На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Виды источников конституционного права. Понятие конституции. Основные черты конституции. Функции конституции. Юридические свойства конституции - это правовые признаки конституции как основного закона государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 10.05.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
П Л А Н
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
- 2 -
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Объективные причины (источники) возникновения и существова-
ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-
ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических
источников права. Под источником права в юридическом смысле пони-
маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.
Основными видами источников конституционного права- являются нор-
мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а
также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нор-
мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют-
ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные
акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские
регламенты, акты местного самоуправления.
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног-
да другими высшими органами власти - монархами в абсолютных мо-
нархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в
некоторых странах.
По степени важности и характеру регулируемых общественных
отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс-
титуционные, органические и обычные.
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и
свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного
строя, форму государства, устанавливают принципы организации и
деятельности государственных органов. В отдельных странах они ре-
- 3 -
гулируют не все отмеченные общественные отношения.
Конституционные законы как источники права имеют различное
значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня-
то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес-
кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде-
ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс-
титуций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулиро-
вание органическими законами статуса таких государственных орга-
нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу-
дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший
совет магистратуры (ст. 65).
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых
странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла-
ментов.
Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и
являются источниками конституционного права, если содержат соот-
ветствующие нормы.
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся
нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.)
и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы,
декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками
конституционного права лишь в той части, в какой содержат его
нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив-
ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре-
чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави-
тельств имеют наиболее широкую сферу действия.
Практически в каждой стране существуют конституционноправо-
вые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются офици-
- 4 -
альными источниками конституционного права.Это правила поведения,
нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых,
однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо
санкционированные государством. Чаще всего эти правила представ-
ляют собой определенный способ реализщии констжуционно-правовых
норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.
Широкое распространение обычай получил в конституционном
праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе-
ния британской конституции существуют ныне именно в этой форме:
"король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты
Парламента", "лидер партии большинства - Премьер-Министр"; "ми-
нистры выходят в отставку, если перестают попьзоваться доверием
Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит инициатива финансо-
вых биллей" и др.
Международные договоры служат источниками конституционного
права в случае когда регулируют конституционные проблемы и пре-
дусмотрено их непосредственное применение. В современных консти-
туциях многих государств содержатся положения о примате междуна-
родного права перед внутригосударственным. Это порождено процес-
сом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон об-
щественной жизни.
- 5 -
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
Конституция - это Основной закон государства, выражающий во-
лю господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно-
вы общественного и государственного строя, права и свободы чело-
века и гражданина.
Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле-
ние", "устройство". Конституция как Основной закон государства
учреждает политическую форму существования общества, систему го-
сударственных органов, устанавливает порядок их формирования и
способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и
гражданина.
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в
древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные
акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего
не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху пе-
рехода человечества от феодализма к капитализму.
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс-
титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции
1791 г. в результате победы Великой французской революции. В Х1Х
в. конституции были приняты в большинстве европейских стран. С их
помощью господствующие классы стремились "... придать своей во-
ле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде за-
кона". Конституция как Основной закон государства появляется
только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым
равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво-
- 6 -
ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и
закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребнос-
тям и интересам господствующих классов или всего общества, конс-
титуция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической
стабильности государства, устойчивого функционирования его власт-
ных структур.
Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи-
альные положения и основополагающие устои общества, политическую
форму его существования, конституция служит правовой базой для
текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются,
раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем,
важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или
дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства,
текущее законодательство наполняет его положения конкретным со-
держанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде-
ленность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего
законодательства.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха-
рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества консти-
туции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абс-
трактного содержания ее положений она не подвержена постоянным
изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изме-
нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долго-
вечности.
Таким образом все другие законы и правовые предписания
властных структур государства должны соответствовать конституции
- их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституци-
онным принципам и нормам, подлежат отмене.
- 7 -
Конституции можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от способа объективирования государственной воли
господствующего класса или всего общества конституции подразделя-
ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и
неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы
конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы-
чаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти-
туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля-
ются конституции, для принятия и изменения которых установлена
более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К
обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменя-
ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для
обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти-
ческим общественным отношениям, которые сложились и господствуют
в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действи-
тельные. Фиктивные конституции не выражают общественные отноше-
ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель-
ности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются
адекватным выражением и воплощением фактических общественных от-
ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым
критерием социальной природы политической власти и государства,
способа их организации и деятельности на соответствующей террито-
рии, фактического статуса человека и гражданина.
- 8 -
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
Основные черты характеризуют конституцию как специфическую
реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отно-
шения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя-
ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново-
полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое вопло-
щение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек-
ватный характер складывающимся в обществе общественным отношени-
ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-
воречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то,
что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России:
многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономичес-
кой деятельности, политический и идеологический плюрализм, приз-
нание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройс-
тво, основанное на самоопределении и равноправии народов, самос-
тоятельный статус местною самоуправления и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие
в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирую-
щие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой
основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержа-
нию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление
- 9 -
самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее пря-
мое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В
соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком ли-
бо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную
высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-
зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это
выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-
ность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что
"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конс-
титуции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и
гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права (статья 17).
Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.
Прежде всего в отличие от предшествующих конституций Консти-
туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком
разработки.
Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политичес-
кого противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу-
дарственной власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет)
осуществлялась разработка двух проектов Конституции Российской
Федерации. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя
Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановле-
ние "Об основных положениях проекта Конституции Российской Феде-
рации", которым утверждался представленный рабочей группой проект
положений проекта Основного Закона России. При этом в постановле-
- 10 -
нии указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в
соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов
Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осушествле-
нию конституционной реформы в Российской Федерации (о постановле-
нии седьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации "О
стабилизации конституционного строя Российской Федерации").
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изна-
чально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы
правления в России и низведения статуса президента до номинально-
го главы государства, Президент Российской Федерации своим указом
от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и заверше-
нии подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил
Конституционное совещание, которое призвано было выработать аль-
тернативный вариант конституции России. Это сделано после том как
6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию
свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за
подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г.
Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского по-
явился документ, в котором давалась негативная политико-правовая
оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем
утверждалось, что в указанном проекте "президент не только выво-
дится за рамки системы трех властей - законодательной, исполни-
тельной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, глав-
ным образом, для авторитарных и весьма и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.