На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91254


Наименование:


Диплом ЭГОЦЕНТРИЗМ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 04.10.2015. Сдан: 2004. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление.

Введение. ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Материнство как объект изучения современной психологии.
1.1. Психологическая концепция материнства.
1.1.1. Материнство как системное образование личности. ……………..…5
1.1.2. Проявления системности феномена материнства. …..………………6
1.2. Исследование материнства в психологии.
1.2.1. Направления исследований материнства в психологии. ……………8
1.2.2. Исследование структуры материнства как психологического феномена. ……………………………………………………………………..9
1.2.3. Психологические исследования динамики материнской сферы. ...11
Глава 2. Беременность как этап развития материнства.
2.1. Психология беременности - современные взгляды и представления. …… 15
2.2 Психологические аспекты трансформации Я - концепции
беременной женщины. …………………………………………………………….16
2.3. Стресс и его влияние на развитие беременности. …………………………..19
2.4. Беременность как критический период в жизни женщины. ………………..21
2.5. Становление материнской сферы и развитие «внутренней картины беременности» в период вынашивания ребенка. ………………………………..22
2.6. Патология беременности как психологическая проблема. ………………..25
Глава 3. Эгоцентризм как фактор риска развития соматической патологии в период беременности (концепция исследования). …………………………33
Глава 4. Эмпирическая часть.
4.1. Исследование: цели, задачи, объект, предмет, гипотезы и т.д. ……………42
4.2. Результаты исследования и их обсуждение. ……………………..48
4.3. Выводы. …………………………………….………………………………….64
4.4. Программа психокоррекционной помощи беременной женщине. ………..67
Заключение. ……………………………………………………………………….74
Список литературы. ……………………………………………………………..75


Введение.

Материнство - проблема, которая лишь недавно стала изучаться как в зарубежной, так и отечественной психологии, но за сравнительно короткий период ее изучение достигло большого размаха. Психология материнства остается, по-прежнему, малоизученной и недостаточно проработанной областью современной науки, но, несмотря на это, привлекает внимание многих исследователей, поскольку становится все более актуальной и значимой в условиях современной культуры и социально общественного строя. Все больше внимания уделяется здоровью детей, потомства, и все большую роль играет психологическое здоровье, то, о чем раньше менее всего заботились, что оставалось на заднем плане и, как результат, - породило массу серьезных проблем современного общества.
Большое внимание в изучении материнства отводится этапу беременности, поскольку именно он считается наиболее сенситивным в развитии материнской сферы, а пренатальная стадия жизни считается одним из важных этапов человеческого существования. Психологии беременности посвящено множество работ, изучена динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов, изучены психологические особенности беременной женщины, определены новообразования этого периода, разработаны методы исследования и определения типов переживания беременности, уровня психологической готовности к материнству и т.д., затронуты вопросы патологии и изучены многие факторы, способствующие его формированию.
В своей работе мы обратились именно к изучению вопросов патологии беременности и попытались, используя знания психологии ответить на вопрос: в какой мере такое личностное образование как эгоцентризм - направленность на себя, фиксированность на себе и своем «Я» - способно стать фактором риска развития соматической патологии в период беременности. Нами представлены материалы экспериментального исследования, проведенного в марте-апреле 2004 года на базе родильного отделения ТМО №4 г. Курска и БСМП. В исследовании приняли участие более ста испытуемых - беременных женщин, находящихся здесь на стационарном лечении. Предметом изучения стал эгоцентризм, как фактор риска развития соматической патологии в период беременности. Эгоцентризм как образование, затрагивающее все жизненные основания женщины, влияющее на их взаимоотношения с социальной средой, изменяющее их ценностно-смысловую, мотивационную и эмоциональную сферы. Предполагая, что эгоцентризм, как свойство личности, может стать фактором риска развития соматической патологии в период беременности, воздействуя на телесность через конфликт, развивающийся во внутреннем плане сознания, вследствие диссоциации ценностно-смысловых и мотивационных аспектов, мы поставили перед собой следующую цель: проследить связь эгоцентризма, как свойства личности с развитием соматической патологии женщины во время беременности, выявить психологические факторы развития соматической патологии, опираясь на изучение мотивационно-смысловой и эмоциональной сферы женщины, обладающей эгоцентрической направленностью.
В развитии концепции исследования использованы достижения отечественной психологии, проанализированы работы таких авторов как С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Б.С.Братусь, Д.А. Леонтьев, А.Н.Леонтьев, В.В Столин и др., предприняты попытки объяснения механизма развития соматической патологии в период беременности на основе «теории означения» А.Ш. Тхостова, разработана коррекционная программа, направленная на преодоление эгоцентрических тенденций, формирование потребности в материнстве как собственном состоянии, потребности во взаимодействии со своим ребенком и заботе о нем, являющихся основой развития материнской потребностно-мотивационной сферы, от сформированности которой во многом зависит здоровье будущей матери и ее ребенка.


