На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие и структура судебной власти. Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов: независимость, несменяемость, публичность, инстанционность. Органы, содействующие судебной власти. Прокуратура. Судебный конституционный контроль.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран

РЕФЕРАТ

по теме: «Конституционные основы судебной власти и Правоохранительных органов»

Подготовил:

Студент 567 группы

факультета Юриспруденции

Огурцов А.А.

Белгород - 2008 г

ПЛАН

1. Понятие и структура судебной власти……………………….…....4

2. Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов…………………………………………………………..……..9

3. Органы, содействующие судебной власти……………………….18

4. Судебный конституционный контроль …………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

В государственном механизме зарубежных стран особое место принадлежит судам, которые в совокупности образуют судебную власть, отличающуюся от законодательной и исполнительной ветвей целым рядом признаков. Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы обеспечивать господство права, выраженного в конституциях и иных нормативных правовых актах.

Важное значение в оказании содействия правосудия отводится прокуратуре, полиции и иным правоохранительным органам. Они выполняют важнейшие функции по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод граждан. Изучение закономерностей и особенностей порядка формирования, их полномочий позволит курсантам получить целостное представление о правоохранительных органах.

Тема лекции тесно связана с учебным материалом, который изучен в рамках дисциплины «Правоохранительные органы», что будет способствовать лучшему пониманию курсантами специфики правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.

Вопрос 1. Понятие и структура судебной власти

Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей - самостоятельная и независимая сфера публичной власти, представляющая собой систему государственных органов, осуществляющих: а) правосудие, т.е. полномочия по рассмотрению, разрешению уголовных, гражданских, административных, конституционных и иных дел (споров); б) полномочия по обязательному толкованию норм права; в) нормотворческие полномочия, т.е. создание прецедентов судами в странах англо-саксонской правовой системы; г) контрольные полномочия (проверка законности задержания или ареста, ограничение тайны переписки или телефонных переговоров); д) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение: признание безвестно отсутствующим, объявление умершим; установление наличия родственных и фактических брачных отношений; е) ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности.

Судебная власть обладает чертами, отличающими её от других ветвей государственной власти. Она имеет конкретный (как правило, прецедентный) характер, реализуется в особой процессуальной форме и принадлежит не какому-то отдельному судебному учреждению, а осуществляется судьями - действительными носителями судебной власти.

Основой законодательной регламентации судебной власти является конституция: разделы «О судебной власти» (Франция, Испания, Япония), «Правосудие» (Германия), «Суды» (Португалия). Конституционные основы детально развиты в законах о судоустройстве (в США - «Судоустройство и судопроизводство», в Испании - «Органический закон о судебной власти» 1981 г.), а также законах о статусе судей (во Франции - «Органический закон о статусе магистратуры» 1958 г.).

Структура судебной власти охватывает прежде всего суды, причём в странах англо-саксонской системы права они образуют единую судебную систему во главе с Верховным судом. В Швеции, Японии, Нидерландах действует единая система общих судов, которые рассматривают все основные виды судебных дел. Такая модель не исключает существования в стране также отдельных специализированных судов, однако они лишь дополняют основную общую судебную систему.

Иная тенденция наблюдается во многих европейских странах, особенно принадлежащих к романо-германской правовой системе. Речь идёт о полисистемности, которая означает, что в стране функционирует несколько независимых друг от друга специализированных судов во главе с высшими судами. Самый показательный пример - Германия, где кроме Федерального конституционного суда ещё пять высших судов: Федеральная судебная палата, Федеральный административный суд, Федеральная финансовая палата, Федеральный трудовой суд и Федеральный социальный суд, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат.

Среди специализированных судов особое место занимают конституционные суды. Законодательство ряда государств включает эти органы в состав судебной власти (Россия, Грузия, Украина), хотя и наделяет их значительной самостоятельностью. В других странах (Италия, Испания, Польша) эти органы выделяются в самостоятельную группу.

