования в последние годы стало принятие нового федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он задал хороший темп системному развитию сферы образования и обусловил инновационную активность педагогов образовательных учреждений. Заметную роль в процессе преобразования образовательных учреждений играют педагогические коллективы. А для развития любого коллектива немаловажен его внутренний «климат».
Отметим, что только в той образовательной организации будет в полной мере выполнятся новый закон, будут ставиться и решаться задачи, способствующие современным требованиям образования, где руководитель создал не только материальную, но и духовную базу для развития организации.
Управленческое звено, члены педагогического коллектива будут работать максимально эффективно только в том случае, если его члены настроены на достижение общих целей, доверяют друг другу. Как же достичь этой гармонии в коллективе?
Актуальность темы состоит в том, что налицо противоречие: с одной стороны - для того, чтобы решать задачи современного образования требуется компетентный руководитель образовательного учреждения, владеющий всеми основами управления, с другой стороны - пока немногие руководители рассматривают культуру своей организации как важный инструмент управленческой деятельности, позволяющий ориентировать персонал на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Отсюда вытекает проблема: В чём состоит роль руководителя в формировании ценностей организационной культуры для успешного управления образовательным учреждением?
Необходимость определения практических путей решения этой проблемы обусловили выбор темы научного исследования: «Роль руководителя в формировании ценностей организационной культуры образовательного учреждения».
Объект исследования - процесс управления в образовательном учреждении.
Предмет исследования - управление формированием ценностей организационной культуры в образовательном учреждении.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и внедрить управленческую модель по формированию ценностей организационной культуры в образовательном учреждении.
Гипотезой выпускной аттестационной работы является утверждение о том, что формирование руководителем образовательного учреждения ценностей организационной культуры будет успешным, если изучить литературу по проблеме; определить понятия «организационная культура», «ценности организационной культуры», «формирование ценностей организационной культуры»; выявить роль руководителя в процессе формирования ценностей организационной культуры; выявить приоритетные ценности персонала образовательного учреждения; разработать план мероприятий по совершенствованию ценностей организационной культуры персонала Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования для детей «Дом детского творчества» Кунашакского муниципального района.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач исследования:
- изучить литературу по проблеме и определить понятия «организационная культура», «ценности организационной культуры», «формирование ценностей организационной культуры»;
- выявить роль руководителя в процессе формирования ценностей организационной культуры;
- выявить приоритетные ценности персонала образовательного учреждения;
- разработать план мероприятий по совершенствованию ценностей организационной культуры персонала Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования для детей «Дом детского творчества» Кунашакского муниципального района.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; проектирование (моделирование), наблюдение, анкетирование.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Дом детского творчества» (50 педагогов).
Исследование проводится в три этапа:
Первый этап (апрель - май 2014 г.) - поисковый, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, цели, предмет, объект, задачи, гипотезы исследования, констатирующее исследование, анкетирование и диагностика педагогов.
Второй этап (июнь 2014г. - январь 2015 гг.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого была разработана и реализуется на практике модель по формированию ценностей организационной культуры руководителем образовательного учреждения.
Третий этап (февраль 2015 г.) - обобщающий: подведение и описание результатов, определение путей дальнейшей работы.
Новизна исследования заключается в том, что во все предшествовавшие периоды существования нашего учреждения проблеме формирования общих целей, ценностей не уделялось должного внимания, ориентиры школьной культуры использовались локально и разрозненно, а сама она находилась на периферии управления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описана управленческая модель формирования ценностей организационной культуры образовательного учреждения. Предлагаемая модель может быть адаптирована и использована в практике работы других образовательных учреждений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Сущность понятий «организационная культура», «ценности организационной культуры», «формирование ценностей организационной культуры в образовательном учреждении»

В современной литературе существует довольно много определений понятия организационная культура. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного - сущностного - определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет.
Различными учеными и консультантами уже к середине прошлого века было предложено более ста пятидесяти ее определений, как подсчитали неутомимые исследователи Кробер и Клакхон (Kroeber & Kluckhohn, 1952). С тех пор появилось еще несколько десятков новых. Рассмотрим некоторые из них [20].
Э. Джакус (1952 г.): «Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» [13].
Д. Элдридж и А. Кромби (1974 г.): «Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей» [11].
К. Голд (1982 г.): «Корпоративная культура - это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает её от всех других в отрасли» [9].
М. Пакановский и Н.О. Доннел-Тружиллио (1982 г.): «Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш взгляд, культура - это не то, что организация имеет, а то, чем она является».
В. Сате (1982 г.): «Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества» [3].
Э. Шейн (1985 г.): «Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем» [43].
Г. Морган (1986 г.): «Культура» в метафорическом смысле - это один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло» [12].
К. Шольц (1987 г.): «Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения»[20].
