На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91461


Наименование:


Курсовик Внешний долг: понятие, сущность, факторы, динамика, тенденции формирования и возможности погашения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.10.2015. Сдан: 2014. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Тема: «Внешний долг: понятие, сущность, факторы, динамика, тенденции формирования и возможности погашения»



Выполнил студент
Акимова Татьяна Сергеевна
Академическая группа 14УПС-201, курс 2
Заочной формы обучения
Направления подготовки
«Государственное и муниципальное
управление»
_________________________
(подпись)
«20» марта 2014 г.

Научный руководитель
Колмакова Елена Дмитриевна,
Доктор экон.наук, профессор
_________________________
(подпись)
«___» ___________ 2014 г.


Челябинск
2014
Содержание


Введение 3
1 Внешний долг: понятие, сущность, факторы, классификация 5
1.1 Понятие и классификация внешнего долга. Источники финансирования 5
1.2 Положительные и отрицательные стороны в формировании внешнего долга 10
1.3 Методы управления внешним государственным долгом 13
2 ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОГАШЕНИЯ государственнОГО долгА РФ 21
2.1 Динамика основных показателей внешнего государственного долга 21
2.2 Проблемы управления внешним государственным долгом 32
3 Направления совершенствования управления государственным долгом 31
3.1 Разработка предложений по оптимизации внешнего государственного долга 31
3.2 Анализ эффективности предложений 34
Заключение 36
Список литературы 38

Введение

Одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики - это эффективное управление государственными внешними заимствованиями.
В настоящее время в условиях глобального финансового кризиса, когда возрастает вероятность исполнения федерального бюджета с дефицитом, роль внешних займов снова приобретает большую актуальность. Взаимодействие Российской Федерации с внешними кредиторами характеризуется целым рядом нерешенных проблем, в связи с чем необходимо существенно пересмотреть некоторые стратегические направления и приоритеты сотрудничества, обеспечивающие максимально полное использование аналитического и ресурсного потенциала внешних кредиторов в соответствии с их сравнительными преимуществами.
Следует отметить, что на протяжении последних десятилетий одним из источников финансирования социально-экономического развития России были и остаются займы МФО. Россия ежегодно привлекает займы, а ранее привлеченные средства будут использоваться в течение как минимум 17 лет. В связи с этим вопрос эффективного управления имеющимися заемными средствами и теми, которые только будут привлечены от внешних кредиторов, в динамично изменяющихся условиях развития страны является значимым и актуальным.
До настоящего времени управленческий инструментарий российских организаций, сотрудничавших с международными кредитными организациями, в конечном итоге был сосредоточен на управлении затратами, между тем его ориентация на результаты, позволяющая существенно повысить эффективность использования иностранных заимствований, практически отсутствовала. В процессе управления средствами займов внешних кредиторов представляется необходимым ориентироваться на улучшение показателей, характеризующих все виды эффективности их использования. В силу изложенного возникает объективная потребность в исследовании проблем обеспечения эффективности управления внешним долгом и разработке показателей оценки эффективности управления заемными средствами.
До настоящего времени проблемы повышения эффективности управления внешними займами в Российской Федерации с учетом теоретического и практического опыта остаются недостаточно систематизированными. Это и предопределило выбор темы курсовой работы.
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей управления внешним долгом в российской экономике.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучить понятие, сущность, факторы, классификацию внешнего долга РФ;
- провести анализ внешнего государственного долга РФ;
- выявить основные направления совершенствования управления внешним государственным долгом РФ.
Объектом исследования является внешний государственный долг РФ.
Предметом исследования являются методы и способы управления внешним государственным долгом РФ.
Методологическую основу работы составили следующие методы: эмпирический метод, анализ статистических данных, сравнение.
Проблемам управления государственным долгом посвящен ряд работ Ю.Я. Вавилова, Ю.М. Воронина, А.Г. Грязновой, Б.И. Златкис, В.А. Кабашкина, А.В. Улюкаева, С.О. Шохина.
В отечественной науке проблемы эффективности государственных внешних заимствований и государственного контроля за их расходованием нашли отражение в работах В.В. Бурцева, С.Н. Рябухина, С.В. Степашина, Н.С. Столярова, А.М. Тарасова.
В выбранном направлении исследования проблемам теории управления посвящены работы зарубежных ученых: Майкла Мескона, Майкла Альберта, Франклина Хедоури.
1 Внешний долг: понятие, сущность, факторы, классификация

