Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91721


Наименование:


Курсовик Статистическое изучение рынка услуг в Орловской области

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Статистика. Добавлен: 26.10.2015. Сдан: 2014. Страниц: 67. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
1 Теоретические вопросы статистического анализа рынка услуг 4
1.1 Сущность рынка услуг и задачи ее статистического изучения 4
1.2 Система показателей и информационное обеспечение статистики рынка услуг 21
2 Статистическое изучение рынка услуг в Орловской области 31
2.1 Социально-экономическое положение Орловской области в 2013-2014 г.г. 31
2.2 Статистический анализ показателей динамики на рынке услуг 36
3 Факторный анализ и прогнозирование на рынке услуг с использованием методов статистики 46
3.1 Проведение группировки, дисперсионный и корреляционный анализ показателей деятельности предприятий на рынке услуг 46
3.2 Статистическое прогнозирование показателей на основе модели тренда 51
3.3 Основные направления совершенствования статистики рынка услуг 54
Заключение 63
Список использованных источников 65


Введение
Актуальность курсовой работы объясняется тем, рыночная экономика наполняет новым содержанием работу менеджеров и экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин «статистика» употребляется в различных значениях, под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.
Объектом исследования данной курсовой работы является анализ сферы услуг и рассмотрение их структурных составляющих.
Предметом исследования курсовой работы являются показатели статистики услуг.
Целью данной курсовой работы является изучение теории и методологии статистики услуг.
Цель работы определяет ее задачи, состоящие в изучении следующих вопросов:
Сущность рынка услуг и задачи ее статистического изучения
Система показателей статистики рынка услуг
Информационное обеспечение статистики рынка услуг
Социально-экономическое положение России
Статистический анализ показателей динамики на рынке услуг
Факторный анализ показателей рынка услуг
Корреляционно-регрессионный анализ показателей рынка услуг
Статистическое прогнозирование показателей на основе модели тренда
Основные направления совершенствования статистики рынка услуг


