На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91009


Наименование:


Курсовик ВЛИЯНИЕ ПРОФСОЮЗОВ НА ВНУТРЕННЮЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.9.2015. Сдан: 2015. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................3-4

Глава I. Профсоюзы в политико-правовой системе общества
1.1 Понятие и функции профсоюзов...............................................................5-22
1.2 Правовое регулирование деятельности профсоюзов за рубежом.........22-29

Глава II. Взаимодействие государственной власти и профсоюзов
в политико-правовой системе общества
2.1 Роль государства в политико-правовой системе общества....................30-34
2.2 Место профсоюзов в структуре гражданского общества.......................34-43
Заключение......................................................................................................44-45
Список использованной литературы.........................................................46-47


ВВЕДЕНИЕ

Правовое и социальное государство немыслимо без развитого гражданского общества, неотъемлемой частью которого является наличие профсоюзного движения. Российское общество переживает тяжелейший период в своей истории. Переход от плановой и централизованной экономики к рыночной, приватизация предприятий, разгосударствление собственности, либерализация цен и другие экономические факторы привели к ряду негативных последствий: снижению качества и уровня жизни подавляющего большинства граждан, спаду производства, безработице, к несвоевременным выплатам и до того низких заработных плат, обострению политических и иных социальных противоречий. Об этом свидетельствуют многочисленные всероссийские акции протеста, митинги, письма и обращения граждан к Президенту России, к Председателю правительства России и в другие государственные органы.
Они ещё раз показали, что государство не может решить эти проблемы без участия профсоюзов и объединений работодателей. Необходимость изучения процесса взаимодействия профсоюзов и органов власти в интересах создания необходимых условий достойного проживания граждан России, защита их социально-трудовых прав определяет актуальность темы работы.
В то же время в России наблюдается кризис профсоюзного движения, выражающийся в снижении их численности, в ослаблении профсоюзного влияния.
Это привело к изменению роли профсоюзов в политико-правовой жизни страны. Технологическая и структурная перестройка экономики привела к перемещению трудовых ресурсов из тех отраслей, где профсоюзы были традиционно сильны, в ту сферу, где труд более индивидуален. Растёт число малых предприятий, - прежде всего в сфере обслуживания, «вес» которых в экономике развитых стран неуклонно возрастает, увеличивается число свободных и творческих профессий, работающих на дому и ведущих
индивидуальную трудовую деятельность. Однако эти организации порой не имеют профсоюзов и защищать права их работников некому.
Ослабило базу профсоюзов и их собственная деятельность в течение предшествующих десятилетий. Если за рубежом этому способствовали принятые законодательные акты, заложившие основу более эффективной защиты фундаментальных социально-трудовых прав наёмных работников и более цивилизованным стало поведение многих работодателей, которые вынуждены принимать более взвешенные и социально ответственные решения, что ослабило актуальность профсоюзной борьбы в представлении части работников наёмного труда, то в России наёмный работник защищён слишком слабо, а профсоюзы в ряде коммерческих фирм отсутствуют вовсе. Всё это свидетельствует о необходимости развития профсоюзов в России как института гражданского общества, открыто выражающих своё негативное отношение к любым отрицательным процессам и изменениям, которые происходят в обществе и затрагивающие социально - трудовые и экономические права граждан. В наши дни профсоюзы не только критикуют власть в области социальной политики, но и взаимодействуют с нею, работают вместе с ней над реальными проблемами, добиваясь принятия решений в интересах большинства населения. Совместная работа государственных органов, профсоюзов и работодателей с учётом баланса интересов обеспечит стабильность и процветание России как социального государства. Изучение этих процессов и обуславливает актуальность монографической работы.
Выбор темы монографии обусловлен также недостаточной разработанностью взаимодействия профсоюзов и государства в российской правовой науке. В настоящее время представлено крайне мало работ, системно анализирующих вопросы становления, функционирования и совершенствования правовых основ российского государства как основного элемента национальной политической системы, особенности взаимоотношения государства и иных политических институтов, эволюции и совершенствования политической системы.
В свете этого в монографии предпринимается попытка осветить наиболее значимые для современного периода политико-правовой модернизации проблемы и предложить ряд направлений по совершенствованию российской политической системы и взаимодействию государства и профсоюзов с другими институтами политической системы. Изложенные предложения и выводы имеют концептуальную и научно - практическую значимость для совершенствования функционирования современного российского государства и политической системы в целом.


