Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91494


Наименование:


Курсовик История развития и становления здравоохранения в Среднеколымском улусе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 14.10.2015. Сдан: 2015. Страниц: 54. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Перспективы развития сельского здравоохранения и пути улучшения медицинской помощи населению 5
1.1. История развития сельского здравоохранения в России 5
1.2. История развития сельского здравоохранения в Якутии 10
1.3. Роль медицинской сестры и фельдшера в оказании медицинской помощи населению в сельской местности 14
Глава 2. История развития и становления здравоохранения в Среднеколымском улусе 20
2.1. Климатогеографическая характеристика Среднеколымского улуса. Основное производственное занятие населения. Демографические показатели 20
2.2. Паспорт ГБУ РС (Я) "Среднеколымская центральная районная больница им. С.И. Мицкевича" 22
2.2.1. История развития здравоохранения Среднеколымского улуса 25
2.2.2. Его именем названа Среднеколымская больница - Сергей Иванович Мицкевич 31
2.2.3. История развития ГБУ РС (Я) "Среднеколымская центральная районная больница им. С.И. Мицкевича" 35
2.2.4. Характеристика ГБУ РС (Я) "Среднеколымская центральная районная больница им. С.И. Мицкевича" 39
2.2.5. Анализ основных показателей 43
Заключение 49
Вывод 51
Список литературы 52
Приложения 53


Введение

Актуальность темы. Изучение фактических данных из истории развития здравоохранения Якутии и Среднеколымского улуса, его положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших его представителей способствует воспитанию чувства патриотизма, гуманизма, честности, достоинства врача. Среди достижений в социально-экономическом развитии Якутии как отсталой окраины Российской империи одним из значимых и важных является зарождение и становление здравоохранения - отрасли, получившей органичное развитие в составе российского здравоохранения. Здравоохранение Среднеколымского улуса, созданное в начале XIX века в крае с суровыми природно-климатическими условиями и низким уровнем социально-экономического развития, к концу XX столетия стало одной из развитых социальных инфраструктур общества. Этот опыт, как культурное наследие народов Якутии и России и как итог их совместного созидательного труда, является непреходящей ценностью
Цель изучения темы: узнать о становлении, развитии, важных датах и выдающихся деятелях здравоохранения Якутии и Среднеколымского улуса.
Задачи исследования:
· Изучить особенности становления и развития здравоохранения Якутии и Среднеколымского улуса на разных этапах социально-экономического и общественно-политического развития России
· Обосновать актуальность развития сельского здравоохранения
· Проанализировать деятельность органов управления здравоохранением в процессе развития новой системы охраны здоровья населения
· Выявить, и оценить положительные тенденции и направления, негативные стороны и недостатки развития здравоохранения Якутии и Среднеколымского улуса в XXI веке
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые комплексному изучению и оценке подверглись состояние здоровья населения и система здравоохранения Среднеколымского улуса, которая является характерной для ряда субъектов федерации территорией с низкой плотностью населения и экстремальными климатогеографическими условиями, слабой транспортной инфраструктурой, что обусловило необходимость научного обоснования совершенствования регионального здравоохранения.
Научно-практическая значимость. Результаты исследования помогут в оценке прошлого и разработке планов дальнейшего развития и совершенствования здравоохранения Якутии и Среднеколымского улуса. В зависимости от медико-экономического районирования рекомендованы принципы управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений, предложено пересмотреть их кадровое и материально-техническое обеспечение, оптимизировать количество коек, ввести поправочные коэффициенты при финансировании.
Изучение вопросов создания и развития здравоохранения Среднеколымского улуса, обеспечения медицинских учреждений материально-техническими и кадровыми ресурсами с исторических позиций позволяет использовать эти данные в образовательном процессе медицинских и средних медицинских учебных заведений.


Глава 1. Перспективы развития сельского здравоохранения и пути улучшения медицинской помощи населению
1.1. История развития сельского здравоохранения в России

