На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91356


Наименование:


Курсовик Психологические основы самореализации учителя в педагогической деятельности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 6.10.2015. Сдан: 2015. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….5
1.1. Сущность понятия «самореализация учителя в педагогической деятельности»…………………………………………………………………..5
1.2. Проблема самореализации личности в психологии…………………..7
1.3. Особенности педагогической деятельности для самореализации учителя…………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..17
2.1. Организация и методы исследования………………………………….17
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..26


ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, стремящийся к саморазвитию, самореализации, на первое место встаёт вопрос об индивидуализации, гуманизации, вариативности учебно-воспитательного процесса. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь одной из приоритетных задач является обеспечение полноценной самореализации будущего педагога.
В психолого-педагогической литературе понятие самореализации получило многоаспектное рассмотрение в трудах Е.А. Александрова, Р. Ассаджоли, А.М. Богомолов, Б.С. Гершунский, Л.А. Коростылева, А.Г. Портнова, Г. Селевко, В.В. Сериков, Д.И. Фельдштейн. И в самом общем виде определяется как поисковая активность личности, использование возможностей развития Я, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения через включение в расширяющийся круг социальных контактов и типов деятельности посредством собственных усилий, сотворчества с другими людьми. Процесс самореализации учителя осуществляется в рамках среды, воспитательный потенциал которой определяется формулой: субъект - среда - субъект, где учитель и ученик являются активными субъектами построения и освоения сложной и открытой, неравновесной воспитательно-образовательной системы. При этом, учитывая изначальную определённость среды, предполагается возможность её дальнейшего формирования и совершенствования.
Ранее, в советской общественной системе, проблема самореализации игнорировалась. Активность личности была регламентирована, и большинство подчинялось заданным нормам и правилам. Существовали обязательные, канонизированные формы самореализации личности, в основе которых лежала система идеалов и ценностей, дающая ответы на все духовные и мировоззренческие вопросы. Такая жесткая канонизированная форма самореализации избавляла личность от тревоги в ходе поиска своего места в жизни и обеспечивала иллюзорную защищенность.
За изменениями в обществе последовал совершенно иной социальный запрос - на принятие человеком самостоятельных, индивидуально выверенных решений с учётом социальных ценностей и интересов, что создало предпосылки для подлинной самореализации, основным признаком которой является альтернативность, возможность выбора. Вместе с тем современная ситуация характеризуется социальной нестабильностью, обострением межнациональных отношений, утратой духовной ориентации, что затрудняет процесс определения жизненного пути, поиска предназначения человека.
В этих условиях возрастает роль школы, её задачей является помощь учителю в определении индивидуальной траектории саморазвития, осуществлении жизненных планов.
Целью курсового исследования является обоснование особенностей самореализации учителя в педагогической деятельности.
Объект курсового исследования процесс самореализации учителя в педагогической деятельности.
Предмет исследования - понятие и структура самореализации учителя в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы самореализации учителя в педагогической деятельности;
2. Выявить особенности педагогической деятельности для самореализации учителя;
3. Описать диагностическую методику измерения уровня самоактуализации личности (САМОАЛ);
3. Анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой курсового исследования являются: основные положения культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, концепция личности как активного субъекта жизни и деятельности С.Л. Рубинштейна, четырёхкомпонентная структура общения С.Л. Братченко, принципы гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, типологический метод и метод отдельных случаев (case-method), наблюдение, двустороннее оценивание, включающее сочетание оценок и самооценок, беседа, тестирование, анкетирование, математико-статистическая обработка данных, применялись также корреляционный, кластерный и факторный виды анализа.
База исследования включала 43 преподавателя ОШ №14 г. Мозыря в возрасте от 21 до 67 лет.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность понятия «самореализация учителя
в педагогической деятельности»

