На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91055


Наименование:


Курсовик Эвтаназия, как социально правовая проблема

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.9.2015. Сдан: 2014. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение…………………………………………………………………..........3 1. Эвтаназия как социально-правовая проблема …5
1.1. Социально-исторический подход к проблеме……………………… 5
1.2. Понятие эвтаназии……………………………………………………. 8
2. Эвтаназия как правовая проблема…………………………… 11
2.1. Эвтаназия как правовая проблема зарубежного права…………….. 11
2.2. Эвтаназия в уголовном праве России. Общая характеристика……. 18
2.3. Проблема легализации эвтаназии в уголовном праве России…….. 23
Заключение…………………………………………………………............ 27
Литература………………………………………………………….............29


Введение

Под эвтаназией, понимают, определенную деятельность медицинского работника, которая направлена на прекращение страданий неизлечимо больного пациента, (своевременно и объективно осведомленного о результате этой деятельности) на основании осознанной и устойчивой просьбы последнего, либо его законных представителей, если сам пациент не в состоянии выразить свою волю. Существуют фундаментально противоположные позиции сторонников, и противников эвтаназии. Но все они признают общий характер этого явления, выделяя юридический, религиозный, биолого-медицинский, морально-этический и иные аспекты.
Особого внимания, заслуживает, именно правовой аспект, учитывая существующее мнение, что сейчас эвтаназию поддерживает до 80% населения разных стран.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии.
Предмет исследования - правовое регулирование эвтаназии.
Цель исследования, состоит в том, чтобы на основе комплексного, системного, анализа нормативных, правовых актов, и практики их применения, исследовать исторический опыт правового регулирования эвтаназии, выявить его общие закономерности, и определить возможность использования в современных условиях, преимущественно применительно к системе охранительных отношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать социально-исторический подход к проблеме эвтаназии;
- изучить теоретические основы определения эвтаназии;
- определить нормативные и правовые акты, содержащие нормы об эвтаназии в международном законодательствах;
- проанализировать доктринальные подходы к вопросу легализации эвтаназии в России;
- рассмотреть проблемы легализации эвтаназии в уголовном праве России.
Методами исследования являются теоретический анализ литературных источников, а также нормативно-правовых актов, касающиеся проблемы эвтаназии.
Структура работы определяется логикой проведенного исследования, его целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


1. Эвтаназия как социально-правовая проблема
1.1. Социально-исторический подход к проблеме

