На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91357


Наименование:


Диплом ГАРМОНИЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР НОРМАЛЬНОГО ПРОТЕКАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 06.10.2015. Сдан: 2013. Страниц: 106. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание
Введение
Глава 1. Семейные отношения и их влияние на протекание беременности. 5
1.1. Структура и функции семьи. 5
1.2. Психические травмы семейной этиологии. 10
1.3. Факторы устойчивости семейных отношений. 15
1.4. «Нормальные стрессоры» в жизни семьи и их возможные
последствия. 17
1.5. Влияние семейных отношений на состояние беременной
женщины. 20
Глава 2. Психологическая готовность к материнству и отцовству. 25
2.1. Факторы становления материнства. 25
2.2. Материнское отношение. 27
2.3. Психологическая готовность к материнству. 31
2.4. Образ ребенка и его функции в развитии материнства. 33
2.5. Психологическая готовность к отцовству. 35
Глава 3. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка. 39
3.1. Типы переживания беременности. 39
3.2. Изменение мотивационно потребностной сферы. 43
3.3. Перестройка смысловой сферы. 47
3.4. Изменение внутренней позиции супругов. 51
3.5. Особенности личности при патологическом течении беременности. 52
Глава 4. Экспериментальное исследование влияния семейных отношений на эмоциональную сферу, как фактор нормального протекания беременности. 57
4.1. Планирование и проведение экспериментального исследования. 57
4.2. Методическое обеспечение экспериментального исследования. 60
4.3. Анализ и интерпретация результатов. 62
Глава 5. Коррекционная программа. 75
Заключение. 84
Список литературы. 85
Приложение. 89


Введение.
Рождение ребенка радикально меняет жизнь родителей, особенно, если речь идет о рождении первого ребенка. И эти перемены часто являются иными или более значительными, чем родители могли предположить Нередко они переоценивают свою готовность к лишениям, которых требует младенец. Это происходит с молодыми родителями, которые, еще не успев достаточно насладиться своей независимостью от собственных родителей, уже оказались в новой зависимости от новорожденного. Ребенок заставляет их почувствовать, что их зависимость продолжается, а это в свою очередь может привести к протесту, раздражительности, активному желанию освободиться и в конечном итоге к конфликтам. Раздражительность, ощущение, что тебя используют, сознательные и подсознательные обвинения - все это осложняет атмосферу супружеской жизни.
Известно, что эмоциональная сфера беременной женщины начинает изменяться с самого начала беременности. Именно начиная с момента ( когда женщина узнала, что она скоро станет мамой), узнав, что внутри будет расти и развиваться маленькое существо, она становится самой счастливой будущей мамой. В своей работе мы поставили перед собой цель, чтобы такое эмоциональное состояние, состояние счастья было на протяжении всей беременности, не только у беременной женщины, но и у ее близких, которые будут помогать на протяжении всей беременности. Основная помощь женщине, на протяжении девяти месяцев, конечно же, от родственников и прежде всего от супруга.
Психологическая помощь семье в этот период очень необходима, так как именно психолог поможет молодым родителям привыкнуть к новым ролям (мамы, папы), поможет родителям подготовиться к материнству и отцовству, поможет молодой семье подготовиться к рождению их будущего ребенка.

Глава 1. Семейные отношения и их влияние на протекание беременности.
1.1. Структура и функции семьи.