Д. Дреннан (1992 г.): «Культура организации - это всё то, что для последней типично: её характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения» [20].
П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс (1993 г.): «Культура - это общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации» [29].
Э. Браун (1995 г.): «Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации» [20].
Наиболее удачными определениями организационной культуры можно признать следующие:
Хиггинс-МакАллистер: Набор разделяемых ценностей, норм и практик, отличающий одну организацию от другой. (Higgins, McAllister, 2006) [20].
Шейн: Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные. (Schein, 1996) [43].
Камерон-Куинн: Социальный клей, удерживающий организацию вместе, - то, «как у нас это здесь принято». (Cameron, Quinn, 1999, Cameron, 2004) Последнее неформальное определение принадлежит современным американским исследователям, чьи работы заслуженно получили широкую известность [9].
За базовое в нашем исследовании мы возьмем определение О. С. Виханского, А. И. Наумова: «организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения» [3].
Самым важным элементом организационной культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.
Ценности обеспечивают сохранение целостности социальной системы (организации), в силу того, что в ценностях выражается особая значимость определённых материальных и духовных благ для существования и развития системы. С точки зрения управления персоналом организации важны как ценности-цели, отражающие стратегические цели существования организации, так и ценности-средства, т. е. те ценные для данной организации качества персонала (например, дисциплинированность, честность, инициативность) и характеристики внутренней среды (например, командный дух), которые позволяют достигнуть ценности-цели.
Ценности-цели выражаются в миссии организации и являются важнейшим элементом организационной культуры. Они формируются, как правило, на начальном этапе образования организации под непосредственным влиянием руководителя (непосредственно руководителем, с учетом его способностей, уровня компетентности, стиля руководства и даже его характера). Миссия в качестве ценности-цели дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия, что в свою очередь способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации. Ценности-цели способствуют формированию единства внутри организации и созданию корпоративного духа. Доведенные до сознания сотрудников ценности-цели ориентируют их в неопределенной ситуации, создают возможность для более эффективного управления организацией, так как они обеспечивают непротиворечивость набора целей, обогащают деятельность работника [5].
Ценности-средства (ценности, позволяющие достигать цели организации, например, качества персонала, принципы работы организации) могут как целенаправленно внедряться в организацию, так и образовываться (формироваться) стихийно - на основе опыта трудового коллектива или случайно, по стечению обстоятельств. Содержание ценностей-средств, а также принятие и непринятие их членами организации может существенным образом влиять на достижение целей организации. То есть ценности-цели должны быть согласованы с ценностями-средствами.
На некоторых предприятиях важные для всей организации ценности-цели, которые обычно отражаются в миссии, вообще отсутствуют, на других известны только высшему руководству. Эти предприятия либо достигают узкие цели - обогащения руководства, либо руководители не понимают, какой мощной объединяющей силой они пренебрегают, не информируя персонал о стратегическом направлении деятельности.
Рассматрива........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакурадзе, А.Б. Влияние ценностей организационной культуры на инновационные процессы в образовании / А. Б. Бакурадзе // Философия образования. - 2009.-№3. - С.55-62.
2. Вачков, И.В. Концепция школы, статус школьного психолога и "феномен автомата Калашникова" / И. В. Вачков // Директор школы. - 2008.-№6. - С.35-40.
3. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. -М.: Экономистъ, 2003. - 528 с: ил.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
5. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. - 3-е изд, стереотип. - М. : КНОРУС, 2010. - 480с.
6. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения / О. Дугина // Управление персоналом. -2000 - № 12.
7. Захаров, Н.Л. Управление социальным развитием организации: учебник / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 262с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с.258-260.
8. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В. И. Зверева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая школа, 1997. - 320с.
9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Пер.с англ. / К. Кемерон, Р. Куинн - С-Пб.: Питер, 2001. - 100 с.
10. Конаржевский, Ю.А. Формирование педагогического коллектива [Текст]: для директоров и заместителей директоров школ / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 60с. - (Библиотека администрации школы). - Библиогр. С.58-59.
11. Кудряшова, Л.Д. Психология и оценка личности / Л. Д. Кудряшова. - Санкт-Петербург : КОСТА, 2007.
12. Кухарев, Н. В. Стимулирование педагогического творчества [Текст] / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 1997. - 144 с.
13. Лизинский, В.М. Работа администрации школы с учителем (для директоров и заместителей директоров школ) / В. М. Лизинский. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 160с.
14. Максименко, В. Организационная культура директора школы / В. Максименко // Качество образования в школе. - 2010.-№6. - С.10-16.
15. Моисеев, А.М. Капто, А.Е. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений/под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 232 с.
16. Муругова, Е.Г. Исследование организационной культуры образовательного учреждения в период / Е. Г. Муругова // Инновации в образовании. - 2010.-№11. - С.78-98.