ГЛАВА I. ПРОФСОЮЗЫ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

1.1. Понятие и функции профсоюзов.


Чтобы понять сущность профсоюзов и их роль в политико-правовой системе общества необходимо изучить историю их возникновения.
Появление наёмного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наёмных работников и работодателя. Тяжёлые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления растущего численно рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. В состоянии это сделать могла организация работников. Такой организацией стали профсоюзы. Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части ХIХ века. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.
По мере развития рабочего движения профсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 году в Англии был принят Закон о
профсоюзах, который дал определение профсоюзам и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца ХIХ века- начала ХХ века начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием после первой мировой войны Международной организации труда её конвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остаётся незыблемой и сейчас. Однако происшедшее в последние десятилетия качественные изменения состава наёмных работников, значительное повышение уровня их квалификации и оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции - около 20%, Японии, Германии и Италии - от 30- 40%. Значительное число наёмных работников сохранили профсоюзы стран Северной Европы.
Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. Возникновение профсоюзов России было вызвано всем ходом экономического и политического развития страны, явилось результатом длительной борьбы российских рабочих за свои социальные и экономические права и заняло целый исторический период. Из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, на период отдельных акций в ходе стачечного движения в конце ХIХ века, в дальнейшем повсеместно вырастали массовые профессиональные союзы, целью которых была организация борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих.
Массовое создание профсоюзов привело к образованию осенью 1905 года региональных межсоюзных органов - центральных бюро профсоюзов, которые были призваны координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов.
24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась I Всероссийская конференция профсоюзов.
На всех последующих этапах становления и развития российские профсоюзы выступали активными защитниками социально - трудовых прав и интересов трудящихся. После победы социалистической революции в 1917 году профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали выполнять роль её активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы - лицом к производству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции - производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чём свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, так как профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации. Авторитет их неуклонно падал.
Новой страницей в летописи профсоюзного движения в России стало проведения Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, провозгласившего создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила большинство российских отраслевых и территориальных профобъединений. Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) строится прежде всего по отраслевому принципу, то есть существует некая вертикаль управления от ЦК профсоюзов через обкомы и райкомы к первичным профорганизациям.
Некоторые отраслевые профсоюзы (например, профсоюз общего машиностроения) построены на принципах «двухзвенки», то есть связка ЦК первичка. При этом допускается создание советов председателей профкомов на территории без образования обкома. Согласно уставам отраслевых профсоюзов, их территориальные органы (обкомы, райкомы) могут не входить в территориальные объединения и не должны отчитываться перед ними о своей деятельности. Это дело - сугубо добровольное.
Территориальные органы профсоюзов формально по значимости уступают отраслевым. Для усиления тенденции отраслевые профсоюзы имеют по 2 голоса в Генеральном совете ФНПР (40х2=80), а территориальные - по 1- му Но территориальные объединения более независимы от отраслевых и одновременно ищут близости с верхушкой ФНПР. Поэтому их голоса служат основной картой на заседаниях Генсовета.
Обыкновенно позиция территориальных объединений сводится к следующему: «Мы ходим под губернатором и нам сложно выступать на региональном уровне. Если руководство ФНПР даёт указание провести акцию против федеральной власти, то мы всегда в состоянии согласовать это с губернатором, сославшись на решение вышестоящего органа». Как правило, губернаторы разделяют эту точку зрения.
Эта же позиция позволяет руководителям территориальных органов получать «тёплые» места в региональной администрации (примеры: Любовь Слиска стала представителем губернатора Саратовской области в областной Думе с поста председателя обкома профсоюза тяжёлого машиностроения; председатель Рязанского областного объединения профсоюзов стал вице - губернатором).
В руководстве общероссийских отраслевых и территориальных профсоюзов явно виден дефицит идей и кадровый застой. Более 50-60% руководящих кадров отраслевых и территориальных профсоюзов находятся за пределами пенсионного возраста. Ещё 20-25 % кадров близки к этому рубежу.
Ясно, что уходить на минимальную пенсию по возрасту никто не хочет.
Средняя зарплата председателя ЦК отраслевого профсоюза составляет 8-15 (а то и более) тыс. руб. Плюс к этому возможности санаторно-курортного лечения, медицинское обслуживание, зарубежные командировки, автотранспорт. Максимально, на что эти люди могут рассчитывать при выходе на пенсию 1/5 или 1/10 нынешнего оклада и отсутствие, каких - либо льгот.
