На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90911


Наименование:


Курсовик Сущность и функции финансов. Формирование финансовой системы рыночного типа.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 16.09.2015. Сдан: 2010. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Экономическая сущность финансов. 5
1.1. Трактовка понятия финансов. 5
1.2. Финансовая система государства и её структура 6
1.3. Фискальная политика государства 8

2. Финансовая система в командно-административной экономике. 11
2.1. Становление системы планового распределения ресурсов 11
2.2 Местные финансы в СССР 17

3. Формирование финансовой системы в условиях рыночной экономике
России. 21
3.1. Финансовая система и основные пути её реформирования 21
3.2 Государственные финансы в финансовой системе 27
3.1. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой
модели социального страхования 33

Заключение. 42
Список литературы. 45
Приложение А. 46



ВВЕДЕНИЕ

Финансы возникли в условиях товарно-денежных отношений вместе с развитием функций и потребностей государства. Термин “финансы” происходит от латинского слова “financia”, что значит платеж, доход. Впервые со значением “денежный платеж” этот термин начал широко использоваться в XIII- XV вв. в Италии, где города Флоренция, Венеция, Генуя были в то время крупными европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем этот термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, которую использует государство для выполнения своих политических и экономических функций.
Появление и образование финансов тесно связано с образованием и развитием государства. Так, например, в докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет разных повинностей и натуральных сборов.
С разложением феодального строя и развитием капиталистического способа производства денежные доходы и расходы начинают приобретать большее значение, так как происходит развитие товарно-денежных отношений, и усложняются функции государства. С отделением государственной казны от личной кассы монарха возникает понятие государственные финансы.
Совсем недавно в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство административно-командного управления экономикой.
С возникновением мирового хозяйства, звеньями которого стали все страны мира, повысилась роль государственных финансов. Финансы стали выступать важным инструментом поддержания темпов роста экономики, развития наиболее важных отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса. Возросло использование финансов в осуществлении социальной политики государства.
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности финансов, их функций, выявлению особенностей формирование новой финансовой системы в условиях переходной экономики России.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность и функции финансов, структуру финансовой системы государства; выявить особенности фискальной политики;
2) охарактеризовать финансовую систему в командно-административной экономике на примере СССР;
3) определить проблемы формирования финансовой системы капиталистического типа на примере Российской Федерации, в которой с 90-хх годов 20 века происходит процесс формирования экономики рыночного типа.
При изучении обозначенной проблемы были использованы следующие методы:
метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, методы сравнительного анализа, исторический метод, и другие.
Изучением данной проблемы занимались многие экономисты. Такие, как Камаев В.Д. , Болдырев Б.Г., Сабанти Б.М., Борисов Е.Ф., Райзберг Б.А. ,Андрианов В.Д., Романовкий М.В. Кроме того, проблему изучали Соломенков А.Д., Бектенова Д.Ч., Бурганов Р.Т., Котляров М.А., Ашмарина Е.М., Ермаков Е.А., Ханин Г.И., Саблина Е.А. и другие.








1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

1.1. ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ ФИНАНСЫ

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределение и использования специальных фондов денежных средств. Финансовые отношения это денежные отношения, реализация которых происходит через специальные фонды.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по функциям.
Финансы это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Используя налоги, в государственном бюджете собираются средства, направляемые потом на решение народно-хозяйственных и других проблем.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет система-
тически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производства, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части дохода предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной
сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов, либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития. Силовое изъятие части доходов граждан объективно необходимо в интересах этих же граждан.


