На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90961


Наименование:


Курсовик Анализ наличия и использования трудовых ресурсов ОАО «ГОРНЯК»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. предприятия. Добавлен: 20.9.2015. Сдан: 2015. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………………………………5
1.1 Сущность труда и трудовых ресурсов…………………………………..5
1.2 Система основных показателей наличия и использования трудовых ресурсов, методика проведения их факторного анализа и информационное обеспечение………………………………………………………………………10
1.3 Основные направления поиска резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов…………………………………………….19
2 ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГОРНЯК»……………………………………………………………………….25
3 АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
3.1 Анализ наличия, состава и движения трудовых ресурсов и обеспеченности ими…………………………………………………………….35
3.2 Анализ использования трудовых ресурсов……………………………39
3.3 Резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов…………………………………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………50
СПИСРК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………54


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что производство ни одного из видов товаров (продукции, работ, услуг) невозможно без привлечения человеческого труда. Более того, для предприятий, действующих в отраслях и на рынках, где существуют условия, близкие к условиям рынка совершенной конкуренции, едва ли не единственной возможностью завоевания конкурентных преимуществ является повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Большинство специалистов, изучающих деятельность предприятий, считают, что именно персонал представляет собой главную ценность, которой может обладать предприятие.
Так как от качества и эффективности использования кадров зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Целью курсовой работы является проведение анализа наличия, движения, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, а так же анализ использования фонда рабочего времени и анализ труда и заработной платы на предприятии. Объектом исследования является СПК «Горняк».
Тема курсовой работы является актуальной, так как при помощи живого труда работников организации осуществляется производственный процесс на любом предприятии.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сводятся к следующему:
- определить понятия «труд» и «заработная плата» как экономические категории и показатели эффективности торгово-технологического процесса;
- раскрыть сущность заработной платы, как экономической категории;
- изучить анализ наличия трудовых ресурсов;
- изучить анализ текучести трудовых ресурсов;
- определить и изучить показатели текучести кадров;
- провести анализ численности работников, рабочего и нерабочего времени;
- провести анализ расходов на оплату труда;
- выявить неиспользованные возможности и резервы более полного и эффективного использования трудовых ресурсов.
При написании работы были использованы книги и учебники по анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности, финансовой отчетности предприятия, а также документы, характеризующие хозяйственную деятельность на предприятии. В частности бухгалтерский баланс предприятия и его приложения, сметы доходов и расходов, документы, первичная документация по труду - договоры, приказы (распоряжения) о приёме на работу и о прекращении трудового договора, а также современная нормативно-законодательная база.