1.1 Понятие и классификация внешнего долга. Источники финансирования

Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.
Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии [8, с.24].
В статье 97 Бюджетного кодекса РФ [2] указано, что «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
В теоретическом аспекте государственный долг характеризует совокупность денежных отношений в процессе перераспределения финансовых ресурсов для формирования централизованного денежного фонда на условиях срочности, платности и возвратности (с учетом регулирования задолженности перед кредиторами) в целях реализации функций государства.
В практическом аспекте государственный долг - это обязательства, вытекающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц и другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, определенных Бюджетным кодексом РФ.
Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.
Внешняя задолженность включает в себя различные виды долга, которые классифицируются по следующим признакам:
- по типу заемщиков - государственный долг; долг, гарантированный государством; частный (негосударственная часть внешнего долга);
- по сроку погашения - долгосрочные обязательства (со сроком погашения более одного года); краткосрочные (срок погашения до одного года);
- по типу кредитора - официальный долг (обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства перед другими государствами); частные долговые обязательства (долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг) [11, c.103].
Внешний государственный долг - это двусторонние кредиты от правительств других стран, центральных банков, государственных экспортно-импортных банков, международных и региональных экономических и финансово-кредитных организаций и институтов.
Внешний гарантированный Правительством долг представляет собой долг субъектов хозяйствования, платежи по которому гарантируются государством.
Внешний негарантированный долг - это долг субъектов хозяйствования, платежи по которому не гарантируются государством (получение фирмами банковских кредитов, размещение корпоративных облигаций на финансовом рынке и др.).
Внешний гарантированный долг формируется из:
- обязательств по кредитам Правительства, погашенным из бюджетных средств;
- кредитов субъектов хозяйствования, привлекаемых под гарантии Правительства, но погашаемых за счет средств данных субъектов хозяйствования.
Кредиты, привлекаемые субъектами хозяйствования без гарантий Правительства, формируют внешний негарантированный долг (негосударственная часть внешнего долга), который в свою очередь включает:
Капитальный долг (валовой внешний долг) - сумму задолженности государства по внешнему долгу в целом, включая начисленные проценты по кредитам, привлекаемые Правительством для покрытия дефицита платежного баланса и другим межправительственным кредитам, кредитам международных финансово-валютных и кредитных организаций, кредитам субъектов хозяйствования, привлекаемым под гарантии Правительства;
Текущий долг - расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты.
Следует также различать общий размер внешнего долга в текущем году и чистые потоки по внешнему долгу [12, c.58].
Общий размер внешнего долга в текущем году равен сумме долга за прошлый год и чистых потоков кредитных ресурсов.
Чистые потоки по внешнему долгу равны разнице между суммой полученных новых кредитов и платежами по обслуживанию долга (ранее образовавшегося долга и долга текущего года).
По рекомендациям Всемирного банка для анализа уровня внешней задолженности страны и ее возможности погашать внешний долг используется целая система показателей: отношение валового (чистого) внешнего долга к валовому внутреннему продукту (или валовому национальному доходу); отношение валового (чистого) внешнего долга к экспорту товаров и услуг; отношение платежей процентов к валовому национальному доходу; отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг; отношение международных резервов к импорту товаров и услуг; отношение краткосрочного долга к общей сумме внешнего долга; доля долга перед МВФ в общей сумме внешнего долга; отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга и др.
В качестве внешнего долга рассматриваются лишь внешний государственный долг и внешний гарантированный государством долг [13, с.105].
Правительство РФ имеет несколько источников внешнего финансирования. Субсидии - наиболее выгодный источник финансирования, представляющий собой инвестиции государственных доходов из бюджетов других стран, которые поступают либо непосредственно в развивающуюся страну, либо через учреждения в области развития, действующие на основе предоставления субсидий. Обязательные отчисления налогоплательщиков, которые пересекают национальные границы, представляют собой конечный источник или значительную долю предоставляемых субсидий. Эти субсидии свидетельствуют о взаимности мировой экономики. Субсидии могут расходоваться таким же образом, как и любой вид невозместимых доходов, однако они в большинстве случаев привязаны к конкретным проектам.
Ко второму источнику относятся займы на основе официальной помощи в целях развития (ОПР), которые предоставляются многосторонними (МБРР, МАР), региональными (АБР, Фонд ОПЕК) и национальными учреждениями в области развития. Эти займы не обусловлены финансовыми соображениями и направляются на осуществление проектов и программ с целью содействия экономическому и социальному развитию стран-получателей. Финансовые условия предоставления их займов отличаются в зависимости от различных видов предоставляемых льгот, включая отсрочку платежа, периоды возмещения и процентные ставки. Эти займы, даже если они предоставляются на весьма льготных условиях, необходимо погашать, и опыт прошлых лет не дает основания полагать, что расчет со стороны стран-должников на «элемент субсидий» в этих займах в дополнении к благоприятным финансовым условиям, оказался оправданным. В результате кризиса в области задолженности, определенное число займов ОПР, особенно наименее развитым странам, были списаны, что превратило их в государственные доходы, в отличие от многосторонних и большей части региональных займов ОПР, условия предоставления которых не могут быть даже пересмотрены [12, c.72].
Рынки торгового капитала, где правительства конкурируют со всеми другими потенциальными заемщиками в отношении получения средств и в отношении условий их получения, являются еще одним источником финансовых ресурсов. Правительство РФ участвует на этих рынках путем получения займов у кредиторов или посредством облигаций с плавающей ставкой, которые имеют определенную гибкость обращения [12, c.73].
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяз........

