На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 90974


Наименование:


Диплом Анализ действующих западных санкций и их влияние на экономику России

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 21.9.2015. Сдан: 2015. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: 95.38.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 САНКЦИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 10
1.1Понятие и виды экономических санкций 10
1.2 Мировой опыт применения санкций в XXI веке 19
1.3 История экономических санкций против России 25
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 30
2.1 Влияние экономических санкций на хозяйственные связи России 30
2.2 Последствия для экономики России, ее секторов, отраслей и граждан 34
2.3 Контрсанкции России и их виляние на Евросоюз. 38
3 БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65


ВВЕДЕНИЕ
После окончания «холодной войны» большинство ведущих государств уже не сталкиваются с угрозами экзистенциального характера, ответ на которые требует использования силы. К тому же инициирование военных операций в современных условиях становится дорогостоящим мероприятием, а их последствия не всегда предсказуемы. Растет и роль негосударственных субъектов мировой политики, использование военной силы против которых зачастую неадекватно ни с международно-правовой, ни с военной точек зрения. Следствием роста сдержанности ведущих стран в вопросах применения силы стал наметившийся в 1990-х годах возвратный рост интереса к использованию невоенных способов давления. Один из них - использование экономических инструментов воздействия на международное окружение.
Оценивая весь арсенал существующих экономических инструментов, следует признать, что финансовая политика уже не может использоваться эффективно для достижения внешнеполитических целей.
Во-первых, современные государства не всегда обладают достаточными ресурсами для того, чтобы влиять на международные перемещения капиталов в силу гигантской емкости этого рынка. Не способствуют подобному влиянию и огромные бюджетные дефициты ведущих западных государств.
Во-вторых трудно говорить о подлинно национальных экономиках. Для проведения эффективной финансовой и макроэкономической политики в современном мире требуется тесная координация действий целого ряда государств и негосударственных субъектов международных отношений. Это не всегда возможно. Использование экономической помощи также оказывается эффективным лишь в ограниченном количестве случаев.
В результате значение санкций как экономического инструмента достижения политических целей возрастает. В этих условиях повышается и актуальность исследования экономических санкций в современной мировой политике, поскольку возникает необходимость «вписать» этот инструмент в модель определения внешнеполитического могущества государств и в классификацию конкретных видов, случаев и обстоятельств его проецирования.
Актуальность темы исследования: экономические санкции в начале XXI в., как и в ХХ в., остаются важным, хотя и обоюдоострым, инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на ограниченный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие негативные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) проявляются с временным лагом. Кроме того, санкции отменяют не всегда так же быстро, как вводят.
Экономические санкции в случае их сочетания с иными мерами (например, военно-политического характера) могут оказаться «поразительно успешными» в плане дестабилизации политической системы управления. В противном случае, «не подкрепленные иными мерами, они редко приводят к дестабилизации». Рост военных расходов России, обусловленный опасениями в связи с приближением сил НАТО к ее границам, может иметь для отечественной экономики более разрушительные последствия, чем санкции.
Страна часто применяет санкции, когда в определенной ситуации бездействие ведет к утрате доверия к ее руководству внутри страны и за ее пределами. Подрыв репутации становится дороже цены санкций.
Экономические санкции более действенны в отношении стран - традиционных хозяйственных партнеров, чем против давних соперников. Для России санкции со стороны США менее болезненны, чем со стороны стран - членов ЕС, признанного нашим стратегическим партнером.
Таким образом, изучение экономических санкций, влияющих на экономику России, не только имеет гносеологический смысл, но и практическое значение, так как является наиболее значимой темой исследования в наше время, от которой зависит будущая экономическая деятельность страны.
Объектом исследования является экономика России. Но так как этот объект может изучаться с разных позиций, следует определить предмет исследования: в данном случае - это санкции и экономические последствия для отечественной экономики, вызванные ими.
