На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91297


Наименование:


Диплом Семья как объект социальной работы.Государственная семейная политика как основа социальной работы

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Социология. Добавлен: 5.10.2015. Сдан: 2014. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………1
1. Семья как объект социальной защиты населения……………..…………3
1.1 Типология современной семьи…………………………………3
1.2 Проблемы современной семьи……………………..…………..6
1.3 Социально-психологическое направление работы с семьей…………………………………………………………...11
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы……………………………………………………………………..19
1.1 История семейной политики…………………………………19
1.2 Цели и принципы государственной семейной политики…..22
1.3 Нормативно-правовые основы семейной политики в России…………………………………………………………...26
1.4 Государственная политика по направлению возрождению ценности семьи…………………………………...…………….32
Заключение……………………………………………………………………….44
Судебная практика
Список нормативных правовых актов и использованной литературы
Приложение


Введение
Общеизвестны особая роль и место семьи в обществе. В семье человеческая индивидуальность присоединяет­ся к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра­щаются в личностные характеристики, формируют даль­нейшие жизненные поступки и поведение. Семье принад­лежат монопольные права и обязанности на приобще­ние своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.

В то же время каждая семья создает собственную куль­турную среду в рамках общей культуры определенного на­рода, конфессии, государства. Семья придает своим чле­нам, причем не только новорожденным, но и тем, кто, всту­пив в брак, вливается в нее, известное своеобразие.

Семьей также называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осущест­вляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные от­ношения, деторождение и первичная социализация детей, значитель­ная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслу­живания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого воз­раста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что положение семьи в Российской Федерации в современ­ных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сейчас уже полностью стали нормой такие понятия как гражданский брак и неполная семья. Многие люди отказались не только от брака, но и от создания семьи, говоря о том, что сейчас важнее карьера и деньги. Именно поэтому вопрос о решении проблем семьи является актуальным на сегодняшний день в теории и практике социальной работы.
Тема исследования - семья как объект социально-психологической деятельности.
Объектом исследования является семья как социальный институт.
Предметом исследования является социально-психологическая деятельность по поддержке семьи.
Цель - выявить основные проблемы семьи, найти способы их решения.
Исходя из цели исследования можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие семьи, их классификацию.
2. Выявить проблемы современной семьи, их причины.
3. Изучить основные социально-психологические методы работы с семьей.
4. Изучить государственную политику и нормативно-правовую базу в области работы с семьей.
5. Исследовать политику Нижегородской области по возрождению ценности семьи.


1. Семья как объект социальной защиты населения
1.1. Типология современной семьи.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. Семья есть основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья - это не только супружеские связи, уходящие вглубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, т.е. отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, государства. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру.
Семья- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.1
В семье реализуются основные потребности человека, реализуются важные общественные функции.
1. Репродуктивная функция семьи - основная функция воспроизводства потомства.
2. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с

1. Социология семьи./ под редакцией Зритнева Б.И.- М., 2011 год, стр. 17
детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.) и содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
3. Функция духовного общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Эта функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
4. Функция первичного социального контроля состоит в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевания и т. д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
5. Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
6. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психологического здоровья. Именно эта функция имеет большое значение в современной семье.
В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Приведем классификацию типов семей, данную В.С. Торохтием. В.С. Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим основаниям.1 (см. Приложение 1)
Отдельным типом выделены в научной литературе благополучная и неблагополучная семья.
Можно сказать, что каждая из категорий семей характеризуется протекающим в ней социально-психологическим явлением и процессом, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

1. Психологическое здоровье семьи/ под редакцией В.С. Торохтия, О.Г. Прохорова- М.: Каро, 2010 год, стр. 38
1.2. Проблемы современной семьи
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отноше­ний, весьма разнообразны. Их можно разделить на несколько групп:
? Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивен­ческой нагрузки на одного работающего члена семьи (мно­годетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чер­той бедности.
? Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция.
? Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
? Медицинские: хрониче­ские инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.1
Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.
Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

1. Социология семьи./ под редакцией Зритнева Б.И.- М., 2011 год, стр. 61
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни мож­но считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизнен­ного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде че­ловек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых стра­нах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования.
Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ­ной помощи обусловлены ее типом.
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем непол­ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социаль­но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Многодетные семьи в настоящее время устойчиво со­ставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а слу­чайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состоя­ния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную про­блему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких се­мей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические труд­ности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятель­ности. Внедрению программ, направленных на приспособле­ние общества к потребностям и возможностям инвалидов, пре­пятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение - одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не толь­ко способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития.1
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ог­раничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают доб­ровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологи­ей в специализированный интернат. Подобное решение, разуме­ется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспи­танием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказы­вающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает выну­ждена оставить работу или перейти на другую работу, более сво­бодную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую.
1. Социология семьи./ под редакцией Зритнева Б.И.- М., 2011 год, стр.90


Количество разводов в таких семьях намного выше - отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи.
Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реаби­литирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудо­вом самообеспечении.
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социаль­ного или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата зара­ботной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.
Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер­ные для любых семей, однако у них есть и специфические трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара­ботка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла­чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер­жания ребенка. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не­редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка­ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су­ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш­него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимо­сти жизни, тем более от специфических потребностей существо­вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Все это нередко приводит к тому, что се­мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст­вия.
Семейные проблемы не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Специалисты в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества.1 По мере улучшения социальной ситуа­ции в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на зад­ний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стаби­лизации семейных отношений займут первое место.


1. Социология семьи./ под редакцией Зритнева Б.И.- М., 2011 год, стр. 131
1.3. Социально-психологическое направление работы с семьей.
Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы, проводимой с различными группами населения. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.
Использование познанных закономерностей на практике осуществляются с помощью разветвленной системы принципов и методов социальной работы.
В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг.
Одно из центральных мест в характеристике механизма социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые наряду с закономерностями создают научную основу социальной защите и поддержке семьи.
Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй - это основополагающие и........


Список нормативных правовых актов и использованной литературы
Нормативные акты:
2. Конституция РФ.
3. Семейный Кодекс РФ.
4. Трудовой кодекс РФ.
5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ .
8. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
9. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р.
10. Региональная программа «Социальный навигатор», утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.06.2013 N 362.
11. Региональная программа «Бесстрашное детство», утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 16.02.2011 № 97.


Литература:
2. Государственная семейная политика и ее особенности в России/ под редакцией Артюхова А.В. // Социс. - 2011 год
3. Социология семьи./ под редакцией Зритнева Б.И.- М., 2011 год
4. Социальная педагогика/ учебник для бакалавров, под редакцией Мардахаева Л.В.- М.: Юрайт, 2013 год
5. Психологическое здоровье семьи/ под редакцией В.С. Торохтия, О.Г. Прохорова- М.: Каро, 2010 год

Интернет-ресурсы:
1. СПС «Консультант-плюс».
2. < -> сайт Министерства социальной политики Нижегородской области.
3. < -> Федеральная служба государственной статистики.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.