На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91539


Наименование:


Курсовик ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.10.2015. Сдан: 2014. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ……………………………………………………………………………………………… 4
1.1 Понятие государственного макрорегулирования, его структура,роль и функции……………………………………………………. 4
1.2Модели государственного макрорегулирования…………………. 9
1.3Инструменты и механизм государственного воздействия на экономику…………………………………………………………………………………… 13
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………………………………….. 22
2.1Особенности экономической роли государства на современном этапе…………………………………………………………………….. 22
2.2Перспективы развития государственного макрорегулирования национальной экономики Республики Беларусь и рекомендации по его совершенствованию……………………………………………………………………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………. 33





ВВЕДЕНИЕ

Государство представляет собой основу существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. Однако в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса, волатильности курсов ведущих мировых валют и общего экономического спада в мировой экономике очевидной является неспособность рынка к полной саморегуляции. Тем выше необходимость государственного макрорегулирования национальной экономики.
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия государственного макрорегулирования экономики и роли государства в национальной экономике Республики Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Объект исследования - национальная экономика страны.
Предмет исследования - процесс государственного макрорегулирования экономики.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия государственного макрорегулирования экономики;
- исследовать состояние и особенности государственного регулирования в Республике Беларусь на современном этапе.
В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике государственного регулирования национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.


ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ

1.1 Понятие государственного макрорегулирования, его структура, роль и функции

Необходимость включения государства в регулирование макроэкономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством рынка, противоречиями, возникающими на нем. Великая депрессия 1929-1933 гг. впервые показала, что рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, макроэкономическую стабильность, низкий уровень инфляции, защиту окружающей среды и многое другое.
В 2008-2010 гг. национальные экономики большинства стран мира функционировали в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Один из наиболее значительных экономических спадов за последние несколько десятилетий, который сопровождался нарушением макроэкономического равновесия и замедлением темпов экономического роста в очередной раз продемонстрировал неспособность рынка к полному саморегулированию.
Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, и макроэкономическом регулировании экономики совершенно необходимо.
Государственное макрорегулирование национальной экономики представляет собой комплекс мер и механизмов по обеспечению стабильного и поступательного развития национальной экономики, сглаживания макроэкономических колебаний, поддержанию высоких темпов экономического роста и роста благосостояния населения.
Структура государственного управления - это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируются многие социальные и организационные качества государства.
В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий (как правило, парламент). Государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций [3, с.17].
Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.
Структура государственного управления может быть следующих видов:
- линейная - структура, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому. Достоинством является то, что линейный тип жестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность, последовательность. Недостатки - слабо выражены обратные связи.
- функциональная - формирование государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Основные сложности в данной структуре заключаются в межфункциональной координации.
- линейно-функциональная - соединение линейной и функциональной структуре;
- программно-целевая - в основу организационной структуры закладывается система целей и комплексных программ;
- матричная - совмещает линейную и программно-целевую структуры.
Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:
1. тип экономической системы;
2. цели развития экономически данной системы;
3. экономический потенциал и система отношений собственности;
4. степень развития рыночных отношений;
5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
6. место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
К функциям, выполняемым государством в смешанной экономике относятся, прежде всего, следующие:
- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов;
- деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства в смешанной экономике подробнее.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др. [5, с.15].
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика [7, с.121].
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д. [7, с.134].
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
В основном это отрасли, представляющие собой, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет государственных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах [7, с.140].


1.2 Модели государственного макрорегулирования

В макроэкономике имеется два подхода, две школы, два направления в трактовке макроэкономических процессов и явлений: классический и кейнсианский (а........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Албегова, ИМ Государственная экономическая политика / ИМ Албегова, РГ. Емцова АВ Холопов - М: Дело и сервис 2008. - 515 с.
2. Артемов, А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев - 2008. - №2. С. 35-37.
3. Архангельский, В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;- 2-е изд, доп. и перер. - М.: РАГС, 2003. - 476 с.
4. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003. - 364 с.
5. Гутман, Г.В. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления / Г.В. Гутман, Б.К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ - Кострома: КГТУ, 2002. - 324 с.
6. Добрынин, А.И. Экономическая теория: учебник / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб: Изд. «Питер», 2002. - 546 с.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник - 2-е изд., доп. / под ред. С.Н. Ивашковского - М: Дело, 2002. - 465 с.
8. Клавдиенко, В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления - 2005 - № 6. С. 21-22.
9. Князев, Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру / Ю. Князев //Общество и экономика - 2008. - № 6. С. 4-7.
10. Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / под ред. В.И. Кушлина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. - 530 с.
11. Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В. П. Орешина - М.: ИНФРА, 2000. - 405 с.
12. Романовский, М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник 2-е изд. испр. и пер. М.: «Юрайт», 2000. - 340 с.
13. Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф.И. Шамхалова - М.: Экономика, 2000. - 465 с.
14. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/ Под общ. ред. В.Н.Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 560 с.
15. Якобсон, Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для экон. спец. вузов / под ред. Л.И. Якобсона - М.: ГУВШЕ, 2002. - 657 с.
16. Яхницкий, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 435 с.
17. < common/upload/files/veb/analytics/macro_r/201212.pdf>, 2012. - 23 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.