На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91605


Наименование:


Курсовик Модель институциональных изменений Д.Норта

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.10.2015. Сдан: 2015. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…...………………………………………………………………………3
1. Понятие институтов в теории Д.Норта……………………………….……....6
1.1. Концепция институтов Д.Норта……………………………………………6
1.2. Причины появления институтов…………………………………………..8
2.Теория институциональных изменений Д.Норта…………….……………...12
2.1. Типы и причины институциональных изменений……………………….12
2.2. Источники институциональных изменений………………………………15
3. Модель институциональных изменений Д.Норта…………………………..23
3.1. Простейшая модель институциональных изменений …………………23
3.2. Эффективность институциональных изменений………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...38


Введение
Предметом исследования в данной работе являются отношения, возникающие в процессе подготовки и осуществления институциональных изменений, оказывающих влияние на темпы и качество экономического роста.
Актуальность темы. Экономическому росту, как важнейшей характеристике развития национальной экономики, посвящено большое количество фундаментальных исследований. В современном мире не существует практически ни одного государства, для которого проблема обеспечения долговременного экономического роста не была бы одной из центральных целей экономической политики. Теория институциональных изменений находится в настоящее время в стадии становления, особенно та ее ветвь, которая исследует процессы крупномасштабных институциональных трансформаций, затрагивающих базовые компоненты институциональной среды, таких, как изменение типа экономической системы общества, социально - экономические реформы и т.п. Особую остроту данная проблема приобретает применительно к национальной экономике России, переживающей длительный период трансформации социально - экономических отношений.
Целью курсовой работы является изучение модели институциональных изменений.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и содержание институтов в теории Д.Норта;
- проанализировать положения институциональных изменений по взглядам Д.Норта;
- рассмотреть модель институциональных изменений;
- обосновать институциональные изменения выдвинутые Д.Нортом.
В 1960-70-х гг. сформировалось одно из перспективных направлений современной экономической мысли - неоинституциализм, или новая институциальная экономическая теория. А уже в 1980-х гг. в «новом» институционализме четко обозначились следующие области исследований: анализ институциональной среды и ее влияния на поведение экономических агентов; анализ контрактных соглашений (экономических организаций); анализ процессов формирования и отбора социальных институтов, т.е. институциональной эволюции.
Создателем теории институциональных изменений, целью которой является выявление внутренних (эндогенных) факторов, способствующих изменению, как отдельных институтов, так и институциональной структуры общества, является американский экономист, специалист в области экономической теории, лауреат нобелевской премии за 1993 г. Дуглас Сесил Норт. К созданию этой теории Д.Норт шел длительным путем, анализируя и обобщая огромный фактический материал из истории США и других стран и меняя предпосылки анализа. В работах Д. Норта 1960-х гг. ставится вопрос о роли институциональных факторов в экономическом развитии, дается своеобразная интерпретация понятия «институт», анализируется эволюция институциональной структуры общества. В 1981 г. в книге «Структура и изменение экономической истории» Д. Норт признал влияние идеологии в качестве фактора, объединяющего индивидуумов. В вышедшей в 1990 г. и переведенной на русский язык книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» автор рассматривает причины и последствия институциональных изменений. Он отмечает, что современная экономическая теория изучает рынки, не учитывая необходимых для их создания институциональных установлений. Задача институциональной теории - показать, каким образом происходит изменение институциональной структуры общества.
В своей концепции влияния институтов на долговременный экономический рост опирался на все ответвления неоинституциализма: экономическую теорию прав собственности; концепцию выживаемости институтов в экономике с трансакционными издержками; новую политическую экономию с акцентом на различиях между экономическими и политическими рынками. Однако Д.Норт пришел к выводу, противоположному неоклассической предпосылке о рациональности человеческого поведения. А затем пересмотрел положение, что в процессе эволюционного отбора институтов выживают те, что наиболее способствуют экономической эффективности. Высокая степень приспособляемости «неэффективных» институтов делает экономический рост скорее исключением, чем правилом в истории человеческих сообществ.
Д.Нортом была предложена схема институциональных изменений, которая включает следующие элементы:
- изменения на уровне знаний, что ведет к появлению новых технологий, а это ведет к изменению цен на ресурсы;
- возрастающая стоимость ресурсов стимулирует собственников этих ресурсов к осуществлению преобразований прав собственности на ресурсы и разработке правил, позволяющих максимизировать ценность таких прав;
- такие изменения сопровождаются ростом трансакционных издержек на политическом рынке, что может препятствовать тому, что реализовались все полезные для создания стоимости потенциально возможные институциональные изменения.


