На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91348


Наименование:


Диплом Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 6.10.2015. Сдан: 2011. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения коммуникативного стресса
1.1.Особенности коммуникативного стресса
1.2.Психофизиологические особенности подросткового возраста…
1.3.Преодоление коммуникативного стресса в подростковом возрасте

ГЛАВА 2.Диагностика уровня коммуникативного стресса в подростковом возрасте.................................................................................................................
2.1. Описание базы исследования…………………………………………………
2.2.Описание методов исследования……………………………………………...
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………………

ГЛАВА 3.Экспериментальная работа по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте………………………………………………….
3.1.Пояснительная записка……………...…………………………………………
3.2.Описание хода реализации программы……………………………………….
3.3.Анализ эффективности программы…………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ВВЕДЕНИЕ
Для развития человека важен каждый возраст и все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход, от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. И влияние стрессовых ситуаций в подростковом возрасте неизбежно.
В подростковом возрасте формируются новые способы адаптации, на базе коммуникативных ресурсов личности, поскольку потребность в общении достигает своего наивысшего уровня. Вместе с тем, по данным психологических исследований, подростки часто не могут наладить успешное общение не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Большинство из них проявляет некритичное отношение к самим себе как субъектам общения. Подростки не всегда умеют выслушать и понять другого, сформулировать и отстоять свою точку зрения. Ориентируясь в общении на удовлетворение своих потребностей в понимании и признании, подростки не всегда умеют адекватно эмоционально выразить себя.
В начале любой встречи подростка происходит самопрезентация, он мобилизуется, изменяя позу и демонстрируя свой желательный статус. Даже непроизвольно реагируя на случайных прохожих, происходит процесс формирования коммуникативного стресса. А именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса - стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой стороны - многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.
Все выше сказанное позволило сформулировать тему исследования: особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
Объектом исследования является: коммуникативный стресс.
Предметом исследования является: преодоление коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Выявить особенности коммуникативного стресса.
2. Раскрыть психофизиологические особенности подросткового возраста.
3. Рассмотреть способы преодоления коммуникативного стресса.
4. Выявить способы преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
5. Разработать и реализовать программу по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
Проблема данного исследования отражает противоречия между необходимостью помощи подросткам в преодолении коммуникативного стресса и недостаточной сформированностью у них коммуникативных умений и навыков.
Методологической основой исследования являются личносто-ориентированный, деятельностный, системный подходы для разработки и реализации мероприятий по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте. Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические ( анализ основных понятий, психолого-педагогическая литература по теме исследования), эмпирические ( беседа с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, проведение диагностических методик).


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативного стресса.
1.1 Особенности коммуникативного стресса
Проблема стресса в последние десятилетия становится одной из актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века, до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, существуют противоречия, сложности в определениях и понятиях.[24;112]
Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложно й и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, социологии, медицины и других наук. [17;19].
Не смотря на то, что по проблеме стресса выполнено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной , а это понятие часто используется без четкого определения. Основные вопросы возникающие при изучении и обсуждении сущности психологического стресса, обуславливаются отсутствием общей, единой теорией о природе самого стресса и его вредных воздействий на человека. В тоже время следует отметить, что проблема стресса как предмет научных исследований с той или иной степенью глубины рассматривалась в самых различных аспектах многими учеными, которыми изучались вопросы причинности возникновения и детерминации развития стресса, его симптомокомплекса, индивидуально-психологических особенностей проявления, методов измерения, приемов предупреждения и ликвидации его последствий. (В.А. Бодров [10;34]).
Понятие стресса ввел канадский ученый Ганс Селье. Он дает следующее определение стресса - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [21;63]
Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.[22;48]
Стресс (англ.- давление, нажим, напряжение) - это психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудовых, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменившиеся условия среды. [22;49]
В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях:
- во-первых, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие
- во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутренне психическое состояние напряженности и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем а также вызывать психические напряжения;
- в-третьих, понятие стресс определяет, любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще всего употребляется термин «стресс-фактор»;[15;131]
Понятие «стресс-фактор» (стрессор) - традиционно для различных концепций стресса и определяется как причина, вызывающая состояние стресса. Без понимания специфики стресс-фокторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией - конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре или экзамене, либо это выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности.[15;146]
Стресс-факторы можно условно разделить на две большие группы - объективные, под которыми подразумевается объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения.[17;48]
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных - в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощения энергетических ресурсов. [20;86]
Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации. [21;42]
Дж. Эверил считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие адекватной, в данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциональных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».
В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты N. H. Rizvi отметил следующее:
1. Иногда это состояние относится к состоянию беспокойства в организме, которое он стремиться утратить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких как тревожность, или аверсивных мотиваций, слабой боли или диссонанса.
2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Также защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении. Которое ведет к принятию мер по избеганию агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация. [16;44].
В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и « психологический стресс», введенных известным исследователем стресса Р. Лазарусом.
1. Физиологический стресс ( исходя из концепции «общего адаптационного синдрома Г. Селье) - состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п.
2. Психологический стресс - состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс- факторов ( информационной перегрузке, ситуации обиды, угрозы, неопределенности т п.).
Г. Селье выделил три этапа в развитии стресса:
- Тревога (фазы шока и противошока).
- Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров).
- Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). [21;41]
Обобщение теоретико-эксперементальных данных изучения проблемы стресса, нашло отражение в разработке ряда его концепций, в создании теорий и моделей, объясняющих механизмы зарождения, развития и последствий стресса. [10;66]
Биологические теории и модели стресса
1. «Общий адаптационный синдром»
2. Генетически-конституциональная теория.
3. Модель предрасположенности к стрессу - эта модель основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакции напряжения. [10;20]
Физиолого-психологические теории и модели стресса.
1. Психодинамическая модель: теория обучения.
2. Психосоматико- психоаналитическая модель.
3. Модель H.G. Wolff - автор предпринял исследования стресса, рассматривая его как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы. [10;24]