Понятно, что проблема есть, и решать её необходимо. ФНПР и территориальные объединения боятся к ней прикасаться. Всех устраивает застой. Верхушка ФНПР получает необходимые итоги голосования по принципиальным вопросам и нужный состав делегатов на съезд, а руководство отраслевых и территориальных профсоюзов - сохранение своего положения. Ситуация стремительно движется в тупик.
Объединения профсоюзов на территории округа действуют во всех субъектах Российской Федерации. Федерации профсоюзов Адыгеи в 2003 году исполнилось 80 лет, некоторые объединения образованы 50-60 лет назад. Самое молодое республиканское объединение профсоюзов в Ингушетии создано в январе 2004 года.
В 13-ти региональных организаций профсоюзных объединениях имеется свыше 39 тысяч первичных организаций, объединяющих 4,3 миллиона членов профсоюза. ЦК 43-х общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР, имеют в ЮФО 202 своих региональных отделения. Во всех 13 субъектах РФ есть региональные отделения трёх профсоюзов (госучреждений; здравоохранения; культуры) в 12 субъектах РФ-2-х профсоюзов (народного образования; коммунально-бытовых предприятий), в 11 субъектах РФ - 2-х профсоюзов (автотранспорта - дорожного хозяйства, строительства - строительных материалов). Ещё 6 профсоюзов имеют по 9-10 региональных отделений, остальные - от 1 до 7 отделений. Не имеют региональных отделений в ЮФО 10 общероссийских профсоюзов.
ЦК 18-ти общероссийских профсоюзов имеют свои представительства в ЮФО - делегированы полномочия своим существующим региональным
отделениям в Ростовской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае и в Волгоградской области.
С сентября 2000 года исполком ФНПР введена должность Секретаря ФНПР - представителя ФНПР в Южном федеральном округе. Им является Величко Александр Васильевич).
В 1993 году создана Ассоциация «Кавказ», являющаяся общественной некоммерческой организацией, объединившей на добровольных началах все профсоюзные организации, входящие в ФНПР и расположенные в пределах Южного федерального округа. Кроме того, в работе Ассоциации «Кавказ» участвует и федерация профсоюзов Республики Абхазия.
В 2001 году между Ассоциацией «Кавказ» и Ассоциацией экономического взаимодействия «Северный Кавказ» заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в решении социально - экономических проблем региона на 2001-2004 годы. В настоящее время подготовлено к подписанию Соглашение между Ассоциацией «Северный Кавказ», Ассоциацией «Кавказ» и Межрегиональным Союзом работодателей ЮФО на 2004-2005 годы.
На основании существующего законодательства в округе заключено свыше 40 тысяч коллективных договоров, 69 отраслевых соглашений. На уровне субъектов Федерации, за исключением Чеченской Республики и Республики Ингушетия, заключены и действуют 3-х сторонние соглашения между органами власти, объединениями профсоюзов и работодателей.
Отдельные федерации профсоюзов имеют партнёрские отношения с профсоюзами приграничных областей стран СНГ. В частности, Федерация профсоюзов Ростовской области подписала Соглашение о сотрудничестве с Запорожским, Донецким, Луганским областными организациями профсоюзов Украины.
С целью повышения эффективности ведения социального диалога работодателей, профсоюзов и органов власти в 2003 году в Ростове- на- Дону
проведён Первый общественный форум «Развитие социального партнёрства в регионах России».
Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) была образована в 1990 году как преемник ВЦСПС (сохранено более 90% собственности).
ФНПР - самое крупное профсоюзное объединение трудящихся России, открытое для всех профсоюзов и профобъединений, действующих в Российской Федерации.
Членские организации ФНПР объединяют около 300 тысяч первичных профсоюзных организаций, насчитывающих более 38 миллионов членов профсоюзов.
ФНПР независима в своей деятельности от работодателей, органов исполнительной власти, общественных движений и политических партий. Действует на основании Устава (последние изменения приняты на IV съезде ФНПР).
Во многом благодаря усилиям ФНПР в России действует система социального партнёрства, включающая в себя Генеральное соглашение между профсоюзами, работодателями и правительством, отраслевые тарифные соглашения, а также трёхсторонние соглашения в регионах и коллективные договоры на предприятиях. Трудовое законодательство на федеральном уровне впервые закрепило понятие социальное партнёрства. Трудовой кодекс в статье 23 определяет социальное партнёрство как систему взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Сегодня почти в тридцати субъектах Российской Федерации имеются законы о социальном партнёрстве. Так, например, Закон Ставропольского
края «О социальном партнёрстве», принятый в июне 1997 года, даёт ему следующее определение: «Социальное партнёрство - основа взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально - трудовым и связанных с ними экономическим вопросам, обеспечения социальной стабильности, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений.
В случае необходимости, защищая права и интересы наёмных работников, ФНПР в рамках действующего законодательства организует акции протеста в виде забастовок, митингов, шествий, пикетирований и в других формах коллективных действий.
Информационная система ФНПР представлена десятками отраслевых и региональных профсоюзных периодических изданий. Официальным печатным органом Федерации является центральная профсоюзная газета «Солидарность».
ФНПР имеет собственную сеть профсоюзных учебных учреждений, в которую входят два высших учебных заведения ФНПР - Академия труда и социальных отношений в Москве и Гуманитарный университет профсоюзов в Санкт - Петербурге, а также более 40 региональных и областных учебных и учебно- методических центров профсоюзов.
ФНПР поддерживает контакты с профцентрами более 100 стран мира.
ФНПР активно участвует в работе Международной организации труда (МОТ), в заседаниях её Административного Совета, сессиях Международной конференции труда, различных семинарах и симпозиумах, в особе........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Нормативные правовые акты


