На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91546


Наименование:


Курсовик Образ субъектного лидера у педагогов

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.10.2015. Сдан: 2010. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение Глава 1. Психологический подход к проблеме лидерства 1.1. Современные представления о лидерстве 1.2. Теории лидерства 1.3. Современный подход к изучению образа лидера 1.4. Лидерство с позиций субъектного подхода Глава 2. Эмпирическое исследование образа субъектного лидера у педагогов 2.1. Организация исследования 2.2. Описание и интерпретация результатов исследования образа субъектного лидера у педагогов 2.2.1. Результаты Метода незаконченных предложений 2.2.2. Результаты Опросника Т. Лири 2.2.3. Результаты Шкалы эмоционального интеллекта Н. Холла Заключение Список литературы Приложения 3 5 5 8 11 13 16 16 19 19 21 24 25 26 28


Введение

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам. В связи с этим в последние десятилетия чрезвычайно актуальна проблема лидерства. Это объясняется логикой исследований микросреды малых групп, которая с неизбежностью приводит к установлению факта групповой дифференциации и выделению лидеров и ведомых. Результаты исследований структуры и динамики психологии малых групп вплотную подводят к вопросам эффективного лидерства и определению полного перечня факторов, определяющих его.
В характеристике понятия лидера групповой деятельности представляется существенным подчеркнуть несколько обстоятельств: во-первых, лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; во-вторых, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально общепринятых значений система групповых норм и ценностей; в-третьих, лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой жизненной ситуации группы.
Многими авторами лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других. Важное значение имеет умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, гибко перестраиваться при изменении ситуации. Вместе с тем, эффективность лидера в значительной мере зависит от соответствия его личных качеств и стиля поведения характеру и задачам деятельности, а также ожиданиям его последователей и их личным качествам. Таким образом, лидера отличает активное деятельное начало, интегрирующее в себе и проявляющее собой различные потенциалы человека. Исходя из этого, в качестве методологического принципа при изучении феномена лидерства может быть использован субъектный подход, который в настоящее время становится приоритетным подходом к исследованию психологической реальности.
Субъектность представляет собой отношение человека к себе как к деятелю. Это способность быть и осознавать себя источником движения, неся ответственность за последствия своих деяний. Это оказывается существенной характеристикой при изучении человека в профессии. Исследования общих закономерностей профессиональной деятельности показали определяющее влияние на ее эффективность и результативность внутренней субъектной позиции человека по отношению к себе. С другой стороны, известно, что профессиональная деятельность для взрослого человека составляет важнейшую часть, системный стержень всей жизни. Это особенно отчетливо проявляется в профессии педагога - одной из наиболее ярких профессий социономического типа.
Цель исследования: Изучение особенностей образа субъектного лидера у педагогов.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу, изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы в психологии.
2. Исследовать образ субъектного лидера среди педагогов.
3. Исследовать показатели субъектного лидерства у педагогов.
Объект исследования: образ субъектного лидера.
Предмет: особенности образа субъектного лидера у педагогов.
Методы: теоретический анализ литературы по проблемам исследования, психодиагностические методы, методы математической статистики.
База исследования: МОУ СОШ № 135 г. Челябинска.

1. Психологический подход к проблеме лидерства

1.1. Современные представления о лидерстве

Феномен лидерства волновал сознание многих исследователей еще с античных времен. Его изучением занимались Платон, Аристотель, Плутарх, Макиавелли, Г. Спенсер, Ч. Ломброзо, Т. Карлейль, Ф. Гальтон, С. Сигеле, Г. Тард, Г. Лебон, Н.К. Михайловский, К. Левин, 3. Фрейд, М. Вебер, А.Ф. Лазурский; В.М. Бехтерев, Дж. Мак-Грегор Бернс, Р. Такер, Б. Келлерман, Дж. Пейдж. В настоящее время проблема лидерства является поистине междисциплинарной - ее изучают психологи, философы, социологи, политологи. [7; 10]
Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. [5] Это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия. [21] Наряду с явлением лидерства, предполагающим определенную связь и взаимодействие между инициатором и организатором групповой деятельности с одной стороны, и членами группы - с другой, необходимо различать и понятие лидера.
Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. [21] Это личность, за которой остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы. [7]
Лидерство - это отношения учителя и ученика. Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера - образец для подражания, предмет уважения. Лидер определяет позиции и ценности группы, исходя из которых она решает свои внутренние и внешние проблемы. Если предложение лидера оказывается удачным и не утрачивает своей действенности, тогда то, что некогда являлось представлением лидера, становится со временем коллективным представлением. [10] После того как вследствие подобных процессов сложится целая система коллективных базовых представлений, она начнет функционировать и как когнитивный защитный механизм для индивидуальных участников группы и для группы в целом. [30]
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. [2] Вместе с тем, фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот. [5] Лидерство - феномен преимущественно психологический, развертывающийся в системе неформальных отношений в группе, тогда как руководство - сугубо управленческий. Лидерство возникает стихийно, - лидер всегда выдвигается снизу вверх, спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Выдвижение руководителя происходит в форме назначения, определяется искусственными факторами и заключено в определенные рамки, нормы, процедуры. [5; 27] В характеристике самого понятия лидера групповой деятельности представляется существенным подчеркнуть несколько обстоятельств: во-первых, что лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; во-вторых, что лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально общепринятых значений система групповых норм и ценностей; в-третьих, что лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой жизненной ситуации группы.
По масштабу деятельности различают лидеров трех уровней [21]:
1) лидер малой группы лиц, обладающий наибольшей властью в этом сообществе, имеющем общие интересы;
2) лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых);
3) политический лидер, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.
В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. [11] От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества: умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность. Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний.
Лидерство основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких досто­инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут­реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей­ствовать в соответствии с его установками. Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требу­ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
1.2. Теории лидерства

Что делает человека лидером? Как должен вести себя руководитель, чтобы побудить подчиненных сделать для достижения целей организации все, на что они способны? На эти вопросы пытаются найти ответ теории лидерства. Рассмотрим три основных подхода к определению эффективного лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. [22]
Одной из первых попыток прояснить природу лидерства была «теория великих людей». Эта теория утверждает, что человек, обладающий определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Наиболее часто исследователи XIX века выд........


ная книга. - М.: Равновесие, 2005.
23. Пищева Т.Н. Образ идеального политического лидера в массовом сознании // Вестник Московского университета. 2004. № 4. - С. 81-93.
24. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕРС, 2002. - 368 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - 712 с.
26. Смольков В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания. № 6, 2001. - С. 12-13.
27. Свенцицкий А.Л., Кузьмин Е.С. Социальная психология управления: учеб. пособие. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 176 с.
28. Туник, А. Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика // Персонал-Микс. - 2004, № 10. - С. 3-5.
29. Фреик Н. Политическая харизма: обзор зарубежных концепций // Социологическая теория: история, современность, перспективы. - СПб: Владимир Даль, 2008. - с. 455-483.
30. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.