Право на смерть имеет свою древнюю историю. Начиная со времён Имхотепа, Гиппократа и Хаммурапи, данная проблема волновала медиков, мыслителей, юристов. История становления института эвтаназии уходит корнями в древнюю Индию, где нормы поведения обязывали «покончить с собой» вдов, Японию, в которой уже в Новое время престарелых из горных деревень, превратившихся в нагрузку для своих родственников, с их согласия отвозили на священную гору, где оставляли их умирать. В Древней Индии, врачи брались лечить только больных с хорошим прогнозом. Понятие «эвтаназия» введено Ф. Бэконом, согласно, которому «долг врача состоит не только в том, что­бы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания, и мучения, причиняемые болезнями... даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение, и мож­но лишь сделать смерть более легкой и спокойной, по­тому что эта эвтаназия... уже сама по себе является немалым счастьем». В 1826 году немецкий врач Карл Ф. Маркс использовал термин «эвтана­зия» для обозначения науки, которая «сдерживает угнетаю­щие черты болезни, освобождает от боли, и делает неизбежный и верхов­ный час самым мирным». Понятие «эвтаназия» в настоящее время употребляется в различных терминах, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «непригодных» людей; забота об умирающих; предоставле­ние человеку возможности умереть. Для многих первобытных обществ, умерщвлять стариков, и больных или (для кочевых племен) не забирать их с собой при смене стоянки, было обычной нормой. Практика эвтана­зии была характерна и для Древней Греции, где поощрялось самоубийство людей, достигших 60 лет. Платон в «Государ­стве» писал, что медицина призвана заботиться лишь о здо­ровых, душой и телом; не следует препятствовать смерти фи­зически слабых, а скверные душой сами себя погубят. Сократ, Платон и историки от Зенона до Сенеки оправдывали умерщв­ление очень слабых и тяжелобольных людей, даже без их со­гласия. Кроме того, они считали, что, если человек ослаб, и становится обузой для общества, покончить с собой - его моральный долг. Впрочем, Аристотель, а особенно наставники ,были противниками умерщвления тяжелобольных.
Христианство, воспринимающее, жизнь человека как божий дар, с самого начала выступило против самоубийства, в т. ч. и вызванного страданиями. Так, Августин вслед за Аристотелем осудил самоубийство как проявление трусости, слабости. Позиция бескомпромиссного отвержения эвтаназии, и са­моубийства, никем не оспаривалась, вплоть до эпохи Просвещения, когда некоторые медики, вслед за Бэконом начинают говорить о необходимости облегчать страдания умирающих. Но лишь в конце 19 века в связи с секуляризацией полу­чают распространение представления о добровольной эвтаназии, в том числе и осуществляемой с помощью врача. Что касается прошлого нашей страны, то в дохристианские времена, на ее территории, также встречались похожие обычаи. Если в те времена человек доживал до глубокой старости, то все родственники собирались, и закалывали старика. Древнерусские летописцы XI века свидетельствуют, что на окраинах Киевской Руси, тамошние волхвы "избиваху, старую гадь по дьяволу научению". В дохристианской Руси не ждали, пока старый человек умрет своей смертью. Его еще живого усаживали в сильный мороз на салазки ,и сталкивали ночью в овраг. В самых различных уголках нашей планеты, на протяжении столетий, считалось нормальным явлением, добровольно помочь уйти из жизни до наступления дряхлости, старости, утраты интеллектуальных и физических сил. В ходе истории, взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка, (норма, грех, преступление, героизм), в зависимости от соответствующего этапа развития общества и преобладавших идеологических, социальных и этнокультуральных представлений. Человек научился лишать себя жизни сознательно, намеренно, и быстро очень давно - задолго до изобретения колеса, и покорения огня - и применял это умение в самых разнообразных жизненных ситуациях. В России адвокат Кони А. Ф. считал эвтаназию допустимой при наличии настойчивой и сознательной просьбы больного, невозможности облегчить его страдания медикаментозными средствами, а также несомненных доказательств невозможности спасения жизни, и при условии предварительного уведомления прокуратуры. В 1930-е гг. эвтаназия осуществлялась в массовых масштабах в нацистской Германии по отношению к тем, кто признавался экономическим «бременем для общества», кто жил «жиз­нью, которая не стоит того, чтобы ее жить».
В 1939 г. Гитлер издал указ,, о регистрации детей, страдающих монголоидностъю, гидроцефалией, уродствами и параличом (5 тыс. из них были подвергнуты эвтаназии). Впоследствии, по другому указу, были подвергнуты принудительной эвтаназии десятки тысяч людей, с умственными расстройствами. После этого, долгое время, эвтаназия повсеместно считалась абсолютно недопустимой. Однако, развитие новых биомедицинских технологий (прежде всего жизнеподдерживаюшего лечения) , наряду с утверждением в медицинской практике, ценности автономного выбора, привело к тому, что тема эвтана­зии во многих странах перестала быть закрытой темой. При этом, эвтана­зия понимается как ускорение смерти неизлечимо тяжело больного, осуществляемое по его воле или по воле уполномоченных им близких. Идея эвтаназии, в конце ХХ века становится, всё более, и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, как качества жизни. Клятва Гиппократа, в традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии. В итоге, на протяжении целого ряда столетий,, эвтаназия остается одной из самых трудноразрешимых категорий, как для правовой доктрины, так и для общественного сознания в целом, в то время как ее адекватное решение имеет огромное практическое значение, позволяющее обеспечить соблюдение законных интересов и прав тысяч граждан. Между тем никогда раньше ее состояние не было столь напряженным, и сложным, как в настоящее время. Это связано с тем, что человечеству прежде не приходилось всерьез задумываться над проблемами искусственного продления жизни, суррогатного материнства, клонирования, трансплантации органов и т.п. Всеми этими поистине фантастическими открытиями мы обязаны достижениям современной медицине.