Жизнь существует до тех пор,
пока она обеспечивает свое
собственное существование.
Р. Хайек

Глава 1. Материнство как объект изучения современной психологии.


1.1. Психологическая концепция материнства.
1.1.1. Материнство как системное образование личности.
Материнство - проблема, которая лишь недавно стала изучаться как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ранее материнство рассматривалось с биологической точки зрения и только в последние годы как социокультурный и психологический феномен умещающий последние годы в русле множества наук: медицины, физиологии, биологии, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д. А в настоящее время появился интерес к комплексному исследованию, рассматривающему материнство как самостоятельную. реальность со своей сложной структурой и специфическим развитием, множественностью культурных и индивидуальных вариантов, предприняты попытки разработать концептуальную модель материнства как самостоятельной сферы с описанием ее структуры, содержания, биологических и социокультурных основ, онтогенетического развития. Концепция психологии материнства основывается на генеральной идее о том, что материнство, с одной стороны, должно рассматриваться с позиций его функций, а с другой стороны - как часть личностной сферы женщины, то есть с позиции субъекта, эти функции выполняющего.
Функция материнства: обеспечение условия для развития ребенка. Материнство как часть личностной сферы женщины - системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации. Абстрагирование одной из сторон неизбежно ведет к потере сущности исследуемого феномена. Рассматривая материнство как системное образование, становится возможным выделять его структуру, связь с другими системами (в первую очередь - с ребенком и его развитием), а также изучать развитие этой системы на разных генетических уровнях: онтогенез, филогенез, история развития культуры.
В результате многолетних исследований и поиска подхода, в котором можно было бы объединить обе стороны материнства и изучать это явление в развитии, Г.Г. Филиппова предложила рассматривать материнство как материнскую потребностно-мотивационную сферу.
Под материнской потребностно-мотивационной сферой понимается часть общей потребностно-мотивационной сферы женщины, условно выделяемая по критерию системообразующих потребностей (потребность во взаимодействии с ребенком и заботе о нем и потребность в материнстве как собственном состоянии), выступающих в определенные периоды жизни в качестве доминирующих в общей структуре потребностей, что определяет собой основную направленность всей жизнедеятельности женщины. В таком понимании потребности материнской сферы взаимодействуют с потребностями из других сфер, также входящих в общую потребностно-мотивационную сферу личности (например, потребностями, связанными с личностной и профессиональной реализацией, половыми и т.п.). Внутренний конфликт, ведущий к возникновению более или менее выраженных проблем в материнской сфере (а значит, проблемы в реализации материнских функций) может состоять в том, что реализация доминирующих потребностей затруднена вследствие внешних или внутренних причин, или в том, что необходимость реализации одних потребностей мешает реализации других, более важных для личности [71, с.17].

1.1.2. Проявления системности феномена материнства.
Изучение материнства в психологии начиналось с эволюционной точки зрения, когда оно рассматривалось как вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Г.Г. Филиппова определяет эволюционное назначение материнства как обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, различные виды которой можно рассматривать как родительские функции.
У человека содержание этих функций, помимо специфически человеческих особенностей, насыщено конкретно- культурными, обеспечивающими воспитание ребенка как члена своей, конкретной культуры. Материнские функции же выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операции по уходу за ним и общению с ним, и обусловлены структурой и содержанием собственной материнской сферы, женщин [69, с.82].
Продолжая рассмотрение материнства с точки зрения культурно-исторического аспекта, Г.Г. Филиппова делает вывод о том, что материнство - это одна из специальных ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы ценности оказывают определяющее влияние на проявлении материнского отношения, а понятие и нормы материнского отношения не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе и той или иной социологической установке соответствует определенный образ ребенка [71, с.7- 10].
Биологические аспекты материнства объединяют в себе исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Большое значение придается формированию физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства. Некоторые направления этих исследований объединяют биологические и психологические подходы, среди которых наиболее интересными стали этологические исследования, изучающие материнство с позиции оценки количества ресурсных затрат родительской особи, выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения, взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения; и физиологические и психофизиологические исследования, направленные на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения беременности и лактации [71, с. 10-11].

