На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91264


Наименование:


Курсовик Система развития социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 4.10.2015. Сдан: 2013. Страниц: 101. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы развития социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков.............................................8
1.1. Социализация современной молодежи как социальная и психолого-педагогическая проблема .......................................................................................8
1.2. Организационные основы социальной работы с молодежью по профилактике девиантного поведения................................................................16
1.3. Основные направления работы социального работника с девиантными подростками в условиях социально- реабилитационного центра……………29
Выводы по I главе..................................................................................................38
Глава II. Развитие социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков ……............................................................40
2.1. Изучение опыты социальной работы по реализации социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков в социально- реабилитационном центре Лукояновского района…....................40
2.2. Проект «Взаимодействие молодежи с девиантными подростками в рамках молодежной практики»............................................................................51
2.3. Рекомендации по реализации проекта «Взаимодействие молодежи с девиантными подростками в рамках молодежной практики»..........................63
Выводы по II главе................................................................................................73
Заключение.............................................................................................................75Литература.............................................................................................................81
Приложение............................................................................................................86

Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема развития социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные тенденции общества особенно отразились на подростках. Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны подросток связан с миром детства, с другой с взрослой жизнью. В этот период идет осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром.
Это время когда не все дети хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессиии.
Сегодня тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение подростков. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла, преступность среди молодёжи.
Л.Я. Анисимов подчеркивает, что рост девиантных отклонений в поведении в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Так, этой проблемой занимались Ю.П. Азаров, Л.Ю. Иванова, Л.Г. Кулагин, А.В. Мудрик, Л.М. Фридман и другие. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.
Работа с подростками с различными девиациями в поведении требует внимания многих взрослых: родителей, воспитателей, психологов, учителей, которые должны решать ее на высоком профессиональном уровне исходя из заботы о психическом и эмоциональном здоровье ребенка.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью развития социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной деятельности социального работника.
Данное противоречие сформулировало проблему исследования - каково развитие социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков.
Решение сформулированной проблемы составило цель исследования: изучить развитие социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков.
Объект исследования: профессиональная деятельность социального работника.
Предмет исследования: социальная работа с подростками склонными к девиантному поведению.
Проблема, предмет, объект исследования определили гипотезу.
Суть которой заключается в том, что изучение опыта по развитию социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков поможет разработать проект «Взаимодействие молодежи с девиантными подростками в рамках молодежной практики» и рекомендации по его реализации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить социализацию современной молодежи как социальная и психолого-педагогическая проблема;
2. раскрыть организационные основы социальной работы с молодежью по профилактике девиантного поведения;
3. изучить опыт социальной работы по реализации социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков социально- реабилитационном центре Лукояновского района;
4. разработать проект « Взаимодействие молодежи с девиантными подростками в рамках молодежной практики» и рекомендации по его реализации.
Методологические основы исследования составили принципиальные положения отечественной социальной работы об обусловленности девиантного поведения подростков окружающей их средой (семья, школа, государственная молодежная политика). Вопросы о полифакторной объективно - (семья, школа, сверстники) - субъективной (личностные дисгармонии) обусловленности дезадаптации и отклоняющегося поведения личности нашли отражение в трудах Б.И. Алмазова, Б.Г. Ананьева, В.С. Афанасьева, С.А. Беличевой, Я.И. Гилинского, Ю.А. Клейсберга.
Теоретическими основами исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов о социализации современной молодежи как проблеме социальной работы (Ю.Г. Волкова, П.С. Гуревича, В.И. Загвязинского, Я.Я. Закатовой, И.В. Мостовой, А.В. Мудрика, П.Д. Павленка, Н.М. Платоновой, МИ. Рожкова); о причинах и мотивах возникновения девиаитного поведения у подростков (Ю. Азарова, И.А. Горьковой, Л.Ю. Ивановой, Л.Г. Кулагина, Л. Тарховой, А.Г. Харчева, Л.М. Фридмана); о направлениях подготовки молодежи к реализации социальных инициатив во взаимодействии с девиантными подростками (Алемаскина, Е. Андриенко, Е.А. Горшковой, Г.М. Иващенко, М.А., Першаниной).
Для решения задач и проверки гипотезы исследования используются следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ социальной и психолого - педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: анкетирование:
- «Анкеты для детей и подростков, склонных к девиантному поведению».
