На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Краткая физико-географическая и демографическая характеристика РФ. Возникновение и развитие конституционных основ в России. Государственное устройство Российской Федерации. Конституционные принципы построения деятельности органов государственной власти.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по курсу «Правоведение»
по теме: «Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации»

Введение

Российская Федерация - государство, прародителем которой является великая, могучая и священная Русь. История становления и развития России была нелегкой. На протяжении многих веков нашему народу приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование и независимость. Все это сказалось на формировании национального характера, на отношении россиян к своим защитникам и к военной службе.

1. Краткая физико-географическая и демографическая характеристика Российской Федерации

Россия - крупнейшее по площади, населению и экономической мощи государство Евразийского континента. Она раскинулась на площади свыше 17 миллионов квадратных километров и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

Протяженность территории России в меридиональном направлении - 4 тыс. км, в широтном - 9 тыс. км. Самая западная точка - на границе с Польшей, а самая крайняя восточная - на острове Ратманова, в группе островов Диомида в Беринговом проливе. Крайняя южная точка находится на границе с Азербайджаном, крайняя северная - на островах Земли Франца Иосифа (остров Рудольфа). По территории Российской Федерации проходят часовые пояса от 2-го до 12-го включительно.

Россия граничит с 16 государствами трех континентов, омывается 12 морями 3 океанов. Общая протяженность ее границ составляет 60 933 км, из них 14 510 км - сухопутных, 7 141 км - речных, 475 км - озерных и 38 807 км морских.

Просторы страны пересекают крупнейшие реки - Лена, Обь (самая длинная река России - 5 410 км от истока Иртыша), Волга, Енисей (самая многоводная река - 19 800 куб. м в сек.), Амур. Гордость России - самое глубокое в мире озеро Байкал (глубина 1 620 м; содержит 1/5 пресной воды всех водоемов земного шара).

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года население России составило 145,167 млн. человек, из которых 106,4 млн. жители городов (73,3%) и около 38,8 млн. сельские жители (26,7%).

На территории России проживает более 120 национальностей и народностей. Из них: русских 116 млн. человек (80% общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва. Национальный состав наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности. 78 % населения нашей страны живет в ее европейской части, а 22 % в азиатской (в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке).

Административно-территориальное деление Российской Федерации включает в себя: 21 республику, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 6 автономных округов, 1 866 районов, 1 097 городов, в т.ч. 13 - с числом жителей свыше 1 млн. человек, 330 городских районов и округов, 1 794 поселка городского типа, 24 428 сельских администраций.

Наша Родина обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых, располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Россию отличает высокий образовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.

2. Возникновение и развитие конституционных основ в России

Конституция РСФСР 1918 года. Конституционно-правовое оформление Республики Советов произошло на V Всероссийском съезде Советов, который 10 июля 1918 года принял первую Конституцию (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. В Конституцию в качестве составной части была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года. В ней Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которая учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Конституция устанавливала, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский съезд Советов, который избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет в количестве не более 200 человек. Последний всецело ответствен перед съездом и в период между съездами является высшей властью Республики.

На местах органами власти являлись съезды Советов (областные, губернские, уездные, волостные), состоявшие из представителей нижестоящих Советов. Съезды Советов избирали свои исполнительные органы - исполнительные комитеты. Советы депутатов образовывались в городах и селениях. Срок полномочий депутатов составлял 3 месяца. Естественно, по этой причине съезды Советов не могли быть постоянно действующими органами.

Конституция СССР 1924 года, Конституция РСФСР 1925 года. 30 декабря 1922 года I съезд Советов Союза ССР, состоящий из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья, утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Это было результатом объединительных усилий советских республик. Окончательное оформление нового государства завершилось утверждением II съездом Советов СССР 31 января 1924 года Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР устанавливала, что верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.