1.2. Исследование материнства в психологии
1.2.1. Направления исследований материнства в психологии.
В психологических исследованиях материнства выделяют феноменологическое направление, которое подробно описывает функции матери, особенности ее поведения, переживании, установок, ожидании и т.д., и направления, изучающие отдельные этапы развития материнства: беременность, младенчество, ранний детский возраст и т.д.
Исследователями материнства как психологического феномена выделена структура материнской сферы, состоящая из трех основных блоков: потребностно-эмоционального, операционного и ценностно-смыслового. Охарактеризованы базовые потребности (потребность во взаимодействии с ребенком; в уходе и защите; в материнстве), описан операциональный состав, содержание ценностей и их взаимодействие с ценностями из других конкретных потребностно-мотивационных сфер. Изучен онтогенез материнства, предложена и описана периодизация онтогенеза материнской сферы
Собранный материал позволяет оценить материнство, как совокупность, единство биологического, социокультурного и психологического, ставящего его вне сиюминутных социальных правил, норм, требовании моды, делающего его вечно архаичными всегда современным феноменом, в котором отдельный человек соединен со всей природой, культурой и историей, что позволило материнству как явлению сохраниться на протяжении веков в практически неизменном виде в качестве универсальной социокультурной и социально-психологической деятельности.

1.2.2. Исследование структуры материнства как психологического феномена.
Что же составляет структуру материнства и как оно развивается? На этот вопрос дает подробный ответ Г.Г. Филиппова в своих работах. На основе проведенного исследования, автор выделяет три блока, составляющих содержание материнской сферы.
Потребностно-эмоциональный блок. К этому блоку относятся выделенные автором: стимулы:
гештальта младенчества, состоящего из трех компонентов: физических (внешний вид, запах, звуки и т.п.), поведенческих (инфантильный стиль движений) и инфантильной результативности (результаты жизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности), имеющих возрастную динамику и требующих различной реакции и различных ресурсных затрат матери.
эмоциональное отношение к ним.
объект - носитель гештальта младенчества и
эмоциональные отношения к нему как к целостному объекту.
К этому же блоку относятся все потребности матери. Эти потребности в случае частичной или полной замены видотипичного объекта, также могут удовлетворяться в разных, не связанных с ребенком деятельностях. Исключением не является и потребность в материнстве, если соответствующие переживания «освоены» при взаимодействии с объектами - заместителями [71, с. 145].
Операционный блок. К этому блоку относятся операции ухода, кормления, общения, охраны, а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особый класс операции составляют операции общения, к которым относится мимика матери при эмоциональном общении. Это поведение матери является предметом исследования в теориях социального научения и в отечественных исследованиях общения матери с ребенком [71, с.146-149].
Ценностно-смысловой блок включает отношение матери к ребенку как самостоятельной ценности и ценность материнства как состояния «быть матерью». Обе ценности связаны как с потребностями материнской сферы, так и с культурными моделями материнства и детства. Эти ценности, поскольку им соответствуют содержания культурных моделей, сами участвуют в развитии потребностей индивидуальной материнской сферы. Поскольку ценностно-смысловой блок конкретной потребностно-мотивационной сферы поведения в своем генезисе связан с общей структурой ценностно-смысловых ориентаций личности матери, то естественно, что ценности ребенка и материнства интерферируют с другими ценностями матери, и эта интерференция является динамичной, изменяющейся в процессе жизни материи и ее взаимодействия с ребенком. Наибольшим влияниям «внедряющихся» из других потребностно-мотивационных сфер поведения ценностей подвержена ценность ребенка
Можно выделить 4 основных типа ценности ребенка: эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребенком - положительно-эмоциональные переживания матери); повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребенке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери); замена самостоятельной ценности ребенка на ценности из социально-комфортной сферы (ребенок - как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавление от страха одиночества в будущем, реже как источник материального благополучия и т.п.); полное отсутствие ценности ребенка [71, с. 149-151].
Особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый «стартовый уровень» содержании всех блоков материнской сферы, обусловленный историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий.