Основной задачей административных судов является разрешение жалоб частных лиц на решения и действия органов государственного управления и должностных лиц. Создание таких судов связано с увеличением масштабов деятельности механизма исполнительной власти, её аппарата, вследствие чего растёт поток управленческих актов и количество жалоб граждан, а также других управленческих споров, например, между территориальными единицами, о праве иммигрантов проживать в стране. Высшим органом административной юстиции в Бельгии, Греции, Нидерландах, Франции является Государственный совет.11 Подробнее: Государственный совет (европейская модель) // Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.232.

В ряде государств Латинской Америки функционируют суды по избирательным делам или избирательные трибуналы. Конституция Чили 1993 г. содержит специальную главу «Избирательная юстиция». Полномочия избирательной юстиции следующие: регистрация политических партий или отказ в ней, деление страны на избирательные округа, контроль за составлением списков избирателей, установление даты выборов, контроль за проведением выборов и утверждение результатов голосования, выдача избранным депутатам и другим выборным лицам мандатов,, судебное разбирательство и вынесение решений по делам о преступлениях, связанных с проведением выборов, апелляции на проведение выборов, проверка финансовых поступлений в фонды политических партий.11 Орлов А.Г. Высшие оргаы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Изд-во «Анпил», 2001. С. 125.

К специальным судам относятся также военные, семейные, ювенальные (по делам несовершеннолетних), коммерческие, трудовые. Кроме того, имеются особые высшие суды, например Государственный трибунал в Польше, Суд правосудия во Франции и Сенегале, Суд импичмента в Финляндии для рассмотрения дел, возбуждённых против высших чиновников.

Вне зависимости от вида специализации судебные системы, имеют жесткую иерархическую или «вертикальную» организационную структуру, обусловленную, с одной стороны, требо-ваниями судебного процесса (возможность обжалования решений низших судов), с другой стороны, формой государственного устрой-ства конкретной страны. Количество судебных звеньев или инстанций колеблется обычно от двух до четырех. Двухзвенные су-дебные системы встречаются редко (в небольших государствах с про-стым административно-территориальным делением). Значительно чаще встречаются трехзвенная (в Венгрии, Казахстане, Армении, Польше), четырехзвенная судебные системы (во Франции, Италии, Литве).

Суд первой инстанции (районный, городской, участковый, окружной, местный, суд малой инстанции) рассматривает малозначительные судебные споры. Суд второго уровня (областной, окружной суды, суд большой инстанции) может выступать как в качестве суда первой инстанции, рассматривающего основную массу судебных дел, так и в качестве суда второй инстанции (апелляцион-ной или кассационной). Хотя чаще апелляционный суд существует обособленно. Верховный суд страны может выступать как суд первой инстанции по очень небольшому кругу судебных дел (общенацио-нального значения, тяжкие уголовные и т.д.), как суд второй инстан-ции (апелляционной) и как суд третьей инстанции по отношению к судам первого уровня. Верховный суд может наделяться правом законодательной инициативы по вопросам судебного производства, толкования и разъяснения законов. Верховный суд (Чили, Сальвадор, Никарагуа, Парагвай) обладает правом контроля и инспектирования деятельности любых нижестоящих судов.11 Орлов А.Г. Высшие оргаы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Изд-во «Анпил», 2001. С. 111-112.

Границы судебных округов в большинстве стран не совпадают с границами административно-территориального или иного деления (Великобритания, Италия, США). Это позволяет реализовать принцип независимости судебной власти, поскольку освобождает судей и судебную администрацию от влияния (в первую очередь материального) местной администрации.

В большинстве стран функционируют не только государственные суды, но и квазисудебные органы. К их числу относятся: суды аксакалов в Казахстане и Киргизии, медиаторов во Франции, консилиаторов в Италии, народные суды в Индии. Они рассматривают малозначительные дела и обычно назначаются муниципалитетами из числа отставных государственных служащих и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

Вторую группу судов составляют религиозные суды, существующие в светских государствах: церковные (решают внутриконфессиональные споры) и собственно религиозные (в Израиле, Польше рассматривают дела как клира, так и мирян, но по ограниченному перечню).

