На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91596


Наименование:


Курсовик Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.10.2015. Сдан: 2015. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):



Оглавление

Введение …..……………………………………………………………................3
Глава 1. Теоретический аспект использования логопедической ритмики в коррекционной работе по преодолению заикания у детей дошкольного возраста
1.1 Причины, виды и симптоматика заикания ……………....…………….......6
1.2 Состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей……...…………………………………………………......9
1.3 Обследование детей с заиканием. Обследование речи заикающихся детей по методике Волковой Г.А…………………………......................................11
1.4 Логопедическая ритмика как комплексная методика, необходимая в работе по преодолению заикания……………………………………….......20
Глава 2. Организация экспериментальной коррекционно-логопедической работы по преодолению заикания
2.1 Описание экспериментальной работы...........................................................24
2.2. Результаты обследования ребенка…………………………..…………..…25
2.3 Коррекционно-развивающие упражнения на занятиях логоритмикой…..26
2.4 Анализ результатов эксперимента................................................................31
Заключение………………………………………………………………………35
Библиография…………………………………………………………………...37
Приложение....................................................................................................40


Введение
Актуальность исследования. В результате многочисленных исследований, в современном обществе все большую значимость приобретают вопросы, связанные с коррекцией речевого развития детей дошкольного возраста. Среди общей массы нарушений, заикание является достаточно распространенным расстройством речи. Оно ограничивает у детей развитие коммуникативных навыков, формирование личностных качеств, негативно сказывается на волевой и эмоциональной сферах. Необходимо вовремя заняться коррекционной работой по преодолению заикания, в противном случае, этот дефект речи может повлечь за собой различные изменения в психике ребенка: вызывать комплекс неполноценности, неуверенности в себе, боязнь говорить, отвечать на вопросы, замкнутость, робость. Такие изменения отрицательным образом сказываются на социальной адаптации ребенка. Поэтому, научный интерес и крайнюю исследовательскую необходимость представляет собой процесс изучения особенностей «заикания», как феномена имеющего социально-психологическую природу и непосредственно влияющего на полноценное развитие и жизнедеятельность человека.
Проблема по преодолению заикания носит многовековую историю. Описание данного расстройства можно встретить в трудах древних мыслителей Гиппократа и Аристотеля. В наше время данной проблемой занимались Г. Д. Неткачев, Р.Кен, Либманн А., В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, М. Е. Хватцев, Н. А. Власов, Ф. А. Рау, В. И. Селиверстов, А. И. Лубенская. Исследования ученых Ляпидевского С. С., Лебединского B.C., Селиверстова В. И., позволяют установить, что такое стойкое нарушение речи, как заикание, имеет свои особенности развития и причины возникновения. Поэтому, от специалистов, помогающих детям преодолеть это расстройство, требуются не только глубокие знания патогенеза, анамнеза развития в перинатальном и постнатальном периодах, но и умения проводить диагностические обследования, знать разные коррекционные методики.
Специалисты в области коррекционной педагогики полагают, что самый благоприятный период для преодоления речевых нарушений - это дошкольный возраст. Именно в этот возрастной период логопедическая работа по преодолению речевых нарушений имеет наибольшую результативность и охватывает все компоненты речевой системы. [2] Все чаще логопеды в тесной взаимосвязи с другими работниками ДОУ (воспитатели, учитель музыки, психолог и др.) считают целесообразным использовать логопедическую ритмику, в качестве метода по преодолению заикания у дошкольников. Это не случайно, так как логоритмика - это целый комплекс коррекционно-воспитательных упражнений, направленных на развитие общей моторики, координации движений и согласования их с произносимой вслух речью ребенка, умения воспроизводить правильный темп и ритм, формирование мелодико - просодической стороны речи. Эти упражнения благотворно отражаются на речи дошкольников.
Целью исследования данной работы является: теоретическое осмысление проблематики заикания, как стойкого расстройства речи и практическое использование логопедической ритмики в качестве эффективного метода по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. На основании анализа научной и методической литературы изучить особенности развития заикания, причины его возникновения и симптоматику.
2. Провести диагностическое обследование ребенка с заиканием, взяв за основу методику обследования речи по Волковой Г.А.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление эффективных упражнений логопедической ритмики, в практической работе по преодолению заикания у ребенка из ДОУ.
Объект исследования: влияние метода логоритмики на коррекцию заикания у ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: метод логоритмики в коррекционно-педагогчиеской работе с детьми.
Гипотеза: Логоритмика является эффективным методом работы с детьми, имеющими заикание.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, опрос.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы в качестве теоретического материала для ознакомления с методами логопедической работы, а также использоваться практическими логопедами, дефектологами в области коррекционной педагогики.
