На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91882


Наименование:


Курсовик Проблема профессионально-важных качеств педагога в современной психолого-педагогической литературе.рофессионально-важные качества педагога дошкольного общеобразовательного учреждения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.10.2015. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема профессионально-важных качеств педагога в современной психолого-педагогической литературе 1.1 Теории профессионально-важных качеств педагога в трудах отечественных и зарубежных психологов 5
1.2 Профессионально-важные качества педагога дошкольного общеобразовательного учреждения 17
1.3 Профессиограмма педагога ДОУ 23
Выводы по 1 главе 29
2. Исследование профессионально-важных качеств педагога дошкольного образовательного учреждения 2.1 Характеристика объекта и методик исследования 32
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 33
Выводы по 2 главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 37


Введение
Актуальность исследования. В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. Целью образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования становится формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности, что изменения содержания, форм и методов организации педагогического процесса. Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления психологической компетентности, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию (М.В. Кларин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.М.Федосеева). Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений.
Какие требования сегодня предъявляются к личности педагога? Какими личностными качествами он должен обладать? Эти вопросы остаются открытыми, и сколько бы не изучали эту тему, она останется до конца не раскрыта потому, что с изменением общества, внедрением новых технологий, педагогам приходиться подстраиваться под потребности общества: повышать свой профессиональный уровень, приобретать новые навыки и умения и т.д.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы курсового проекта: «Диагностика профессионально - важных качеств педагога ДОУ» определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы.
Цель исследования: изучение профессионально-важных качеств воспитателя детского общеобразовательного учреждения
Объект: профессионально-важные качества педагогов
Предмет: профессионально-важные качества воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений
Гипотеза исследования: все педагоги ДОУ имеют высокий уровень сформированности эмпатических и рефлексивных способностей.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать состояние разработанности проблемы в работах отечественных и зарубежных исследователей.
2) Описать структуру профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения.
3) Исследовать профессионально-важных качеств воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений.
Методологические основы исследования: принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип активности субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский).
Теоретические основы исследования: психолого-педагогические концепции профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков), концепция индивидуального стиля деятельности и общения (Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова, В.С. Мерлин, М.Р. Щукин), гуманистические теории самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы) и эмпирические
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МАДОУ «Радость» д/с №184 г. Нижний Тагил.
1. Проблема профессионально-важных качеств педагога в современной психолого-педагогической литературе
1.1 Теории профессионально-важных качеств педагога в трудах отечественных и зарубежных психологов
Педагогическая профессия относится к профессиям типа " Человек--Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хороший самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении... способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.
По Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей"; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту"; 6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше"; 7) способность сопереживания; 8) наблюдательность; 9) "глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом"; 10) решение нестандартных ситуаций; 11) высокая степень саморегуляции.[21,15].
Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа "Человек--Человек". Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.
Еще в начале XX века П.Ф. Каптерев выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом:
Специальные:
-Объективные (научная подготовка учителя)
-Субъективные (личный учительский талант)
Личностные: нравственно-волевые качества.
П.Ф. Каптерев отметил, что "личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения". Он выделяет главные показатели: "Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом -- в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство -- субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве".
П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные "нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии. Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству". Очевидно, что только объединение подлинной любви и к учащимся и к профессии обеспечивает профессионализм учителя.[21,54].
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и др. Проблема свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.[21,67].
По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает: 1) тип направленности, 2) уровень способностей в 3) компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.
Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта "как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события" Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.[21,45].
По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, "Я" - концепция, установки, личностные особенности.
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя.
Личность учителя:
-Учитель как субъект педагогической деятельности;
-Учитель как субъект педагогического общения.
К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целепологание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.[21,78].
В разрабатываемой в настоящее время (Л.М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы деятельность -- общение -- личность выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой).
В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств, по Л.М. Митиной: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества -- направленность, уровень притязаний, самооценка, образ "Я" [21, 76].
Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способн........


Список использованной литературы:
1.Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр "Академия",1999.
2.Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3.-с.6
3.Васильев.И. Идея и дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.
4.Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. - 111 с.
5.Елканов С.Б.Основы профессионального самовоспитания будущего учителя .-М.: Просвещение, 1989.-189с.
6.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М.: Издательский центр "Академия". -2002.-208с.
7.Климов Е.А.Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.-159с.
8.Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.//Вопросы психологии. -1987. -№2. -с.99
9.Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988.
10.Крупская Н.К. Педагогические сочинения.: В 10 Т.М,1959.Т.3.
11.Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций, - М.:1996. -с.142-147.
12.Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.
13.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело,1994.-216с
14..Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега,1994. -с.219-227.
15.Основы педагогического мастерства/Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989.-302с.
16.Профессия - учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В.Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987. -192с.
17.Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию .- М.: Просвещение,1991.-144с.
18.Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования.
19.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - М.:1998. -с.78-83.
20.Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. - Смоленское книжное издательство. -1961, -с.213.
21.Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников.-М.: Просвещение, 1982.-192с.
22. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/д: " Феникс",2000. - 54
23.Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: учеб.пособие / Г. И. Щукина.- М.: Просвещение, 1984.- 176с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.