Третью группу составляют суды обычного права (Тропическая Африка, Океания). Особую группу квазисудов, имеющих государственно-общественную природу, составляют шариатские суды, действующие в странах, признающих в качестве государственной религии ислам (Алжир, Египет, Иордания, Марокко). В Нигерии к 2004 г. указами губернаторов более чем 20 из 36 штатов введены шариатские уголовные суды.11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд.,перераб. и доп. - М..: Юристъ, 2005. - Гл. 13.

В ряде зарубежных стран в структуру судебной власти включаются органы судейского самоуправления. Они имеют различные названия: во Франции и Италии -- Высший Со-вет магистратуры; в Испании -- Высший Совет судебной власти, в Болгарии -- Высший судебный Совет; в Армении -- Совет правосудия, в Украине - Высший совет юстиции. Насколько значим этот орган, можно судить по его составу. В Португалии, например, члены Высшего Совета магистратуры назначаются Президентом (2), избираются Советом Республики (7) и самими судьями различных судебных инстанций (7), а председателем является председатель Верховного суда по должности.22 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 164. Именно на эти органы судейского самоуправления возложе-ны вопросы формирования судейского корпуса и карьеры судей и прокуроров, их назначения на должность, дисциплинарной ответ-ственности, реорганизации отдельных судов, инспектирования судов в необходимых случаях и т. д.

Таким образом, структура судебной власти отличается разнообразием специализированных судов и наличием органов судейского самоуправления.

Вопрос 2. Конституционные принципы организации и деятельности судебных органов.

Конституции современных государств закреп-ляют основную социальную задачу и функцию суда, провозглашая в качестве одного из фундаментальных и неотъемлемых прав человека право на судебную защиту от любых проявлений произвола и исключая тем самым возможность отказа в право-судии. Перечни основных принципов организации и деятельности су-дебной власти, включенные в конституционные тексты, различны, однако следует выделить несколько важнейших, закрепленных практически всеми кон-ституциями.

Принцип независимости судов и судей является отправным, опре-деляющим положение суда в современном правовом государстве. Судебная власть вверяется судьям, которые осу-ществляют ее независимо и подчинены только закону. Однако конституции большинства государств не ограничиваются де-кларированием принципа независимости, обеспечивая самостоятель-ное и беспристрастное правосудие дополнительными юридическими, организационными и материально-финансовыми гаран-тиями.

Существенной гарантией независимости является наличие демо-кратической процедуры формирования судейского корпуса, осво-бождающей судей от давления и зависимости от других ветвей власти. Требования, предъяв-ляемые к профессиональному уровню и квалификации, образованию, возрасту, а также моральным качествам и способностям претендентов очень высоки. В Германии закон о судьях предусматривает не-обходимость сдачи претендентом двух государственных экзаменов при наличии юридического образования и прохождении специальной судебной стажировки. Законодательство большинства государств ста-вит в один ряд с профессиональными качествами кандидата морально-нравственные характеристики: его поведение в повседневной жизни должно быть выше всяких упреков (п. 4 Канонов судебной этики США), а репутация -- безупречной (ст. 6 закона Румынии о судоустройстве). Кроме того, в ряде стран претендент на судей-скую должность должен быть лоялен к существующему режиму или «к принципам и форме правления» (§ 9 закона Германии о судьях). Интересной представляется и попытка исключить социально-семейное влияние на судью. В Польше согласно закону об устройстве общих судов судья подлежит увольнению, если он вступил в брак с лицом, являющимся адвокатом, и если супруг не прекратил этой деятельности в течение трех месяцев с момента вступления в брак. Для французского законо-дателя более нежелательным представляется совпадение (полностью или частично) судейского округа и департамента, от которого супруг судьи избран депутатом или сенатором.

Функция первоначального отбора кандидатов возложена на раз-личные органы и должностные лица; либо органы типа высшего со-вета магистратуры (Франция, Испания, Монголия, Румыния.), министерство юстиции и специальные (квалифика-ционные, кадровые) комиссии (Австрия, Венгрия, Германия, США), либо собственно судебные органы (в Японии судьи низших судов отбираются Верховным судом).