«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя­зях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяй­ство» (Соловьев Н. Я., 1977).
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией се­мьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повто­ряющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я., 1977). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются инди­видуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении ма­териальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечива­ется восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротиче­ских потребностей членов семьи
Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
Структура семьи - т. е. состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на воп­рос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руко­водство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руковод­ство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это се­мья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей (Белова В. А., 1975).
В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем.
Нарушения структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удов­летворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную на­грузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).
Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных пси­хотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья - например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми (Сальвадор Минухин).
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимо­сти от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделе­ния основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт нали­чия или отсутствия детей в семье и их возраст.
Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориен­тации. А.Н. Обозова (1976) считает, что стабильный брак обусловливается совпа­дением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личност­ных качеств.
Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять по­требности друг друга в личностном, духовном росте.
Среди дисфункциональных семей наиболее частыми проблемами являются:
1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж/жена будут напоминать отца/мать.
2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги, вместо того чтобы советоваться, друг с другом при решении проблем, обращаются за советом к своим родителям.
3. Утрата иллюзий («синдром утопий» - Ледерер и Джексон, 1967). Суп­руги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья не было.
4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? - начинали задумываться супруги. Потому что хотим этого или потому что обязаны?
5.Супружеская измена и угроза развода - один из наиболее частых пово­дов обращения к психотерапевту.
6.Гражданский брак, как попытка избежать ответственности - юриди­ческой, финансовой и т. д. Под влиянием различных общественных органи­заций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устаре­ла, что на смену ей должен прийти гражданский брак или «пробный». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию.
Фазы супружеских отношений:
1. Выбор партнера.
2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоин­ства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и др., которые в начале как бы не замеча­лись, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.
3. Индивидуализация стиля супружеских, отношений. Формирование пра­вил.
В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Много­кратно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся не­достаточно эффективными.
4. Стабильность/изменяемость. В нормально функциони­рующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приоб­ретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотип­ными и монотонными.
5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности про­житыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлин­ным (и желанным, и гармоничным) или случайным.
До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них - адаптация супругов к условиям семей­ной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот пери­од завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется сексуальная взаимная адаптация супругов. Значительные усилия на данной ста­дии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» (Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972). Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном эта­пе развития семьи складываются отношения с родственниками - особенно если молодая семья, как это часто бывает, не имеет собственного жилья.
Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближе­ния точек зрения, ценностных ориентации, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряжен­но. Косвенное отражение сложности этого процесса - количество возникающих, в этот период разводов и их причины. «Немалая часть молодых семей распадает­ся в самом начале совместной жизни. Основные причины этого - неподготов­ленность к супружеской жизни, неудовлетворительные бытовые условия, отсут­ствие собственной жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов» (Дичюс П., 1985).

1.2. Психические травмы семейной этиологии.