Список литературы

1 Конституция РФ. // Российская газета. - 25 декабря 1993.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.//СПС «Гарант».
3 Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.//СПС «Гарант».
4 Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» //СПС «Гарант».
5 Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2013 годов», 2012//Счетная палата Российской Федерации < >6 Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики М.: Финансы и статистика. 2012. 480 с.
7 Борисов, С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит, 2014. - № 2. -- С.19-23.
8 Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2012. - 550 с.
9 Вавилов, А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2011. - 304 с.
10 Вавилов, А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. - 2013. - №8. - С. 46-63.
11 Воронин, Ю.М., Кабашкин, В.А. Управление государственным долгом // Экономист. - 2013. № 1.
12 Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2014. - №1.- С.33-38.
13 Златкис, Б.И. Проблемы создания системы управления государственным долгом в Российской Федерации // Финансы. - 2013. № 4.
14 Иванова, Е.Е. Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: правовые аспекты. М., 2012.
15 Калашникова, Н. Проблема госдолга - чисто финансовая. // Деловой мир, 20-23.06.2011.
16 Ковалишин, Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2012. N 2. - С. 20.
17 Ковешников, Е.М. Муниципальное право. - М., 2011.-С.44.
18 Крохина, Ю.А. Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовые последствия // Финансовое право, №2, 2012.
19 Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.
20 Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований: Внешний долг России и проблемы его урегулирования / Под ред. А.Г. Грязновой. - М., 2011.
21 Подвинская, Е.С. Об управлении внешним долгом // Финансы. 2013. N 3. - С. 23.
22 Политика размещения государственного долга и поведение рынка государственных облигаций: Научный доклад № 03/05 - В. Баринов, А. Первозванский, Т.Первозванский - РПЭИ/Фонд Евразия, 2012. - 51 с.
23 Рисин, И.Е., Трещевский, Ю.И. Теория и практика государственного регулирования современной экономики. - М.: Изд-во «День Серебра», 2013. - С. 6-62.
24 Родионова, В.М. Управления государственным долгом - М.: «Финансы и статистика», 2012.- 228с.
25 Саркисянс, А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2013. - №2. - С. 40-48.
26 Степашин, С.В. Государственный аудит и экономика будущего. - М: Наука, 2012.
27 Тарасов, А.М. Государственный контроль в России: Монография. - М: ЗАО «Издательство «Континент». 2013.
28 Уколов, Ш.Л Государственная собственность. М, «Экономикс», 2013, 92 с.
29 Улюкаев, А.В. О действующей концепции управления государственным долгом // Материалы научно-практической конференции «Эффективность управления государственным долгом». - М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2012
30 Шохин, С.О., Махмутова Э.Х. Об управлении государственным долгом // Финансы. - 2013. №12.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.