На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90844


Наименование:


Диплом Правовые основы бюджетного контроля. Особенности осуществления бюджетно-финансового контроля Счётной палатой муниципального образования.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 13.9.2015. Сдан: 2002. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание

Введение С. 3
Глава1. Теоретико-правовые аспекты организации государственного финансового контроля в Российской Федерации.
1.1 Понятие государственного финансового контроля. Правовые основы его осуществления. С. 6
1.2 Виды, формы и методы государственного финансового контроля. С. 15
1.3 Характеристика субъектов государственного финансового контроля. С. 21

Глава2. Правовые основы бюджетного контроля. Особенности осуществления бюджетно-финансового контроля Счётной палатой муниципального образования.
2.1 Общая характеристика бюджетного контроля, его правовая основа. Круг субъектов, осуществляющих бюджетно-финансовый контроль. С. 35
2.2 Особенности осуществления бюджетно-финансового контроля Счётной палатой муниципального образования. С. 46
2.3 Анализ работы Счётной палаты г. Бийска за 2001 год, возникающие проблемы при осуществлении контрольной деятельности. С. 56

Глава3. Меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям бюджетно-финансового законодательства.
3.1 Понятие финансово-правовой ответственности и финансового правонарушения. С. 66
3.2 Меры принудительного воздействия к правонарушителям бюджетно-финансового законодательства по результатам проведения бюджетно-финансового контроля. С. 72

Заключение С. 82

Список использованных источников и литературы С. 86
Введение


Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально-экономическим развитием общества.
Государственный финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Его роль особенно значительна в период перестройки используемых в России форм управления экономикой - от командных к рыночным, так как особая специфика этого вида управленческой деятельности позволяет активно воздействовать на интенсивность перестроечных процессов.
Финансовый контроль представляет собой систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одну из форм государственного контроля, способствующую обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономичному использованию бюджетных средств, помогающую вскрыть нарушения финансовой дисциплины.
Назначение финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию ресурсов.
Государственный финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования определённых фондов денежных средств. Вопрос о понятии государственного финансового контроля, его сущности и формах остаётся дискуссионным в экономической и юридической литературе.
Проблемы финансового контроля исследуют многие юристы и экономисты, но среди них не выработалось единого понятия финансового контроля. Одни учёные исследуют финансовый контроль как сферу деятельности органов государственного и хозяйственного управления и определяют его как одну из форм управленческой деятельности (Е.А. Кочерин).
Другие исследователи предлагают рассматривать финансовый контроль как вид деятельности (В.Г. Афанасьев, Э.А. Вознесенский, А.Н. Козырин). Н.И. Химичёва, Н.Д. Погосян, О.Н. Горбунова предпочитают рассматривать финансовый контроль как процесс.
Современная правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации в настоящее время весьма основательна и разнообразна. Она представлена Конституцией РФ, Федеральным законом “О Счётной палате РФ”, Указом Президента РФ “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ”, различными разделами, главами и статьями Бюджетного кодекса РФ. Вопросы государственного финансового контроля отражены также в налоговом, валютном, таможенном законодательстве, постановлениях Правительства, нормативно-правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
В настоящее время в Российской Федерации нет законодательно оформленного определения понятия, содержания, задач и сферы действия государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, следовательно, отсутствует его методологическая база, общие правила, системность, повторяемость, стабильность. Отсутствует сама концепция государственного финансового контроля.
Отсутствует надёжная правовая, материально-техническая и социальная база для деятельности контрольных органов. В связи, чем необходимо принять закон “Об основах организации и деятельности контрольно-счётных органов в субъектах РФ и муниципальных образованьях”.
Данная дипломная работа посвящена организации бюджетно-финансового контроля. Актуальность избранной темы обусловлена с одной стороны, значимостью бюджетно-финансового контроля, с другой - существованием различных проблем при его проведении.
Цель дипломного исследования - выявление проблем в деятельности контрольно-счётных органов как федеральном, так и на местном уровнях и предложение путей их решения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие приоритетные задачи: рассмотрение содержания и значения финансового контроля, изучение и анализ действующего законодательства регулирующего вопросы бюджетно-финансового контроля; обобщение научной литературы по вопросам понятия правовой природы финансового контроля, его классификация и характеристика органов осуществляющих бюджетно-финансовый контроль; раскрытие особенностей осуществления бюджетно-финансового контроля Счётной палатой муниципального образования (на примере Счётной палаты г. Бийска), выявление проблем в её деятельности, анализ результатов её работы за 2001 год; изучение мер принуждения к нарушителям бюджетно-финансового законодательства; определение путей совершенствования и перспектив развития бюджетно-финансового контроля в РФ.
В соответствии с поставленными задачами работа имеет следующую структуру: введение - обоснование актуальности выбранной темы, степени и уровня правовой и научной разработанности данного вопроса, три главы и заключение.
Первая глава посвящена теоретико-правовым аспектам организации государственного финансового контроля. В ней определено понятие финансового контроля и его правовая природа, его роль в экономической жизни страны, рассмотрена классификация финансового контроля и органы его осуществляющие.
Вторая глава посвящена правовым основам бюджетного контроля и особенностям осуществления бюджетно-финансового контроля Счётной палатой муниципального образования и проблемы, возникающие при его осуществлении (на примере Счётной палаты г. Бийска).
В третьей главе рассмотрены меры принудительного воздействия к нарушителям бюджетного законодательства. В заключении содержатся выводы о проделанной работе и отношение к данной проблеме, предложены пути совершенствования.
При написании работы использованы Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Бюджетный, Налоговый и Таможенный кодексы РФ, нормативно-правовые акты органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления г. Бийска. Кроме того, также научная литература и издания периодической печати.