1.2.3. Психологические исследования динамики материнской сферы.
Говоря о динамике материнской сферы, Г.Г. Филиппова выделяет шесть этапов ее онтогенетического развития, включающих:
1.Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее важным является период до трех лет, который сам по себе является сенситивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенца и некоторые элементы операционного состава материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с ребенком).
2.Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе формируются неспецифические для материнской сферы мотивационные основе (в сферах общения и социально-комфортной, при мотивационном обеспечении целедейственного звена структуры деятельности, при отработке в игровой деятельности объекта цели как объекта охраны и т.п.). Характерным является становление в процессе сюжетно-ролевой игры основных компонентов материнской сферы.
3.Этап няньчания. На этом этапе ребенок приобретает значение объекта деятельности и развивается потребность в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы потребности в материнстве. Эта потребность требует рефлексии субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих в ее развитии.
4.Этап дифференциации мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке - как объекте деятельности - до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком.
5.Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. Он включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, 6-му этапу развития материнской сферы. Начинается этот этап с момента возникновения чувствительности для ребенка на появлении первых признаков беременности для матери. Пятый этап - это непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребенком. Эти функции не обязательно связаны с осознанием факта беременности, однако у человека без этого факта никак не обойтись. Более того, планирование беременности, ее желанность или нежеланность, представления о ребенке и о своем материнстве до беременности, специальная организация зачатия и т.д. заставляют более внимательно отнестись к периодизации этого этапа.
6.Завершающий этап. Этот этап характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь и происходит пролонгация потребности в заботе и модификации, содержании, потребности в материнстве у матери [69, с. 83-84].

* * *
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что такое сложное образование как материнство формируется под влиянием раздельных биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой, выступает как особое личностное образование, обладающее своей, особой потребностно-мотивационной сферой. Системообразующими потребностями материнства в данном случае являются: потребность во взаимодействии с ребенком и заботе о ней и, соответственно, потребность в материнстве - самый сложный класс потребностей матери, подразумевающий рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребенком.
В развитии материнского чувства участвует образ будущего ребенка, семейные и культурные модели материнства, собственный опыт. По содержанию класс потребностей в материнстве - это потребность в переживаниях, которые уже известны по своему опыту или представлениям и возникают при взаимодействии с ребенком и выполнении всех материнских функций.
Результатом развития материнской сферы на всех этапах онтогенеза матери является «ценность ребенка», основанная, прежде всего на эмоциональной ценности, которая является ядерным образованием в ценностно-смысловом блоке и основана на потребности в эмоциональном контакте у матери и ее объединении с потребностью во взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества. При заполненности потребности и эмоциональном контакте матери другими, кроме ребенка, объектами (собственной матерью, другими членами семьи и т.д.) ценность ребенка в процессе взаимодействия с ним приобретает специфическое и самостоятельное мотивационное значение, которое можно определить как ценность эмоционального взаимодействия с ребенком, имеющую свою специфику по сравнению с эмоциональным обращением с другими партнерами. Эта специфика связана с особенностями ребенка, его инфантильными качествами, имеющими в эмоциональном взаимодействии самостоятельную мотивационную значимость, а также с отсутствием ответных ресурсных затрат матери, предполагаемых в общении с равным по возрасту партнером [71, с. 151-152]. Мотивационная основа материнского поведения формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние различных факторов, и суммарный эффект действия этих факторов определяет уровень готовности женщины к материнству в целом.





Глава 2. Беременность как этап развития материнства.