В большинстве стран профессиональные судьи назначаются на должность. Особое значение придается назначению, осуществляемому главой государства -- президентом (Польша, Австрия, Фран-ция, Румыния), королем или по поручению короля (Испания, Великобри-тания). Судьи назначаются также парламентом по представлению президента (Латвия, Словения, Россия).

Достаточно распространен и способ формирования судейского корпуса путем выборов парламентом (Швейцария Грузия, Киргизия), особенно судей Верховного суда (Гватемала. Гондурас, Венесуэла).11 Орлов А.Г. Высшие оргаы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Изд-во «Анпил», 2001. С. 108.

Дополнительной гарантией независимости судей выступает и закрепленный в некоторых конституциях принцип неприкосновен-ности судьи, выражающийся в установлении особого порядка привле-чения судьи к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. Он не отвечает за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильных действий или упущений при осуществлении судебных функций. Независимость судей и судебной вла-сти в целом обеспечивается также установлением юридической ответ-ственности за неуважение, проявленное по отношению к суду или судье.

Весьма ощутимой гарантией независимости судей является и закрепление на конституционном уровне принципа должного материального обеспечения судей: «Судьи как Верховного, так и нижестоящих судов... в установленные сроки получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности» (ст. 3 Конституции США).

Принцип несменяемости означает пожизненное (без указания срока) назначение или избрание судьи. В ряде стран -- членов СНГ (Азербайджан, Казахстан, Туркмения) на конституционном уровне закреплена практика назна-чения судей на длительные сроки (5 - 15 лет в зависимости от уровня суда). По общему правилу судья занимает свою должность либо пожиз-ненно, либо по достижении определенного возраста (75 лет для судьи Верховного суда Чили), либо до тех пор, пока его поведение безупречно (ст. 115 Конституции Литвы), причем не только при исполнении судейских обязанностей, но и в повседневной жизни.

Основанием для освобождения судьи от должности является всту-пивший в юридическую силу в отношении его приговор суда (ст. 147 Конституции Эстонии). Решение об отрешении (отстранении) судьи от должности принимается верховным судом либо высшим советом магистратуры, советом правосудия в мотивированной форме, реже -- пред-седателем высшего суда (ст. 87 Конституции Грузии). В некоторых странах вопрос отрешения (отстранения) судьи от должности может быть решен только в порядке импичмента (ст. 78 Конституции Японии). В Албании судья Верховного суда может быть освобождён от своих обязанностей парламентом - Кувендом, проголосовавшим двумя третями голосов, в случае нарушения судьёй Конституции, его умственной и физической недееспособности, совершения преступления или проступка, серьёзно дискредитирующего положение и личность этого судьи. Однако такое решение должно быть рассмотрено конституционным судом, который только и может объявить об освобождении судьи от обязанностей.11 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.255.

Существует также институт судейской отставки или увольнения
по собственному желанию в случаях нежелания исполнять далее
обязанности судьи, достижения пенсионного возраста, иных оснований
(ст. 88 Конституции Греции, ст. 100 Конституции Казахстана).

С другой стороны, соблюдение принципа несменяемости обеспе-чивается невозможностью перевода судей на другие должности без их согласия. Перемещение невозможно как в «вертикальном», так и в «горизонтальном» направлениях. Судья не может быть переведен ни на низшую, ни на высшую должность, ни в другой суд, хотя бы и на такую же должность, без его согласия (ст. 117 Конституции Испании).