Психическая травма - это, прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно обуслов­лено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических про­цессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем лич­ности (Анохин П. К., 1979). Психотравмирующее переживание - это состояние, воздействующее на личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости.
Важнейшей чертой психотравмирующих переживаний является, центральное место в структуре личности, их особая значимость для индивида. «Достаточно взглянуть на любое глубокое пе­реживание человека, чтобы убедиться в том, что в основе переживаний лежат взаимоотношения человека с различными сторонами окружающего, что болез­ненные переживания являются лишь следствием нарушенных взаимоотношений. Потеря места, клевета, измена супруга, смерть ребенка, неудача в достижении цели, уязвленное самолюбие и т. п. являются источником болезненного пережи­вания лишь в том случае, если они занимают центральное или по крайней мере значимое место в системе отношений личности к действительности. Их значи­мость является условием аффективного напряжения и аффективной реакции» (Мясищев В. Н., 1960).
Важное место в учении о психической травме занимает понятие о патоген­ной ситуации - совокупности факторов, непосредственно обусловливающих пси­хотравмирующее переживание. «Патогенная ситуация, в соответствии с точным смыслом слова, представляет то положение, в котором оказывается личность, с ее качествами (преимуществами и недостатками), с сочетанием условий, лиц, с которыми она взаимодействует, со стечением обстоятельств, создающих неразре­шимый клубок внешних и внутренних трудностей» (Мясищев В. Н., 1960).
Патогенная ситуация может возникнуть в самых различных взаимоотноше­ниях индивида: служебных, семейных, учебных и т. д. Семейные отношения, как пра­вило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений (Ушаков Г. К., 1987). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств:
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений лично­сти. Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной, а позднее одной из наиболее важ­ных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени «принимаются близко к сердцу», чем аналогичные собы­тия в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т. д.
2. Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от дру­га. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-эро­тических взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более или менее значительные изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти - у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отно­шению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травмати-зирующим. В семье индивид более доступен воздействию со стороны дру­гих членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно.
Психические травмы семейной этиологии, как и любые другие, могут быть единичными и повторными, короткими и длительными (Канторович Н. В., 1967). В то же время сама длительность семейных отношений создает особенно благо­приятные предпосылки для длительно действующих, закономерно и часто повто­ряющихся психических травм.
Особую значимость при анализе участия семьи в психической травматизации личности имеют случаи устойчивой патогенной си­туации, обусловленной всей совокупностью семейных отношений в се­мье. Индивид воспринимает семейную жизнь в целом как травматизирующую. Травматизирующее переживание становится результатом всех или значительно­го числа семейных обстоятельств. Такой индивид, например, испытывает чувство крайней неудовлетворенности семейной жизнью, и это чувство обусловлено и сексуально-эротической неудовлетворенностью, и отсутствием общих интере­сов в сфере досуга, и неудачами в межличностных отношениях - нехваткой симпатии, уважения и т. д. Такое травматизирующее переживание обладает наи­большей длительностью, устойчивостью и, следовательно, наиболее неблагопри­ятным воздействием.
Обобщение опубликованных данных об участии семьи в этиологии различ­ных нервно-психических расстройств показывает, что среди многочисленных семейно-обусловленных травматизирующих состояний особенно важную роль играют четыре вида: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение; чувство вины.
Патогенная семейная ситуация, обусловливающая возникновение данного пе­реживания, - резкое расхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида. Следствием этой патогенной ситуации является состояние фрустрации, осознаваемой или неосознаваемой. Фрустрация, в соответствии с общепсихологи­ческими закономерностями ее проявлений, порождает многочисленные послед­ствия. Характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния.
В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Показа­тельным при этом является указание на глобальный характер неудовлетворенно­сти - на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям: «Наша семейная жизнь одинаково плоха и днем, и ночью», «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошиблись, нам не бывает хорошо друг с другом. Осознанная неудов­летворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами: к конста­тации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, пря­мые указания на то, что причиной ее является другой супруг. Травматизирующая роль данного семейно-обусловленного состояния связана с конфликтом в семье.
Иначе проявляется плохо осознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом выражается относительная удовлетворенность семейной жизнью: «Жи­вем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Неудовлетворенность же выявляет­ся косвенным путем. Во-первых, через выражение чувств и состояний, гранича­щих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основ­ным мотивом поведения в семье выступает необходимость: «Делаешь то, что нужно», «Живешь так, как нужно», «Приобретаем то, что нужно». Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни.
В ходе опроса супругов нередко оказывается, что, несмотря на удовлетворенность жизнью семьи в целом, они недовольны по отдельности всеми сторонами жизни, о которых спрашивает обследующий их врач или психолог: жильем, здоровьем, успеваемостью и поведением детей, про­ведением свободного времени и т. д. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, которое, уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями. Такой «каплей дегтя» могут послужить взаимо­отношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно, или разногласия по второстепенным вопросам организации семейной жизни. Аналогичную роль играют и крупные, значимые проблемы, которые не могут быть решены в данный момент и постоянно ощущаются как важный фактор неудовлетворенности жизнью семьи. Супруги привыкают к недостаткам друг друга, приспо­сабливаются к определенным трудностям семейной жизни. В случае же «тлеющей неудовлетворенности», напротив, указанная мелкая проблема кристаллизует име­ющуюся неудовлетворенность. По-видимому, в таких ситуациях проявляются и защитные механизмы индивида. Через эту проблему, и особенно через резкое преувеличение ее значимости, индивид получает возможность объяснить себе смутно ощущаемую им неудовлетворенность, на самом деле вызванную сово­купностью семейных взаимоотношений.
Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудов­летворенности», - нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они со­общают о том, что оба (или один из них) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (бе­ременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни).
Особенно наглядно «тлеющая неудовлетворенность» проявляется через эмо­циональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи, а также в ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в по­вторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительности все время был несчастлив («не жил, а существовал») и что он, оказывается, «может быть по-настоящему счаст­лив».
Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся прежде всего семьи - здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы - на производ­ственную деятельность, на родственные, межсоседские отношения и т. п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность инди­вида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытес­няет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе.
Важными составляющими «семейной тревоги» являются также чувство бес­помощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, на­править его в нужное русло. Индивид с семейно-обусдовленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.

1.3. Факторы устойчивости семейных отношений.