2.1. Психология беременности - современные взгляды и представления.
Говоря о материнстве, следует подробнее остановиться на изучении пятого этапа, а в частности этапа беременности. Многие авторы рассматривают этот этап как наиболее сенситивный в развитии материнства, а пренатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического в этот период наиболее наглядна и достоверна. Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, гендерной, телесной и других идентичностей. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное психосексуальное взросление самой женщины - будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания, не только биологический, но и социальный процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.
Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как кризис развития, характеризуемый глубокими психологическими и соматическими изменениями. О.С. Васильева и Е.В. Могилевская определяют беременность как экзистенциональную ситуацию, затрагивающую все жизненные основания женщины, обусловливающую глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру, считают ее «жизненным событием», соблюдающим условия для личностных изменений и перестройки субъекта этого события [24, с.84]. Авторы так же разделяют мнение о том, что беременность - это нормальный кризис, характеризующийся сменой социальной ситуации развития происходит не только телесные перемены, но и изменение семейного и профессионального статуса, эскиза будущего, перспективы и сменой ролей, изменением круга лиц, включенных во взаимодействие, изменением всего спектра решаемых проблем и возможностей, образа жизни в целом, кризис в результате которого происходят очень существенные изменения образа «Я», потеря старой и обретение новой идентичности, перестройка личностных смыслов.

2.2. Психологические аспекты трансформации Я - концепции беременной женщины.
Н.В. Боровикова и Посохова, говорят о том, что беременность является вызванным оплодотворением психофизиологическим процессом, ведущим к изменениям в организме и психике женщины и направленном на развитие и появление на свет нового человека. С их точки зрения, в психологии представляется правильным говорить о синдроме беременности. Синдром беременности, по мнению авторов, это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент « пигмалионизации» своего ребенка.
Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами.
На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной. В рамках этого симптома, как правило, проявляется внешнее интеллектуальное различие. Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем более вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.
Следующим за ним является симптом принятия решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: «Я и беременность». В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке.
Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: этап, который называют симптомом нового «Я», характеризующимися признани........