Глава1. Теоретико-правовые аспекты организации государственного финансового контроля в РФ


1.1.Понятие государственного финансового контроля. Правовые основы его осуществления.


Центральный государственный контроль, в том числе и финансовый, начал действовать в России с 1654 года, с момента образования при царской Думе Счётного Приказа, и вплоть до 1991 года прошёл через многочисленные процессы реорганизации, децентрализации и централизации. При этом процесс централизации либо децентрализации был связан как с состоянием экономики страны, проводимыми методами государственного управления, внутренней и внешней политикой, так и со сменой политического руководства1.
Государственный финансовый контроль с началом перестройки в нашей стране был отнесён к категории понятий отрицательных. Действительно, такой контроль, как элемент управленческой деятельности, не вписывается в огульное отрицание любой административной системы управления, мешая процессу первоначального накопления капитала. Не случайно, поэтому в начале 90-х годов органы ведомственного и межведомственного государственного контроля были лишены правовой основы для своей деятельности в условиях рыночной экономики, а многие просто ликвидированы.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованьями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами.
В общем экономисты, юристы и социологи исследуют контроль как сферу деятельности органов государственного и хозяйственного управления и определяют его как одну из форм управленческой деятельности1. Е.А. Кочерин отмечает, “взгляд на контроль как завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными, является прочно установившейся точкой зрения в научной литературе. Контроль сводится к сравнению фактических результатов с установленными показателями и к принятию в случае необходимости корректирующих мер”2. Это означает, что контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления.
Специалисты по теории управления, выделяя три стадии управленческой деятельности, трактуют контроль как особую стадию управленческого цикла.
Многие исследователи предлагают рассматривать финансовый контроль как вид деятельности. Например, Э.А. Вознесенский считал, что “финансовый контроль - деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве”3.
А.Н. Козырин полагает, что “под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельности государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделённых законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности”1.
Приведённые примеры определения понятия финансового контроля представляются недостаточными.
Другие учёные предпочитают рассматривать контроль как процесс. Так, Н.И. Химичёва считает, что “финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов”. При этом “значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности”2.
Н.Д. Погосян прямо пишет, что “контроль в сфере финансов можно определить как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности”3. Данное определение является чрезмерно широким и не отражает ни содержания, ни атрибутов финансового контроля.
В литературе, посвящённой вопросам контрольно-ревизионной деятельности, сущность контроля сводится к регулярной проверке соблюдения действующего законодательства, выявлению нарушений государственной дисциплины в экономике и финансах, прежде всего. В этом вопросе следует полностью поддержать А.Н. Козырина, который отмечает, что “финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы”1. Через финансовую систему не только осуществляется распределение (прямые связи), но и реализуется система обратной связи - постоянного контроля, мониторинга (слежения) рублём за ходом выполнения финансовых планов (бюджетов) и социально-экономических программ, их взаимоувязки по горизонтали и по вертикали в рамках всего механизма государственного управления, включая федеральный, региональный и местный уровни, а также в отраслевом разрезе.
Определённая система обратной связи через финансы на федеральном и региональном уровнях уже существует и действует, но на фоне быстро и порой противоречиво развивающихся изменений в экономической жизни страны она требует существенного совершенствования, упорядочения, структуризации и, соответственно, адекватного правового обеспечения.
Законодательство в области финансов в настоящее время очень объёмно и дробно наряду с большим количеством разнообразных, не объединённых в едином законе норм, почти нет закрепления общих принципов действия механизма финансовой системы.
“Для наиболее полного проявления всех возможностей финансов, особенно в условиях правового государства, должно быть достаточное правовое обеспечение”2.
Анализ правового обеспечения государственного финансового контроля в России на федеральном, региональном и местном уровнях в условиях переходной экономики представляется чрезвычайно важной задачей, требующей постоянного и пристального внимания научной общественности. “Финансовое право, регулируя финансовые отношения в государстве, одновременно непосредственно регулирует в определённой степени и их материальное содержание. Этим объясняется возрастающее значение и актуальность научных исследований правовой стороны всех финансовых отношений в государстве, каждого института финансового права в отдельности, где возникают всё новые проблемы”1.
Поскольку финансовая деятельность государства и его субъектов, определяемая нормами финансового права, представляет собой одну из сфер государственного управления, постольку опирается на общие принципы государственного рыночного управления, которое характеризуется в сфере финансовой деятельности соответствующими особенностями.
Специфика проявляется, в частности, в том, что в условиях современной рыночной экономики многие отрасли народного хозяйства финансируются из бюджета (образование, здравоохранение и т.д.). В сметах на содержание таких учреждений и отраслей хотя и ослабляется адресная регламентация расходов, но вместе с тем усиливается требование обоснованности расчётов финансовых показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов.