Опытно-экспериментальная база исследования - социально-реабилитационный центр Лукояновского района. В состав испытуемых вошли 43 подростка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была изучена социализация современной молодежи как социальная и психолого-педагогическими проблема; раскрыты организационные основы социальной работы с молодежью по профилактике девиантного поведения; определены направления подготовки молодежи к реализации социальных инициатив во взаимодействии с девиантными подростками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучен опыт социальной работы по реализации социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков в социально-реабилитационном центре Лукояновского района; разработан проект «Взаимодействие молодежи с девиантными подростками в рамках молодежной практике» и предложены рекомендации по реализации проекта.
Материалы исследования могут быть использованы работниками социальных служб, учителями, педагогами - психологами, социальными педагогами в работе с девиантными подростками. Кроме этого они могут быть использованы на спецкурсах курсах по выбору по подготовке социальных работников и социальных педагогов. Разработанные профилактические направления могут быть использованы в работе с девиантными подростками.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы, приложений.


Глава I. Теоретические основы развития социальных инициатив
молодежи в профилактике девиантного поведения подростков
1.1. Социализация современной молодежи как социальная и психолого-педагогическая проблема
Радикальное реформирование всей общественно-экономической системы в России привело к деструктивным трансформациям не только ее социальных институтов, но и к нарастанию негативных процессов в социальной среде, существенно повлияв на духовно-нравственное состояние всего общества, и, прежде всего, молодежи. Повсеместная десоциализация молодежи, кардинальное изменение ее ценностных ориентации и духовно-нравственная деградация придают проблеме социализации молодежи особый смысл и значение.
Молодежь как особая социально-демографическая группа составляет около 30 % населения РФ. В современном обществе нарастает понимание того, что именно молодежь является важнейшим структурообразующим элементом в социуме, активным субъектом социального воспроизводства, одним из важнейших гарантов развития общества и безопасности государства [24,с 15].
Подтверждением тому является, в частности, объявление Указом Президента РФ 2009 года - «Годом молодежи», Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер-2009» с участием первых лиц государства, а также целый ряд федеральных и региональных законов и целевых программ по проблемам молодежи, принятых в РФ в последние годы.
Отметим, в этой связи, что молодежь все чаще становится объектом междисциплинарного исследования представителями психологии, социологии, социальной работы, философии, политологии и др. Особый интерес и научно-практическую значимость приобретает сегодня изучение различных аспектов социально-психологических патологий, присущих современной молодежи, ее ценностных ориентации, молодежных субкультур, отношения к проявлениям девиантного поведения, особенностей ее половой социализации, отношения к семье и браку, образованию, молодежная безработица и др.
Вместе с тем, не меньшее значение имеет и разработка действенных методов преодоления десоциализации молодежи, что невозможно без всестороннего комплексного исследования этой социальной группы, ее возрастных границ и выработки единых параметров в шкале возраста индивида, с учетом его психологических, этнонациональных, конфессиональных, региональных и прочих особенностей.
Преодоление десоциализации молодежи в современных условиях российской действительности представляет собой, безусловно, сложную задачу, т.к. различные формы девиантного и делинквентного поведения глубоко укоренились в молодежной среде. Так, согласно данным Федеральной службы исполнения наказаний, несовершеннолетние граждане РФ совершают ежегодно около 150 тысяч преступлений, что составило в 2008 году 10% от общего числа криминальных проявлений в стране [5,с 15]. Столь высокий процент преступности среди молодежи, в том числе рецидивной свыше 70% предопределен целым рядом известных объективных и субъективных детерминирующих факторов. Не последнее место среди них занимает, на наш взгляд, как отсутствие действенной государственной молодежной политики, так и отсутствие целенаправленной систематической психологической и социально-педагогической работы среди молодежи по духовно-нравственному, всестороннему развитию личности, ее социализации и инкультурации.
Термин «социализация» (от лат. - общественный) был, как известно, впервые употреблен американским социологом Ф.Гиддингсом в работе «Теория социализации» еще в 1887г. Однако в широкий научный оборот это понятие вошло в 40-50 гг. XX века, благодаря исследованиям американских психологов и социологов - Дж.Долларда, П.Миллера, В.Уолтера и др. [32,с 25].
В современной науке отсутствует единый концептуальный подход к сущности социализации, хотя существует значительное число различных дефиниций и интерпретаций этого термина, как в отечественной, так и зарубежной научно-исследовательской литературе. Так, например, в необихевиоризме социализация рассматривается как социальное наущение, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации «Я -концепции», в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия и др.
Согласно утверждению известного отечественного психолога -Г.М. Андреевой, высказанном ею еще в конце XX века, в первом учебнике в стране по социальной психологии», термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, « не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки». Зачастую термин «социализация» рассматривается как синоним - «воспитания» и «развития личности» [2,с 334-335].
