На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Крайняя степень конфликтной ситуации (насилия) в семье. Понятие, основные элементы и звенья механизма совершения преступления. Виды конфликтных ситуаций. Роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


14
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тюменский юридический институт
кафедра криминологии психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Конфликтные ситуации в механизме совершения преступления
Выполнил:
(номер группы, курс, форма обучения
фамилия, инициалы).
Научный руководитель:
(должность, ученая степень,
ученое звание, специальное
звание, фамилия, инициалы)
Дата защиты:
___________________________________
Оценка:
___________________________________
Тюмень 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
1. Понятие, основные элементы механизма совершения преступления
2. Виды конфликтных ситуаций
3. Роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследуемой проблемы. Традиционная криминологическая модель анализа насильственных преступлений почти не обращает внимания на межличностное взаимодействие между преступником и жертвой, происходящее до совершения преступления. Между тем событию насильственного преступления обычно предшествует последовательность циклов взаимодействия, состоящих из взаимных стимулов и реакций преступника и потерпевшего.
Достаточно определенно по этому поводу высказались западные и отечественные криминологи, занявшиеся не только анализом поведения жертвы, но и уделившие внимание - правда главным образом в теоретическом плане - межличностному взаимодействию преступника и жертвы. Для осознания того, что этим преступлениям, как правило, предшествует конфликтная ситуация, достаточно даже обратиться к формулировкам Уголовного кодекса и традиционно применяемым в отечественной криминологии обозначениям мотивов насильственных преступлений. Такие, например, часто используемые понятия как «месть», «ревность», «злоба» и «неприязнь», имеют прямую связь с конфликтными взаимоотношениями.
С понятием конфликта связаны такие формулировки, как «необходимая оборона» и «превышение пределов необходимой обороны», «сильное душевное волнение, вызванное противозаконными действиями потерпевшего», «сопротивление представителю власти или иным гражданам, пресекающим противоправные действия», «воспрепятствование правомерной деятельности потерпевшего, связанной с выполнением им служебного или общественного долга» и т.п. Известно, что хулиганским действиям обычно предшествует тот или иной повод со стороны потерпевшего, и их, как правило, ошибочная квалификация в процессе следствия или в суде в качестве «беспричинных» чаще всего связана лишь с явной несоразмерностью повода и ответных действий.
Многими эмпирическими исследованиями причин насильственных преступлений установлено, что им чаще всего предшествуют различного рода скандалы, ссоры, бытовые неурядицы, заметные неприязненные отношения. Обобщение значительного числа фактов насильственных проявлений в обществе позволяет прийти к выводу, что межличностный конфликт является источником большинства случаев применения насилия.
Между тем, значение анализа механизма преступного поведения имеет важный практический и теоретический аспект, так как позволяет установить причины и условия, способствующие совершению преступления, а также позволяет определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.
Причем, поведение человека становиться антиобщественным и противоправным не в какой-то определенной точке данной причинной цепочки - антиобщественный характер поступка складывается постепенно, и «критическая точка» развития, после которого поведение приобретает явно преступный характер, может быть расположена в самых различных звеньях рассматриваемого механизма. Поэтому рассмотрение роли конфликтных ситуаций в механизме преступлений является актуальным как в практическом так и в теоретическом плане.
Изучению вопросов механизма преступного поведения, криминогенной ситуации и роли жертвы в механизме преступного поведения в нашей стране посвятили свои исследования такие авторы как Задорожный В. И., Кочин А.А., Кудрявцев В.Н., Полубинский В. И. , Ривман В.Д., и другие.
Цели исследования состоит в анализе механизма преступного поведения и роли в нем конфликтной ситуации.
Основными задачами работы являются:
1. Рассмотреть понятие, основные элементы механизма совершения преступления.
2. Проанализировать существующие виды конфликтных ситуаций.
3. Обозначить место и роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, списка использованной литературы и приложения к работе. В первом параграфе рассматриваются понятие, основные элементы механизма преступного поведения. Второй параграф работы посвящен рассмотрению существующих видов конфликтных ситуаций. В третьем параграфе анализируется место и роль органов внутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций.
1. Понятие, основные элементы механизма совершения преступления