17. Муругова, Е.Г. Команда как инновационный ресурс развития организации [Текст]: условия эффективного управления командой / Е. Г. Муругова // Инновации в образовании. - 2010.-№10. - С.18-26.
18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М. «Русский язык», 1989г.
19. Основы педагогического мастерства [Текст] / Под ред. И. А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 304 с.
20. Парахина, В.Н. Теория организации : учебное пособие для вузов / В. Н. Парахина, Т. М. Федоренко. - Изд.2-е. - М. : КНОРУС, 2006. - 296с. - Библиогр.: с.293-295.
21. Пирогова, Е. В. Управленческие решения : учебное пособие / Е. В. Пирогова. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 176 с.
22. Плахова, Л.М. Курс молодого бойца или Азбука директора школы: в 3ч. Ч.3. Практическое пособие [Текст] / Л. М. Плахова. - М.: Просвещение, 2007. - 423с.
23. Плахова, Л.М. Курс молодого бойца или Азбука директора школы: в 3ч. Ч.4. Практическое пособие [Текст] / Л. М. Плахова. - М.: Просвещение, 2008. - 207с.
24. Пономарева, Г.М. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом [Текст] / Г. М. Пономарева; отв. ред. М.А.Ушакова. - М.: Сентябрь, 2011. - 208 с. - (Биб-ка журн. "Директор школы". Вып.6, 2011). - Библ. С.170-171.
25. Поташник, М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя [Текст] / М. М. Поташник. - Киев: Рад. шк., 1988. - 109 с.
26. Поташник, М. М. Управление развитием школы [Текст] / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. - М.: Новая шк., 1995. - 464 с.
27. Проектирование профессионального педагогического образования [Текст]/ В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 66 - 72.
28. Руднев, Е.А. Кадровая политика [Текст]: оценка, отбор, найм педагогического персонала [Текст] / Е. А. Руднев // Народное образование. - 2012.-№6. - С.135-141.
29. Руднев, Е.А. Организационная культура и сайт: как реализовать образовательный заказ на основе конкурентных преимуществ / Е. А. Руднев // Народное образование. - 2010.-№1. - С.116-122.
30. Руднев, Е.А. Роль руководителя в формировании организационной культуры образовательного учреждения / Е. А. Руднев // Управление образованием. - 2009.-№2. - С.73-77.
31. Семиздралова, О.А. Социология и психология управления: учебное пособие / О. А. Семиздралова, Е. В. Рябышева ; МОиН Челябинской обл.; ГОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование». - 2011. - 234с. - Библиогр.с.207-210.
32. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак - С-Пб.: Питер, 2001 -13 с.
33. Сыманюк, Э. Нематериальная мотивация педагогов / Э. Сыманюк, И. Девятовская // Народное образование. - 2009.-№7. - С.94-99.
34. Твен, М.Приключения Тома Сойера» / М. Твен - Новосибирск: Дет. лит. Сиб. отд-ние, 1998 - 475 с.
35. Темрюков, Ю.Ю. Как мы формировали организационную культуру управленческой команды / Ю. Ю. Темрюков // Директор школы. - 2008.-№3. - С.19-23.
36. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. П.Э. Шлендера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 320с. - Библиогр.: с.314-315.
37. Ушаков, К.М. Организационная культура-рискованный объект управления / К. М. Ушаков // Директор школы. - 2009.-№3. - С.20-26.
38. Ушаков, К.М. Почем фунт управленческого лиха, или Чего стоят изменения? / К. М. Ушаков // Директор школы. - 2008.-№3. - С.24-29.
39. Ушаков, К.М. Развитие организации [Текст] : в поисках адекватных технологий / К. М. Ушаков ; отв.ред. М.А.Ушакова. - М. : Сентябрь, 2004. - 192 с. - (Биб-ка журн. "Директор школы". Вып.4. 2004). - Библиогр. С.191.
40. Ушаков, К.М. Управление школой: кризис в период реформ [Текст] / К. М. Ушаков; отв.ред. М.А.Ушакова. - М.: Сентябрь, 2011. - 176 с. - (Биб-ка журн. "Директор школы". Вып.8. 2011). - Библ. С.175.
41. Федеральный закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
42. Фураева, Е.А. "Модель мира"... корпоративного / Е. А. Фураева, С. Д. Сазонова // Директор школы. - 2010.-№9. - С.59-64.
43. Чинкина, Н. Ш. Помогите учителю стать творцом [Текст] / Нар. образование. - № 3. - 2000. - С. 120-125.
44. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. - С-Пб.: Питер, 2002 - 36 с.
45. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штоф. - М.: Наука, 1996. - 308 с.
46. Ясвин, В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2011. - 175с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып.№ 4).


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.