Психологические теории и модели стресса
1. Когнитивная теория стресса (Р. Лазарус)
2. Ресурсная модель психологического стресса
3. Междисциплинарная модель стресса [10;25]
Социальные (социально-психологические) теории и модели стресса.
1. Модель D. Mechanik - он определяет стресс как « дискомфортные реакции индивида в особых ситуациях». Центральным элементом в модели является понятие и механизмы адаптации, которая определена им как способ, которым индивид борется с ситуацией со своими чувствами, связанными этой ситуацией.
2. Модель B.P. Dohrenwend - в данной модели стресс определяется как состояние развивающееся между предшествующей напряженностью и последующими попытками снизить напряженность. Поэтому стресс рассматривается автором как результат любого поведения в ответ на давление, независимо от того, какое это поведение - адаптивное или не адаптивное. [10;32]
Общие теории и модели стресса
1. Системная модель стресса - альтернативой этим теориям является системная теория, которая отражает понимание процессов управления на уровне системной саморегуляции. Общая системная теория рассматривает процессы динамического взаимодействия ее компонентов в многовариантных связях.
2. Интегративная модель стресса - возникновение проблемы сопровождается напряжением функций организма. Если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже растет - развивается стресс. [10;35]
Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо сторону многогранной проблемы.[10;39]
Если рассмотреть биологические и психологические теории и модели стресса, то можно увидеть, что стресс возникает под воздействием на человека внешних факторов среды, стимулов, которые в свою очередь в свою очередь вызывают определенную реакцию у организма человека.
Анализируя различные психологические исследования, можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в области изучения стресса. Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса.
Например определение психологического стресса можно с полным правом отнести к коммуникативному стрессу.
Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее общее или разделяемое всеми. В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. [14;453]
В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения - обмена информацией, коммуникативный стресс - сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (вос........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А. А. « Личность и общение»: Избранные труды. М, 1983
2. Добрович А. Б. « Воспитателю о психологии и психогигиене общения», М. Просвещение, 1967.
3. Зимняя И. А. «Педагогическая психология». Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997
4. Мудрик А. В. « Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1984
5. Давыдов В. В. « Психологический словарь». - М., Педагогика. 1983.
6. Мухина В. С. « Возрастная психология. - М., Академия, 2000.
7. Попова Л. М. Стресс жизни. [Текст] : понять, противостоять и управлять им / [ сост.: Л. М. Попова, Соколов И. В. ]. - Санкт-Петербург: Лейла. 1994.- 381, [1]с.: ил.; 20см.
8. Субботина Л. Ю. Стресс / Л. Ю. Субботина, Худож. А. А. Селиванов. В. Н. Куров. - Ярославль: Акад Холдинг, 2001. - 126с.
9. Полякова О. Н. Стресс [Текст]: причины, последствия, преодоление / О. Н. Полякова; под ред. А. С. Батуева. - Санкт - Петербург: Речь, 2008. -140, с.
10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.
11. Реан. А. А. Психологическая адаптация личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб., 2006.
12. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.
13. Перрет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.
14. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Ю. Л. Неймера - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 780 с.
15. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва, 1993. - 151 с.
16. Эмоциональный стресс / Под ред. Л Леви. - Л., 1970.
17. Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М., 1975.
18. Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис…д-ра психол. Наук. - М., 1993.
19. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб: Питер, 2006. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
20. Маклаков А.Г. - «Общая психология», СПБ, 2003 г.- с.138.
21. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. - Москва: ЧеРо, 2002 г., с. 63.
22. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.372.
23. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «.Педагогическое общество России: Москва, 2004 г.С.19
24. Р.А. Тигранян «Стресс и его значение для организма» [112].
25. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.