В целом социализация представляет собой сложный многогранный социально-исторический феномен, вобравший в себя как социально контролируемые целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и спонтанные воздействия, носящие случайный, а не закономерный характер, воздействия, в результате которых, собственно, и происходит приобщение индивида к культуре.
В то же время именно социализация детей и молодежи во все этапы развития общества является не только определяющим средством в социально-психологическом и культурном взаимодействии между разными поколениями людей в социуме, но и важнейшим детерминирующим фактором развития личности.
В современной науке принято, социализацию связывать, как известно, не только с детским и юношеским возрастом, как это было прежде, но рас­сматривать ее как сложный процесс взаимодействия индивида с обществом на протяжении всей его жизни с момента рождения.
Одним из первых данную точку зрения на социализацию личности, как непрекращающийся процесс в течение всей жизни, высказал известный американский психолог Эрик Эриксон в работах «Детство и общество» и «Идентичность: юность и кризис», которые были впервые переведены на русский язык в 1996г. и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие психологической концепции социализации личности. В частности, ученый правомерно подчеркивал особо важную роль именно социально-культурной среды, которая только во взаимодействии с психобиологическими факторами и определяет становление личности, ее социализацию [12,с 54].
Согласно Эриксону, социализация охватывает весь жизненный цикл индивида и включает восемь стадий: от детства до старости, каждая из которых отличается формированием у индивида альтернативных черт характера и определяет особенности его адаптации к определенным нормам и ценностям.
Вместе с тем, на каждой из этих стадий индивид сталкивается с ситуациями, воспринимаемыми как «кризис» личности». По мнению американского психолога, это «кризис идентичности», стимулирующий следующий этап социализации, или новую идентичность, т.е. новую «непрерывность самопереживания», которая складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия - «социальной интеракции» [43,с 115].
Показательно, что в отечественной практике социальной работы принято рассматривать социализацию личности прежде всего сквозь призму ее адаптации и интеграции в общество посредством усвоения ею социального опыта, ценностей, норм, идеалов, оценок, знаний, присущих данному обществу, социальным группам, индивидам, в его временной, региональной, культурно-национальной бытности.
Соответственно, различают несколько стадий социализации:
- ранняя (от рождения до поступления в школу);
- обучение (с момента поступления в школу до получения общего и профессионального образования);
- социальная зрелость;
- завершение жизненного цикла (с момента прекращения трудовой деятельности) [3,с 107].
Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - социально-значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя, лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения [3,с 77].
Примером такого поведения может служить массовое распространение алкоголизма среди молодежи [3,с 34].
Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:
- ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.
- не более трёх раз в неделю - 67% мужчин и 46% женщин.
- не более трёх раз в месяц - 33% мужчин и 46% женщин. Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с неформальными молодежными организациями, также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь -нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев.
Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое [4,с 52]. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия [5,с 109].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное настоящее остается в замкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемыми веками ценностями, традициями возникает, растет, оформляется как культ повседневности, обыденности, мещанства. Социализация современного российского общества - это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни - наконец - в настоящем, т.е. -существовать на базе вакуума. Социализация - процесс с отложенным эффектом. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым - он отложен же не на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.
Рассматривая социализацию молодежи, как социально-психологическую проблему, необходимо учитывать не только социальную обусловленность личности, но и то, каким образом, прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влиянии (через какую из систем ее деятельности), и с другой стороны, каким образом в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально- культурных.
Социально- психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах. Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать - конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социально-политических ориентиров и норм.
Таким образом, применительно к проблеме социализации молодежи, особо подчеркнем значение социализации как социально-психологической проблемы в воспитании и развитии личности. Соответственно, отметим, возрастающую роль и значение всех уровней и форм социализации личности, а также необходимость дальнейшего развития психосоциальных и социальных технологий, по своевременной диагностике, профилактике и психокоррекции асоциального поведения, преодоление процесса десоциализации молодежи с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных и психолого-педагогических мер воздействия.


1.2. Организационные основы социальной работы с молодежью
по профилактике девиантного поведения
Девиантное или отклоняющееся поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [21,с 77]. Другими словами, это нарушение поведения не обусловлено нервно-психическими заболеваниями. А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, исходя из социально-психологических критериев, выделяет четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: анти дисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), деликвентные (противоправные) и аутогрессивные.
В.Н. Кудрявцева и др. по признаку целевой направленности и мотивам все виды отклоняющегося поведения делит на три группы [7,с 45]:
- Отклонения корыстной ориентации. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную или имущественную выгоду (кражи, хищения);
- Отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку;
- Отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива (злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение и др.).
В.В. Ковалев выделяет три основных типа:
- социально-психологический (антидисциплинарное, антисоциальное, противоправное поведение);
- клинико-психопатологический (непатологические и патологические формы нарушения поведения);
- личностно-динамический (реакции, состояния и т.п.) [35, с 10].