1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


1.1 Сущность труда и трудовых ресурсов


Труд - это целесообразная деятельность людей по производству материальных и духовных ценностей.
В процессе труда между людьми складываются определенные отношения, которые принято называть трудовыми. Эти отношения можно рассматривать в двух аспектах: 1) функциональном; 2) социологическом.
Функциональный аспект отношений, складывающихся между участниками трудового процесса, основан на общественном разделении и кооперации труда и проявляется в установлении пропорции численности, профессионального, квалификационного состава рабочей силы.
Социологический аспект трудовых отношений состоит в существовании равенства-неравенства (схожести-различия) социального положения социальных групп и работников, их интересов и трудового поведения, основанном на общественном разделении труда. Рассматривая социальную сущность труда, ученые опираются на многие показатели и критерии оценки трудовой деятельности. Важнейшими из них являются: характер труда, условия труда, содержание труда. В зависимости от различий в содержании, труд классифицируется на: творческий и репродуктивный (стереотипный); физический и умственный; простой и сложный; исполнительский и организаторский (управленческий); самоорганизованный и репродуктивный.
Насыщенность труда элементами творчества, умственной деятельности, разнообразием выполняемых функций, самостоятельностью и большой ответственностью за принятие решений в социологии характеризуется таким понятием как содержательность труда.
Главной производительной силой общества является человеческий ресурс. Поэтому процветает то общество, которое создало условия для лучшего использования, воспроизводства и обогащения данного ресурса.
Трудовые ресурсы-часть населения страны, обладающий физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. В практике планирования и учета к ним относят население в трудоспособном возрасте (в нашей стране мужчин в возрасте 16-60 лет включительно и женщин соответственно (16-55) за исключением неработающих инвалидов войны и труда первой и второй групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин50-60 лет, женщин 45-55), а также население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Понятие «трудовые ресурсы» было сформулировано в одной из статей С.Г Струмилина в 1922 г. Этот термин широко использовался в практике планирования и учета трудоспособного населения в условиях централизованного управления человеческими ресурсами. Строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными, материальными и финансовыми)- был одним из элементов централизованного планирования экономики.
В зарубежной литературе нашему термину «трудовые ресурсы» соответствует «людские ресурсы». Причем реальными людскими ресурсами труда статистиками всего мира признается экономически активное население. Государств, устанавливая в силу своих социально-экономических условий развития нижнюю и верхнюю границы трудоспособного (рабочего) возраста, определяет контингент способного к активной деятельности населения.
В Республике Беларусь нижняя граница рабочего возраста определена условно в 16 лет, верхняя для женщин - 55 лет, для мужчин-60.
Нижняя граница-до рабочий возраст, обуславливается необходимостью получения общего образования и определенной профессиональной подготовки.
Определение трудовых ресурсов в качестве планового - учетного показателя отражает количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру (активную и пассивную части). Такой учет имеет важное значение при разработке балансов трудовых ресурсов.
Экономическая категория «трудовые ресурсы» означает население, обладающее физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.
Понятие «рабочей силы» имеет несколько толкований. Оно может быть связанно со способностью человека к труду. Применительно к анализу рыночных отношений термин «рабочая сила» следует воспринимать как синоним термина «экономически активное население». К «рабочей силе» относятся лица старше 16 лет, уже имеющие работу или активно занятые её поиском, или после увольнения ожидающие, что к их услугам вновь обратятся.
Более развитое представление о возможностях и способностях рабочей силы - как обобщающая характеристика личного фактора производства - дает понятие трудового потенциала, и оно также трактуется по-разному.
Трудовой потенциал может рассматриваться как ресурсная категория, т.е. отражать ресурсы труда, которые могут быть исследованы для решения какой - либо задачи, достижения определенной цели и т.д. Трудовой потенциал формируется на различных уровнях «совокупного работника», поэтому и функционирует как взаимосвязанные трудовые потенциалы - отельного работника, производственного коллектива, общества.
Применительно к предприятию трудовой потенциал - это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал человека труда - работника складывается в зависимости от трёх основных факторов: качество рабочей силы, нормативной величины дня и творческих возможностей индивида.
В теории управления трудовыми ресурсами используются также понятие «кадры», «кадровый потенциал», отличающийся от предыдущих тем, что здесь речь идёт о реально действующей совокупности работников, занятых в конкретных сферах производствах, отраслях, на предприятиях и обладающих определённым уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Понятие «кадры» рассматривается как элемент микроэкономики и макроэкономики. Трудовые ресурсы чаще выступают элементами макроэкономики, поэтому анализируют их численность и структуру, связанные с развитием экономики какой - либо территории, региона страны.
Трудовые ресурсы - более широкое и разностороннее понятие предполагающее характеристики как уже задействованного в производстве человеческого потенциала в лице кадров или персонала, так и совокупности лиц ещё готовящих себя к трудовой деятельности или занимающихся другими видами общественно-полезной деятельности (учёба, военная служба и т.п.).
В соответствии с рекомендациями международных конференции статистиков труда население делится на экономически активное и на неактивное.
Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность этой группы включает и занятых и безработных.
К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоих полов в возрасте от 16 и старше (а также лиц моложе 16 лет), которые:
a) выполняли работу по найму, за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;
b) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовок или подобных причин;
c) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
a) не имели работы и заработка;
b) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
c) занимались самостоятельно поиском работы;
d) были готовы преступить к работе.
Экономически не активное население - это та его часть, которая не входит в состав рабочей силы к ней относятся:
a) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
b) лица, получающие пенсии по старости на льготных условиях и по инвалидности;
c) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
d) лица, которые прекратили поиск работы вследствие тщетности своих усилий, но могут и готовы работать;
e) другие лица, которым нет необходимости работать, не зависимо от наличия источников дохода.
Для экономики большое значение имеет численность экономически активного населения - рабочей силы - как фактора образующего рынок труда.
Значение о количественном и качественном составе трудовых ресурсов необходимы для организации воспроизводства рабочей силы, экономическим содержанием которого являются отношения, складывающиеся по поводу её формирования, распределения и использования. Взаимодействие этих фаз определяет непрерывно возобновляемый процесс воспроизводства рабочей силы.
Исходной базой для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона, любого населенного пункта является фактическая численность населения соответствующих территорий. Численность эта определяется на основе переписи населения, а в промежутках - путем расчетов численности и состава населения по данным переписи и регистрации рождении, смерти, прибытий, выбытий.
Изменение в составе населения вызывает изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов. Количественные показатели трудовых ресурсов включают данные о численности и составе по полу, возрасту, месту проживания (в городах или сельских районах). Качественные же демонстрируют, образовательный уровень, профессионально-квалификационную структуру и другие.
Показатели численности трудовых ресурсов определяются по состоянию на конкретный момент времени для определенной административно - территориальной единицы в виде средних показателей (среднеквартальных, среднегодовых).
Трудовые ресурсы характеризуется показателями половозрастной структуры. При изучении трудовых ресурсов принято выделять 4 основные возрастные группы: молодежь 16-30 лет; лица 31-49 лет, граждане предпенсионного возраста (мужчины 50-60 лет, женщины 50-55);пенсионного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55), занятые в народном хозяйстве.
Качественной характеристикой трудовых ресурсов выступает структура по уровню образования и профессионально-квалифицированному составу, группировка трудовых ресурсов по уровню образования, профессиям, квалификации и исчисляемые на её основе абсолютные и относительные показатели используются для перспективного планирования развития экономики, определение потребности в рабочих местах, распределения трудовых ресурсов по сферам деятельности, совершенствование форм и методов подготовки кадров в соответствии с требованиями научно - технического прогресса и в других целях.
Процесс воспроизводства ресурсов труда включает фазы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.
Фаза распределения и перераспределения состоит в первичном распределении трудовых ресурсов по видам, роду деятельности, предприятиям, организациям, районам, регионам страны. Эту фазу в рыночной экономике обеспечивает функционирование рынка труда. В соответствии со спросом и предложением на рынке труда осуществляется обеспечение занятости трудоспособного населения.
В процессе воспроизводства трудовых ресурсов фаза их использования является главным. В период использования происходит: реализация полученных на стадии формирования трудовых ресурсов знаний и умений; накопление производственного опыта, совершенствование и рост образовательного и квалификационного уровня рабочей силы; использование трудовых ресурсов человека на протяжении всего периода его жизнедеятельности.
Задачей каждого предприятия является достижение высокого уровня производительности труда. Производительность труда - это его результативность, реализация способности конкретного труда создавать новые блага (продукты, услуги), новую стоимость, выполнять работы. Уровень производительности труда, равный количеству блага, созданный за единицу времени, является одним из важнейших показателей развития экономики страны и благосостояния народа, основой высокой конкурентно способности на рынке. Производительность труда формируется в процессе производства и реализации продукции, и для ее изучения необходимо использовать систему показателей, выражающую состояние объема результатов производства и массы затрат труда.
Таким образом, трудовые ресурсы - это часть населения страны обоего пола, способного заниматься общественно полезной деятельностью. Статистика трудовых ресурсов является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. И ее показатели характеризующие численность и состав трудовых ресурсов, производительность труда, использование рабочего времени, уровень занятости и безработицы, условия и оплату труда, неизменно занимают одну из важнейших мест в системе статистических показателей развития экономики, народа - населения и социальных процессов, поскольку труд есть необходимое условие существования общества. Статистика труда тесно связана с другими областями статистики: статистической производственных отраслей, системой национальных счетов, демографией статистической культуры, здравоохранения и другие.