Обеспечению независимости судебной власти подчинен и принцип несовместимости занятия должности судьи с иной деятельно-стью, который также непосредственно вытекает из принципа разде-ления властей. Профессионально-должностной критерий закреплен в конституциях Италии, Казахстана и других государств и выражается в запрете совмещать работу в должности судьи с занятием иных должностей гражданской (государ-ственной) службы: от члена парламента до члена муниципалитета. В некоторых странах используются оба критерия. Например, Конституция Греции устанавливает двойной запрет: с одной стороны, судьям запрещено выполнять какую-либо иную оплачиваемую работу, с другой -- заниматься какой-либо профессиональней деятельностью (ст. 89). Из этого правила сделано, однако, исключение: судьи могут избираться членами академий и профессорами высших учебных заве-дений. Во Франции судьи могут заниматься науч-ной, литературной или другой творческой деятельностью. Конституция Македонии прямо запрещает создание и деятельность политических партий в сфере правосудия (ст. 100).

Содер-жание принципа осуществления правосудия только надлежащим судом и «должным» судьей раскрывается в конституционных текстах, как правило, в двух основных формах. Во-первых, закрепляется правило, согласно которому правосудие осуществляется только судом, созданным в силу прямого конституционного предписания либо учрежденным на основе закона или специаль-но уполномоченным органом (чаще всего высшим законодательным -- ст. 101 Основного закона ФРГ). Во-вторых, предполагается, что возникший спор должен быть рассмотрен тем судьей и тем судом, к компетенции которых отнесен законом, то есть произвольное перераспределение подсудности не допускается (ст. 125 Конституции Румынии). Существенным дополнением и гарантией незави-симости судебной власти и ее осуществления только судебными учреждениями является конституционный запрет на создание чрез-вычайных (особых) судов, судов с особыми полномочиями или три-буналов.

Публичность отправления правосудия означает гласность и устность судебного процесса, открытость и доступность суда для публики или заинтере-сованных в силу различных причин лиц. В соответ-ствии с началами гласности и устности каждый участник судебного процесса может и должен быть выслушан в суде (ст. 120 Конституции Испании, ст. 90 Конституции Австрии). Устный процесс во многом способствует наиболее полному и всестороннему изучению обстоятельств дела, не только выявлению позиций сторон, но и установлению фактических обстоятельств дела. Многие конституции содержат также правило, позволяющее участ-нику судебного процесса выступать на родном языке, а не на языке судопроизводства (ст. 127 Конституции Румынии).

Основания для проведения закрытого процесса устанавливаются, как правило, процессуальными законами, но неко-торые оговорены непосредственно в конституциях. Например, в Кон-ституции Греции предусмотрена возможность проведения слушаний дела «при закрытых дверях» в случае, если публичность судебного процесса может повредить «добрым нравам» либо в силу «особых обстоятельств дела» необходимо оградить частную или семейную жизнь сторон (ст. 93), а также, если дело рассматривается судом для несовершеннолетних (ст. 96).

В равной мере требование обеспечения прав и свобод человека может быть отнесено к принципу мотивированности судебных дейст-вий или мероприятий (включая решение). В соответствии с Конституцией Греции: «Любое судебное решение должно быть специально и тщательным образом обосновано и объявлено на публичном заседании суда» (ст. 93).

Принцип инстанционности заключается в том, что не вступившее в силу решение суда, рассмотревшего и разрешившего дело по существу, может быть пересмотрено вышестоящим судом. Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. Инициатором апелляционного и кассационного производства могут выступать только стороны в гражданском и административном про-цессах, обвиняемый и потерпевший -- в уголовном, а также прокурор. При апелляционнм порядке (США, Индия, ЮАР) вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет своё решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке (Франция, Италия) вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим судом в кассационном порядке, дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в ином составе судей.11 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М.: Норма, 2005. С. 765.

В Германии, Австрии, Нидерландах используется особый процесс (ревизия), соединяющий элементы апелляции и кассации.