Всё это приводит к тому, что важнейшей функцией государственного финансового управления является финансовый контроль. Роль государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации велика. Он, как непременная функция государственного (муниципального) и хозяйственного управления, сформировался в России как отдельное, независимое установление в составе государственного (муниципального) управления. Его роль особенно значительна в период перестройки используемых в России форм управления экономикой - от командных к рыночным, так как особая специфика этого вида управленческой деятельности позволяет активно воздействовать на интенсивность трансформационных процессов.
Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом - это система институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заёмных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины.
Назначение финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов1.
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной политики, и поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма. При этом государство использует финансовый механизм как важнейшее средство контроля за эффективным расходованием бюджетных средств.
Финансовый контроль может быть представлен в виде совокупности действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. При этом следует иметь в виду, что “контрольные функции в обществе весьма разнообразны, причём сфера их распространения при переходе от одной формации к другой постоянно расширяется, меняются задачи контроля, его содержание, организационные формы его осуществления вследствие причин экономического, политического и социального характера”2.
В современных условиях “важнейшими аспектами формирования и использования бюджетных средств, подлежащими бюджетно-финансовому контролю со стороны счётных палат, являются: бюджетный процесс, а точнее финансово-экономическая экспертиза проекта бюджета и его исполнение, и, что более важно, эффективность и рациональность использования бюджетных средств конечными пользователями”3.
Основным содержанием финансового контроля является финансово-экономическая контрольная деятельность, которая заключается в сочетании форм и методов финансового контроля с глубоким изучением и знанием конкретного состояния хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого объекта.
Содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение прав предприятий, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности значительно обогащает содержание финансового контроля.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институт и закрепленные соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Основными задачами финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:
а)проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
б)проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
в)проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
г)проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
д)выявление резервов роста финансовых ресурсов государства;
е)содействие правильному ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности;
ж)содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;
з)обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
и)устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случаях их выявления в установленном порядка применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это чёткое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Сферой финансового контроля являются все операции с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
В общем и целом цель государственного финансового контроля - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:
управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами;
обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех для этого условий;
обеспечению законности и оптимальности функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;
обеспечению финансовой безопасности государства.
Современная правовая база государственного финансового контроля в настоящее время весьма основательна и разнообразна, но в ней не определено единое понятие государственного финансового контроля, его принципы, задачи, формы осуществления и органы. Она представлена соответствующими частями ст.101-103 Конституции РФ, в которых определены цель создания и задачи Счётной палаты РФ. Состав и порядок деятельности палаты регулируются федеральным законом “О Счётной палате РФ” от 11 января 1995 г. Ст. 114 Конституции устанавливает, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Ряд вопросов государственного финансового контроля регламентирован различными разделами, главами и статьями Бюджетного кодекса РФ, указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ”.
Вопросы государственного финансового контроля отражены также в налоговом, валютном, таможенном законодательстве, постановлениях Правительства РФ, ряде других нормативно-правовых документах, как общефедерального, так и ведомственного назначения.
Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ” сыграл положительную роль. Он направлен на обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также на улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов. В данном указе также ничего не сказано что такое государственный финансовый контроль, кроме того, в нём не определены взаимодействия и координация контрольных органов в РФ. Благодаря данному указу была сделана попытка разработать проект федерального закона о государственном финансовом контроле, который до сих пор не принят.
Важным шагом в развитии правовой базы финансового контроля стало утверждение Бюджетного кодекса РФ. В нём уделяется серьёзное внимание вопросам контроля. В Бюджетном кодексе контролю посвящена глава 26 “Основы государственного и муниципального контроля”. В данной главе определены формы контроля и органы его осуществляющие. Но, как и в других федеральных законах и других правовых актах в Бюджетном кодексе в ст. 6 не определено понятие государственного финансового контроля и понятие бюджетного контроля, что является отрицательным фактом.
Таким образом, для того чтобы в России была выстроена определённая система государственного финансового контроля необходимо срочно принять федеральный закон “О государственном финансовом контроле в РФ”, который бы определил понятие, принципы, задачи, формы осуществления финансового контроля, а также органы его осуществляющие, взаимодействие и координацию контрольных органов.