1.2. Понятие эвтаназии
Эвтана?зия (от греч. ?? - хорошо + ??????? - смерть ) - это практика, прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания. Термин «эвтаназия» нынче употребляется в различных смыслах: ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания; прекращение жизни «лишних» людей (например, программа Т-4 ); забота об умирающих (например, хоспис ); предоставление человеку возможности умереть. Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия, (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия, (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). Пассивная эвтаназия, (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти - что на практике достаточно часто встречается и у нас ,в стране. Чаще всего, когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду активную эвтаназию .
К активной эвтаназии часто относят, и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь). Помимо этого, необходимо различать недобровольную и добровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного, или с предварительно договоренного согласия (например, в США , распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю, на случай необратимой комы ). Недобровольная эвтаназия, осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии . Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет, по судебным делам и этике Американской медицинской ассоциации предполагает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными». Но, в случае «компетентного решения», считается, что люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс, и совместим с их личными ценностями. Под активной эвтаназией, (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой безболезненное и быстрое наступление смерти .
Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:
1) «Убийство из милосердия» - происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека, и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего, наступает желанный смертельный исход.
2) «Самоубийство, ассистируемое врачом» - происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.
3) Собственно активная эвтаназия - может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое, приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы он сам накладывает на себя руки.
Об эвтаназии, речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица - для того, чтобы избавить его от лишних страданий, - либо при помощи прямого вмешательства, (например инъекции барбитуратов), либо «оставив его умирать», перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают, или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания ,и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений: об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь косвенным образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае, не ставят перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта, способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии. Эвтаназию, можно поставить в ряд различных медицинских методов:
- эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);
- эвтаназии нет в случае, когда прекращается, или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного, (например лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);
- эвтаназии ,нет в случае прекращения реанимации, когда ,состояние церебральной смерти является необратимым , (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает, время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);
- эвтаназии нет, в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти, (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение, и на возникновение способности к самостоятельному существованию); эвтаназии нет, если «дают спокойно умереть» больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу, в краткий срок - в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь, в невыносимых условиях.

2. Эвтаназия как правовая проблема
2.1 Эвтаназия как правовая проблема зарубежного права