Устойчивость, повторяемость есть основа основ семейных взаимоотноше­ний. Она важна в первую очередь психологически: «родной дом» - это, прежде всего место, где все знакомо, и поэтому там можно расслабиться. Семья противо­стоит социальному окружению, изменчивому и нередко полному опасностей. Семья повсеместно ассоциирует­ся с надежной гаванью, приютом.
Устойчивость семейной структуры важна еще и потому, что благодаря ей поведение других членов семьи предсказуемо - каждый в семье знает, как поведут себя остальные в той или иной ситуации, каков будет ответ на те или иные слова и поступки. Благодаря устойчивости семейных отношений каждый может приспособиться к семье, привыкнуть к тем или иным ее особенностям и неудобствам, поэтому именно в семье особенно эффективно действует механизм «стерпится - слюбится». Наконец, устойчивость семейных взаимоотношений - весьма важное условие свободы, самостоятельности, инициативы членов семьи. Члены семьи могут смело экспериментиро­вать, пробовать, что-то менять в своей жизни, ибо знают, что это не угрожает самому главному и устойчивому в их взаимоотношениях.
Не удивительно, что одна из основных задач как самой семьи, так и семейной психотерапии - обеспечение устойчивости семьи, что достигается прежде всего выявлением и укреплением механизмов, которыми семья обеспечивает свою ус­тойчивость.
В силу своей устойчивости семейные отношения относительно независимы от личностей ее членов.
Семья всегда не полностью соответствует желаниям индивида - прежде все­го потому, что она устойчива и не может меняться так быстро, как меняются его желания. В этом смысле можно говорить о противоречии, даже о конфликте меж­ду семьей в целом и индивидом - между семьей как совокупностью устойчивых, взаимосвязанных способов поведения ее членов и изменившимися потребностя­ми индивида (и следующим из них желанием, чтобы семья трансформировалась).
Это противоречие может быть настолько сильным, что ставит семью перед необходимостью изменить свои правила. Муж может иметь внебрачную, связь и прямо или косвенно добиваться терпимости семьи к этой связи. Механизмы, удерживающие семью в определенных рамках, в этих ситуациях оказываются источниками сопротивления изменениям.
Таким образом, роль устойчивости в жизни семьи двойственна: с одной стороны, она необходима и важна, однако она же может стать источником нару­шений в семье, тормозом ее развития. В этом случае говорят о ригидности семьи. Сопротивление семьи необходимым изменениям рассматривается пред­ставителями разных направлений семейной психотерапии как важнейший пато­генный фактор. Ригидная семья (семья с жесткой неизменчивой структурой) рассматривается как патогенная.
Проявления и последствия сопротивления семьи необходимым изменениям могут оказаться весьма различными: подавление индивидуальных особенностей индивида (ему приходится отказаться от индивидуальных желаний в пользу устойчивости семьи), семейный конфликт в этом случае превращается во внутриличностный конфликт члена семьи, за счет которого сохраняется стабильность семьи. Другой вариант развития конфликта - «восстание» члена семьи, его отказ подчиниться семейным правилам (муж перестает считаться с семьей). Наконец, могут подключиться механизмы реинтеграции семьи.
Так или иначе, во всех этих случаях в центре внимания оказывается вопрос о том, где источник нарушения - в семье (и тогда ее сопротивление изменениям есть ригидность и должна быть преодолена) или в личности (и тогда устойчивость семьи - положительное явление и именно член семьи должен приспособиться).

1.4. «Нормативные стрессоры» в жизни семьи и их возможные последствия.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, послед­ствия широких социальных процессов (социальные кризисы и т. п.). В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.
Неудивительно, что и сами трудности, с которыми сталкивается семья, и их последствия вызывают значительный интерес социологов, психологов. Исследования в этой области идут в основном в двух направлениях. Первое - исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов: экономических кризисов, стихийных бедствий и т. п. Второе - изучение «норматив­ных стрессоров» - трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возника­ющих, когда что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и т. д. (Russell С., 1974; Wallerstein J., Kelly J., 1975; Sheehy S., 1976). Все эти обстоятельства приводят к многочислен­ным сложным последствиям - к проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удов­летв........