1.2. Виды, формы и методы государственного финансового контроля.


Государственный финансовый контроль можно классифицировать по нескольким основаниям.
В зависимости от сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований выделяют следующие разновидности финансового контроля: бюджетный (п.3. ст.138, ст.140-141, п.2 ст. 146, ст. 150, п.п. 4 и 6 ст. 151, ст.ст. 157, 165, 265-280 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 9-27 федерального закона “О Счётной палате РФ”, данный вид контроля будет рассмотрен во второй главе работы); налоговый (ст.ст. 85-105 Налогового кодекса РФ); валютный (ст.ст. 10-15 закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”); таможенный (ст.ст. 10, 180-201 Таможенного кодекса РФ).
В зависимости от органов его осуществляющих различают:
государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления;
внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическим службами организаций;
независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами и аудиторским организациями.
По характеру субъектов контроля различают внутренний и внешний контроль. Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимается надзор в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.
По времени проведения контрольных мероприятий существуют следующие формы предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, процесса определения объёма финансовых ресурсов государства на планируемый период и их основной части, мобилизуемой в федеральном бюджете, и их распределения между отдельными общественными потребностями и адресатами выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль осуществляется при составлении бюджета - в процессе рассмотрения проектов финансовых планов и смет предприятий, организаций и учреждений, а также проектов нижестоящих бюджетов. Цель предварительного контроля заключается в предупреждении и недопущении незаконных и нецелесообразных расходов денежных средств и материальных ценностей, а также в предотвращении незаконных действий. И так, “предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить ещё на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств”. Он важен, когда вводятся новые нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов.
Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.
Текущий финансовый контроль осуществляется финансовыми органами. Это контроль за оперативной текущей деятельностью, проводится в короткие промежутки времени - в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного бухгалтерского учёта, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения и расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями, учреждениями обязательств перед бюджетом. Текущий контроль позволяет предотвращать совершение финансовых правонарушений, а также предупреждать возможные потери на фоне быстро меняющейся хозяйственной ситуации. Эффективный и действенный текущий контроль способствует сохранности собственности, более экономному расходованию государственных (муниципальных) средств и мобилизации дополнительных доходов.
Последующий финансовый контроль - это контроль за финансовыми результатами деятельности, но он обычно проводится либо до наступления отчётного года, либо по завершении определённых этапов деятельности с целью выявления её эффективности.
Последующий финансовый контроль - база для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы и применения конкретных финансовых норм и нормативов. Главным критерием последующего контроля выступают объём и глубина охвата контролем различных сторон хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации, что и предполагает его подразделение на ревизию, тематическую проверку, обследование, счётную проверку отчётности и т.д. Последующий контроль, отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования денежных средств. Оценка проведённых мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, законности совершённых хозяйственно - финансовых операций на основе проверки отчётных бухгалтерских документов.
Его цель - возместить нанесённый ущерб, привлечь виновных к ответственности и создать условия, препятствующие повторению злоупотреблений.
Все названные формы финансового контроля проводятся и непосредственно финансовыми работниками структур, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и владельцами капитала. Практическое осуществление вышеизложенных форм финансового контроля, исходя из особенностей их содержания, а также характера объёма и предмета контроля, проводится с использованием основных методов.
По форме проведения финансовый контроль различают обязательный и инициативный. Обязательный финансовый контроль проводится а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субектов1.
По методам проведения финансового контроля, т.е. приёмам и способам его осуществления, различают: обследования, надзор, анализ, наблюдение, проверки, ревизии и др.
Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов.
Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими объектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает проверку соблюдения ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчётности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и изыскания внутрихозяйственных резервов.
Наблюдение (мониторинг) постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия.
Основной метод финансового контроля - ревизия или проверка, т.е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки законности, правильности и целесообразности. Согласно п.4 Инструкции “О порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства Финансов РФ” от 14 апреля 2000 г. “ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершённых в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.........