Список литературы.
1. Абрамченко В.В. Психологическое акушерство. - СПб., 2001.
2. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №3. - С. 3 - 13.
3. Айламазян Э.К. Акушерство: учебник для мед. вузов. - СПб.: СпецЛит. 1999. - 494с.
4. Анохин А.А. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам. // Мед. помощь. 1996. №5.
5. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопр. Психол. 1978. №1. - С. 37 - 50.
6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита. // Психол. журн. 1994. Т.15. №1. - С. 3 - 18.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. - 336с.
6. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс. 1993. №4. - С. 35-42.
7. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69-70.
8. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства. // Человек. 2000. №2. - С. 16 - 27.
9. Блох М.Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5. - С. 199 - 207.
10. Боровикова А.В и соавт. Психологические аспекты трансформации Я- концепции беременной женщины.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль. 1988 - 304с.
12. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1981. №2. - С. 46 - 56.
13. Братусь И.В. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте. Тезисы к докладу на III Всероссийской конференции по психологии.
14. Братусь И.В. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. Тезисы к докладу на III Всероссийской конференции по психотерапии.
15. Братусь И.В. Эмоциональное сопровождение матерью процесса взаимодействия с ребенком. Тезисы к докладу на III Всероссийской конференции по психологии.
16. Брехман Г.И., Лапочкина Н.П., Собчик Л.Н., и др. Позиция пятого цвета у беременных женщин. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5. - С. 250 - 260.
17. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери. // Психол. журн. 2000. Т.21. №2 - С. 79 - 87.
18. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы). // Вопр. психол. 1995. №1. - С. 33 - 40.
19. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей. // Вопр. психол. 1994. №5 -С. 31 - 36.
20. Брутман В.И., Морозова К.В. Состояние материнской сферы у больных шизофренией. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 158 - 169.
21. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопр. психол. 1997. №6 - С. 38 - 47.
22. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. // Вопр. психол. 2002. №1 - С. 59 - 68.
23. Брутман В.И. , Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время бе6ременности и после родов. // Вопр. психол. 2002. №3 - С. 110 - 118.
24. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. // Психол. журн. 1999. Т.20. 1999 - С. 38 - 44.
25. Васильева Т.Н. Самочувствие на разных сроках беременности // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №1. - С. 20 - 22.
26. Васильева О.С., Могилевская Г.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологическипй аспект. // Психол. журн. 2001. Т.22. №1 - С. 32 - 39.
27. Грон Е.А. Психологические детерминанты невынашивания беременности. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 109 - 119.
28. Добрякова И.В. Перинатальная психотерапия. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 144 - 157.
29. Додонов Б.И. Потребность, отношения и направленность личности. // Вопр. психол. 1973. №5 - С. 18 - 29.
30. Ефремова, Тхостов А.Ш. Исследование семантической организации интроцептивных отношений. // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1990. №3.
31. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. 1998.
32. Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 38 - 45.
33. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 49 - 63.
34. Колпакова М.Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного. // Психол. журн. 1996. Т.20. №6 - С. 81 - 88.
35. Копыл О.А., Баз Л.Л..Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс. 1993. № 4 - С. 35 - 42.
36. Кроник А.А. Life line и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс. 1983. - 230 с.
37. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 22 - 37.
38. Левильен Е.Ю. Некоторые аспекты традиции родовспоможения в Европе. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 46 - 48.
39. Левильен Е.Ю. Психологическая работа с болью в родах. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 170 - 198.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. 1977. - 304с.
41. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1971. - 40с.
42. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психол. журн. 1992. Т.13. №6 - С. 107 - 117.
43. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. 2003. - 487с.
44. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М. 1994. - 365с.
45. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопр. психол. 2000. №5 - С. 18 - 27.
46. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: Мед. пресс - информ. 2002.
47. Минюрова С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. // Вопр. психол. 2003. №4.
48. Муздыбаев К. Эгоизм личности. // Психол. журн. 2000. Т.21. №2-С.27-39.
49. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1960. - 426с.
50. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологической телесности. // Психол. журн. 2003. Т.24. №1.
51. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности. // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2.
52. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: 1992. - 331с.
53. Печникова Е.Ю. особенности стиля переживания беременности и онтогенеза материнской сферы при акушерской патологии. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С.120 - 143.
54. Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии. Самара, изд-во СамГПУ. 1999. - 189с.
55. Пушкарева Н.Л. Новейшие исследования по социологии, истории, и этнологии материнства. // Этнограф. обозрение. 1999.№5 - С. 48 - 59.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Изд-во «Питер». 1999. - 720с.
57. Русалова В.М., Рудина Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью. // Психол. журн. 2003. Т.24. №6 - С. 16.
58. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. // Вопр. психол. 2000. №3 - С. 67 - 82
59. Северный А.А., Баландина Т.А, Солоед К.В. и др. Психологические аспекты беременности. // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. Т.5. № 4 - С. 17 - 22.
60. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. СПб.: «Речь». 2003. - 350с.
61. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации. // Психол. журн. 1996. Т.20. №6 - С. 13 - 23.
62. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопр. психол. 2000. №3 - С. 3 - 14.
63. Смирнова Е.О. Теория привязанности и эксперимент. // Вопр. психол. 1995. №3 - С. 139 - 151
64. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать-дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики. // Соц. и клин. психиатрия. 1992. №2 - С. 75-78.
65. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983 - 284с.
66. Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования сознания. // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1982. №3. С. 38 - 47.
67. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл. 2002. - 287с.
68. Филиппова. Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопр. психол. 2001. №2 - С. 22 - 37.
69. Филиппова. Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие - М.: Издательство Института психотерапии. 2002
70. Филиппова. Г.Г. Материнство: сравнительно психологический подход. // Психол. журн. 1999. Т.20. №5 - С. 81 - 88.
71. Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сапарова И.М. и др. исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности. // Журн. практ. психол. № 4-5 - С. 64-82.
72. Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства - новая область исследования в психологии. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5.
73. Филиппова Г.Г. Современное состояние и задачи психологической помощи родителям в период ожидания и раннего развития ребенка. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 222 - 249.
74. Филиппова Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 83 - 107.
75. Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб.: Речь. 2000. - 251с.
76. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М.: Смысл. 2000. - 165с.
77. Чиркова Т.И. Содержание подготовки психологов к работе с родителями детей раннего возраста. // Журн. практ. психол. 2003. № 4-5 - С. 208 - 221.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.