Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91863


Наименование:


Контрольная Причины образования, сущность и формы монополии. Индекс Лернера.Ценообразование в условиях олигополии. Индекс Герфиндаля

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 28.10.2015. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Ведение……………………………………………………………………………………..……….…..3
1 Причины образования, сущность и формы монополии. Индекс Лернера.…………..…………...4
2 Ценообразование в условиях олигополии. Индекс Герфиндаля ……………………….……….10
3 Монополистическая конкуренция ………………………………………………………………...14
4 Потери от несовершенной конкуренции. Факторы, противодействующие монополизации рынка …………………………………………………………………………….…………………....17
Заключение……………………………………………………………………………………............23
Библиографический список……………………………………………………………………….…24
Приложение А Решение тестов……………………………………………………………………...25
Приложение Б Решение задачи………………………………………………………………………27


Введение


Монополия - это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.
Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.
Монополия экономики - серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.
Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне - с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.
Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
К числу важнейших экономических функций современного государства относится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач - устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.


1 Причины образования, сущность и формы монополии. Индекс Лернера


Монополия - это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.
Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.
Причины возникновения монополий:
- Крупные научно-технические открытия;
- Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.
- Появление новых форм собственности, особенно акционерных.
Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Существует три вида монополий:
Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;
Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;
Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.

Монополии бывают разного вида, разного типа. Но если попытаться дать общее определение, которое охватило бы самые различные формы монополий, то можно сказать: монополия - это крупнейшая капиталистическая фирма или объединение таких фирм, сговор или союз капиталистов, которые, сосредоточив в своих руках значительную долю производства и сбыта тех или иных товаров, ограничивают конкуренцию и получают монопольно высокие прибыли путем продажи товаров по монопольным ценам.
Пока производство каждой отрасли распылено среди многих сотен и тысяч самостоятельных мелких и средних предприятий, переход к монополии затруднен. Положение меняется с концентрацией производства. Когда в результате концентрации в определенной отрасли остается несколько десятков гигантских предприятий, то им несравненно легче прийти к соглашению между собой, чем сотням средних или тысячам мелких. В то же время именно крупный размер предприятий толкает их владельцев на путь соглашения с целью совместной эксплуатации рынка.
Монополистические организации появились и стали господами положения, прежде всего в тяжелой индустрии. Вслед за тем монополии охватили также отрасли легкой индустрии, подчинив себе эти отрасли одну за другой.
Монопольные союзы капиталистов были едва заметными зародышами в 60-70-х годах, когда свободная конкуренция достигла своего наивысшего развития. После кризиса 1873 года поднялась широкая волна монополистических соглашений.
Соглашения эти носили на первых порах кратковременный, непрочный и неустойчивый характер, они часто распадались под напором конкуренции. В следующие десятилетия монополистические объединения распространились в различных отраслях промышленности.
С особенной быстротой возникли и распространились монополистические объединения в странах молодого капитализма - в Соединенных Штатах Америки и Германии. Монополии стали играть большую роль и в странах старого капитализма-в Англии и во Франции. Оли охватили многие отрасли промышленности царской России.
Очередной мировой кризис 1900 - 1903 годов уже прошел под знаком господства монополий в тяжелой индустрии. К началу XX века монополистические объединения стали одной из основ всей хозяйственной жизни. Старый капитализм свободной конкуренции сменился монополистическим капитализмом - империализмом.
Способ включения в фирменную структуру предприятий, которые занимаются тем же самым, чем и наша фирма получил название горизонтальной интеграции.
Способ включения в собственную структуру предприятий (фирм), которые технологически связаны с нашей и выпускают продукцию либо начальных, либо конечных стадий единой технологической цепи получила название вертикальной интеграции.
Различают интеграцию “назад”, когда фирма расширяет свой бизнес за счет, например, стадии производства сырья.
Следующим видом вертикальной интеграции является интеграция “вперед”. В этом случае фирма стремится расширить свой бизнес за счет последующих стадий производства и сбыта.
Еще выделяют формы смешанные (фактически включающие в себя и горизонтальную, и вертикальную интеграции одновременно), формы укрупнения масштабов фирм - комбинирование и диверсификацию.
Грань между ними, скорее всего, условна. Важным же моментом является одновременное использование способов горизонтальной и вертикальной интеграции. При этом фирма может максимально возможно расширить свою деятельность в рамках основной и непосредственно связанной с ней отрасли (комбинирование) или расширить перечень самих основных отраслей своей деятельности (диверсификация).
Условный пример комбинирования - охват нефтяной компанией всех стадий производства и сбыта с одновременным расширением основного бизнеса (вида деятельности).
Условный пример диверсификации - охват нефтяной компанией других видов деятельности, связанных с производством, реализацией иных энергетических ресурсов (газ, уголь, гидроэнергия, уран), или превращение ее в диверсифицированный энергетический концерн за счет, например, производства энергетического оборудования.
“Плюсы” кажутся очевидными и лежат на поверхности: либо обретение монополистической силы, дающей возможность регулировать деятельность в той или иной отрасли, либо повышение эффективности бизнеса за счет снижения издержек.
“Минусы” менее заметны, но они имеются. Прежде всего, фирма может пройти порог оптимального размера бизнеса, за которым следует не рост эффективности, а снижение. Второе - усложнение структуры управления. Третье - потеря динамизма и снижение восприимчивости к НТП. Четвертое - возможность стать объектом антимонополистического преследования со стороны государства.
Западная практика показывает, что вертикальная и горизонтальная интеграции дают наибольший эффект на ранней и поздней стадиях развития отрасли. Меньший эффект - на промежуточных стадиях развития той или иной сферы человеческой деятельности.
Таким образом, такие устоявшиеся уже отрасли, как автомобилестроение, самолетостроение, нефтяная и др., дают прекрасную возможность использовать все “плюсы” вертикальной и горизонтальной интеграций. Именно на эти отрасли и приходится большая часть слияний и поглощений в последние годы.

