На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91119


Наименование:


Диплом ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 28.9.2015. Сдан: 2014. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………. 2
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.............................. 7
1.1.Личный пример значимого взрослого в системе методов воспитания...................................................................................................... 7
1.2.Принципы организации личного влияния педагога на воспитанников...............................…………………..................................... 1.3.Психолого-педагогические особенности подросткового возраста..... 1.4.Воспитание положительного отношения подростков к физкультуре и спорту на основе личного примера значимого взрослого 14 19 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………… 35
2.1.Методы исследования………………………………………………... 35
2.2.Организация исследования…………………………………………... 39
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ.............................................................................................................. 45
3.1.Педагогические условия эффективности влияния личного примера значимого взрослого на формирование отношения подростков к физкультуре и спорту........................................................... 45
3.2.Результаты опытно-экспериментальной работы………………........ 47
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….………... 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….…….. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..… 63
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….....… 68


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость формирования интереса и отношения подростков к занятиям спортом и физической культуре показывает практика спортивной подготовки и специализации, а также социально-экономические сдвиги, происходящие как в обществе, так и в спорте.
Изменения в социально-политической и экономической жизни страны сказывается на подходе к образованию. В материалах Министерства образования России «Управление системой образования: проблемы и решения» отмечается: «Образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает девиантное поведение, решая проблему учебы и занятости детей» [19; 123].
Следовательно, большое количество проблем воспитательного характера может решаться посредством активной спортивной деятельности подростка, и способствовать этому будет заинтересованность в такой деятельности с юного возраста.
Анализ концепций обновления системы образования Российской Федерации позволяет считать образование сферой, наиболее благоприятной для развития воспитательных функций.
Многие специалисты по подростковому образованию: В.И.Логинова, Н.М.Крылова, С.А.Козлова, У.В.Ульенкова, Е.Е.Шулешко и др. отмечают необходимость создания новых видов и форм учреждений для учащихся, в том числе и спортивных групп.
Проблемой формирования отношения к спорту у подростков занимались многие педагоги. Хочется отметить как наиболее обстоятельные работы следующих авторов: Р.Ф.Кабирова, К.А.Матвейчук, Г.И.Щукиной, В.С.Быкова и др.
Вопросы формирования позитивного отношения к спортивной деятельности, рассматривали Г.А.Степанова, Е.П.Ефимова, Е.В.Тарасов и др.
Рассматривая формирование активно-позитивного отношения к различным видам спорта с помощью влияния преподавателя, мы преследуем цель развить у подростковой группы интерес к спортивной деятельности.
Занятия спортом с детьми подросткового возраста формируют их позитивное отношение к собственному здоровью, помогают в организации деятельности и досуга, в поиске места в жизни. Исходя из этого, необходимо приобщение их к спорту.
Федеральный образовательный стандарт через систему дополнительного образования призывает адаптироваться к национально-региональным потребностям и создавать тем самым условия для духовного, интеллектуального и физического развития, личности, ее способностей и задатков, для удовлетворения развивающихся социокультурных и образовательных потребностей.
Таким образом, актуальность исследования определяется возникшим противоречием между:
- формированием позитивно-активного отношения молодежи с раннего возраста к спорту благодаря личному примеру педагога;
- потребностью ребенка в движении, действиях и несформированностью интересов, мотивов в занятиях спортом.
Цель настоящего исследования заключается в определении педагогических условий формирования отношения подростков к занятиям спортом исходя из личного примера педагога.
Объект исследования: процесс приобщения подростков к спорту.
Предмет исследования: формирование отношения под влиянием личного опыта преподавателя к занятиям подростков спортом.
Гипотеза исследования: у подростков можно сформировать отношение к занятиям спортом, если педагог будет действовать с учетом следующих условий:
- развития установки у подростков на занятия спортом;
- осмысления учащимися значимости спорта для развития их физических качеств (силы, быстроты, координации, ловкости, выносливости);
- личный опыт педагога.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.
2. Выделить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование отношения к занятиям спортом.
3. Определить роль установки в формировании отношения у подростков к занятиям физической культурой исходя ил личного примера педагога.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий, влияющих на формирование отношения к занятиям физической культурой.
5. Разработать и внедрить рекомендации по формированию отношения к занятиям подростков спортом.
Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции развития личности:
- теория деятельности, обоснованная и разработанная А.Н.Леонтьевым, который определяет деятельность как одну из ведущих категорий и одно из основных условий функционирования личности, ее интересов. Следовательно, деятельность - система, имеющая строение, способное к расширению и развитию;
-теория установки как предготовность к деятельности, разработанная Д.Н.Узнадзе; установка здесь выступает не как частный психологический феномен в ряде других таких же частных феноменов, а как составная самого целостного объекта - личности, установка как теоретико-методологическая основа успешности спортивной деятельности, предпусковой механизм деятельности личности.
Для реализации цели и задач определена база исследования -____________, группы подростков, занимающихся спортом.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - подготовительный, во время которого было определено направление научного поиска, конкретизирована тема исследования, актуальность, степень исследованности проблемы и новизна определились в результате анализа литературы по направлениям: педагогика, философия, психология, теория спорта и физической культуры. Проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап - основной, базовый, во время которого проводилась экспериментальная часть работы, формирующий и контрольный эксперимент, корректировалась в соответствии с ходом процесса экспериментальная программа.
Третий этап - завершающий, аналитический, во время которого осуществлялась обработка полученных данных, их описание, были сформулированы выводы и практические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в:
- определении комплекса педагогических условий, необходимых для формирования отношения подростков к занятиям спортом под влияние личного опыта педагога;
- разработке технологии поэтапного приобщения подростков к занятиям физической культуры;
- выявлении этапов и форм развития адаптации подростков к занятиям физической культуры, проявляющихся в психолого-педагогических и анатомо-физиологических особенностях возрастного развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
- научном обосновании комплекса педагогических условий формирования отношения подростков к занятиям спортом в педагогической теории и практики;
- теоретическом обосновании модели управления процессом формирования отношения подростков к занятиям спортом.
Практическая значимость исследования состоит в:
- разработке технологических подходов формирования отношения подростков к занятиям физической культурой;
- подготовке и внедрении в практику методических рекомендаций по формированию отношения подростков к занятиям спортом.
Материалы исследования могут быть использованы в работе тренеров-преподавателей и разработке методов спортивной подготовки подростков.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав с параграфами, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1 Личный пример значимого взрослого в системе методов воспитания.

