Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91620


Наименование:


Диплом ПРИМЕНЕНИЕ ЗАДАЧ-ОЦЕНОК НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.10.2015. Сдан: 2010. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ………………………………………………………..6
§1.1. Что такое физическая задача…………………………………………...6
§1.2. Роль и место задачи в обучении физике ……………………………...9
§1.3. Классификация физических задач……………………………………12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ-ОЦЕНКИ И ИХ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ………………………………………………………………………….18
§2.1. Сущность понятие «оценка»………………………………………….18
§2.2. Задачи-оценки в курсе физики средней школы..…………………….22
§2.3. Примеры решения задач-оценок……………………………………..26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………………………………….32
§ 3.1. Анализ школьных сборников задач по физике…………………….32
§ 3.2. Результаты исследования ……….………………………………...…33
ЗАЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….41

ВВЕДЕНИЕ
Главная задача обучения физике в школе - научить учащихся мыслить. Обучение физике должно быть активным. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально возможно в данных условиях.
У многих молодых людей снижается интерес к физике, что объясняется не только тем, что физика - трудный предмет, а скорее тем, что о ней рассказывают и пишут не интересно, скучно. Физика - наука не узкоспециальная, а общечеловеческая. Конечно, в ней есть много специальных вопросов. Исходя из этого, современный школьный курс физики должен быть, построен в направлениях, во-первых, гуманитаризации, во-вторых, обеспечения современного методологического уровня, в-третьих, интеграции, в-четвертых, максимального приближения к жизни.
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широ­кого переноса.
Особое место в процессе обучения занимает решение физических задач, которые представляют собой наиболее близкую к характеру повседневного мышления деятельность.
Образовательное и воспитательное значение решения физических задач в сознательном усвоении курса физики переоценить невозможно, поэтому данному методу обучения физике уделяется большое внимание. Однако одним из существенных недостатков подготовки школьников по физике является чрезмерная прямолинейность в подходе к решению физических задач. Зачастую они решаются лишь для тренинга, а сами решения служат иллюстрацией правила, формулы, закона [10]. Кроме того, однообразие в решениях физических задач, применение алгебраического метода отнюдь не способствуют глубокому пониманию сути явлений.
В процессе изучения физики в основной и полной средней школе, по нашему мнению, целесообразно больше уделять внимания систематизации знаний, формированию практических навыков на основе решения качественных, оценочных и экспериментальных физических задач, что способствует развитию творческих способностей и самостоятельности учащихся.
Поэтому мы в своем исследовании остановимся на применение оценочных задач по физике, что может явиться эффективным средством повышения качества обучения физике в основной школе.
Несмотря на важность формирования у учащихся основной школы умения решать задачи, в частности, оценочного плана, в школьном преподавании физики мало уделяется внимания формированию данного умения по различным причинам: неготовность преподавателей к применению задач данного типа в виду их необычности (нехватка оборудования, времени, невладение методикой решения в полном объеме), многие сборники задач не содержат такой системы задач.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, реальными по­требностями дальнейшего совершенствования связи физики и различных дисциплин школьного курса, чему может способствовать применение и задач-оценок; во-вторых, отсутствием должного внимания к этой проблеме в методической литературе, а также в современных учебниках, сборниках задач.
Объект исследования - процесс обучения физике на старшей ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования - использование задач-оценок при изучении физики на старшей ступени обучения.
Цель исследования - рассмотреть практическое применение задач-оценок при изучении физики на старшей ступени.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научно-методическую литературу и Интернет-источники по данной тематике исследования;
2. провести сравнительный анализ школьных задачников и сборников ЕГЭ на наличие задач-оценок;
3. сделать выборку примеров задач-оценок;
4. провести анкетирование учителей различных общеобразовательных школ по теме данного исследования;
5. провести анализ практического применения задач-оценок.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: текст работы 40 страниц, иллюстрирована таблицами, рисунками, схемами и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Список литературы содержит 27 источников.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
§1.1. Что такое физическая задача
Ни с чем в своей жизни человек не сталкивается так часто и ни в чем так сильно не нуждается, как в своих способностях ставить и решать задачи самых разнообразных видов и различных по сложности. В этом ракурсе оказывается особенно привлекательным вопрос: что же такое «задача», какие отличительные черты есть у этого понятия? Понятие «задача» весьма широкое и многогранное, поэтому в педагогической, психологической и методической литературе нет его единого определения. Некоторые авторы, говоря о задаче в самом широком смысле слова, рассматривают ее как определенную ситуацию. Например, Володарский В.Е. дает ее определение следующим образом: «Задача в самом общем смысле, - это ситуация, определяющая действие некоторой решающей системы» [7], а Лернер И. Я. предлагает такое: «Задача - ситуация, требующая от субъекта некоторого действия» [15]. Эти определения охватывают все ситуации и включают учебные, дидактические, психологические и другие задачи. В них основополагающим является понятие действия, а действие предусматривает выделение цели, предмета, мотива и способа.
В более узком плане термин «задача» употребляется в двух значениях: первое - это любое задание, требующее осуществления какого-либо познавательного акта; второе - не любое задание, а именно «задача», которую часто в литературе принято обозначать через понятие «познавательная задача», и решение которой приводит учащихся к приобретению новых знаний и умений. «Познавательная задача представляет собой ситуацию, в которой на основании одних (заданных) признаков системы объектов надлежит сделать заключение о каких либо других (искомых) признаках (свойствах)» [24]. Довольно простое определение задачи подобного рода было дано СО. Шатуновским. Оно гласит: задача есть изложение требования «найти» по «данным» вещам другие «искомые» вещи, находящиеся друг к другу и к данным вещам в указанных соотношениях. При этом предполагается, что понятие «вещь», «найти», «данные», «искомые» в каждом отдельном случае особо определяются. В «Педагогической энциклопедии» [21] познавательная задача характеризуется наличием у обучаемых определенной цели, учетом определенных условий и требований, необходимых для решения задачи, применением способов и приемов решения, соответствующих данной цели и условиям.