Л.М. Зюбин выделяет два вида отклоняющегося поведения [28, с 23-24]:отклонения в поведении, которые свойственны совершенно нормальным и не нарушающим порядка учащимся. Это могут быть отклонения от возрастной нормы или какие-то странности в поведении, нарушение социальных норм, не являющихся правонарушениями. К ним относятся проявления отрицательных черт характера (жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость и т.д.)
Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности.
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные отклоняющиеся формы поведения с целью их минимизации.
Основные механизмы социального контроля над подростками с девиантиным поведением:
-собственно контроль, осуществляемый из вне, в том числе путем наказаний и иных санкций;
-внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;
-косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
«Контроль», основанный на широкой доступности, разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:
- замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными;
- направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле;
- легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков);
- создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической;
- реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;
- либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности;
- безусловная отмена смертной казни.
Мощным профилактическим средством против бродяжничества, пьянства и наркомании являются физическая культура и спорт, кружки технического творчества, досуговая и трудовая деятельность.
Как показывает опыт, среди всех существующих подходов к организации профилактической деятельности, является подход с целевой установкой на утверждение позитивной жизнедеятельности. Этот подход включает действия, направленные на:
- повышение рейтинга профессиональных ценностей и деловой карьеры;
- планомерное утверждение социально-защитной функции внеучебной работы с подростками;
- формирование привлекательного имиджа здорового образа и валеологической культуры подростка, развитие коммуникативных навыков и эмоционального опыта;
- создание благоприятных и привлекательных для подростков и молодежи форм досуга;
- формирование положительной самооценки, целеустремленности, гражданской ответственности, самоуважения и эмпатии через создание среды совместной деятельности студентов и педагогов, администрации и руководства учреждения;
- поддержку школьного самоуправления, самозанятости подростков.
В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества. Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:
- Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии;
- Создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации.
- Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общества) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и др. можно выделить следующие зависимости:
Чем более высокий уровень (по степени общества) социальных норм нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность - естественные права человека.
Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на ненормальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.)
Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.
Подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе -семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:
- психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);
- психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация)[5, с 32].
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим. Условиями успешности коррекцией ной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированное, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.
Существуют разные формы профилактической социальной работы.
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подрост........


Литература
1. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров - М.:Академия, 2004-312 с.
2. Алексеева, Л. С., Плотник, М. М., Спиваковская, А. С., Ширииский, В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Вып. 1. /Л.С. Алексеева, ММ. Плотник и др. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005 - 40с.
3. Анзорг, Линда. Дети и семейный конфликт / Л. Анзорг - М.: Просвещение, 2004 - 283 с.
4. Арнаутова, Е.П., Иванова, Е.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Научный редактор В.М. Иванова. / Е.П. Арнаутова, Е.М. Иванова - М.: ВЛАДОС, 2003 - 3 18 с.
5. Баярд, Д., Баярд, Р. Ваш беспокойный подросток. / Д. Баярд, Р. Баярд -М.: Педагогика, 2002 - 118 с.
6. Бандура, А. Уолтере, Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере -М.: 2009.-512с.
7. Баранова, Е.Ю. Роль семьи в развитии подростка / Е.Ю. Баранова // Материалы конференции молодых ученых АГПИ - Арзамас: 2000 - 35 - 38 с.
8. Бестужев-Лада, И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением / И.В. Бестужев-Лада - М.: Просвещение, 2002- - 286 с.
9. Божович, Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина - М.: Академия, 2009 - 2.18 с.
10. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов - М.: Просвещение, 2008-234 с.
11. В мире подростка./ Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Просвещение, 2003 -352 с
.12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо и др. - М.:Академия, 2002 - 462 с.
13. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные-родители? / Е.М. Волкова -М.: Гардарики, 2002- 148с.
14. Вроно, Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. Наблюдения детского психиатра / Е.М. Вроно - М.: Академия, 2007-92 с.
15. Выготский, Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности. - М.: 2003. 386 с.
16. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка: Размышления о развитии и воспитании ребенка / В.И. Гарбузов - М.: АСТ, 2006 - 329 с.
17. Гиппенрейтер, 1О.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер -М: Масс Медиа, 2005 - 148 с.
18. Голод, С.И. Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект) / С.И. Голод - М.: Высшая школа, 2000 -38 с.
19. Голомшток, А.Е. Профориентационная работа в школе / А.Е. Голомшток - Калуга.: МИР, 2008 - 68 с.