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие личности. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится с целью объяснения их сущности.
«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень[10;89].
На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский) [2;76].
То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Что понимают под методами, приемами и средствами воспитания?
В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником: способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения.
То есть однозначного определения методов воспитания не существует.
«Не все одинаково пригодно для всех». Проперций[1;90].
Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.
Методы воспитания проявляют свое содержание через [13;56]:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку - отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко)[11:76], постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Предпринимаются попытки систематизировать методы воспитания. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина) [15;90]:
1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
3) использующие поощрения и наказания.
П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания[3;112]:
1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.
Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.
Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.
Педагогическое требование как метод воспитания может[8;56]:
• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
• выступать как конкретная задача;
• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, прекращении действий;
• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
Как видно, возможности метода разнообразны и на самом деле не ограничиваются перечисленным набором. Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).
Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило - это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальную перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант)[8;65]. В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.
Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым[8;67].
Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях[8;69].
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся[5;340]:
•знаковые символы;
• материальные средства;
• способы коммуникации;
• мир жизнедеятельности воспитанника;
• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
• технические средства;
• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).
Как правило, человек ощущает на себе ситуативные акты воспитательного влияния, которые носят кратковременный характер. Варианты целенаправленного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника могут иметь разную форму, продолжительность и осуществляться в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном учреждении).
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного акта[6;34]. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека - "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора. Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.
Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию. Например, говорят о методике воспитания культуры речи или аккуратности у ребенка, но о технологии речевого тренинга или делового общения. Разработка и применение, как методики, так и технологии опираются на научные знания о человеке и процессе его воспитания.
Поэтому их относят к сфере профессиональной деятельности специалистов в области воспитания человека. Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.


1.2.Принципы организации личного влияния педагога на воспитанников.

Принципы педагогического процесса (принципы обучения) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации образовательного процесса[9;76]. Они отражают специфику процесса обучения, и в отличие от общих принципов воспитательного процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении образовательных задач. Принципы, на которые опирается педагогический процесс, составляют систему. Система принципов гуманистической педагогики включает: личностный подход; сочетание личной и общественной направленности обучения; связь обучения с жизнью, трудом; опора на положительное в обучении; единство педагогических воздействий.
Принцип личностного подхода в воспитании и обучении требует, чтобы педагог[3;48]:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
3) постоянно привлекал каждого учащегося к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной и учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику обучения в зависимости от новых условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал педагогический процесс с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Принцип сочетания личной и общественной направленности требует подчинения всей деятельности педагога задачам обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией педагогического процесса и направляет деятельность педагогов на формирование социально ориентированного типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, педагог выполняет государственный заказ в сфере обучения. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач обучения[8;65]. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У педагога недостает конкретного фактического материала для полноценного педагогического процесса. Реализуя этот принцип, следует избегать лозунгов, пустых призывов, многословия, ибо обучение осуществляется, прежде всего, в процессе полезной деятельности, где накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная),........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.