Преступное поведение - понятие более широкое, чем преступление. Криминолога, изучающего причины преступности, интересует не столько сам акт общественно опасного деяния, но и предшествующие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми были связаны возникновение мотивов преступления, постановка целей, выбор средств, принятие решений и т.д. Все эти обстоятельства еще не образуют состава преступления как завершенного акта. Однако они могут быть включены в понятие преступного поведения, которое в криминологическом понимании охватывает формирование преступного намерения и его осуществление.
Таким образом, преступное поведение - есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние объективные действия, образующие состав преступления, а также внутренние, предшествующие им психологические явления.
Механизм преступного поведения - определенная последовательность развития преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и, наконец, осуществление их преступником. Т.е это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующей преступное поведение человека и реализующий его. В нем участвуют психические компоненты (интеллект, воля, предвидение, эмоции и т.д.), которые присущи и правомерному поступку, но в преступном поведении они наполнены специфическим содержанием - антиобщественной направленностью Кудрявцев В.Н, Есинов В.Е. Криминология. М. 2005. .
Взаимосвязь свойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующая преступление, представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этого механизма - психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды, т.е. причины и условия конкретного преступления - рассматриваются уже не в статике, а в динамике Механизм преступного поведения. С.30-31; Социальные отклонения. С.171.. Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины» детерминации преступления, установить способы взаимодействия причин и условий конкретного преступления.
Основными звеньями механизма преступного поведения являются.
а) мотивация;
б) планирование;
в) исполнение Механизм преступного поведения. С.32..
Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.
Процессу возникновения мотива предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, его нужду в чем-либо. Можно выделить шесть основных групп потребностей:
1) материальные потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении);
4) сексуальные потребности;
5) потребность в знаниях;
6) мировоззренческие потребности Полубинский В. И. Теоретические и практические основы криминальной криминологии: моногр. / В. И. Полубинский, А. Л. Ситковский. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. С.38.
Источником преступного поведения могут быть не всякие потребности. В большинстве случаев это материальные потребности, потребности в социальном общении и сексуальные потребности.
Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации - это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор - конкретная жизненная ситуация.
Когда потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотив преступления, наступает время реализации этого мотива. То есть вторым звеном умышленного преступления является планирование преступной деятельности. По мнению специалистов, достаточно тщательное планирование встречается примерно в 50 % уголовных дел. В остальных случаях планирования нет, либо оно примитивно.
В умышленных преступлениях налицо неполнота и дефектность планирования, которая объясняется следующими причинами: ненадежностью имеющейся информации, плохим прогнозированием событий, низким интеллектуальным уровнем и состоянием стресса преступников. Однако сказанное не относится к организованной преступности.
Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминологов на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут, следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:
- лицо, может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;
виновный может изменить способ совершения преступления; (например, хищение, начатое как кража, под влиянием изменившейся жизненной ситуации может перерасти в грабеж или даже в разбой);
лицо может совершить новое преступление;
виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически Механизм преступного поведения. С.32, 217..
Итак, антиобщественные свойства личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация - его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.
2. Виды конфликтных ситуаций

Как уже отмечалось, конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М., I982. С.180 - 182.. Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация является основным источником криминальной активности личности. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения - антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микро-групп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968. С.38..
Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле - это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение.
Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная ситуация весьма различны. Это может быть сравнительно длительное состояние (напряженная обстановка в семье) либо кратковременное событие (конфликт на улице с хулиганом).
Примером длящегося конфликта на почве семейных противоречий может послужить дело К. (умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью). Женившись на М., К. узнал от нее, что ранее она встречалась с молодым человеком, который до ее замужества был призван в армию. Через некоторое время бывший возлюбленный М. вернулся из армии, и М. стала поздно возвращаться домой. К. заподозрил ее в измене, дома начались ссоры. Позднее М. призналась, что вновь встречалась с тем же человеком и что любит его. Ссоры усилились, и однажды К. избил жену. По требованию жены К. был вынужден переехать жить к своим родственникам, но продолжал каждый день приходить к ней и уговаривать ее жить вместе с ним. М. отвечала ему отказами и среди прочих претензий называла ту, что он не удовлетворяет ее как мужчина. В один из своих приходов на квартиру к М. К. вновь поссорился с ней и нанес ей множество ударов ножом Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973. С. 74. .
Продолжительно конкретной ситуации также различна от двух секунд (ДТП) до нескольких лет (ревность).
Конкретная жизненная ситуация имеет объективное содержание (происходит в действительности) и субъективное значение (важна). Причем объективное содержание и субъективное значение могут сильно расходиться (временные материальные трудности человек может расценивать как жизненный крах).
Реагируя на сложившуюся ситуацию человек, действует в соответствии с особенностями своего характера, взглядов, ценностей, ориентаций. Непосредственным источником волевого акта, а, следовательно, и самого преступления является взаимодействие конкретной жизненной ситуации и свойств личности преступника.
Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях МПП и может играть различную роль:
1) во-первых, она может быть источником мотивации преступления. В данном случае речь идет о проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения (материальные трудности, ссоры). Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная ситуация.
По данным исследователей, конфликт лежал в основе 84 % умышленных убийств, 76 % причинения тяжкого вреда здоровью, 86 % причинения легкого вреда здоровью.
2) во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей.
Человек, испытывающий нормальные материальные потребности может удовлетворить их в зависимости от особенностей его личности и конкретной жизненной ситуации. Эта ситуация может быть как благоприятной, так и неблагоприятной. Она открывает законные возможности, но может подсказать и незаконный путь. Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами (безработица), но могут быть и причины субъективного характера (недостаточное образование). Законных возможностей может и вообще не быть, если субъект ставит перед собой цели, запрещенные законом.
Кроме того, в кризисное время поле законных возможностей сужается, а незаконных растет.
3) в-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления. В этой роли ситуация выступает, главным образом в бытовых, непредумышленных преступления (например, когда ссора уже нарастает, а неудачно произнесенное слово может сыграть роль спускового крючка). Но повод может быть выдуман либо спровоцирован самим преступником, повод возможен и в корыстных преступлениях, «когда вещь плохо лежит».
4) в-четвертых, конкретная жизненная ситуация может способствовать либо препятствовать достижению преступного результата: (отсутствует охрана, сигнализация). Ситуация препятствует совершению преступления, когда его совершение физически невозможно или чревато для преступника быстрым разоблачением.
Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:
а) она объективно ставит личность перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);
б) обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.
Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказывать не просто жизненная ситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поисках выбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.
Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликт приводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание - конфликт. Новоси-бирск, 1983. С.122, 125.. В первом с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.