1 Теоретические вопросы статистического анализа рынка услуг
1.1 Сущность рынка услуг и задачи ее статистического изучения
Услуги - важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности - личные, коллективные и общественные.
Переход к международной методологии учета и статистики ликвидировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере услуг. Это потребовало пересмотра сложившегося за предшествовавшие 70 лет в отечественной науке и практике представления о роли услуг в развитии общества, в экономике страны.
Труд в сфере услуг признан производительным, сама эта сфера - производственной, а результаты ее функционирования учитываются в валовом внутреннем продукте и в других показателях результатов экономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере услуг занято более 2/3 численности активного населения. В валовом внутреннем продукте США стоимость услуг составляет 75%, Англии - 64%. В России в настоящее время на его долю приходится более 50%.
В общем объеме услуг можно выделить две части. Одна часть услуг предназначена к производственному потреблению отраслями сфер производства материальных благ и услуг. Вторая часть производимых услуг предназначена для конечного потребления домашними хозяйствами, т.е. для непроизводственного потребления.
Часть производимых услуг, в том числе потребительских, является рыночными услугами. В международной статистической практике в соответствии с рекомендациями ООН под рыночными услугами понимают услуги, предназначенные к реализации или реализованные по экономически значимым ценам.
Появление товара в форме услуги вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и результатов, а также оценки влияния развития рынка товаров в целом на удовлетворение потребностей населения и экономику страны.
Объектом изучения этой подотрасли статистики является рынок услуг, предметом - количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.
Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг - продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг.
Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается в том, что результатом его функционирования является удовлетворение покупательского спроса непосредственно в момент оказания услуг, а также в том, что услуги не накапливаются в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.
Рынок потребительских услуг предлагает к реализации потребительские услуги, выступающие на этом рынке как товар. В соответствии с международной методологией услуги, как и продукт, являются товаром, если они предназначены к реализации или реализованы по экономически значимым ценам, т.е. ценам, покрывающим издержки на их оказание и обеспечивающим прибыль производителю.
Рынок называется «потребительским», потому что он удовлетворяет потребности «конечного» потребителя, и с этой точки зрения от его функционирования непосредственно зависит уровень и качество потребления, а следовательно, жизни населения.
При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок покупателя и рынок производителя. Рынок покупателя имеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кинотеатров или рынок международных туристических услуг. Рынок покупателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для покупателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, Которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.
Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем производимых услуг меньше потребности в них или если производитель занимает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пассажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в крупнейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.
Развитие практической деятельности по созданию услуг, предназначенных к реализации, и их реализация вызвали необходимость развития соответствующей подотрасли статистической науки и практики. Статистика - один из важнейших инструментов экономического механизма управления потребительским рынком услуг. Она должна служить интересам успешного его функционирования; поиску выявления резервов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий социальной защиты населения.
В связи с этим одним из новых направлений развития отечественной статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка потребительских услуг, ее апробация в процессе анализа его развития и эффективности функционирования.
Интересы экономического регулирования функционирования рынка услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов.
Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение потребностей в услугах.
Задачи статистического исследования потребительского рынка услуг охватывают специфические задачи анализа рыночных отношений; характеристику социально-экономического потенциала рынка услуг; характеристику их производителей и потребителей; объемов производства и спроса; рыночной конъюнктуры, конкуренции; цен, объемов и структуры реализации услуг и факторов, их определяющих.
Разработка методологии статистики рынка услуг - проблема комплексная, предполагающая решение совокупности теоретических и практических задач, связанных с характеристикой рынка как объекта статистического изучения; разработкой системы показателей статистики рынка услуг, его функционирования и результатов, с учетом международной методологии, включая показатели его экономической эффективности; классификацией и группировкой показателей его развития по разным признакам; статистической оценкой социально-экономического потенциала рынка потребительских услуг; прогнозированием развития рынка услуг и др.
Разработка методологии статистической оценки и анализа рыночных процессов в сфере услуг включает разработку методов выявления вклада рынка услуг в результативные показатели функционирования рынка товаров в целом, в экономику страны, т.е. в создание валового внутреннего продукта; оценку влияния этого рынка на уровень жизни населения; исследования обратного воздействия экономики в целом и уровня жизни населения, прежде всего его доходов и их покупательной способности, на развитие рынка платных потребительских услуг.
Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана с большим их разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых данной сферой, что затрудняет сведение результатов.
В последнее время это усугубляется тем, что наряду с традиционными для отечественной практики услугами (финансовыми, транспортными, страховыми) все большее значение приобретают такие специализированные услуги, как маркетинг, подготовка программного обеспечения и технического обслуживания вычислительной техники и многие другие материальные и нематериальные услуги. Переход к международной статистической методологии, использование СНС, облегчает решение проблемы взаимосвязанной обобщающей характеристики результатов функционирования рынка услуг.
Изложенное вызывает необходимость рассмотреть прежде всего само понятие «услуги» как объекта статистического изучения, их классификации и группировок по разным признакам в целях систематизации их статистической характеристики.
Специфика услуг как товара состоит в том, что услуги не накапливаются, не транспортируются, не существуют отдельно от производителя, т.е. они потребляются в момент их оказания.
Моменты их производства и реализации (если абстрагироваться от реального момента оплаты услуги, который может быть отсрочен по времени от момента оказания рыночной услуги) по времени совпадают.
В связи с этим рыночная конъюнктура не испытывает давления товарных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы услуг.
В статистике при рассмотрении услуг применяются разные классификации и группировки, позволяющие дать их углубленную характеристику.
Сфера услуг включает деятельность по производству как материальных, так и нематериальных услуг производственного и потребительского назначения.
В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные.
Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи.
Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.
Следует подчеркнуть, что практически все виды услуг могут оказываться как за плату, так и бесплатно или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), церкви и благотворительных учреждений, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между платными и бесплатными услугами.
В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам.
Для успешного статистического анализа и прогнозирования развития рынка необходимо осуществлять его правильное сегментирование. Для этого целесообразно использовать следующую классификацию платных услуг (ПУ):
01 Бытовые услуги
02 Услуги пассажирского транспорта
03 Услуги связи
04 Жилищно-коммунальные услуги
05 Услуги учреждений культуры
06 Туристско-экскурсионные услуги
07 Услуги физкультуры и спорта
08 Медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные услуги
09 Услуги правового характера
10 Услуги банков
11 Услуги в системе образования
12 Услуги торговли, общепита и рынков
00 Прочие услуги населению.
Важным фактором, который следует учитывать при исследовании рынка ПУ в России, является распределение населения страны по размеру среднедушевого дохода. От размера среднедушевого дохода находится (при прочих равных условиях) в прямой зависимости величина и структура расходов на ПУ.
Процесс расслоения населения по уровню доходов оказывает исключительно сильное влияние на структуру рынка услуг: низкообеспеченное население не только отказывается от приобретения услуг 5, 6 и 7-й групп, но и резко сокращает приобретение жизненно необходимых платных услуг 1-4-й групп, нередко отказываясь от их оплаты. В результате растет задолженность населения по квартплате и коммунальным услугам.
Теоретически каждый гражданин России может приобрести любой вид платных услуг (от 1-й до 7-й группы). Поэтому все жители России могут рассматриваться как генеральная совокупность клиентов, подлежащих сегментации. Однако нельзя осуществлять сегментацию рынка платных услуг в целом: она должна осуществляться раздельно по каждой группе услуг. Размеры сегментов рынка в каждом конкретном случае будут разными.
Например, рынок платных услуг жилья не включает жилье, принадлежащее собственникам (частное и приватизированное). Поэтому сегментированию подвергаются пользователи наемного жилья (за которое они платят квартплату) и арендуемого жилья (за которое пользователь платит арендную плату). При этом рынок платных услуг жилья следует отличать от рынка собственного жилья (купля-продажа жилых помещений), который подчиняется другим рыночным законам.
Рынок платных услуг пассажирского транспорта в Москве не охватывает ряд категорий населения, для которых проезд на городском транспорте (кроме такси) является бесплатным (пенсионеры, инвалиды, работники правоохранительных органов и т.д.).
Рынок международного туризма включает главным образом слои населения с высокими и сверхвысокими доходами, которые составляют менее 10% общей численности населения России.
Приведенные примеры убедительно доказывают необходимость использования обоснованной классификации услуг по степени приоритетности для статистической характеристики ПУ в России.
При исследовании услуг населению целесообразно выделить приоритетные по значимости и массовости услуги. Для этого используется приведенная выше классификация.
К наиболее важным видам платных услуг можно отнести (по степени значимости): бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, по содержанию детей в детских учреждениях, здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, физической культуры и спорта, культуры, правового характера и банковских учреждений, туристско-экскурсионные, научные.
В приведенной классификации услуги расположены по убывающей степени предпочтительности для населения. Это значит, что ПУ 1-й и 2-й групп обладают меньшей степенью эластичности от величины покупательной способности населения по сравнению с услугами остальных групп.
Каждый из приведенных видов услуг включает разнообразный их ассортимент. Так, бытовые услуги подразделяются на услуги:
по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, одежды;
по пошиву и вязке трикотажных изделий;
по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
по ремонту и изготовлению металлоизделий;
ритуальные и многие другие.
Эта же группировка может быть использована при изучении сегментации рынка услуг. Эта сегментация должна варьировать с учетом группировки услуг по их видам:
1) услуги жилищно-коммунального хозяйства включают предоставление наемного и арендуемого жилья, выполнение текущего ремонта жилых помещений и оборудования, а также стоимость коммунальных услуг (электроэнергии, газа, воды, отопления, обслуживания лифтов, канализации, санитарной очистки и т.д.);
2) жилищные услуги. Здесь имеются в виду услуги наемного жилья, которые население оплачивает в виде квартирной платы;
3) коммунальные услуги, включая снабжение электроэнергией, газом, теплом, водой; обеспечение канализацией, телефоном, радио- и телесетью; санитарная очистка территории;
4) бытовые услуги, охватывающие широкий спектр услуг - от пошива и ремонта одежды и обуви до прокатных пунктов и фотоателье;
5) услуги транспорта и связи. Услуги пассажирского транспорта включают услуги всех видов городского, международного и междугороднего транспорта по перемещению пассажиров и их багажа, включая сопутствующие услуги (предварительная продажа билетов, транспортно-экскурсионные операции, вокзальные сборы, комнаты матери и ребенка и т.д.);
6) услуги учреждений физической культуры и спорта складываются их двух компонентов: а) услуг спортивных зрелищ по всем видам профессионального спорта; б) платных и бесплатных услуг физкультурных и спортивно-оздоровительных организаций населению;
7) услуги учреждений культуры состоят из услуг театров, кинотеатров, филармоний, музеев, библиотек и читален, клубов, домов культуры и проч.;
8) услуги дошкольных детских учреждений - это услуги яслей, детских садов, домов реб........