В методической литературе продолжительное время пользовались терминами «задача», «физическая задача» без их определения. Одно из первых определений физической задачи было дано методистами С.Е. Каменецким и В.П. Ореховым. Под физической задачей они понимают «небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики» [12]. Данное определение, на наш взгляд, имеет некоторый недочет. Оно не отражает назначение физических задач в учебном процессе. Более полное, по нашему мнению, является определение физической задачи, данное A.B. Усовой и H.H. Тулькибаевой. «Физическая задача - это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике, умениями применять их на практике и развитие мышления» [27, с.9]. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для учащихся задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся.
Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому, особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие в основу современной физики, а также задачи, показывающие присущие физике методы исследования. Примерами могут служить задачи об опытах Штерна, О.Герике, А.Ф.Иоффе.
Некоторое понятие об основном физическом методе исследования явлений природы - эксперименте, основу которого составляют измерения и математические исследования функциональной зависимости между физическими величинами, целесообразно дать с помощью экспериментальных задач.
Задачи с историческим содержанием позволяют показать борьбу идей, возникавшие перед учеными трудности и пути их преодоления. «Ничто так не способствует общему развитию и формированию детского сознания, как знакомство с историей человеческих усилий в области науки, отраженной в жизнеописаниях великих ученых прошлого и постепенной в эволюции идей», - писал П.Ланжевен. Примерами могут служить задачи об опытах по определению скорости света, изучению строения атома и т.д.
Весьма полезно составление физических задач политехнического содержания на базе местного производства:
Один из проектов международной телевизионной связи предусматривает применение для этой цели спутника Земли. На какую высоту над экватором нужно запустить спутник на восток, чтобы с Земли он казался неподвижным? Какое минимальное количество таких спутников нужно запустить, чтобы любая точка экватора «просматривалась» хотя бы одним спутни........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаев В.С., Шкитина Ю.Ю. Влияние математических факторов на уровень решаемости физических задач // Проблемы преп. физики в ВУЗе.
2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с
3. Бубликов С.В. Физические оценки как компоненты методологической подготовки учащихся // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы научно-методической конференции «Университеты России». - СПб.:Изд-во СПбГТУ, 1997. - С. 117-118.
4. Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981. - 228 с.
5. Важеевская Н.Е. Оценка как научная категория и ее роль в школьном физическом образовании // Физика в системе современного образования: Труды седьмой международной конференции.-СПб:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2003.- с 22-24
6. Володарский В. Е. О классификации учебных задач по физике. //Физика в школе N 4, 1979. - С. 66.
7. Володарский В.Е. Психодидактика задачного подхода при обучении физике. //Психодидактика высшего и среднего образования /Тезисы первой всероссийской научно-практической конференции. -Издательство БГПУ, 1996.-С. 178-179.
8. Володарский В. Е. Актуализация элементов знаний в решении задач. //Физика в школе N 4, 1978. -С. 63 - 65.
9. Гриценко В. И < authors/104-454-996/>. Урок решения задач-оценок //Электронный ресурс. ? режим доступа: < articles/313347/>
10. Ерохина Р.Я. Роль и место задачи в обучении физике. //Электронный ресурс. - режим доступа: < rol-i-mesto-zadach-v-obuchenii-fizike/>
11. Зинченко П. И. , Смирнов А. А. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.-112 с.
12. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1974.
13. Кокин В.А. Методика использования задач-оценок в процессе обучения физике //Формирование научного мировоззрения и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Сборник статей. /Под ред. А.А. Зиновьева, В.А. Основиной. - Ульяновск: ИПК ПРО. 2001. - С.56.
14. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физики: Учеб.пособ. для вузов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. - 144с.
15. Лернер И. Я. Факторы сложности познавательных задач.// Новые исследования в педагогических науках. - М.: 1970. - № 11. С. 86 - 91.
16. Лукашик В. И. , А. А. Ченцов. О составлении физических задач. // Физика в школе №2, 1978. - С. 45 - 48.
17. Меледин Г. В. Задачи-оценки. Практикум абитуриента. Приложение к журналу «Квант» № 5/2001. О физике и физическом мышлении. Стр. 113 - 128. М.: Бюро Квантум, 2001.
18. Меледин Г. В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями. 3-е изд М.: Физматлит, 1994.
19. Меледин Г.В. Задачи-оценки. - Журнал «Квант» № 7, 1983 //Электронный ресурс.? режим доступа:< 1983/07/zadachi-ocenki.htm>
20. Молеваник С. П. Физические оценки как средство развития методологической культуры учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 2004 224 c. РГБ ОД, 61:05-13/813
21. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
22. Пойа Д.П. Как решать задачу. - М., 1961. - С. 105.
23. Радкевич Л.А. Задачи-оценки в школьном курсе физики// Вопросы методики обучения физике в современной школе и подготовки учителя физики: Сб. научных тр. - М.:Прометей,1997. - С. 63-67.
24. Разумовский В. Г. Познавательные задачи по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1966. - 155 с.
25. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 10 - 11 классов средней школы. - 10-е изд.? М.: Дрофа, 2006.?198с., ил.
26. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. - 9-е издание. ?М.: Просвещение, 2003.?288с.: ил.
27. Тулькибаева Н. Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи. - Челябинск, 1981.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.