Развитие сельского здравоохранения, создание условий для полноценного и современного медицинского обеспечения сельского населения всегда является важной составляющей социальной среды, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на эффективность труда аграриев. Жители села к началу 90-х гг. ХХ в. были хуже, чем городские, обеспечены медицинской поддержкой. Около 143 тыс. сел (52%), в которых проживало 13% сельского населения страны, не имели никаких учреждений здравоохранения, лишь 21% крупных сел с числом жителей свыше 500 человек имели на своей территории больницы, 32% - амбулаторно-поликлинические учреждения, 76% - фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Свыше 4 млн человек, проживающих в крупных селах, вынуждены были обращаться за первичной медицинской помощью за 3 и более километров от своего места жительства.
К сожалению, в 1990-е гг. в Российской Федерации произошла существенная деформация далекой от идеала системы сельского здравоохранения. Резко сократилось финансирование, были закрыты многие сельские больницы и фельдшерско-акушерские пункты, осложнилась проблема медицинских кадров. Нужно отметить, что главной и отличительной особенностью системы организации медицинского обслуживания сельского населения в СССР была ее этапность, когда лечебно-профилактическая помощь жителям села оказывалась от ФАПов до областной больницы. Сущность этапности заключалась в том, что на каждом из последующих этапов оказывалась медицинская помощь, которая не могла быть обеспечена на предыдущем. Именно данная последовательность оказалась нарушенной из-за выпадения отдельных «медицинских звеньев». Для многих сельских жителей квалифицированная медицинская помощь стала недоступной как в прямом, так и в переносном смысле.
Существенно сократилась деятельность по сбору, анализу и обработке научно-медицинской информации, касающейся профессиональных заболеваний сельских тружеников, их профилактики. В этом плане поучительна судьба Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены, который был открыт в 1931 г. приказом Нижне-Волжского краевого отдела здравоохранения на базе городской санитарно-бактериологической лаборатории как областной санитарно-гигиенический институт, реорганизованный позднее, в 1960 г., в Саратовский НИИ сельской гигиены. С 1972 г. институт стал головным в стране по проблемам гигиены села. Здесь разрабатывались и внедрялись в практику многие важнейшие проекты по развитию сельской гигиены, профилактике профессиональных заболеваний. Приоритетными направлениями деятельности института являлись вопросы улучшения качества жизни и сохранения трудового потенциала сельского населения на основе обоснования санитарно-гигиенических и медико-социальных критериев безопасности проживания и трудовой деятельности работников сельского хозяйства, разработка комплексной системы управления профессиональными рисками, профилактика и лечение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, медицинская и социально-трудовая реабилитация жителей села. Но в 1990-е гг. НИИ пришлось пережить непростые времена: институт посчитали неактуальным и решили закрыть. Научной и медицинской общественности Саратовской области с большим трудом удалось отстоять старейшее в РФ учреждение, занимающееся вопросами сельской гигиены.
В 1990-е гг. ухудшение здоровья сельского населения было обусловлено подъемом общей заболеваемости и первичной инвалидизацией. Сохранялась высокая смертность трудоспособного населения и снижалась ожидаемая продолжительность жизни. Это объяснялось несколькими факторами. Во-первых, и без того сложная ситуация была отягощена быстрым переходом к «рыночной свободе» и осуществлением либеральных социально-экономических реформ. Во-вторых, существовали недоработки в самой отрасли здравоохранения, в которой приоритет традиционно отдавался лечебно-диагностическому направлению. Возник дисбаланс между лечебной практикой и медицинской профилактикой в ущерб последней. Профилактика заболеваний, являющаяся экономически выгодной за счет их предотвращения и внедрения здорового образа жизни, не учитывалась при принятии соответствующих управленческих решений.
Скудное финансирование принятых в 1990-е гг. социальных программ и проектов, организационная непоследовательность, а порою и просто неразбериха, стремление форсировать переход к рыночной экономике создавали противоречивую ситуацию в сельском здравоохранении: многие интересные решения оказывались неперспективными в плане реализации. В Куйбышевской области, например, была разработана и принята концепция развития здравоохранения на период с 1996 по 2000 гг., которая предусматривала перестройку организации медицинской помощи и укрепление материальной базы. Предполагалось оптимизировать управленческую структуру здравоохранения в области, решить кадровый вопрос, привлечь инвестиции. На начальном этапе реализации концепции было выделено только 126,1 млрд руб., которые покрыли небольшую часть предполагаемых затрат. К 2000 г. количество фельдшерско-акушерских пунктов снизилось с 757 до 677, число среднего медперсонала сократилось с 42,5 тыс. до 33,6 тыс. человек - практически на 21%. В 1990 г. в Куйбышевской области функционировало 188 больниц разных типов, рассчитанных на 38,8 койко-мест, а в 2000 г. их было уже 105 на 29,5 койко-мест. Таким образом, можно сделать вывод, что хорошая по своей сути программа фактически не была выполнена по многим показателям. Подобная ситуация сложилась в Саратовской, Пензенской, Астраханской и других областях.
Качественно новым этапом в развитии социальной сферы села стали 2005 - 2007 годы, когда были приняты к реализации приоритетные национальные проекты, ставшие основой позитивных системных изменений, в том числе и в сельском здравоохранении. Существенно улучшилось финансирование, расходование средств стало более рациональным. В 2006 г. в Самарской области в проект «Здоровье» было инвестировано 1, 152 млрд руб. из федерального и 643,7 млн руб. из областных бюджетов. В 2006 - 2008 гг. в Татарстане в рамках проекта «Здоровье» осуществлялось 212 региональных целевых программ медицинской профилактики социально значимых болезней, в том числе в сельской местности.