В мире,, накоплен достаточно богатый опыт, правового регулирования ответственности за эвтаназию. Несомненное значение, в связи с этим, имеют всестороннее изучение, глубокая научная проработка, и объективная оценка, достижений функционирования, зарубежных уголовно-правовых систем. К числу, международных правовых актов, регулирующих право на жизнь, и тем самым невольно, имеющим отношение к эвтаназии, относятся «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16.12.1966, «Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. и другие нормативные правовые акты. Однако, напрямую в нормах международного права, вопрос об эвтаназии не урегулирован, и по сей день. В настоящее время, пассивная эвтаназия, законодательно разрешена, более чем в 40 государствах мира. Во многих странах, законопроекты, о праве на смерть, рассматриваются, с ,завидным постоянством, (парламент Великобритании, отвергал его более двадцати раз). ,Первая в мире попытка узаконить эвтаназию, была предпринята в 1906 г. в штате Огайо. Тогда, Законодательное собрание штата, проголосовало, против, законопроекта. Противоречивая юридическая оценка эвтаназии, в уголовном законодательстве зарубежных стран, обусловливает ,большое ,разнообразие существующих, конструкций, диспозиций, норм, об ответственности, за убийство по просьбе потерпевшего. В связи с этим, представляет интерес законодательная техника, установления такого рода норм. Анализ составов убийства, по просьбе потерпевшего, предусмотренных в зарубежном уголовном ,законодательстве, свидетельствует о том, что основные различия в их юридической, конструкции ,обусловлены, степенью, конкретизации признаков, присущих этому деянию. Речь идет, прежде всего, об указании, на мотивы, цели (специфика, описания, субъективной, стороны, деяния) и объективные обстоятельства, данного преступления (объект, объективная сторона ,состава преступления). Первой страной, узаконившей активную, и пассивную формы эвтаназии, стала Голландия, верхняя, палата парламента которой, 10 апреля 2001 г. утвердила закон, освобождающий, от уголовной ,ответственности врачей, помогающих безнадежно, тяжко страдающим, больным уходить из жизни. Принятие этого закона, стало, следствием того, что, в Голландии эвтаназия нелегально, практикуется уже не один десяток, лет. Начиная с 1970 года, в стране издаются указы правительства, и королевского двора, разрешающие, в отдельных случаях, "убийство из милосердия". Однако, подобный ,либерализм, до сегодняшнего, дня не был подкреплен, уголовным кодексом. В, итоге, в Нидерландах, возникла, "серая, область" законодательства: врачи, помогавшие, своим пациентам, уйти из жизни, рисковали оказаться за решеткой. Но в Нидерландах, это допустимо, лишь при ,строгом соблюдении, определенных условий. В частности, законодатель Голландии, специально оговаривает, что активная эвтаназия допускается в том случае, когда: а) больной, испытывает невыносимые, страдания, которые невозможно облегчить; б) больной, должен сам, по своей воле обратиться к врачу, с просьбой помочь ему умереть; в) прежде, чем осуществить акт эвтаназии, врач обязан проконсультироваться, с еще одним независимым специалистом; г) о каждом факте производства эвтаназии, врач обязан сообщать властям, как о "неестественной смерти"(начиная с предоставления информации, патологоанатому и заканчивая предоставлением, отчета прокурору, для получения разрешения). Только в случае выполнения всех условий, предусмотренных в этом законе, лицо, совершившее акт эвтаназии, освобождается от уголовной ответственности за нее. Врачи, нарушающие правила об эвтаназии в Голландии, могут быть осуждены с назначением наказания на срок до 12 лет лишения свободы . В США конце 70-х и в 80-е гг. общественное мнение начало меняться в пользу права на "смерть с достоинством". Большинство американцев теперь поддерживают эвтаназию. Появилось множество групп, выступающих за "право на смерть", среди которых "Общество цикуты", "Сострадание умирающим", "Выбор для умирающих". В штате Нью-Йорк и в округе Колумбия сторонники эвтаназии обратились в суд, чтобы оспорить законы, запрещающие оказание помощи человеку при его желании умереть. Они настаивали, что такой запрет ограничивает свободы, провозглашенные американской Конституцией. В июне 1997 г., после полугода дебатов, Верховный суд постановил, что американцы не имеют конституционного права на смерть с помощью врача, но, с другой стороны, самоубийство с помощью врача не противоречит Конституции. По решению суда каждый штат должен рассматривать эту проблему самостоятельно и либо разрешить эвтаназию, либо запретить ее. Закон "О смерти и достоинстве" был принят населением Орегона