1.2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И ЕЁ СТРУКТУРА

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. Она состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими лицами и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
Особую роль играют бюджеты регионов страны, что можно именовать муниципальными финансами. Для России эта часть финансовой системы весьма значима, так как наша страна состоит из 89 субъектов.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.
Финансы домохозяйств - это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, так же людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение. Например, Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесённого стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит, как элемент централизованных финансов, представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заёмщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

1.3. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Финансовые отношения, осуществляемые и регулируемые с участием государства, формируют финансовую политику. Финансовая политика складывается из двух направлений деятельности государства: в области налоговых изъятий и в области государственных расходов, а также процессов перераспределения денежных ресурсов и создания государственного бюджета.
Исходным теоретическим основанием финансовой политики выступает фискальная политика, как совокупность мер по сознательному манипулированию налогами и государственными расходами. Впервые необходимость мер фискальной политики обосновал Дж. М. Кейнс.
В современной экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.
Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на созданиe эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде будет происходить сокращение поступлений в бюджет , следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.
Фискальная политика бывает двух видов: “дискреционная фискальная политика ” и “недискреционная фискальная политика ”, т.е. политика автоматических стабилизаторов.
Под “дискреционной фискальной политикой ” понимается сознательное регулирование государством уровня налогооблажения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость и инфляцию.
Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. То есть даже небольшое увеличение государственных расходов вызывает рост валового национального продукта и увеличивает занятость населения.
Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВНП. Введение любого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков (дохода после уплаты налога), следовательно, сократятся и их расходы. Это, в свою очередь, отразиться на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.
Противоположная картина будет складываться при сокращении налогов.
Вместе с тем, влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Располагаемый доход используется не только на потребление , но и на сбережения. Следовательно, снижение располагаемого дохода уменьшает не только потребление , но и сбережения.
Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам , обладает мультипликативным эффектом . Но мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций. Например, при сокращении налогов потребление увеличивается частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов или инвестиций оказывает прямое воздействие на величину ВНП.
Таким образом, влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой сокращение валового национального продукта. Введение дополнительных налогов или увеличение уже существующих налоговых ставок приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов. Они уменьшаются.
Следовательно, можно использовать дискреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.
В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из увеличения государственных расходов, снижения налогов, сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликативный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликативный эффект снижения налогов).
В краткосрочном периоде сдерживающая фискальная политика снизит инфляцию спроса, но при этом возрастет безработица, так как объем производства сократится.
В долгосрочном периоде растущие налоговые изъятия обусловят падение совокупного предложения и появления стагнации.
Другой тип фискальной политики - недискреционная фискальная политика - предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменения макроэкономической ситуации.
К основным стабилизаторам относиться изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину.
К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА В
КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ

........

Список литературы

1. Ашмарина, Е. М. Современная финансовая система Российской Федерации
/Е. М. Ашмарина // Государство и право. -2004.-№ 6.- С. 95-98.
2. Белоусов, Р. Становление системы планового распределения финансовых ресурсов /Р.Белоусов// Экономист.-2007.- № 5 .- С. 46-51.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт-Издат, 2005. - 399с.
4. Герасименко, В. В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории / В. В. Герасименко // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика.- 2004.- № 3 .- С. 107-115.
5. Ермакова, Е. А. Государственные финансы в финансовой системе России / Е. А. Ермакова // Финансы и кредит. - 2007 . - №3 . - С. 32-40.
6. Караваева, И. В. Местные финансы в СССР / И. В. Караваева, И. В. Архипкин // Финансы . - 2006 .- №11 .- С. 70-72.
7. Лазаренко, А. Л. Финансовая система Российкой Федерации и основные приоритеты её реформирования / А. Л. Лазаренко, И. М. Голайдо // Экономический анализ: теория и практика .- 2010 .- № 3 .- С. 2-10.
8. Роик, В. Д. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России / В. Д. Роик // Финансы .- 2005 .- № 7 .- С. 40-46.
9. Сабанти, Б. М. Модель финансов социалистического государства / Б. М. Сабанти // Нальчик : Эльбрус, 1989 .- 450 с
10. Саблина, Е. А. Статистический анализ современного состояния финансовой системы России / Е. А. Саблина // Вопросы статистики .- 2007 .- № 12 .- С. 28-33.
11. Финансы капитализма: Учебник / Б. Г. Болдырев, Л. П. Окунева, Л. П. Павлова и др.; Под ред. Б. Г. Болдырева. / М.: Финансы и статистика, 1990. - 384 с.
12. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В. Д. Камаева / 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 .-592 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.