Список использованных источников и литературы


Законы и иные нормативные акты


Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001, с изм. от 30.12.2001).
Конституция РФ, 12 декабря 1993г.- М.: Юридическая литература, 1996. - 64 С.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 1.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ред. от 20.03.2001).
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2001).
Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1 (ред. от 10.02.1999, с изм. от 10.01.2002).
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
О Правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 07.08.2001) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
О валютном регулировании и валютном контроле: Закон от 09 октября 1992 г. № 3615-1 (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 № 130-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).
О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.
О внесении дополнений в статью 2 Федерального закона “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”: Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст.4566.
О Счётной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.
О федеральном бюджете на 2001 год: Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 1 (часть 1). - Ст. 2.
О федеральных органах налоговой полиции: Закон от 24 июня 1993 г. № 5238-1 (ред. от 07.11.2000, с изм. от 30.12.2001) // Российская газета. - 1993. - № 134.
Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 119-ФЗ (ред. от 14.12.2001) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть 1). - Ст. 3422.
Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст.1.
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акционерных обществах”: Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть 1). - Ст. 3423.
Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ: Указ Президента РФ, от 16 марта 1996 г. № 383 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 12. - Ст. 1066.
Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей: Указ Президента РФ от 23 апреля 1994 г. № 1006 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 396.
Положение о государственном таможенном комитете РФ: Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 (ред. от 16.09.1999) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 27. - Ст.2855.
О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета: Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 477 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 20. - Ст.2235.
О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 // Собрание законодательства РФ.- 1996. - № 31.- Ст. 3696.
О Федеральном казначействе РФ: Указ Президента РФ от 08 декабря 1992 г. № 1556 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 24. - Ст. 2101.
О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ: Постановление Правительства РФ, от 06 марта 1998 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1204.
О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ: Постановление Правительства РФ, от 06 августа 1998 г. № 888 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 33. - Ст. 4007.
Положение о Министерстве финансов РФ: Постановление Правительства РФ, от 06 марта 1998 г. № 273 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 11. - Ст.1288.
Положение о Федеральном казначействе РФ: Постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 35. - Ст. 3320.
Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ: Приказ Минфина РФ, от 14 апреля 2000 г. № 42н // Финансовая газета. - 2000. - № 23.
Инструкция о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ: Приказ Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. № 35н // Российская газета. - 2001. - № 138.
Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование: Письмо Госналогслужбы РФ от 17 июля 1996 г. № ПВ-6-11/487 // Экономика и жизнь. - 1996. - № 32.
О Счётной палате Алтайского края: Закон Алтайского края от 19 ноября 2001 г. № 89-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2001. - № 67. - Ст. 97.
О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 13 января 1999 г. № 1-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 1999. - № 33 (53). - Ст. 5.
О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края “О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае”: Закон Алтайского края от 01 ноября 2001 г. № 80-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2001. - № 67. - Ст. 72.
О Счётной палате города Бийска: Решение Думы г. Бийска от 25 февраля 2000 г. № 759.
Положение о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в г. Бийске: Решение Думы г. Бийска от 18 октября 2001 г. № 347.