Простейшей формой монополий являются кратковременные сговоры о ценах. Участники такого соглашения обязываются в течение определенного срока соблюдать установленные продажные цены. Подобного рода соглашения (пулы, ринги, корнеры) большей частью неустойчивы. Они быстро распадаются при изменении условий на рынке.
Более прочный характер носят монополистические соглашения о ценах и условиях сбыта, называемые картелями и синдикатами (картель - французское слово; синдикат-слово греческого происхождения; оба эти слова означают соглашение, союз).
Участники картеля делят между собой рынки сбыта и обязуются не снижать цен на свои товары ниже установленного уровня. Часто участники картеля получают определенную норму сбыта - квоту и обязуются не производить больше этой нормы. За нарушение квоты они платят штраф в общую кассу.
Входя в картель, каждое предприятие сохраняет самостоятельность в производственном и торговом отношении. В синдикате предприятия теряют свою коммерческую самостоятельность, сохраняя, однако, производственную и юридическую самостоятельность. Сбыт товаров, а иногда и закупка сырья переходят в руки синдикатской конторы.
Более высокую форму монополистического объединения представляют собой тресты. Входя в трест, отдельные предприятия полностью теряют свою самостоятельность, но не только в коммерческом, но и в производственном отношении. Прежде самостоятельные предприятия, войдя в трест, полностью сливаются в одно предприятие; руководство ими переходит в руки правления треста; владельцы предприятий превращаются в пайщиков треста, получающих дивиденды по числу принадлежащих им акций.
Тресты регулируют производство, устанавливают цены, определяют условия продажи товаров, сроки платежа, распределение прибылей. С образованием треста обычно часть вошедших в его состав предприятий закрывается, а производство сосредоточивается на тех заводах и фабриках, где это оказывается более выгодным.
Тресты и синдикаты нередко входят в еще более крупные монополистические объединения, носящие название концернов. В крупных концернах участвуют десятки, а иногда и сотни предприятий различных отраслей промышленности, а также торговые фирмы, банки, транспортные компании и т. д. Акции всех предприятий, входящих в состав концерна, переходят в руки главенствующей в концерне финансовой группы, которая осуществляет контроль и господство над огромными массами капитала.
Конгломерат (слово латинского происхождения, означает - скопившийся, собранный) - юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), в странах БРИК, а также многопрофильным компаниям.
Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.
Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах.
Акции конгломерата, как правило, торгуются с дисконтом к чистой стоимости их активов.
Холдинг (в переводе с английского - владение) - совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно, либо несколько контролиру........


Библиографический список

1 Максимова В.Ф. Микроэкономика / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 1999. -60 с.
2 Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева "Основы экономических знаний." М.: Вита-пресс, 1998. - 496 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.