Особое место в системе конституционных принципов организации и деятельности судебной власти занимает принцип коллегиальности. Традиционно он рассматривается в двух основных проявлениях. Во многих странах закреплен собственно принцип коллегиальности, или осуществления судебной функции несколькими профессиональ-ными судьями (ст. 59 Конституции Польши, ст. 79 Конституции Казахстана). В других государствах под кол-легиальностью понимается участие в нем представителей народа. И все же преобла-дающей представляется тенденция осуществления правосудия про-фессиональным судьей единолично (особенно на первой стадии судеб-ного процесса). Многие конституцион-ные акты ограничиваются общей формулой об участии народа в отправлении правосудия (ст. 91 Конституции Австрии), об осуществлении правосудия именем народа (ст. 101 Конституции Италии) или указанием на тот факт, что народ является единственным источником судебной власти (ст. 117 Конституции Испании).

В настоящее время существует две основные формы организации суда с участием профессиональных судей и представителей общественности: суд присяжных и шеффенский суд. Важное различие между этими двумя формами организации суда состоит в следующем. В суде присяжных коллегия избранных для рассмотрения одно-го дела представителей общественности присутствует в зале суда, располага-ясь отдельно от ведущего заседание профессионального судьи, выслушивает сообщения о фактах, доводы сторон, свидетельские показания, замечания су-дьи и самостоятельно выносит вердикт о виновности или невиновности под-судимого (в уголовном процессе), либо о справедливости или несправедливо-сти требований истца (в гражданском процессе). В соответствии с вердиктом судья выносит приговор в уголовном процессе или решение в гражданском процессе. В шеффенском суде вызванные для рассмотрения одного дела засе-датели располагаются рядом с профессиональным судьей, вместе с судьей на основе выясненных фактов, свидетельских показаний и доводов сторон решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, выносят соответствующее решение. Суд присяжных получил распространение в таких странах, как Австралия, Латвия, Испания, Канада, США, Швейцария, а шеффенский суд (с участием народных судей, народных заседателей, ассизов) в Болгарии, Венгрии, Италии, Польше, Словакии, Франции, Чехии.

Обе формы организации суда имеют как свои преимущест-ва, так и свои недостатки. Так, преимуществами суда присяжных являются формальная независимость членов коллегии жюри от чьего-либо мнения, концентрация их внимания только на обстоятельствах дела, создание усло-вий для ориентации их только на голос совести при определении виновнос-ти и степени вины подсудимого (в уголовном процессе) или правоты истца (в гражданском процессе). Недостатки суда присяжных во многом оказыва-ются следствием как раз положительных сторон его деятельности. Состав су-да присяжных получается довольно громоздким (в Испании - девять присяжных заседателей и два запасных), достаточно большое число людей приходится отвлекать от их прямых обязанностей на сравнительно длительный срок. В результате этого, возрастают государственные расходы, связанные с проведением суда присяжных. Эти причины ведут к тому, что круг дел, в ходе которых к судебному разбирательству могут быть привлече-ны присяжные, неизбежно в законодательном порядке сужается.

Неопытность присяжных заседателей в рассмотрении дел в суде, не-способность до конца оценить последствия для подсудимого выносимого ими вердикта также не относятся к положительным сторонам деятельнос-ти суда присяжных.. Обвинители и защитники во многом строят свою так-тику в зависимости от возрастно-полового, профессионального и т. д. состава членов жюри. И хотя суды присяжных широко распространены, тенденция свертывания их дея-тельности наблюдается практически повсеместно.

К достоинствам шеффенского суда относят обновление состава заседате-лей для рассмотрения каждого нового дела, численное преобладание народ-ных заседателей над профессиональными судьями в единой коллегии, что позволяет представителям общественности решить исход дела, равенство прав заседателей и судьи, включая право за-фиксировать свое особое мнение, меньшее количество представителей обще-ственности, призываемых для решения одного дела, соответственно, возмож-ность шире использовать институты народных заседателей при рассмотрении различных категорий уголовных и гражданских дел, лучшее знакомство с ма-териалами дела, возможность для заседателей уточнить по ходу рассмотрения юридические вопросы.

Отрицательными сторонами шеффенского суда считаются возможное до-минирование мнения профессионального судьи (судей) в коллегии с заседателями ввиду его юридических знаний и опыта в судебных делах, небольшое число заседателей, не позволяющее в достаточной мере отражать обществен-ное мнени и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.