Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91542


Наименование:


Диплом Исследование взаимосвязи агрессивности супругов и социально-психологического климата в семье

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.10.2015. Сдан: 2015. Страниц: 73. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимодействия агрессивности супругов и социально-психологического климата в семье………………………………………………………………………...6
1.1. Семья как объект исследования в психологии………………………6
1.2. Понятие социально-психологического климата в семье…………..18
1.3. Влияние агрессивности супругов на социально-психологический климат в семье…………………………………………………………….22
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимодействия агрессивности супругов и социально-психологического климата в семье……………32
2.1. Программа, этапы и организация исследования…………………...32
2.2. Анализ, обобщение и интерпретация результатов эмпирического исследования взаимодействия агрессивности супругов и социально-психологического климата в семье……………………………………..34
Глава 3. Рекомендации по работе с семьями по снижению уровня агрессивности…………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………50


Введение

Среди непреходящих человеческих ценностей, которые делают человека счастливым и помогают в полной мере осознать это, центральное место занимают настоящая любовь и крепкая семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.
Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи. Литература по психологии брака чаще всего лишь дополняет информацию об этих сторонах семейной жизни, либо в ней рассматриваются различные виды оказания психологической и психотерапевтической помощи семье.
Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. Молодым супругам удалось бы избежать многих «сюрпризов» в начальный период становления семьи, если бы они знали об этих проблемах и были психологически готовы их принять, чтобы избежать нежелательной деструкции в семейных отношениях.
В настоящее время агрессивность занимает не последнее место в поведении людей различных кругов общества, в том числе и членов семей.
Многие психологи склонны оценивать агрессию как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку (животному). Основным показателем агрессии, по мнению многих психологов, является, во-первых, стремление причинить ущерб другим, а, во-вторых, нарушение норм поведения.
Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессия» позволяет нам понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт. Агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях и неконструктивным способам их разрешения.
Агрессия может быть вызвана различными причинами, такими как, например, обида, ревность, непонимание, ложь, борьба за лидерство, и многое другое, а так же быть и ответной реакцией на агрессивное поведение другого. Но агрессия также может быть и следствием личностной агрессивности. В данном случае речь идет о свойстве личности, которое выражается в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
На сегодняшний день существуют различные теории агрессии, объясняющие причины и механизмы агрессивного поведения человека.
Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других - агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих - агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура). К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития.
З. Фрейд и К. Лоренц, когда указывают на мотивационную природу агрессии у человека вообще, не говорят о факторах индивидуальных различий в плане личностной агрессивности. Вообще, хотя и нельзя сказать, что эта тема совсем не изучена в современной психологии, однако до сих пор не имеется достаточно полных и систематизированных литературных обзоров по данному вопросу. На конференции предполагается рассказать об основных факторах именно личностной агрессивности супругов. Предполагается разработка и апробация программы воздействия применительно к каждому из выявленных факторов.
Гипотеза: Можно предположить, что уровень агрессивности супругов влияет на социально-психологический климат в семье.
Объект исследования: агрессивное поведение супругов.
Предмет исследования: Влияние агрессивности на социально-психологический климат в семье.
Цель: выявить взаимосвязь агрессивного поведения супругов и социально-психологического климата в семье.
Задачи:
- проанализировать теоретические и практические разработки психологов по проблеме агрессивности супругов;
- провести исследование по выявлению уровня агрессивности супругов, их удовлетворенности браком и уровня социально-психологического климата в семье;
- изучить методы работы по снижению агрессивности супругов.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- диагностика: использование тестового материала и методов математической статистики.

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимодействия агрессивности супругов и социально-психологического климата в семье

1.1. Семья как объект исследования в психологии

Рост интереса к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков становится с каждым годом все сильнее. Семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.
Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т.п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.
С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.
Семья - группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.
Главная особенность семейного взаимодействия - объединять удовлетворение различных потребностей:
1) Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.
2) Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.
3) Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.
4) Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.
5) Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.
На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.
По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов. Но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья - это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале.
С.И. Ожегов: «Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами».
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально - психологические особенности супругов.
Значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные позиции семейных партнеров: внутренний контроль - внешний контроль; эгоизм - альтруизм; ориентация на общественные нормы - на себя; принятие противоречий - непринятие противоречий; чувство собственного достоинства - неверие в себя.
В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.
В проблемных семьях люди страдают, это наблюдается по их выражению лица, по языку тела. Лица в данном случае могут быть печальными, мрачными или ничего не выражать, не эмоциональные, напоминающие маски. Как будто они отстранены от происходящего и находятся в своем внутреннем мире. В таких семьях не расположены по отношению друг к другу, как будто они вместе живут случайно. В таких семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим близким.
В. Сатир рассматривает зрелую семью тем самым местом, где можно, получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть. В зрелой семье есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь. Люди из зрелых семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность.
Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:
- преданность и сотрудничество;
- общение, предполагающее открытое самовыражение;
- гибкость отношений;
- самостоятельность.
Однако есть дети, родители, члены семей, у которых низкая самооценка. Одна из причин низкой самооценки может быть наличие физического, интеллектуального или психического дефекта. Такие люди неуверенны, ожидают подвоха, унижения, оскорбления со стороны других людей. Своим поведением они начинают защищаться и создавать ситуации, которые провоцируют людей именно на такое поведение, которое они ожидают и провоцируют. После чего уходят в свой закрытый мир, в одиночество, в изоляцию, становятся апатичными, равнодушными и депрессивными. Такие люди строят отношения по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения. Такие люди всего боятся, так как одиночество и недоверие всегда рождает страх. Они чувствуют себя неполноценными, безнадежными, неперспективными.
Замечено, что в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение.
В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это:
- домашнее хозяйство;
- распределение бюджета;
- воспитание ребенка (детей);
- проведение совместного досуга;
- общение.
В. Сатир считает, что семейная жизнь - самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.
Семейные отношения по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.
Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями.


Таблица 1
Основные функции современной семьи
Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
1 2 3
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода.
Воспитательная Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других.
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги).
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи. Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.
Сексуальная Сексуальный контроль. Удовлетворение сексуальных потребностей.

Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую - родительские.
В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества - организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.
Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи.
Остановимся более подробно на существенных характеристиках важнейших из названных семейных функций.
Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.
Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно положительными эмоциями. Необходимым условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции - обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Поэтому совершенствование духовных отношений предполагает повышение культуры общения. Супружеское общение - одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине и близости умственных и особенно эмоциональных контактов.
Основой культуры духовного общения между супругами является, прежде всего, отношение к партнеру как к равному себе. В ходе такого общения супруги совершенствуют себя, свое умение сотрудничать с другими людьми. Если же один из супругов считает себя выше другого, может быть нарушено не только взаимопонимание, но и произойти разрыв отношений. Поэтому так важно уважать друг друга, обеспечивать взаимную моральную поддержку, что в конечном итоге помогает сохранить душевное спокойствие и приводит к эмоциональному сближению.
Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.