Литература.
1.Бледин К.Д., Брайс Б. «Психические состояния во время беременности и в послеродовом периоде и их значение для послеродовой стерилизации» Бюллетень БОЗ. 1983. Т. 61. №3
2. Брутман В.И., Радионова М.С. «Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности». Вопр. психол. 1997. №6
3. Варга А.Я. «Структура и типы родительского отношения» Автореф. канд. псих. наук М., 1987.
4. Айвазян Е. Б., Николаева Б.В. «Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией».Вестн. Моск. Ун-та сер.14. психол. 2002. №3
5. Материалы 5 Российского Форума «Мать и дитя». - М., 2003
6. Персианинова Л.С. «Женская консультация». Минск.1996
7. Карелина А.А. «Психологические тесты». М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1.
8. . Карелина А.А. «Психологические тесты». М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Т.2.
9. Аничкова З.Я. «Здоровое материнство». М., «Медицина». 1972
10. Дубровина И.В., Е.Е. Данилова, Прихожан А.М. «Психология». М., Изд.ц. «Академия», 1999
11. Научно - практический журнал « Семейная психология и семейная терапия». №1., 2004
12. Научно - практический журнал « Семейная психология и семейная терапия». №2., 2004
13. Научно - практический журнал « Семейная психология и семейная терапия». №3., 2004
14. Научно - практический журнал « Семейная психология и семейная терапия». №4., 2004
15. Пезешкиан Н. «Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт». Пер. с англ., нем. - М.: Смысл, 1993
16. Гармаев А. «Психопатический круг в семье». М., 2001
17. Филиппова Г.Г. «Нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы». Журнал практического психолога 2003, №4-5.
18.Ильин Е.Н. «Мотивация и мотивы». Спб., 2000
19. Ильин Е.Н. «Эмоции и чувства». Спб., 2000
20. Анохина А.А. «Психопрофилактическая подготовка беременных к родам». Мед. помощь., 1996., №5
21.Белобородов С., Шмаков Ч. «Осмысленная беременность». Семейный доктор., №2., с. 40 - 41., 2001
22. Васильева Т.Н. «Самочувствие на разных сроках беременности». №1., с. 20-22., 1999
23. Психологический журнал «Социально - психологические аспекты подготовки к родам». с., 82 - 89., 2001
24. Абрамченко А. Н. « Современные методы подготовки беременных к родам». М., 2002
25. Фролова А. «Значение социальной работы для беременных женщин». М., с.,126 -135., 1992
26. Зинченко В.н. Психологический словарь., М., 1996
27. Новожилова В.Е. «Психологическая подготовка к родам». М., с.18 - 20., 1998
28. Васильева О.С. « Групповая работа с беременными женщинами». Псих. журнал - т. 22., №1., с. 82 - 89., 2001
29. Рыжков В.Д. «Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств у беременных женщин». Мед. помощ., №3., с. 33 - 36., 1996
30. Рыжков В.Д. «Профилактика и лечение неврологических расстройств у беременных женщин». Сем. доктор., №3., с.35 - 39.,1998
31. Хорни К. «Наши внутренние конфликты». Собр. Соч - й., М.Смысл., т.3., 1997
32. Муздыбаев К. «Переживание времени в период кризисов». Псих. журнал, т.21, №4, 2000
33. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. «Семейный диагноз и семейная психотерапия». С-Пб., 2003
34. «Медико - психологические аспекты современной перинатологии». М., Изд. Института психотерапии, ч. - 1., 2003
35. «Медико - психологические аспекты современной перинатологии». М., Изд. Института психотерапии, ч. - 2., 2003
36. Журнал «Счастливые родители». Апрель 2002
37. Журнал «Мой Кроха и Я». М., №2., 2002
38. Филиппова Г.Г. «Психология материнства».
39.Швецов М.В., Старцева Н.В. «Психотерапевтические методы лечения и коррекции при осложненном течении беременности». М., 2003
40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. «Психология и психотерапия семьи». С - Пб., 1999
41. Калинина О.Н. «Формирование зрелой материнской идентичности». М., 2002
42.Погорелова А. Б., Кирбасова Н.П. «Объективизация оценки качества диспансерного наблюдения беременных в женской консультации». М., 2003
43.Эмоциональное здоровье вашего ребенка. Авиценна, 1996.
44. Интернет. Mama. ru. «Психологические причины отклонений семейного воспитания ребенка, связанные с особенностями перинатального периода».
45. Интернет. Mama. ru. « Перинатальная психология в программе подготовки семейных пар к родам».
46. Интернет. Mama. ru. « Медико-психологические аспекты современной перинатологии».
47. Интернет. Mama. ru. «Проблемы материнства и их освещение в литературе».
48. Интернет. Mama. ru. « Изменения в организме и психике женщины во время беременности».
49. Журнал « Акушерство и гинекология» №2, 2003г.
50. Журнал « Акушерство и гинекология» №5, 2001г.
51. Журнал « Проблемы беременности» №3, 2002г.
52. Журнал « Проблемы беременности» №4, 2003г.
53. Журнал « Акушерство и гинекология» №3, 2001г.
54. Хамитова И.Ю. « Семейные аспекты переживания беременности и родов». 2003г.
55.Интернет. Mama. Ru. « Медико - психологические аспекты современной перинатологии».



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.