на референдуме в 1997 году; с тех пор неизлечимые пациенты - в основном раковые - нередко просят врачей положить конец их страданиям. При этом процесс эвтаназии регулируется очень жестким набором правил. Пациенту должно оставаться менее полугода жизни; двое врачей должны признать его вменяемым и психически дееспособным к принятию столь серьезного решения. Кроме того, на протяжении определенного периода пациент должен представить минимум одно письменное и два устных требования. Вторым штатом принявшим закон, разрешающий врачам прописывать неизлечимо больным пациентам, желающим прекратить страдания, летальную дозу препаратов, является Вашингтон. Голосование, на основании которого был принят акт под названием «Смерть с достоинством», состоялось в ноябре 2008 года. Требования для применения процесса эвтаназии аналогичны набору правил в штате Орегон . Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В отличие от Голландии в Бельгии эвтаназия не может быть применена к несовершеннолетним, т.е., по бельгийскому законодательству, лицам, не достигшим 18-летнего возраста (или законно приравненным к совершеннолетним). Остальные условия аналогичны голландскому законодательству. В частности, эвтаназия признается оправданной в случае, если больной страдает от "постоянной и невыносимой физической или психологической боли", ставшей результатом несчастного случая или неизлечимой болезни. Пациенты, выражающие просьбу об эвтаназии, должны находиться в сознании, быть информированными о своем заболевании и его прогнозе и самостоятельно сообщить врачам о своем желании уйти из жизни. Кроме того, данный закон предписывает, по меньшей мере, необходимый месячный срок ожидания с момента подачи письменного ходатайства и до совершения акта эвтаназии. Одновременно с нормативно-правовым актом о легализации эвтаназии законодатель Бельгии принял документ о создании служб "паллиативного попечительства", призванных обеспечить уход, обезболивание и попечение в отношении тяжелобольных пациентов. Врач, получивший просьбу об эвтаназии, обязан проинформировать пациента о наличии такого рода служб. Также созданы специальные комиссии по контролю в данной сфере. Израильский Кнессет в декабре 2005 г. принял закон, согласно которому на аппарат искусственного дыхания в местных клиниках будут установлены таймеры, перезапускающие их каждые 12 часов. В случае, если состояние больного будет признано безнадежным, аппарат будет переведен в особый режим, требующий перезапуска вручную. Если перезапуска не произойдет, то больной умрет. Очевидно, что к его смерти никто буквально руку не приложит. Такое законодательное решение помогло избежать противоречий с канонами иудаизма. В Швейцарии эвтаназию в больничных условиях разрешили в 2005 году. Позднее помимо пациентов со смертельными диагнозами врачам разрешили прерывать жизнь и психически больных. Правда, эта процедура четко не прописана. Пациенту нужно лишь один раз обратиться к врачу, чтобы получить разрешение, которое дают, если признают, что он дееспособен, принял решение без постороннего давления и рассмотрел все другие возможности, включая жизнь в хосписе. В Швейцарии самоубийство при содействии разрешено с 1942 года, но на протяжении десятилетий это почти не привлекало внимания за ее границами. Ситуация изменилась семь лет назад, когда появилась Dignitas - некоммерческая организация, которая выступает за самоубийство с содействием, с 1998 года консультирует людей, желающих покончить с собой. Организация, главный офис которой находится в Цюрихе, помогает людям, желающим умереть (неизлечимо больным и старикам), использовать швейцарские законы о самоубийстве с содействием, самые либеральные в мире (ст. 115 Уголовного кодекса Швейцарской Конфедерации оказание помощи в акте самоубийства, если это не преследует личных корыстных целей, ненаказуемо). В ноябре 2004 года закон об эвтаназии одобрил Сенат Франции. Этот акт был разработан французской ассоциацией врачей. Закон предусматривает, что в тех случаях, когда принимаемые меры лечения становятся "бесполезными, непропорциональными либо не имеющими другого эффекта, кроме искусственного продления жизни", они "могут быть сокращены либо прекращены". В документе особо оговаривается то, что решение об эвтаназии больного пациента, находящегося без сознания, могут принять его близкие родственники или доверенное лицо. А если пациент несовершеннолетний, то такое решение должно приниматься коллегиально, медицинским консилиумом. Япония легализовала эвтаназию в 1962 году, однако на практике право на самоубийство в соответствии с законом реализовать крайне сложно - для этого требуется совершить сложные бюрократические процедуры. В Колумбии в 1997 году Высший Суд страны разрешил эвтаназию, однако соответствующий закон не был ратифицирован парламентом. До сих пор в этой стране эвтаназия считается преступлением.