1.2 Система основных показателей наличия и использования трудовых ресурсов, методика проведения их факторного анализа и информационное обеспечение


Первичной характеристикой численности работников в хозяйстве является списочная численность, определяемая за каждый календарный день отчетного периода. В списочную численность работников включаются все работники, принятые по трудовому договору или контракту на постоянную, временную или сезонную работу. Списочная численность определяется на основании ежеднев........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник/ В.И.Стражев [и др.]; под общ.ред. В.И.Стражева, Л.А.Богдановской. - 7-е изд., испр. - Минск: Выш.шк., 2008. - 527 с.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д., Теория экономического анализа: Учебник, 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 536 с.;
3. Головочев, А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие / А.С.Головочев. - Минск: Выш. шк., 2008. - 447 с.
4. Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 360 с.;
5. Гусаров В.М., Кузнецова Е.И., Статистика: Учебное пособие - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2007. - 463 с.
6. Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Экономика предприятия: Учебное пособие, 4-е изд. - М.: Изд-во Юнити, 2007. - 506 с.;
7. Зеленовский,А.А. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум: учеб. пособие / А.А.Зеленовский, А.В.Королев, В.М. Синельников. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 320 с.: ил.
8. Крылов Э. И., Власова В. М. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов предприятия: Учеб. пособие / СПбГУАП. СПб., 2001. 107 с.
9. Любушин Н.П., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие, 3-е изд. - М.: Изд-во Юнити-Дана, 2006. - 446с.;
10. Пелих А.С., Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие - М.: Издательский центр Март, 2007. - 506 с.;
11. Пястолов С.М., Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - М.: Изд-во Инфра-М, 2006. - 215 с.;
12. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет: Учебное пособие для вузов, 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Инфра-М, 2007. - 592 с.;
13. Мартынова Т.А., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие/ Изд-во Советская Кубань, 2009. - 161 с.;
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб.пособие / Г.В.Савицкая. - 6-е изд., стер. - Мн.: Новое знание, 2006. - 652 с. - (Экономическое образование).
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2000. - 688 с.
16. Статистика: показатели и методы анализа: справ. пособие / Н.Н.Бондаренко, Н.С. Бузыгина, Л.И. Василевская и др.; Под ред. М.М. Новикова. - Мн.: «Современная школа», 2005. - 628 с.
17. Шадрина Г.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Учебное пособие, практикум, тесты /Московский государственный университет экономики статистики и информатики. - М., 2007. - 229 с.
18. Шеремет А.Д., Негашев Е.В., Методика финансового анализа: Учебное пособие - М.: Изд-во Инфра-М, 2008. - 208 с.;
19. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н., Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Феникс, 2006. - 352 с.;
20. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 608 с.
21. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И.Баканова, А.Д.Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 656 с.: ил.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.