На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91261


Наименование:


Курсовик Девиантное поведение.Проблема девиантного поведения в современном обществе и пути ее решения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 4.10.2015. Сдан: 2015. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: 78.

Описание (план):


Оглавление

Введение
Глава 1. Девиантное поведение и его особенности
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
1.2 Формы проявления девиантного поведения
1.3 Классические теории девиантного поведения
Глава 2. Проблема девиантного поведения в современном обществе и пути ее решения
2.1 Делинкветное поведение как разновидность девиантного поведения
2.2 Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних
2.3 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению
Заключение
Список использованной литературы


Введение
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Действительно, сегодня эта проблема набирает все большие обороты и становится центром внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения.
Среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Существует большой список литературы по отдельным видам девиации преступности, беспризорности, алкоголизму, наркомании токсикомании и так далее. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера; социальная теория А. Бандуры; конфликтологическая теория О. Тура; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре и др. В настоящее время преобладают социологические исследования по молодежной (прежде все, подростковой) девиации, вызванной неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, этой проблеме посвящены работы: В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой. Особое внимание уделяется «вредным привычкам», наркомании и алкоголизму в молодежной среде. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции, поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.
Таким образом, поставлены следующие цели: выявить существенные черты и особенности девиантного поведения, его формы, рассмотреть существующую разновидность отклоняющегося поведения, проанализировать задачи и функции направленные на преодоление и профилактику девиантного поведения.
Исходя их цели работы, поставлены следующие задачи:
1. определить понятие отклоняющегося поведения и форм его проявления;
2. провести анализ основных теорий девиантного поведения;
3. рассмотреть делинкветное поведение как разновидность девиантного поведения;
4. изучить законодательную и нормативно-правовую базу по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних;
5. определить принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению;
6. определить пути разрешения данной проблемы в современной обществе.

Объект исследования - девиантное поведение.
Предмет исследования - психологические закономерности формирования, функционирования, проявления, оценки и коррекции девиантности и девиантного поведения субъектов социального взаимодействия.
В данной работе использовался теоретический метод познания, опирающийся на рациональный: анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета на части; синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и теории управления.
Структура курсовой работы определена характером исследуемых в ней проблем и состоит из введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Девиантное поведение и его особенности
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) - это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.[18, с.16] Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует.
Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства).[21, c.59] Исследованию структуры мотивов правонарушений посвящены работы Н.А.Дремовой, Г.Л.Исуриной, в которых приведены весьма разнообразные формы девиантного поведения. [3, с.48-50]
Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:
- в зависимости от типа нарушений (право, мораль, этикет);
- по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, с отрицанием цели и средств);
- по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.[19, с. 89]
Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение. [17, с.301]
В отечественной литературе проблемами проявления девинтного поведения занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение - понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».[22, с.395] При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации - это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.[14, с.19]
Девиантное поведение подразделяется на две группы.
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками. [5, с.78-83]
Психические расстройства проявляются в двух формах:
- акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических последствий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
- психопатия-это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.[9, с. 6]
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.
1.Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные, что ведет к сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т.е. период полового созревания. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.[32, с. 58]
2.Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.[32, с. 59]
3.Перестройка «Я - концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. Они проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. «Я - концепция» - это устойчивая неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.[32, с.70]
Трудность в распознании психопатологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированным характером. В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертип, поскольку повышенно активен; этот шизоид, т.к. замкнут и неразговорчив; этот конформист, т.к. зависит от настроения окружения и т.д. [32, с. 75]
Традиционные разделения в отечественной психиатрии форм девиантного поведения, несомненно, оправдано, так как позволяет дифференцировать и конкретизировать меры, направленные на профилактику и коррекцию выявленных нарушений девиантного поведения.
Причины девиантного поведения:
1. В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и особенно молодежи, в трудностях которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин.
2. Морально-этический фактор выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях экономической жизни общества, когда все покупается и продается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви».
3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты - алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты и приоритеты. [1, с.48-50]
Известный социолог Р.Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным к........


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014))
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1998-1999гг.
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
5. Указ Президента РФ от 5 июня 1994 №646
6. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896
«Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
7. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
8. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.)


Периодические издания, статьи
9. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2.
10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. - 1998.-№9.
11. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9
12. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №3 2005
13. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №8 2004
14. Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение» №11 июнь 2005
15. Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение» №10 май 2005
Литература
16. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
17. Гендерные аспекты социальной трансформации/Отв. Peд. M.А. Малышева. - М-. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1996.
18. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. Пособие. СПб., 1993.
19. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекиция. М., 1992.
20. Менеджмент социальной работы: Учеб.пос. для студентов вузов/под ред. Е.И. Комаровой. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с
21. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Маркетинг», 2001. - 344 с
22. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
23. Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.
24. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. Ред. - П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 1994.
25. Работа с детьми «группы риска». Методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Хананашвили. М., 1999.
26. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 336 с.
27. Социальная работа/ под ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 576 с.
28. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. М. А. Новиковой. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 1999.
29. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1999, - 334 с.
30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.,1994
31. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004.
32.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004.
33. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
34. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
35. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педаг. общ-во России, 2003. - с. 128.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.