В Алтайском крае находится почти 1600 сел. В 2000-е гг. в регионе было сделано достаточно много для развития первичного звена здравоохранения. Так, сельские муниципальные учреждения здравоохранения стали получать значительную финансовую поддержку, в том числе и в рамках реализации нацпроекта «Здоровье». Дополнительные денежные выплаты позволили увеличить заработную плату участковых врачей, врачей общей практики и работающих с ними медицинских сестер в среднем в 2,6 раза. С введением подушевого финансирования стоимость лечения одного больного за счет средств ОМС возросла на 15%. В 34 центральных районных больницах Алтайского края была проведена реструктуризация коечного фонда, наблюдается положительная тенденция изменения структуры объемов медицинской помощи в сторону стационарозамещающих технологий. По данным 2008 г., показатель рождаемости на селе вырос в сравнении с 2005 г. более чем на 23%. В сельской местности с 2005 г. отмечается последовательное снижение уровня общей и преждевременной смертности.
Одним из важнейших факторов развития сельского здравоохранения, стабилизации социальной обстановки на селе стало решение проблем материнской смертности и повышения рождаемости. В 2005 г. показатель материнской смертности в сельской местности в 1,4 раза превышал аналогичный показатель городов. В 2008 г. эти показатели благодаря предпринятым мерам в рамках нацпроекта практически сравнялись. Социальный проект партии «Единая Россия» «Качество жизни (здоровье)», принятый в 2010 г., содействует реализации государственной политики Российской Федерации по развитию системы отечественного здравоохранения как одного из ключевых условий снижения смертности и увеличения продолжительности жизни россиян и в сельской местности.
Но в процессе реализации национального проекта на селе возникли и определенные трудности. Так, медицинские учреждения в сельской местности далеко не во всех случаях обладали лицензиями на конкретные виды услуг в области здравоохранения, что ставило под вопрос возможность участия в реализации проекта «Здоровье». Вызывал ряд вопросов уровень лечения и профилактики заболеваний среди сельского населения, в том числе и по причине отсутствия во многих населенных пунктах медицинских учреждений. Между тем условия труда на многих предприятиях аграрного сектора были таковы, что их работники нуждались в постоянной профилактике возможных заболеваний.
Исключительно острой была проблема квалификации медицинских работников, а также привлечения к работе в сельской местности молодых специалистов, получивших медицинское образование. Необходимым шагом в развитии системы здравоохранения в сельской местности должно было стать привлечение для работы в сельских поселениях медицинских специалистов из городов, а также тех выпускников медицинских учебных заведений, которые уехали в город учиться из села и не собирались возвращаться назад по причине плохих социально-бытовых условий и низкого уровня оплаты труда.
Среди общественности обсуждался вопрос, как привлечь медицинских специалистов в село, стоит ли реанимировать систему льгот для медицинских работников, трудившихся в сельской местности. В 2011 г. нехватка медицинских кадров на селе оценивалась примерно в 35%. Суммарно в деревнях и селах страны трудилось около 41 тыс. медицинских специалистов, а для нормального функционирования системы сельского здравоохранения требовалось еще не менее 22 тыс. работников. Только 16% среди сельских врачей были молодые специалисты, поэтому оптимальным решением проблемы улучшения кадрового обеспечения сельского здравоохранения было привлечение на село именно молодых врачей. К тому же молодые люди более мобильны, не успели «осесть» в городской местности и обзавестись семьей, а потому более открыты к предложению переехать и остаться работать на селе. Рабочая версия программы по привлечению молодых врачей на село была создана экспертным советом социального проекта «Качество жизни (здоровье)» 21 июня 2011 г., а в сентябре 2011 г. на съезде партии Единая Россия по инициативе В.В. Путина был дан старт проекту «Земский доктор», реализация которого началась с 1 января 2012 г.
С проблемами медицины всегда тесно связан и комплекс проблем в области пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, который также требовал решения в соответствии с федеральной целевой программой, предусматривавшей разработку региональными и муниципальными органами власти мероприятий по развитию в сельской местности физической культуры и спорта. Но поскольку уровень финансирования из местных бюджетов оказался недостаточным, сельским поселениям пришлось заручиться поддержкой коммерческих структур и общественных благотворительных организаций.
Со всей уверенностью можно заявить, что российское государство сегодня в состоянии сформировать современную и эффективную систему сельского здравоохранения, в которой здоровье сельского жителя воспринимается в качестве важнейшего потенциала и ресурса развития аграрной сферы и общества в цивилизованном русле. Государству необходимо последовательно реализовывать курс на улучшение качества медицинских услуг: они должны соответствовать нормам утвержденных стандартов, иметь надлежащее организационное и информационное обеспечение, профилактическую направленность в отношении социально обусловленных заболеваний.
В 2010 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала. В основе организации медицинской помощи жителям села лежат те же принципы, что и городскому населению. Однако особый уклад жизни селян, система расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, плохое качество, а порой и отсутствие дорог, специфика сельскохозяйственного труда накладывают отпечаток на систему организации медицинской помощи сельским жителям. Это касается типа, мощности, дислокации учреждений здравоохранения, обеспеченности их квалифицированными медицинскими кадрами, возможности получения специализированной медицинской помощи. Эти особенности также диктуют необходимость разработки и введения дифференцированных нормативов по отдельным видам ресурсов. Например, для сельских районов, расположенных на больших территориях с низкой плотностью населения (Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток), норматив численности населения для организации фельдшерско-акушерского пункта или центра общей врачебной (семейной) практики должен быть значительно ниже такового на юге страны, где плотность населения выше, населенные пункты расположены близко друг от друга и имеется хорошее транспортное сообщение.