Сейчас в Австралии нет легализации эвтаназии. Зато, похоже, там огромное количество активистов, желающих, чтобы подобный закон был принят. Чем еще можно объяснить такие спланированные акции как распространение специальных «наборов для самоубийства» в 2006 году. Таким образом, сторонники эвтаназии хотят предоставить в распоряжение тех, кто хочет покончить с собой, все необходимое. В набор входят контейнер с моноокисью углерода и пластмассовый трубопровод для вдыхания смертельного газа.
В Финляндии нет особых законов на этот счет, однако сложилась определенная традиция. "Ассистент" самоубийцы должен заблаговременно уведомить правоохранительные органы, предоставив ряд документов - в частности, юридически заверенное требование неизлечимо больного. Как правило, в роли ассистентов-эвтаназиологов выступают родственники и близкие друзья самоубийцы. До сих пор не поступало сообщений об участии в этой процедуре медиков. Проведенное исследование уголовного законодательства стран ближнего зарубежья позволяет констатировать, что в настоящее время в уголовных кодексах лишь трех из двенадцати стран - участниц СНГ предусмотрены самостоятельные нормы, устанавливающие за убийство по просьбе потерпевшего более мягкое наказание, чем за простое убийство. Аналогичное «конституционное единодушие» продемонстрировали законодатели стран СНГ, закрепив за человеком его основоположное право - право на жизнь. Основным принципиальным положением такого подхода является не столько то, что право на жизнь было закреплено за человеком на высшем законодательном уровне, сколько то, что конституционно запрещено произвольное лишение человека жизни (ст. 27 Конституции Азербайджана, ст. 17 Конституции Армении, ст. 24 Конституции Беларуси, ст. 15 Конституции Грузии, ст. 15 Конституции Казахстана, ст. 24 Конституции Молдовы, ст. 20 Конституции Российской Федерации, ст. 27 Конституции Украины и др.). Интегрировав такое положение в национальное законодательство, большинство стран СНГ признали, что основным ограничением права на жизнь является смертная казнь. Исключением из этого правила стала, пожалуй, Украина, которая, ратифицировав протокол № 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признала смертную казнь противоречащей праву на жизнь и такой, что не может быть применима на её территории. Дополнительная регламентация запрета эвтаназии предусмотрена в ст. 52 основ законодательства Украины о здравоохранении. Там, в частности, четко указано, что медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии (как в активной, так и в пассивной форме). Запрет на осуществление эвтаназии предусмотрен также и в ст. 38 закона Республики Беларусь «О здравоохранении», где предписано, что медицинским и фармацевтическим работникам запрещается осуществление эвтаназии, которая определена как добровольная, согласованная с врачом, смерть неизлечимо больного с помощью специальных обезболивающих средств. Аналогичная норма, запрещающая эвтаназию, содержится и в ст. 27 Закона Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан». Среди стран СНГ только в УК Азербайджана (ст. 135) и УК Грузии (ст. 110) введено уголовное наказание за совершение эвтаназии. Остальные же страны преследуют этот вид общественно-опасного деяния в общем порядке, который предусматривается либо за убийство, либо за неоказание медицинской помощи.
Вследствие узаконения эвтаназии в одних государствах сразу же возникли злоупотребления и проблемы в других, одной из которых является так называемая "торговля смертью". Она совершается с помощью заранее организованного незаконного перемещения в другие государства тех лиц, которые желают эвтаназии, или по желанию тех, кто организовывает ее для своих родственников. Ориентиром в противоречивых ситуациях, складывающихся в современном мире, должны выступать права человека, которые отражают точно и адекватно выверенные границы его свободы, положение в обществе, взаимодействия с государством и другими индивидами. Обеспечение прав личности - непременное условие политического, правового, социального, экономического прогресса. Какие бы научные открытия ни совершались в мире, они не должны негативно сказываться на положении человека, ущемлять его права и свободы. В этом заключается суть человеческого измерения всех тенденций мирового развития.

2.2 Эвтаназия в уголовном праве России. Общая характеристика
Современная российская правовая доктрина не ........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.