В I главе описаны особенности феномена «заикания», состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей. Проанализирована с точки зрения проблематики, коррекционная и развивающая работа с детьми с заиканием, подробно рассказывается об обследование речи детей по методике Волковой Г.А. Раскрывается метод логопедической ритмики, необходимый в работе по преодолению заикания.
II глава посвящена описанию экспериментального исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ комбинированного типа . В эксперименте участвовала Камила 5 лет, из старшей группы ДОУ.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Причины, виды и симптоматика «заикания»
Одним из самых распространённых нарушений речи является заикание. Если использовать определение, данное МКБ-10, то заикание, это речевое нарушение, которое отличается пролонгацией звуков или слогов, или частым повторением, а также нерешительностью в речи и частыми остановками. [5]
Конкретных причин возникновения заикания не установлено точно, однако предполагается, что заикание представляет собой совокупность генетических, психологических и невротических факторов, что приводит к ослабленности центральной нервной системы. Сильный испуг или стресс в раннем детстве, может привести к появлению у ребенка заикания. Также заикание может возникнуть после перенесенных заболеваний сопряженных с инфекцией и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, ярким примером служит Детский церебральный паралич. [11]
Причинами заикания могут быть и психические травмы, полученные в среде в которой находится заикающиеся ребенок, которая подразумевает проблемы в семейных взаимоотношениях, жестокое воспитание, домашнее насилие и другие неблагоприятные факторы.[7]
Неразборчивая, неряшливая речь окружающих, желание подражать заикающемуся, ребенок стремиться побыстрее высказать свою мысль, запинается и начинает заикаться. Заикание может возникнуть на фоне ОНР, при недостаточном словарном запасе, неумении строить грамматические конструкции предложений.
В отличие от других речевых нарушений заикание бывает довольно стабильным и длительным.
Симптоматику заикания не так сложно обнаружить, основным внешним признаком является судорога, возникающая в момент речи в артикуляционно-дыхательном аппарате. Существует несколько видов судорог, в зависимости от их тяжести:
- легкая степень проявляется в незначительном, легком дефекте речи, оно не мешает общению, обычно выражается в легких запинках в текущей речи;
- средняя степень характеризуется запинками в диалогической и монологической речи;
- тяжелая степень проявляется тогда, когда речевое общение становится практически невозможным (появление эмболофразии и сопутствующих движений). [10]
Еще одним из заметных внешних признаков является расстройство дыхания, оно становится неровным, прерывистым, нарушается при эмоциональных переживаниях. Моторная симпотоматика в раннем возрасте появляется в импульсивных движениях, беспокойстве, постоянных приседаниях или подпрыгиваниях у ребенка.
Все описанные симптомы очень неустойчивы и изменчивы. Необходима логопедическая и психологическая поддержка детей, имеющих данную речевую особенность.
Волкова Г.А. определяет несколько типов заикания: [22]
- тоническое, оно характеризуется паузой в речи или растяжением звука. Резкое повышение тонуса мышц, в речи появляются продолжительные остановки и скованность артикуляционно-голосового аппарата.
- клоническое, повторение звуков, слогов или слов, они носят насильственное сокращение мышц артикуляционно-речевого аппарата ( с-с-собака, шо-шо-шоколад).
-смешанный тип заикания, когда наблюдаются вышеперечисленные типы. [5]
По этиологическому признаку Волкова Г.А. выделяет функциональное заикание и органическое. Функциональное заикание не несет в себе анатомических повреждений центральной или периферической нервной системы, возникает у детей дошкольного возраста в период формирования фразовой речи, как правило, от 2-5 лет. Основной причиной органического заикания являются органические поражения центральной нервной системы: нейроинфекции, черепно-мозговые травмы и др.
Белякова Л.И. разделяет заикание на 2 типа:
- неврозоподобное;
- невротическое заикание.
При неврозоподобной форме заикания можно наблюдать выраженный неврологический дефект, а именно нарушение моторики и артикуляции на фоне невротических реакций. Первые предпосылки заключаются в появлении поздней речи, задержек речевого развития, и в общем психическом развитии ребенка. Чаще всего неврозоподобную форму заикания вызывают органические причины поражения головного мозга (неблагополучное протекание беременности, тяжелые роды у матери, инфекционные заболевания в раннем детстве, например менингит). Часто встречается нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия). При невротическом заикании речевое и моторное развитие в пределах нормы, оно возникает на фоне стресса или испуга, здесь нет органики .[14] Развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Эти дети еще до появления заикания выделяются эмоциональной неустойчивостью, повышенной впечатлительностью, нарушением аппетита и сна. Основной причиной заикания здесь чаще бывает какая-либо психическая травма. В основе невротического заикания лежит логофобия - боязнь речи. Корректировать невротическое заикание намного легче неврозоподобного.
Можно подытожить, что причин и факторов для возникновения заикания множество: биологические, социальные, психологические. Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неготовности к переработке внешних воздействий окружающей среды гораздо больше, чем другие возрастные группы, подвержены сильным эмоциональным реакциям. В этот детский период функция речи, как самая хрупкая, может пострадать в первую очередь.