Целью написания дипломной работы является анализ действующих санкций и их влияние на экономику России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· Определить понятие санкций и их виды;
· Изучить мировой опыт применения санкций;
· Изучить историю экономических санкций против России;
· Проанализировать современное состояние экономики России;
· Определить влияние санкций запада на экономику России;
· Изучить последствия введенных санкций;
· Проанализировать и спрогнозировать будущие последствия влияния санкций на отечественную экономику.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы, такие как метод содержательного и сравнительного анализа, анализ числовых данных, метод сравнений и аналогий, а также метод обобщения.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования помогут расширить теоретические знания в области изучения санкций, их влияния на экономику страны и методов противостояния им.
В основу написания работы легли работы зарубежных и российских исследователей, таких как М. В. Клинова, Паппэ Я. Ш., Антоненко Н. С., Энтин М. Л., Hille K., Weaver C., Thompson Chr., Jost S., Zsch?pitz H., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Имамов М.М.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три раздела: теоретическую, аналитическую и проектную части, заключение, а также список использованной литературы.
В первой главе рассмотрены виды санкций, мировой опыт их использования и история их применения против России.
Во второй главе проведен анализ состояния экономики России в связи с современными санкциями и выявлены перспективы их влияния на отечественную экономику.
В третьей главе проанализированы действующие контрсанкции, а также предложены возможные ответные санкции против стран ЕС и США.
В заключении сделаны выводы по проделанному в работе исследованию.

1 САНКЦИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1Понятие и виды экономических санкций
Экономические санкции - это экономические меры, применяемые одной страной или несколькими странами против объектов санкций - правительств стран, с целью изменения ими своих политик. Санкции выражаются в запрете импорта из этих стран, полном или частичном, экспорта товаров в эти страны, в ограничении совершения финансовых операций с данными странами.
Целью данных санкций является принуждение правительства определенной страны принять решения различных видов, от заключения договоров, до изменения государственного строя.
Не существует точного и полного определения экономических санкций, так как каждый случай их применения рассматривается отдельно. Существуют определенные меры влияния на какую-либо страну. Например, в уставе ООН не существует понятия «экономическая санкция», зато есть «полный или частичный перерыв экономических отношений».
Санкции могут быть наложены как правительством или президентом одной страны, так и нескольких стран, но официальный международный статус им может приписать только Совет безопасности ООН. Такие санкции должны быть весьма действенны, однако, в реальности действенность санкций зависит от непосредственных торговых партнеров данной страны.
Одним из самых известных видов экономических санкций является эмбарго - запрет на экспорт из страны и импорт в страну товаров. Запрет на экспорт приводит к падению валютной выручки и к дальнейшему ограничению закупать товары за рубежом. Но ограничение экспорта может не сильно повлиять на страну, если та ориентирована на внутреннее производство.
Существуют и такие санкции, как запрет на поставки определенных или всех товаров в страну, например, оружие, высокие технологии, и т.д. Последствия те же, что и при объявлении эмбарго.
Экономические санкции так же применяются и к компаниям третьих стран, имеющие отношения с подвергаемой санкциями страной.
Запрет на финансовые операции страной или компаниями в ней - так же один из видов экономических санкций. Подобные санкции запрещают лишь проведение крупных финансовых операций, не запрещая проведение мелких. Если имеет дело очень высокий международный конфликт или война, то совершалось замораживание имущества санкционируемых стран.
Целями санкций являются:
- изменение политики санкционированной страны;
- прекращение военных действий;
- разрушение военного потенциала страны;
- изменение других важных аспектов политики стран;
На сегодняшний день ведутся споры о реальной эффективности экономических санкций, которые начались после первой мировой войны и продолжаются по сей день.
Санкции бывают увенчаны провалом по некоторым причинам:
- несоразмерность целей и средств;
- мобилизация санкционированной страны;
- появление внешних спонсоров у страны, подвергшейся санкциям;
Всего в мире было зафиксировано 204 случая санкций, но только треть из них достигло своих изначальных целей.
