На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91812


Наименование:


диплом ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.10.2015. Сдан: 2012. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………….…………..……3
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………….6
1.1. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………..….…..6
1.2. Особенности словаря детей младшего дошкольного возраста……..…15
1.3. Методика и принципы формирования словаря детей…………….……20
1.4. Игры с дидактической куклой их место в развитии словаря…….....…24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению формирования словаря детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….29
2.1. Методика констатирующего эксперимента и особенности словаря детей четвертого года жизни………………..…………………………………….29
2.2.Формирование словаря детей четвертого года жизни………………..35
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованных источников и литературы…..…………………….....…45
Приложение……………...………………………………………………….………47





Введение
Актуальность
Развитие речи детей тесным образом связано с развитием познания окружающего мира, развития личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин, в школьном и последующем образовании.
Одна из базовых задач развития речи в дошкольном возрасте - формирование словаря. Свободная речь опирается, прежде всего, на достаточный словарный запас. Кроме того, «...овладение словарём является важным условием познавательного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребёнком в онтогенезе, отражается в значениях слов» (А.Н. Леонтьев).
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим, происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций синтеза, анализа и обобщений.
Современное развитие словаря является важным фактором подготовки к школьному обучению. Первоклассники, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают трудности в обучении и наоборот, ученики с богатым словарём легче решают арифметические задачи, легче усваивают чтение и письмо.
Через слово формируются нравственность, навыки поведения, происходит эмоциональное и эстетическое развитие ребенка.
Таким образом, словарная работа занимает в работе с дошкольниками важное место, и ей по праву должно уделяться серьёзное внимание. Тем не менее, результаты педагогических исследований (В.И. Логиновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой) и практические наблюдения показывают, что уровень развития словаря детей дошкольного возраста недостаточный.
В отечественной методике сложились определенные системы словарной работы. Основной формой реализации задач словарной работы считается проведение занятий (Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин). Однако, в связи с перестройкой системы образования, значительно сократилось количество речевых занятий, что привело к заметному отставанию всех сторон речи, в том числе и в усвоении словаря.
Это ставит теорию и практику дошкольного воспитания перед необходимостью поиска таких форм организации словарной работы с детьми, которые компенсировали бы дефицит речевых занятий и обеспечили своевременное овладение детьми необходимым словарным запасом.
Наиболее перспективно в этом отношении использование дидактической куклы как средство формирования словаря детей четвертого года жизни, т.к. игры с куклой воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, она является эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых речевых умений и навыков. Игра с дидактической куклой нацелена на обогащение, закрепление на активизацию речевой деятельности младших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможности использования игр с дидактической куклой для формирования словаря детей четвертого года жизни.
Объект исследования - процесс формирования словаря детей четвертого года жизни.
Предмет -игры с дидактической куклой как один из приемов формирования словаря детей четвертого года жизни.
Гипотеза.
Использование игр с дидактической куклой будет эффективно если:
· будет определено и конкретизировано содержание словарной работы с детьми четвертого года жизни, составлен ориентировочный словарь-минимум;
· систематически будут использоваться игры с дидактической куклой в процессе специально организованной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми;
· будут учтены закономерности формирования игровой деятельности и словаря детей этого возраста.
Задачи:
- осуществить психолого-педагогический анализ проблемы формирования словаря,
- изучить особенности формировання словаря детей четвертого года жизни и опыт его формирования в практике работы ДОУ.
- применить методику использования игр с дидактической куклой для решения задач словарной работы во II младшей группе.
Теоретической основой исследования являются исследования об особенностях словаря дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.И. Флериной, М.М. Кониной, Н.Х. Швачкина, В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Ф.А. Сохин, В.И. Яшиной), методика словарной работы с дошкольниками (Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин), положения о роли игры с дидактической куклой в формировании словаря детей (Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, А.П. Усова, А.И. Сорокина).
Практическая значимость материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе ДОУ.


Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста
1.1. Лингвистические основы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
В современной научной литературе «слово» рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является номинативной и когнитивной (познавательной) единицей языка, которая служит для именования и сообщения о предметах, процессах и свойствах.
Конститутивными признаками слова, ограничивающим его от других лингвистических единиц и характеризующими слово, как единицу системы языка являются:
1. Номинативность - название явления реальной действительности и проставления его в виде лексического значения.
2. Индивидуальность лексического значения слова одного, определенного фрагмента реальности.
3. Материальность - существование слова в звуковой (графической) форме.
4. Воспроизводимость - бытовые слова в готовом, не создаваемом каждый раз виде.
5. Структурная цельнооформленность - целостность фонетического и морфологического оформления.
Слово представляет собой структурно-схематическую, двустороннюю единицу языка, обладающую формой (планом выражения) и значением (планом содержания). План выражения имеют также означающим, а план содержание - означаемым.
Форма слова находит выражение в звучании (комплект звуков) в устной речи или буквенном обозначением в письменной речи.
Различают лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое значение представляет собой отражение в слове того или иного явления действительности. Грамматическое значение определяет принадлежность слова к определенному клону слов (той или иной части речи).
Слово, как объект лексического анализа имеет три измерения:
1) эпидигматика, как исторически образовавшееся схематическая производность (многозначимость), слово парадекматика как противопоставленность данного слова значением других слов;
2) Синтагматика как проявление сочетаемости слова с другими словами на основе его лексико-семантических слов.
Двусторонность слова, как лингвистической единицы позволяет рассмотреть его форму (план выражения) и значение (план содержания).
Анализ формы слова связан с разграничением явлений варьирования и словообразовательной синонимы типа: лиса-лисица, давний - давнишний.
Варианты слова - это закрепленные в языке преобразования одного и того же слова, сохраняющее его тождество, но различающиеся акцентностью, фонематически и морфологически (формообразующим аффиксами-окончаниями). Различаются формальное и формально-стилевое (синкретичное) варьирование слова.
Формальное варьирование связано с выявлением у слова:
1) акцентных вариантов: лемех-лемех, обух-обух, кружится-кружится.
2) фонематических вариантов: матрас-матрац, кринка-крынка, бриллиантовый - брильянтовый.
3) морфологических вариантов, обладающих различными по значению аффиксами. (Клавиша - клавиши, ставень - ставни, запасный - запасной). Вариативность слова явление распространенное; акцентное варьирование наблюдается более чем у 3500 слов, фонематическое примерно у 200 слов, морфологическое - более чем у 3000 слов.
Рассмотрим подробнее вопрос о значении слова.
В литературе, посвященной анализу понятия «значение слова» отражены различные подходы к истолкованию его содержания.
Подход определяется тем, какой аспект анализа выдвигается на первый план. Значение - «отображение предмета действительности в сознании» (О.С.Ахманова); «значение» вовсе не сущность, а отношение (Л.С. Бархударов); «значение слова» - это совокупность его лексико-семантических вариантов (В.А. Звеницев).
Наиболее обобщающее значение слова является его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющиеся элементом семантической системы словаря этого языка.
Основными аспектами рассмотрения лексического значения слова в современной литературе являются:
1. Значение как отражение внеязыковой действительности (семиологический аспект)
2. Значение как смысловое содержание слова - единицы системы языка (структурно-семантический аспект)
3. Значение как отражение функционально-стилевой принадлежности слова (функционально-стилевой аспект).
Следует различать значение и смысл слова. Смысл - это содержание слова в речи в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоциональные экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими. Например: «тяжелый груз»; особые тяжелые испытания выпали на нашу долю в начале волны.
Итак, лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова - как фонетическая выраженность, грамматическое оформление , т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод, о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.
Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значения. Лексическое значение - сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их условий невозможно овладения речью, как средством общения и орудием мышления.
С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающие понятия. Значение слова есть «единство общения и обобщения, коммуникации и мышления». «Обобщение и значение слова - синонимы». Именно в значение слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). Взгляд на слово, как «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми.
С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ними и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга человека по законам открытым И.П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления. Итак, «физиологическая» сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обуславливают такой принцип словарной работы, как наглядность.
Итак, анализ природы слова позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта.
Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах: Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.И. Иваненко, В.И. Яшиной.
Второй аспект заключается в освоении слов, как единицы лексической системы, его связи с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретает ознакомление детей с многозначными словами, раскрытия семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развития смысловой стороны речи. Это направление в большой степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
В ходе развития речи ребенок начинает устойчиво выделять смысловые значения слова, а наглядно воспринимаемые признаки предметов все более и более отходят на задний план. При задержке становления речи этот процесс, естественно затягивается, и ребенок долго находится на сравнительно низкой ступени развития.
Эти закономерности наблюдаются у старших детей. Психологи А.А. Люблинская и Ф.С. Резенфульд отмечают, что пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов - фрукты, мебель, одежда и т.д. Иногда ребята делают ошибки, например, объединяют в одну группу: рыбу, лейку, лодку, объяснения, что им нужна вода. Складывают вмести грабли, карандаши, линейку, так как они все длинные.
Но как только дети узнают обобщающие слова «транспорт», «садовые принадлежности» и т.п., описанные ошибки сразу же устраняются.
Итак, слово позволяет сделать обобщение предметов на основе выделения существенных признаков, а не случайных. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова. По ее данным, сначала слово для ребенка выступает лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней
Первая ступень обобщения - слово обозначает один определенный предмет (например «кукла» - только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь.
Эта степень обобщена, доступна уже детям конца первого - начала второго года жизни. Вторая ступень обобщения - ........


Список использованных источников и литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1998.
2. Бородич A.M. Методика развития речи детей М., 1981.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.
5. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для младших дошкольников. М.,1991.
6. Воспитание и обучение в детском саду. / под ред. А. В. Запорожца, Т.М. Марковой. М., 1970.
7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1986.
8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Просвещение, 1987.
9. Гербова В.В.Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1989.
10. Деятельность общения, игра в развитии коллектива и формировании личности дошкольника. М., 1983.
11. Дошкольная педагогика. / под ред. Е.Е. Гребенщикова, Е.О. Путилова, М., 1970.
12. Дневник воспитания: развитие детей дошкольного возраста. / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой.М., 1996.
13. Играйте с нами / под ред. М. Стуль. Челябинск. 1974.
14. Козлова С.А. Куликова К.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М.,1979.
16. Леонтьев А.Н. Проблема развитие психики. М., 1981.
17. Логинова В.И., Матвеева А.К, Саморукова П.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. Психология дошкольника. Хрестоматия. М., 1997.
18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.,1982.
19. Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатеринбург. 1999.
20. Мухина В. С. Детская психология. М., 2000.
21. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. 1995.
22. Научно- педагогические идеи В.И. Логиновой. / под ред. Т.И. Бабаевой. Санкт- Петербург. 2000.
23. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
24. Придумай слово / под ред. О. С. Ушаковой М.,1995.
25. Программа «Детство» / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Л.М. Гурович. М.,1995.
26. Пустовалов П.С. ,Сенкевич, М. П. Пособия по развитию речи. М., 1997.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста. / под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.
28. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми М., 1994.
29. Смирнова Е.О. Психология дошкольника. М. 1997.
30. Современный русский язык. Часть 1./ под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995.
31. Сорокина А.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. 1976.
32. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
33. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2001.
34. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии М.,1998.
35. Удалыдова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. МИНСК. 1976.
36. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1978.
37. Эдьконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.