1.2 Состояние моторной функции и эмоционально-волевой сферы у заикающихся детей.
При изучении нарушений речи, исследователи придавали большую роль взаимосвязи двигательной моторики и речи ........

Библиография
1. Борисова, Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы. Н.С. Логопед.2005 г.№4.с.73-93.
2. Гончарова, Н. Коррекция заикания. Дошкольное воспитание, 2005г.№ 3, 59с.
3. Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания. Под ред. Е.С. Казбанова Логопед, 2005г.№6.с.28-32.
4. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под ред. Г.В. Чиркиной, 3-е изд., испр.М.:РРКТИ.2005г.,240с.
5. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. Под ред. Г.Р. Шашкина.М.: Издательский центр «Академия», 2005г., 192с.
6. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Под ред. Ильина В.М. Издательство «Детство-Пресс», 2014г., 96с.
7. Галина Волкова: Логопедическая ритмика. Под ред. Ермолаева С.Д. Издательство «Детство-Пресс», 2010г., 352с.
8. Т.Ю. Аксанова: Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. Издательство «Детство-Пресс», 2009г., 40с.
9. Татьяна Визель: Коррекция заикания у детей. Под ред. Шевцова Е.Е. Издательство «Аст», 2009г., 222с.
10. Уильям Перри: Заикание: как научиться контролировать. Переводчик Андреева Ю.Е. Издательство «Поппури», 2013г., 253с.
11. Г. Шукурова: Преодоление заикания у дошкольников: Методическое пособие. Автор: Миронова С. А. < authors/64614/>, Тугова Н. А. < authors/64615/>, Геркина М. И. < authors/64616/> Под ред. Левиной Р. Е. < authors/64613/> Издательство « Сфера < pubhouse/459/>», 2009 г., 144с.
12. Елена Ворошилова: Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие. Под.ред. Цветковой Т.В. Издательство «Сфера», 2012г., 64с.
13. В.И. Селиверстов: Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Под ред. Слизкова Т.Б. Издательство «Владос», 2005г., 208с.
14. Людмила Смирнова: Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006г., 64с.
15. Галина Волкова: Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. 2-е изд. Издательство «Детство-Пресс», 2007г., 240с.
16. Наталия Нищева: Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. Под ред. Ермолаева С.Д. Издательство «Детство-Пресс», 2013г., 624с.
17. Е. Тихонова: Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР. Под ред.Синельникова И.Ю. Издательство «Аркти», 2014г., 96с.
18. Опыт работы по диагностике детей с ОНР. Колесникова А.Е. Электронный ресурс. Режим доступа свободный < koleae01.htm>
19. Заикание у детей. Электронный ресурс. Режим доступа свободный < nar04.htm>
20. Занятия с детьми по теме моторика. Электронный ресурс. Режим доступа свободный < motorika.html>
21. Эти-Дети: возрастная психология. Статья: Возрастные особенности дошкольников. Электронный ресурс. Режим доступа свободный < child/382.html>
22. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, - 45 с. Электронный ресурс. Режим доступа свободный < Books/6/0415/6_0415-1.shtml>



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.