Монографии и статьи


Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ (часть 1). - М.: Юристъ, 1995. - С. 620.
Андреев А.Г. Правовые основы финансового контроля // Финансы. -1999.- № 12. - С.62-64.
Андреев А. Нужна отлаженная система // Президентский контроль. - 2000. - № 7. - С. 12-17.
Андреев А.Г. Правовой статус аудиторов Счётной палаты РФ // Финансы. - 1998. - № 9. - С. 49-52.
Андреев В. Комментарий нового законодательства федеральный закон “Об аудиторской деятельности” // Хозяйство и право. - 2001. - № 11. - С. 3-6.
Белуха Н.Т. Теория финансово-хозяйственного контроля. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 368 С.
Бурцев В. Опыт использования систем внутреннего контроля организаций // Президентский контроль. - 2001. - № 7. - С. 32-40.
Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. - М.: Маркетинг, 2000. - 350 С.
Бурцев В.В. Ведомственный контроль быть или не быть? // Президентский контроль. - 2000. - № 8. - С. 3- 8.
Бурцев В.В. Система государственного контроля // Финансы. - 2000. - № 9. - С. 47-49.
Бюджетная система РФ: Учебник. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 С.
Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. - М.: Юридическая литература, 1973. - 134 С.
Горбунова О.Н. О предмете и системе финансового права // Юридический мир. - 1998. - № 5. - С. 22-26.
Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку. Автореф. дисс. докт. юрид. наук М., 1996. - С. 268.
Государственный финансовый контроль на защите финансовых прав граждан // Финансы. - 2000. - № 10. - С. 3-7.
Государственный финансовый контроль: принципы организации, программы и порядок проведения. Автор-составитель к.э.н. А.В. Крикунов. Сборник. - М.: Финансовая газета, 2000. - 208 С.
Грачёва Е.Ю. Финансовое право России: Учебник. - М., 2000. - 292 С.
Данилевский Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля // Бухгалтерский учёт. - 1996. - № 3.- С. 3-6.
Забыли что ли о финансовом контроле // Президентский контроль. - 2001. -№ 2. - С. 19-25.
Ицкович Б.Ф. Некоторые аспекты финансового контроля бюджетополучателей // Финансы. - 2001. - № 9. - С.31-32.
Карасёва М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 256 С.
Козырин А.Н. Финансовый контроль. - М.: Юристъ, 1996. - 285 С.
Кому контролировать контроль // Российская газета. - 12 апреля 2002. - С. 5.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. - М.: Юристъ, 1997. - 716 С.
Кочерин Е.А. Контроль в системе управления социалистическим производством. - М.: Экономика, 1982. - 344 С.
Кремнева Л. К нам едет... Сергей Степашин // Российская газета. - 24 апреля 2001. - С.4.
Кучеренко В. Счётная палата ищет независимости в отдельной строке бюджета // Российская газета. - 15 ноября 2001. - С. 2.
Модин Н. Глухое сопротивление на местном уровне // Президентский контроль. - 2001. - № 12. - С. 17-21.
Мстиславский В. Счёт на страже закона // Президентский контроль. - 2000. - № 5. - С. 3-7.
Наринский А.С. Контроль в условиях рыночной экономики. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 176 С.
Нестеренко Т.Г. Государство должно контролировать бюджет // Финансы. - 1999. - № 8. - С. 3-8.
Овсянников Л.Н. Финансовый контроль как система // Финансы. - 2001. - № 12. - С. 66-68.
Овсянников Л. Сообща эффективнее // Президентский контроль. - 2001. - № 10. - С.3-9.
Овсянников Л. На правовой основе // Президентский контроль. - 2000. - № 7. - С. 2-5.
Овсянников Л.Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе // Финансы. - 1999. - № 1. - С. 48-51.
Оценка Бюджетного кодекса РФ // Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 155-159.
Пансков В.Г. О роли Счётной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля страны // Финансы. - 2001. - № 9. - С. 56-60.
Панченко Н. Хранители казны российской // Президентский контроль. - 2000. - № 11. - С. 24-34.
Погосян Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1998. - 304 С.
Погосян Н.Д. Правовой статус Счётной палаты РФ // Юристъ. - 1997. - № 10. - С. 7-10.
Тарасов А. Крепить властную вертикаль // Президентский контроль. - 2000. - № 4. - С.3-14.
Тарасов А. Элементы эффективности // Президентский контроль. - 2001. - № 11. - С. 8-16.
Чичелёв М.Е. О роли счётных палат в бюджетном процессе // Финансы. - 1999. - № 8. - С. 13-18.
Шевлюков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления // Финансы. - 2001. - № 1. - С. 55-56.
Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352 С.
Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научн. - метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 333 С.
Финансовое право: Учебник. Отв. ред. Н.И. Химичёва. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 600 С.
Финансовое право: Учебник. Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ. 1996. - 450 С.
Яндиев М. В развитие Бюджетного кодекса // Президентский контроль. - 2001. - № 12. - С.9-16.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.