1. Понятие институтов в теории Д.Норта.
1.1. Концепция институтов Д.Норта.
Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.
Понятие института (от лат. - установление, учреждение) было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии, и юриспруденции, где оно означало систему формально закрепленных правовых установлений, норм, законов, регулирующих официальные, государственные виды отношений, совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.
Определения институтов можно также найти в работах по политической философии < college/filosofiya/predmet-filosofii.html> и социальной психологии < college/psihologiya/istoriya-psihologii.html>. Нас же интересует Д.Норт.
В центре внимания Д. Норта оказалось понятие «институт». Институты являются основной единицей анализа. Норт выделил три главных рода институтов как «правила игры», оформляющих человеческие взаимодействия и структурирующих стимулы в области политического и экономического обмена. Это:
- формальные правила (писаные) законы, конституция, контракты, указы, административные акты;
- механизмы давления, принуждающие к соблюдению правил - суды, полиция и т.д.;
-неформальные ограничения (неписаные) нормы поведения, обычаи, привычки, традиции, добровольные ограничения, ограничивающие сферу действия формальных правил и процедур.
Причем, по мнению Д. Норта, обычаи и традиции могут служить эффективным заменителем формальных институтов, обеспечивая тем самым значительную экономию ресурсов. В более короткой формулировке: институты - это «структурные формы человеческих взаимодействий, это сочетание правил, механизмов, обеспечивающих их соблюдение, и норм поведения».
Институциональные ограничения могут регламентировать, как и что индивидам запрещено делать, так и при каких условиях индивидам разрешается определенная деятельность, т.е. это область, внутри которой возможны взаимодействия между людьми. Формальные и неформальные правила взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга. Причем зачастую действие неформальных правил определяет эффективность действия формальных.
Неформальные институты складываются спонтанно, без сознательного
замысла кого-либо. Неформальные правила возникают из передающейсяобществом информации и являются частью наследия, которое называют культурой. Неформальные правила имеют огромное значение при отсутствии государства, поскольку обеспечивают порядок. Неформальные ограничения всепроникающие, они являются: расширением, дополнением, модификацией формальных правил; общественно санкционированными нормами поведения; самовыполняющимися стандартами поведения. Изменения в неформальных нормах осуществляются постепенно и подчас являются подсознательными, формируя альтернативные модели поведения.
Однако с повышением сложности общества возрастает эффект формализации ограничений. Формальные правила дополняют и повышают эффективность неформальных ограничений. Они могут снизить издержки поиска информации, мониторинга и контроля и, следовательно, расширяют возможности применения неформальных правил к более сложным ситуациям обмена. В некоторых случаях формальные правила могут воздействовать на неформальные или даже замещать их. Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно и, как правило, государством. Изменения формальных институтов может происходить одномоментно в результате принятия каких-либо политических или юридических решений, и представляют определенную иерархию, например - конституция - закон - административный акт. Формальные правила включают политические, экономические правила и контракты. Причем большое значение для эффективности функционирования экономической системы имеет эффективность политических рынков. Норт доказывает, что представительская демократия - ключевая предпосылка для более эффективной спецификации прав собственности. Если правила (формальные и неформальные) нарушаются, предписывается наказание, т.е. существенная часть функционирования институтов - высокие издержки нарушений и строгость наказаний.
Норт рассматривает три уровня принуждения, обеспечивающих действенность институциональных ограничений:
1 уровень - внутренние ограничения, формирующиеся под воздействием накопленных в прошлом цивилизацией опыта и знаний и идеологий, которые любой индивид интериоризирует в ходе образовательного процесса;
2 уровень - угрозы наказания, насилия, предусмотренного в рамках формальных правил как глобальных, так и локальных (контрактов);
3 уровень - общественные санкции и угрозы насилия со стороны государства, которое обладает сравнительными преимуществами в его осуществления, поскольку состоит из индивидов, специализирующихся на насилии.

1.2. Причины появления институтов.
Каковы причины появления и воспроизводства институтов? Одно из любимых определений Норта: «Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь». Институты являются необходимым продолжением присущих человеку способов обработки информации.
Как известно, изменение системы общественных институтов определяется непосредственной деятельностью самих людей. Только от целенаправленных действий людей зависит то, какой вид примет та или иная система общественных институтов. Однако деятельностью людей, направленной на создание или преобразование системы общественных институтов, вполне могут управлять и какие-то иные факторы, не зависящие от субъективной воли этих людей. В своих поступках люди обычно бывают совершенно свободны, тогда как в своих целях они подчинены объективным обстоятельствам. Какие же объективные обстоятельства способны заставить людей создавать или изменить ту или иную систему общественн........


Список использованной литературы.
1. Васильцова В. М., Тертышный С. А. Институциональная экономика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013.
2. Норт Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. 2000. Вып. 4.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
4. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997 №3.
5. Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку: будущее коммунистических республик. М., 1993.
6. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Е. 1. 1993. Вып. 2
7. Тамбовцев В.Л. Теория институциональных изменений. М.: инфра - М., 2008.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.