Список использованных источников
1. Борисова С.И. Планирование статистической деятельности в органах государственной власти // Вопросы статистики. - 2007. - № 7.
2. Бурцева С. Статистический подход к пространственно-временному развитию общества // Вопросы статистики. - 2007. - № 5.
3. Данные Федеральной службы Государственной статистики, www.gks.ru
4. Елисеева И.И., Костеева Т.В., Хоменко Л.Н. Экономическая статистика. - Минск: Вышайшая школа. 2005.
5. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. - М.: ИНФРА-М. 2006.
6. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ под редакцией проф. М.Г. Назарова. - М.: Финстатпром, ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
7. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном экономическом исследовании. - М.: Наука. 2006.
8. Отчет Федеральной службы государственной статистики России о показателях уровня жизни населения в период 2000 - 2009 гг.
9. Пашинцева Н.И. Региональная статистика: задачи, проблемы, опыт // Вопросы статистики. - 2007. - № 7.
10. Рябушкин Б.Т., Симчера В.М., Машахин Е.А. Статистические методы и социально-экономический анализ. - М.: Наука. 2005.
11. Салин В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2003.
12. Социальная - экономическая статистика России: Под редакцией И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика. 2007.
13. Статистика рынка товаров и услуг/ под Ред. д.э.н., профессора Белявского И.К. - М.: Финансы и статистика. 2006.Торвей Р. Индексы потребительских цен. М.: Финансы и статистика. 2004.
14. Статистический словарь. Под ред. Королев М.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2005.
15. Уткин Э.А. Цены, ценообразование и ценовая политика. - ЭКМОС. 2006.
16. Шпаковская Е.П. Система показателей социальной статистики: концепция, методология, практика. - М.: ИСЭПН РАН. 2007.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.