На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91177


Наименование:


Курсовик Организация наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися с ЗПР на уроках природоведения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.09.2015. Сдан: 2010. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3
1. Использование метода наблюдений при изучении природы в начальных классах 5
1.1 Наблюдения и их роль в развитии младших школьников 5
1.2 Виды наблюдений при изучении природы в начальных классах 9
2.Особенности организации наблюдений за объектами и явлениями природы с учащимися с ЗПР 17
2.1 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 17
2.2 Особенности организации педагогического процесса с детьми с ЗПР 20
2.3 Особенности организации наблюдений с детьми с ЗПР в процессе изучения природы 23
Заключение. 39
Список использованной литературы: 40


Введение

В системе обучения, направленного на общее развитие учащихся, предусмотрено изучение природоведения как самостоятельного учебного предмета и в составе учебной дисциплины «окружающий мир». На уроках природоведения создаются те условия многообразия психической деятельности, которые необходимы для общего развития школьников для усвоения знаний о природе, обогащения кругозора детей, развития наблюдательности, внимания, мышления, любви к природе, эстетических чувств.
В начальных классах, опираясь на имеющиеся представления и сведения, нужно дать детям, целостное представление о природе, которое постепенно все более обогащается через познание новых объектов и углубление уже изученных знаний.
Материал, рекомендуемый по природоведению, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, труд имеют строго очерченные программные требования. Знания по этим предметам, должны быть прочно усвоены в полном объёме. В системе развивающего обучения при изучении материала по природоведению, не действует установка обязательности усвоения программы в полном объёме. Школьники должны, главным образом, получить общее представление о богатстве и разнообразии, некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы. Одним из ведущих методов на уроках природоведения является метод наблюдения за объектами и явлениями природы. Наблюдать можно и в живой природе и на уроках. Наблюдения могут быть:
§ за сезонным изменениями в природе;
§ за животными;
§ за трудовой деятельностью людей;
В классах КРО наблюдения организуют с учётом особенностей психической деятельности детей данной категории, но методические приёмы для этого в литературе встречаются крайне редко, в чём и заключается основное противоречие.
Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики.
Возникает проблема подбора методов и методических приёмов для организации наблюдений в природе с учащимися с ЗПР.
Объект исследования: процесс организации наблюдений за объектами и явлениями природы школьниками младших классов.
Предмет: организация наблюдений за природой младшими школьниками с ЗПР.
Цель: рассмотреть методику организации наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися с ЗПР на уроках природоведения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды наблюдений за объектами и явлениями природы и показать их роль в развитии младших школьников.
2. Раскрыть особенности организации наблюдений в природе при обучении детей с задержкой психического развития.
Методы: 1.по этапам поиска:
§ метод отбора материала
§ метод теоретической интерпретации
§ метод направленного преобразования
2. по уровню проникновения в сущность:
§ изучение литературы
§ абстрагирование и конкретизация
§ анализ и синтез


1.. Использование метода наблюдений при изучении природы в начальных классах
1.1 Наблюдения и их роль в развитии младших школьников