Таблица 1.1 - Цели экономических санкций и их результативность
Цель санкций Количество Успешность в %
Модификация политики 43 51
Изменение политического режима 80 31

Продолжение таблицы 1.1
1 2 3
Остановка военных действий 19 21
Разрушение военного потенциала 29 31
Другие изменения 33 30
В основном введенные санкции оказывают стимулирующее воздействие на экономику многих стран. Например, континентальная блокада, которую организовал Наполеон против Великобритании, превратила ее в «мастерскую мира». Россия также была под влиянием континентальной блокады, прекратила поставки в Англию зерна, льна, леса и т.д. России пришлось также отказаться и от импорта из Британии железа и тканей, что, в свою очередь, дало в России толчок к производству черной металлургии и текстильной промышленности.
Явным случаем неэффективности санкций является случай с созданием эмбарго на торговлю с Италией Лигой наций в 1935 году. Бесполезность этих санкций заключалась в том, что страны, которые были за установление эмбарго, сами не соблюдали его.
Также неэффективными оказались санкции против Родезии в 1965-1966 годах. Это были первые санкции, вынесенные ООН. Тогда, в 1965 году ООН признала правительство Родезии нелегитимным и расистским режимом и предложила своим членам ввести экономические санкции, касающиеся поставок нефтепродуктов и оружия. В качестве ответа из Родезии были запрещены поставки шкур, мяса, асбеста, меди, табака, хрома, что явилось мощным ударом по экономикам стран-членов ООН. На тот момент вне действий ООН оказались Швейцария и ФРГ, так как они не входили в состав организации. Помимо всего этого, часть экспорта уходила в Японию, а нефть и нефтепродукты в Родезию поставлял Иран. С разрешения португальского правительства родезийские товары начали маркировать как португальские, а ЮАР не поддержали ООН в экономических санкциях. После этого, в 1971 году даже США признали неэффективность этих санкций и возобновили поставки никеля из Родезии для своих компаний. В конце концов, эти санкции не оказали никакого воздействия на экономику Родезии, и в 1979 году это государство пало под гнетом гражданской войны.
Более современным случаем неэффективности являются санкции Запада против Ирака и Ирана. Их влияние на экономику Ирака - страны, зависящей от экспорта нефти, - было очень сильным. Начала наблюдаться девальвация динара в период с 1990 по 1995 года, по отношению к доллару США он упал в 20 раз. Но вскоре была разработана программа «нефть в обмен на продовольствие», инфляция снизилась, проблема еды и медикаментов исчерпала себя. После правительство Ирака выстроило определенные схемы торговли в обход санкциям. И именно по причине неэффективности санкций произошло вторжение войск США в Ирак. Отрицательное влияние на экономику имело место быть, но в кратчайшие сроки Иран приспособился к нефтяной блокаде.
Что касается Ирана, 35 лет он находился под действием санкций США, и никаких признаков кризиса в стране не наблюдалось. Отрицательное влияние на экономику имело место быть, но в кратчайшие сроки Иран приспособился к нефтяной блокаде. Вашингтону это не понравилось, так как Иран был примером для всех стран по тому, как надо обходить санкции. Это и стало причиной того, что США начала переговоры с Ираном о сворачивании ядерной программы в 2013 году.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к следующим выводам:
- путем санкций нужные цели достигаются достаточно редко;
- со временем влияние санкций значительно ослабевает;
- страны, применяющие санкции, сами несут достаточно значительные потери;
- Запад скрывает множество случаев неэффективности санкций.
Анализ опыта применения международных санкций свидетельствует о том, что сложность может представлять не только введение санкций, но и их отмена. Причиной тому может стать как бюрократическая инерция, так и появление групп давления - коалиций стран и организаций, заинтересованных в сохранении ограничительных мер. Как показывает пример санкций против Ирака, при наличии стремления отдельных игроков экономическое давление может продолжаться даже после того, как оно достигло своих первоначальных целей.