1.2. История развития сельского здравоохранения в Якутии

В начале XX в учреждения медицинской службы в Якутской области были распределены весьма неравномерно. Так, в округах было в Якутском -5 участковых больниц по 10 коек каждая, в Вилюйском - окружная больница на 10 коек и одна участковая больница на 10 коек, в Олекминском, Верхоянском и Колымском - окружные больницы по 12 коек каждая. В городах (окружных центрах), включая и г Якутск, проживало лишь 3,4% населения. Местное население в основном было рассредоточено в наслегах. При этом только в 6 (4,8%) поселениях Якутского и Вилюйского округов, которые являлись улусными центрами, имелись лечебные учреждения, а в трех округах таковых не было вообще. Кроме участковых больниц, были еще лечебницы для больных сифилисом - в Вилюйском округе на 8 коек, Колымском - на 7, Верхоянском и Олекминском - на 12 коек каждая. Окружные врачи, вакансии которых с трудом заполнялись на 1-2 года, в улусы и отдаленные наслеги выезжали только по судебно-медицинским обязанностям и при вспышках эпидемий.
Только к 1909 г. были реализованы положения Закона о сельском здравоохранении от 1897 г., т.е. были открыты все 10 сельских участковых лечебных учреждений. В 1906 г. была открыта Якутская мужская фельдшерская школа, сыгравшая важную роль в обеспечении области кадрами средних медицинских работников. В сельской местности был построен ряд лечебных учреждений.
В 1908 и 1909 гг. отряд врачей-окулистов, прибывший из Санкт-Петербурга, проводил обследовательскую и лечебную работу в г Якутске и ряде улусов. В 1910 г при Якутской гражданской больнице было открыто глазное отделение. Факты подтверждают, что еще в начале века в Якутской области принимались серьезные меры по борьбе с трахомой.
В г. ........


Список литературы
1. Д.И. Кокорин. Среднеколымский улус: история, культура, фольклор. г. Якутск, Изд. «Бичик», 2000 г. - 176 с.
2. Л.Ф. Тимофеев, В.Г. Кривошапкин. Здравоохранение территорий с низкой плотностью населения. г. Новосибирск, Изд. «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 2006 г. - 211 с.
3. Д.Г. Тихонов. Арктическая медицина. г. Якутск, Изд. ЯНЦ СО РАН, 2010 г. - 317 с.
4. В.П. Николаев. Общественное здоровье и медицина в Якутском (Ленском) крае: Опыт исторического и медико-социального анализа. г. Новосибирск, Изд. «Наука», 2005 г. - 240 с.
5. В.А. Медик, В.К. Юрьев. Общественное здоровье и здравоохранение. г. Москва, ГЭОТАР-Медиа, 3-е издание, 2010 г. - 288 с.
6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Щепин О.П., Медик В.А. 2012. - 592 с.: ил. (Серия "Послевузовское образование")
7. Тимофеев Л.Ф. Анализ показателей здоровья населения и состояния здравоохранения Республики Саха (Якутия) // Якутский медицинский журнал. - 2004. - № 1 (5). - С. 30-33.
8. Актуальные вопросы здоровья населения в условиях Севера: Сборник / Редколлегия: А И. Иванов, Тимофеев Л.Ф. и др. - Якутск, 1997. -вып. 5. - 129 с.
9. Третьяков А.А. Среднеколымск. 1643 г., г. Якутск, 1993 г.
10. Окладников А.П. История Якутской АССР. - М., Л., 1969 г. Том 1.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.