20. Гордон, Л. Время, отданное детям (Проблемы семейной педагогики) / Л. Гордон // Семьи и школа. 2009. № 9. -28 - 32 с.
21. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников - М.: Книжный мир, 2001 -516с.
22. Давыдова, Э. I [оговори со мной на моем языке (К вопросу взаимоотношений взрослого и ребенка) / Э. Давыдова // Семья и школа. 2007. № 10.С.164.
23. Дольто, Ф. На стороне подростка / Ф. Долъто - СПб.: Питер, 2003 - 238 с.
24. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров - М.: Просвещение, 2000 - 432с.
25. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева - 2-е изд., М.: ВЛАДОС, 2005 - 318 с.
26. Заслуженюк, В.С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей./ В.С. Заслуженюк - М: Наука и Образование, 2006 - 128 с.
27. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений/ Елена Валерьевна Змановская. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Издательский центр «Академия», 2006 - 288с.
28. Иващенко Г.М., Плотник М.М., Ширинский В.Н. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков. Серия «Социальная помощь семье и детям». -Вып. 2, М. - 2004. -с. 250.
29. Кевля, Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Ф.И. Кевля // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008- 4653 с.
30. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 -304с.
31. Кодзаева, Л. Семья - начало всех начал: проблемы семейного воспитания./ Л. Кодзаева // Детская литература. 2000. № 4.33 - 37 с.
32. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников /Д.В. Колесов - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2004 - 164 с.
33. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон - М.: Педагогика, 2008 - 218 с.
34. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. - Минск: Беларусь, 2008.-204с.
35. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов - М.: Педагогика, 2002 - 218 с.
36. Кочетов, А. И., Верницкая, Н. Н. Работа € трудными детьми: Кн. Для учителя / А.И. Кочетов, И.Н. Верницкая - М.: Просвещение, 2006 - 198 с.
37. Краковский, А.П. О подростках / А.П. Краковский - М: Наука и Образование, 2000 - 227 с.
38. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам: Обобщенный педагогический опыт./ Г.В. Куковякин - Тверь.: Восход, 2000-382с.
39. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение/ П.Ф. лесгафт-М.: Академия, 2001.163 с.
40. Ласточкина, В. А., Якужева, А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений/ В.А. Ласточкина, А.Н. Якужева - М.: Наука и Образование, 2005.3 12 с.
41. Макеева, А. Г. Лысенко, И. А. Долго ли до беды? Пед. Профилактика детского наркотизма / А.Г. Макеева, И.А. Лысенко - М.: Инка-Пресс, 2000.157с.
42. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова - М.: Просвещение, 2004.285 с.
43. Маркуша, А. Прислушиваясь к детям (О воспитании в семье) / А. Маркуша // Наука и жизнь. 2008. № 12.С. 12-15
44. Мацковский, М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики / М.С. Мацковский - М.: Альянс - книга, 2003.263 с.
45. Морозова, О.В. Педагогика семьи: Учебное пособие / О.В. Морозова -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.492 с,
46. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Книга для учащихся /А.В. Мудрик - М.: Просвещение, 2000.318 с.
47. Настольная книга социального педагога/, Отв. ред. Г. С. Чеснокова. Новосибирск, 2000с.
48. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 568с.
49. Патронг, Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся / Д.П. Патрон г // Сов. Педагогика. - 2000. -№ 5.309 с.
50. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. петровский - М.: Педагогика, 2001.298 с.
51. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт - М.: АСТ, 2004.324 с.
52. Сатир, В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному развитию / В. САтир - М.; Академия, 2003.262 с.
53. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир - М.: Педагогика-Пресс, 2002.397с.
54. Семья и формирование личности, // Под ред. Бодалева А.А. М.: Мысль, 2007.391 с.
55. Сидоров, П. И., Митюхляев, А. В. Ранний алкоголизм / П.И. Сидоров, А.В. Митюхляев - Архангельск: Изд. АГМД, 2009.306с.
56. Славина, Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать / Л.С. Славина - М.: Просвещение, 2006.279с.
57. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид - М: Академия, 2008.225 с.
58. Социальная конфликтология./ Под ред. А.В. Морозова. - М., Издательский центр «Академия», 2006.405 с.
59. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская - М.: Просвещение, 2006.128 с.
60. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИИФРА-М, 2001. - 400с.
61. Формирование личности старшеклассника./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2009.365 с.
62. Шульга, Т. И., Олиференко, Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. Рекомендации специалистов / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко - М,: Благотворительный фонд «Слово» - ООО «Симе», 2009.20с.
63. Щульга, Т. И., Олиференко, Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков / Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко - М.: Благотворительный фонд «Слово» - ООО «Симе», 2009.35с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.