Каждое государство охраняет свои интересы любыми средствами, допустимыми в праве, включая меры принудительного характера. В международном праве одной из таких форм выступают международно-правовые санкции.
Изначально санкции применялись для самопомощи, но в дальнейшем, вместе с усложнением системы международных взаимоотношений, появилась потребность в более тесной интеграции государств. Являясь правосубъектным элементом, правом на принуждение является возможность применять меры только в тех сферах отношений, которые относятся к компетенции организации и лишь в установленных рамках.
Санкции - это принудительные меры, имеющие как вооруженный, так и невооруженный характер, которые применяются субъектами международного права в ответ на правонарушение с целью восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.
Основная цель санкций - это защита прав субъектов международного права. Характер санкций может носить лишь меры, применяемые в ответ на правонарушения.
Международные санкции в отличие от других санкций не являются формой международной ответственности, они отличаются от других следующим:
- это всегда действия потерпевшего к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя;
- целью является восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности;
- санкции не зависят от воли правонарушителя;
- санкции являются правом потерпевшего.
Таким образом, международно-правовые санкции - это принудительные меры, осуществляемые в особом процессуальном порядке, которые применяются субъектами международного права для сохранения правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение.[38]
Международно-правовые санкции делят на категории: реторсии, репрессалии, самооборона.
Реторсии - это меры, которые направлены на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства, которые применяются в ответ на правонарушения. Но реторсии не являются санкциями только в том случае, если они применяются в ответ на недружественный акт. На сегодняшний день существует несколько видов реторсий:
- установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя;
-повышение таможенных пошлин на товары из этого государства;
-введение системы квот и лицензий на торговлю с этим государством;
-повышение налоговых платежей;
- замораживание вкладов нарушителя в своих банках;
-изъятие своих вкладов из банка-нарушителя.
К политическим реторсиям относят:
-ограничения для граждан страны-нарушителя;
- отзыв дипломатического представителя из страны-нарушителя;
- отмена запланированных визитов руководителей и т. д.
Репрессалии - это ответные меры, которые применяют для ограничения прав другого государства, которое совершило правонарушение. В современном мире запрещены вооруженные репрессалии, такие как интервенции, блокады и т. п., т. е. те, которые рассматриваются как акты агрессии.
В настоящее время существуют следующие репрессалии:
-эмбарго - запрет продавать товары на территории нарушителя;
-бойкот - запрет покупки и ввоза на территорию имущества, к........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. 24СМИ . Новости // Ход конем. Последствия российских санкций для ЕС. -2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 15.05.2015)
2. BaltInfo // Финансирование научных институтов РАН сокращено на 5% из-за кризиса. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
3. BBC // Российский автомобильный рынок в марте упал в два раза. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
4. BBC русская служба // Депутат: десятки тысяч россиян могут выселить из-за ипотеки. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
5. CNN money // Russia crisis hurts these brands most. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
6. Drezner, Daniel. 2011. Sanctions Sometimes Smart: Targeted Sanctions in Theory and Practice, International Studies Review 13, pp. 96-108.
7. Forbes // Дворкович анонсировал сокращение финансирования инфраструктурных проектов на 10%. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 21.05.2015)