Самореализация - неотъемлемый атрибут развития личности взрослого человека, раскрытия и осуществления его потенциала.
Проблема самореализации личности рассматривалась с древнейших времён разными мыслителями: Аристотелем, Платоном, представителями восточной и западной культуры. Для античной культуры характерно «телесное» представление о личности, а самореализация подменялась реализацией, зависимостью от внешних условий. Позже в средневековой восточной традиции проводится идея самореализации в понимании стремления к «просветлению» и «всезнанию». В эпоху Возрождения самореализация основана на том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинстве своих обязанностей. Имеет место факт самообретения и самоосуществления. В более поздний период встречаются отдельные упоминания о самореализации, чаще всего в ряде исследований религиозной и философской проблематики [2,с.63].
В философии «самореализация» как центральное понятие начинает рассматриваться в конце 1970-х - начале 1980-х годов и определяется как раскрытие в деятельности человека его сущностных сил. В более поздних работах описываются различные варианты самореализации.
Предполагается либо отрицание возможности самореализации, признание влияния микро - и макроуровня, контролирующих и направляющих деятельность человека, либо убеждение в том, что самореализация существует всегда, человек здесь рассматривается как хозяин своей жизни и осознаёт свою ценность и достигает своих целей. Наиболее близкими к понятию «самореализация» являются термины, отражающие содержание разных сторон этого процесса:
• «самоактуализация», которое включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно;
• «самоосуществление» встречается в зарубежных психологических и философских словарях, чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности;
• «самоопределение» - осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений, достижение высокого уровня развития личности, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.
• «социализация» - процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой;
• «саморазвитие» - сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление человека сохранить в неизменности собственную Я-самость [3,с.92].
Анализ литературных источников показал, что изначально проблема самореализации личности являлась междисциплинарной, имеющей философские корни. Понятие самореализации (чаще самоактуализации) используется в работах зарубежных психологов гуманистического направления. К. Роджерс отстаивает тезис о положительной природе человека и возможности его самоактуализации. По мнению Э.Фромма, самореализация имеет социально детерминированный характер, присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности. А. Маслоу отмечает, что человек обладает врожденными потребностями, способностями. Некоторые из них индивидуально уникальны. А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. В зарубежных психологических теориях самореализация (самоактуализация) понимается как врожденное свойство человека.
В психолого-педагогической литературе встречаются упоминания термина «самореализация», базирующегося на философских подходах, в статьях Б.Д. Парыгина, посвященных научно-техническому прогрессу и самореализации личности (Парыгин Б.Д., Лисовская Е.Б.), а также в работах других авторов. Представление о самореализации как реализации человеком своего потенциала, хотя непосредственно не рассматривалось, но подспудно существовало в психологической литературе достаточно давно.
В.Н. Мясищев, подчеркивая, что понятие потенциала является одним из ключевых в психологии, отмечал, что ядро личности составляет система отношений человека к внешнему миру и к самому себе. Рассматривая понятие потенциала, Б.Г.Ананьев включал в него развитие человека как личности и как субъекта деятельности, отмечая, что во взаимосвязях их особенностей, обусловленных природными свойствами индивида, и складывается индивидуальность. По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков [5, с.201].
В настоящее время можно выделить следующие направления, определяющие сущность самореализации педагога:
- эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии;
- профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей;
- рефлексивное управление развитием учащихся.
Н.В. Кузьмина под сущностью педагогической самореализации понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.
Более узкое понимание сущности педагогической самореализации характеризуется большей однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае педагогическая самореализация понимается либо как положительное отношение к педагогической деятельности, либо как склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью.
Таким образом, исторически обусловлено рассмотрение понятия самореализации как врождённого свойства человека, способствующего реализации его потенциала. В рамках социальной обусловленности проблема самореализации становится все более актуальной благодаря возрастающей потребности человека в реализации себя и росту психологических барьеров на этом пути.

1.2. Проблема самореализации личности в психологии

Научное исследование психологических проблем самореализации личности содержит в своей основе знание о психологических детерминантах самореализации. В силу междисциплинарного положения проблемы самореализации в системе наук о человеке взгляд на детерминанты самореализации является многоаспектным.
Человек осуществляет возможности развития посредством приложения собственных усилий в содеятельности и сотворчестве с другими людьми. Иными словами, он реализует себя в различных сферах жизнедеятельности. К основным областям жизнедеятельности относятся, прежде всего, профессиональная сфера в целом (в том числе образовательная) и сфера брачно-семейных отношений (вступление в брак и т. д.) [1,с.203].
На самореализацию личности влияют не столько определенные факторы, сколько целостный образ жизни и, безусловно, стратегии, используемые человеком на различных этапах жизненного пути, поскольку самореализация охватывает весь жизненный путь человека, но особенно интенсивно протекает в молодые и зрелые годы. Так, в молодые годы происходит самоопределение личности в основных сферах жизнедеятельности, прежде всего в профессиональной сфере и личной жизни. Молодой человек осуществляет профессиональный выбор, а также выбор спутника жизни, создает семью. В зрелые годы - наследующем этапе самореализации - происходит адаптация к профессии, профессиональному окружению, дальнейший профессиональный и личностный рост. Нечто подобное имеет место и в сфере личной жизни. При этом индивидуализация протекает наряду с созданием личностью собственной среды развития.
Модель самореализации может быть представлена следующими этапами: самоопределение и выбор, становление, дальнейший рост и развитие. В профессиональной жизни это профессиональное самоопределение, выбор вида и направленности деятельности, становление в избранной профессии, профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. В личной жизни этапы самореализации представляют собой самоопределение и выбор спутника жизни, становление стабильных личностных взаимоотношений, дальнейший личностный рост и развитие супругов. Однако периодически человек сверяет ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этапу [6,с.63].
Раскрытие индивидуальных и личностных возможностей человека предполагает приложение адекватных усилий при условии сбалансированного и гармоничного развития различных аспектов личности. Возникает ряд вопросов. Что представляют собой такие адекватные усилия для личности? В чем заключается психологическая сущность столь необходимого сбалансированного и га........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.