На XII Всероссийском съезде Советов, в мае 1925 года, был утвержден измененный текст Конституции РСФСР, по существу же принят новый Основной Закон, согласно которому РСФСР входила в состав Союза ССР и провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян, строящимся на основе федерации национальных советских республик, где вся власть принадлежала Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Носителем верховной власти в РСФСР являлся Всероссийский съезд Советов. В период между съездами действовал ВЦИК, который избирался Всероссийским съездом Советов в количестве членов, определяемых съездом. Всероссийский съезд Советов созывался ВЦИКом один раз в год, а затем -- один раз в два года.
Высшими органами государственной власти в пределах территории каждой автономной республики, входящей в состав РСФСР, являлись съезды Советов республик, а в период между съездами - избираемые ими центральные исполнительные комитеты, права которых определялись конституциями автономных республик. Высшей властью в краях, областях, губерниях, округах, уездах, районах и волостях также являлись съезды Советов. В них принимали участие представители всех Советов, находящихся на территории данной административной единицы.
В середине 30-х годов согласно партийной идеологии в стране были построены основы социализма, признаками которого считались: ликвидация многоукладности в экономике, безраздельное утверждение социалистической собственности в двух ее формах - государственной и колхозно-кооперативной, ликвидация эксплуататорских классов, формирование новых социалистических наций, народовластие. Эти изменения в общественном и государственном строе призвана была юридически оформить новая Конституция СССР.
Конституция СССР 1936 года. Новая Конституция СССР была принята на VIII чрезвычайном съезде Советов СССР 5 декабря 1936 года. Она объявила Советский Союз социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляют Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. В то же время впервые советская Конституция зафиксировала, что ВКП (б) представляет собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет, который избирался сроком на четыре года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами по избирательным округам. Совет Национальностей избирался гражданами по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам.
Высшими органами государственной власти в союзных и автономных республиках являлись верховные советы этих республик. Органами государственности в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, населенных пунктах являлись Советы депутатов трудящихся.
Конституция РСФСР 1937 года. Новая Конституция РСФСР была принята на XVII чрезвычайном Всероссийском съезде Советов 21 января 1937 года. Высшим органом государственной власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет РСФСР, который избирался гражданами Российской Федерации по избирательным округам. В избирательном округе выдвигался один кандидат на один депутатский мандат («один кандидат - один депутат»). Высокая активность избирателей при безальтернативном голосовании обеспечивалась во многом организационными мероприятиями партийных организаций (при избирательных участках под руководством парткомов предприятий и учреждений создавались агитационные пункты, за группами избирателей закреплялись агитаторы, парткомы отвечали за явку избирателей). Объяснялось все это намерением правящей партии сохранить свою диктатуру, представляя с помощью «организованных» выборов доказательства поддержки населением политического режима, курса партии, преобразований в советском обществе и государстве.
Конституция СССР 1977 года. На седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года к 60-летию советской власти была принята третья по счету Конституция (Основной Закон) СССР (в соответствии с Конституцией СССР в апреле - июне 1978 года были приняты новые конституции союзных и автономных республик. Очередная Конституция РСФСР была принята на седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва, 12 апреля 1978 года). В ее преамбуле отмечалось, что советское государство, выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным. В СССР построено развитое социалистическое общество. КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государствен-ных и общественных организаций».
Впервые Конституция ввела принцип свободных выборов, зафиксировав, что гражданам и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Конституция СССР ввела институт наказов избирателей (избиратели давали наказы своим депутатам), или, другими словами, так называемый императивный мандат. В середине 80-х годов КПСС был провозглашен курс на развитие демократии, который означал переход от однопартийной к многопартийной системе и представлял собой попытку реформирования советской власти с целью ее сохранения в новых условиях. Из Конституции СССР, а также конституций союзных и автономных республик были исключены положения, касающиеся руководящей роли КПСС.
Закрепленная советской Конституцией политическая система, система представительных органов государственной власти просуществовали более десяти лет, пока в 1988 - начале 1990-х годов в них не были внесены кардинальные изменения, которые явились отражением начавшихся процессов в общественной жизни страны.
Конституция Российской Федерации 1993 года. В 1993 году начинается принципиально новый этап в развитии российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встала на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.
Конституция, принятая 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме, подвела черту под советским периодом развития государственности нашего Отечества и положила начало новому этапу в развитии отечественного конституционализма. Она урегулировала важнейшие общественные отношения, закрепила конституционные основы Российской Федерации и организации государственной власти в стране.
Закрепляя на высшем юридическом уровне новые реалии общественной жизни в политической, социальной и экономической сферах, Конституция призвана обеспечить построение в России демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают его наиболее важные и принципиальные черты и составляют основы конституционного строя России.
3. Государственное устройство Российской Федерации

Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Российский федерализм - это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и органами местного самоуправления.
Россия, в соответствии с Конституцией, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.
В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.
Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территори и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.