8. Hille K., Weaver C., Thompson Chr. Financial Window Closes for Moscow Businesses / Financial Times. July 29. 2014.
9. Jost S., Zsch?pitz H. Russland taumelt in eine gef?hrliche Kreditklemme / Die Welt. 24. Okt. 2014
10. Lynch, Colum. 2011. The End of Smart Sanctions, Foreign Policy, December 6.
11. Mеждународные процессы. Том 12. Номер 3 (38). Июль-сентябрь 2014// ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ОТ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДО САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2015)
12. The Wall Street Journal // Economic Crisis Slows Putin’s Plans to Modernize Russian Military. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
13. TKS. Все о таможне // «Голодные игры»: сколько Запад потеряет на российских санкциях. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 16.05.2015)
14. UNIKASSA // Что ждет Россию в 2016 году экономический прогноз. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 21.05.2015)
15. Аргументы и Факты // Бумеранг санкций. К чему приведет годовой запрет РФ импорта с Запада. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 16.05.2015)
16. БИЗНЕС КЛУБ ОНЛАЙН // Прогноз экономики России на 2016 год. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 21.05.2015)
17. Вести экономика // РОССТАТ: в России растет безработица. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 21.05.2015)
18. Дождь optimistic channel // Ъ: Роскосмос сократил стоимость космической программы на 20%. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
19. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий как условие сбалансированного экономического роста регионов / Региональная экономика: теория и практика. № 29. 2014. с. 26-32.
20. Известия // Ритейлеры договорятся о 30- процентной планке повышения цен. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
21. Имамов М.М. Особенности формирования государственной стратегии социально-экономического развития страны на основе реализации приоритетных национальных проектов / Science Time. № 1. 2014. с. 68-74.
22. Интерфакс // Годовая инфляция в РФ составила 11,4%. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 21.05.2015)
23. ИНТЕРФАКС // Предприятия РФ в январе впервые за есть лет получили сальдированный убыток. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
24. Клинова М. В. Франция и модернизация российской экономики: государственно-частное инвестиционное сотрудничество / Клинова М. В. Современная Европа № 2. 2012. - с. 95 - 108.
25. Коммерсант.ru // «АвтоВАЗ» увеличил убыток в 3.2 раза. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
26. Паппэ Я.??Ш., Антоненко Н.??С. Частный и государственный секторы в рос- сийском крупном бизнесе: динамика соотношения в «длинные 2000-е» / Проблемы прогнозирования. № 1. 2014. с. 21-33.
27. РБК // Moody’s проанализировал долги российских компаний. - 2014. [Электронный ресурс] URL: finances/22/10/2014/5447c31acbb20f7d2ab7684e (дата обращения 19.05.2015)
28. РБК // Автопроизводители объявили о новом повышении цен. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
29. РБК // Банки ограничат выдачу кредитов гражданам. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
30. РБК // МВД за счет сокращений сэкономит 111 млрд рублей. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
31. РБК // Силуанов заявил о необходимости урезать бюджет еще на 600 млрд руб. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
32. РИА новости // Глава ЕП: санкции против России нужны, но чреваты последствиями для ЕС. - 2015. [Электронный ресурс] URL:< world/20140830/1022115009.html> (дата обращения 15.05.2015)
33. РИА новости // М.Видео: цены на электронику в РФ могут вырасти в начале 2015г на 20%. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 19.05.2015)
34. ТАСС // Госдума планирует до 10 апреля принять поправки в федеральный бюджет 2015 года. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 21.05.2015)
35. ТАСС // СМИ: датские компании на фоне падения курса рубля сворачивают деятельность в России. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 20.05.2015)
36. Устав организации объединенных наций // Глава II. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2015)
37. Устав организации объединенных наций // Глава VII. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2015)
38. Учебные материалы для студентов // Санкции в международном праве. - 2015. [Электронный ресурс] (дата обращения 14.05.2015)
39. ФИНМАРКЕТ // Улюкаев: инфляция в 8,1% и рост ВВП в 0,8% - ситуация взрывоопасная. - 2014. [Электронный ресурс] (дата обращения 1.06.2015)
40. Экономика сегодня // Керри рассказал, для чего нужны снкции против России. - 2015. [Электронный ресурс] URL:< 58875-kerri-rasskazal-dlya-chego-nuzhnyi-sanktsii-protiv-rossii/> (дата обращения 15.05.2015)
41. Энтин М. Л. Сон разума по-европейски / Вся Европа. № 8. 2014.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.