Существуют разные определения понятия наблюдения, но их суть сводиться к одному.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.п. Основное условие научного наблюдения - объективность, то есть возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применение иных методов исследования, например эксперимент. («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»).
Наблюдательность- это способность осознано воспринимать предметы и явления, находить в них единичное и общее, выявлять определенные закономерности, анализировать их и делать выводы.
«Наблюдение - относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; на основе непосредственного восприятия.»[1.,с.7] Наблюдение - один наиболее доступных и эффективных для младших школьников практический метод получения знаний (в том числе и об окружающей природе), так как он прост сам по себе. ( Большая Советская Энциклопедия -2-е изд.-Т. 29-с. 7).
Наблюдение-это целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассмотреть объект окружающего мира, увидеть происходящие в нём изменения, определить их причины и условия протекания. Наблюдение как восприятие тесно связанно с мышлением, поскольку активная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. .[2,с.50]
Наблюдение - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Оно позволяет более полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности. [4,с.46]
Взаимоотношения человека с окружающим миром находятся в прямой зависимости от постоянной и исправной работы органов чувств. Отсутствие или нарушение какого-либо ощущения ограничивает возможности человека, заставляет организм искать средства компенсации.
Процесс познания мира начинается с ощущений - человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими. Для этого ощущения «поставляют» сведения о предмете: какого он цвета, запаха, вкуса, каков на ощупь, из каких состоит форм… Значение чувственного познания столь велико, что от него зависит развитие других сфер личности человека: познавательной деятельности (уметь замечать изменения, уметь наблюдать, давать подробную сенсорную характеристику предмета), личностных качеств (любознателен, внимателен, обладает развитой наблюдательностью).
Самый чувствительный (сензитивный) период для развития восприятия - дошкольный возраст. Именно в этот период все органы чувств достигают «кульминации» своего формирования. Конечно, их совершенствование продолжается всю жизнь, но компенсировать то, что потеряно в дошкольном детстве, уже очень трудно.
Вместе с тем задача сенсорного развития - одна из важнейших в начальной школе. Учитель должен сформировать у детей умения использовать при решении различных учебных задач накопленные чувственные впечатления, осуществлять целенаправленные наблюдения, давать развернутую характеристику предмета, замечать происходящие в нём изменения, выделять существенные признаки и т.д. Кроме того, педагог должен устранить недостатки сенсорного развития, восполнить имеющиеся в нём пробелы.
Чем лучше развиты ощущения, чем больше замечает человек свойств, принадлежащих предмету или явлению, тем более глубоким будет и отношение к этому предмету, тем сильнее чувства, вызванные « общением» с ним.
Наблюдение - это метод обучения, заключающийся в планомерном, целенаправленном восприятии школьником окружающей действительности с целью ее познания. Следует различать наблюдения научные и учебные. В научных наблюдениях результат заранее не известен, а в учебных - учащиеся приходят «к открытию» уже известного. Но путь познания в том и другом случае осуществляется по одинаковому «сценарию» с учетом, разумеется, возраста наблюдателей и сложности поставленных задач. [12,с.80]
Целью учебного наблюдения может быть простое накопление каких-либо фактов, всесторонне чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.
Исследования показывают, что младшие школьники при выполнении наблюдений овладевают приемами и ведения и фиксирования результатов, пользования приборами и инструментами. Однако обстоятельное описание процесса наблюдения им ещё малодоступно. Поэтому при подведении итогов работы целесообразно использовать диалоговый метод-беседу.
Выделяют наблюдения эпизодические и разовые. Это, например, наблюдения за строением оврага, поведением птиц и пр. К длительным относят наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, за высотой Солнца над горизонтом и экологический мониторинг.
Педагогическая эффективность наблюдений существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно и систематически. При такой постановке дела у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, возникают методы, стимулируется любознательность.
Посредством наблюдений в природе у школьников формируются представления по многим программным понятиям: о временах года, формах рельефа, водах, погодных явлениях, почвах, растениях, животных, деятельности человека в природе и т.п.
В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объёма знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к эмоциональной скудости, невосприимчивости, равнодушию к объектам окружающего мира, преобладанию рационального подхода в их оценке. Как для любой требуются навыки и умения, так и для эстетического познания окружающего мира нужны культура восприятия, культура чувств. Эти задачи решаются, прежде всего, в процессе наблюдений.
В Государственном образовательном стандарте общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, узнавать и сравнивать объекты живой и неживой природы, природные особенности родного края. Исходя из данных требований, особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков: наблюдать природу, самостоятельно изучать ее. [14, с.57]
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения:
§ развивают познавательную активность школьников, их интерес к окружающему миру
§ способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности
§ в ходе наблюдений учащиеся получают практические умения и навыки
§ изучая природу, дети познают её
§ наблюдения вносят вклад в решение задач трудового воспитания младших школьников
§ помогают формировать элементы экономических знаний
§ способствуют умственному развитию детей
§ наблюдения за природными объектами и явлениями способствуют физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.
Самостоятельные наблюдения определенного содержания повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности младших школьников [6.,с.151].
Таким образом, наблюдения в процессе изучения окружающего мира способствуют умственному и трудовому развитию детей, а также активизирует их познавательный интерес в процессе изучения природы, что особенно важно для детей с ЗПР.
1.2 Виды наблюдений при изучении природы в начальных классах
Наблюдения при демонстрации и проведении опытов
Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. Можно выделить несколько типов наблюдений:
§ предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений - накопление конкретных фактов о конкретном предмете ил........

Список использованной литературы:

1 Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. [Текст]: пособие для учителя начальной школы./Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина.-М.:Просвещение,1998.
2 Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996. - С.156
3 Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем. [Текст]: учебное пособие для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учебных заведений/ Н.Ф Виноградова.- М.:Академия,1998.
4 Водопьянова Е.В. Уроки окружающего мира - уроки открытий [Текст] / Е. В. Водопьянова // Начальная школа.- 2009. - №10. - С. 46
5 Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М.; Л., 1990. - С.177
6 Иванченкова, Г.Г. Обучение во 2-ом классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Иванченковой, И.В.Потапов. [Текст]: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Г.Г. Иванченковой, И.В.Потапов.- М.:АСТ: Астрель, 2005.-93[3]с.- (Планета знаний).
7 Крополева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе [Текст]/Т.Б. Крополева// Начальная школа. - 2007. - №11.- С. 48 - 51
8 Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В Миронов.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-360с.
9 Мутик, М.А.Наблюдения и опыты за жизнью растений. [Текст]/ М.А. Мутик.//Начальная школа. Научно - методический журнал/-2005.- №3-с.58-61.
10 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ С.Н. Николаева.- М.: Академия,2002.-336с.
11 Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998. - С. 146)
12 Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию
и экологическое воспитание в начальной школе. [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Р.А. Петросова, В.П. Голов, В. И. Сивиглазов.- М.:Академия,1999.
13 Телепина С.В. Учимся любить природу [Текст]/ С. С. Телепина Начальная школа.- 2008. №7. - С. 39
14 Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание [Текст] / Начальная школа.- 2009.- №1- С.57





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.