1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 2004.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ: ФЗ от 14.11.02 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
3. Трудовой кодекс РФ от 1 февраля 2002 г. М., 2004 г.
4. Комментарий ТК РФ. М.: Проспект, 2002. 154
5. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 2005 г.
6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. М., 2003 г.
7. Миронов В.И. Трудовое право России. // Трудовое право. 2003. № 8.

2. Учебная литература


1. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. №11.
2. Баранов П.П., Шпак В.Ю. Политология. Курс лекций. Ростов - на - Дону, 2001.
3. Бастуют и голодают // Газета «Труд» от 3декабря 2004.
4. Бердычевский В.С. Защита конституционных прав работников профессиональными союзами в сфере труда. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2002.
5. Бердычевский В.С. Социально - правовые проблемы повышения роли профсоюзов в защите конституционных прав и интересов работников// профсоюзная юридическая газета «Солидарность». М., 2003. № 40.
6. Бердычевский В.С. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда в условиях рыночных отношений// Юридический вестник РГЭУ. 2004№2.
7. Болибок Н.М., Паршуков Ю.Б. Профсоюзы и создание социально - политических условий для регулирования социальных и трудовых проблем. Ростов - на - Дону. Изд - во СКАГС. 2004 .
8. Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения//Юрист. 2002.№10.
9. Васильев П.П. Профсоюзы как фактор развития человеческого капитала. // Журнал «Государственное и муниципальное управление». Ростов - на - Дону. 2003 №1.
10. Коршунова Т. Ю. Профсоюзы в новых условиях хозяйствования // Хозяйство и право. 1994. № 2.
11. Коршунова Т.Ю. «Местные» законы о профсоюзах. Противоречие и развитие.//Трудовые отношения. 2000. № 3.
12. Коршунов Ю.М., Петров Л.В. Профсоюзная организация на предприятии с негосударственной формой собственности. М: Профиздат, 1995. с85.
13.Коршунов Ю.Н. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.//Гражданин и право.2002.№4.
14. Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов// Гражданин и право. 2001. № 8.
15. О праве профсоюзов представлять интересы трудящихся, не входящих в их состав. // Вестник профсоюзов. 2000. № 5.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.