На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие преступного монополизма и формы его проявления на товарных и финансовых рынках. Отношения предпринимателей малого и среднего бизнеса Саратовской области и должностных лиц к проявлениям монополизма на рынке. Влияние монополизма на коррупцию.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Введение

Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения. Конкуренция «не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблениям этой властью и позволяет обеспечить открытость рынков, защитив общество от необоснованных монополий». Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 579. Рыночные отношения невозможны без конкуренции. В экономике она выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка, однако конкуренция не может быть обеспечена нормальным развитием рыночной экономики. Поэтому одной из главных функций государства является поддержка конкуренции и ее защита от монополистических посягательств.
Поддержка конкуренции представляет собой обязательную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, поскольку это предусмотрено в ст. 8 Конституции РФ. Однако, несмотря на конституционную гарантию, нередко должностные лица органов власти и управления сами посягают на свободу конкуренции путем ограничения конкуренции. Это выражается в «актах и действиях органов власти и управления, согласованных действиях органов власти и управления с другим органом власти или хозяйствующим субъектом, направленных на ограничение самостоятельности последних или на создание дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов» Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания: Монография - Саратов, 1997. С. 86..
Подобное поведение должностных лиц обусловлено высокой степенью их коррумпированности. В условиях глобальных социально-экономических потрясений, происходящих в РФ, коррупционная преступность с каждым днем приобретает все более широкие масштабы и становится все более острой и трудно разрешимой проблемой. Из-за высокой степени коррумпированности чиновников, зачастую государство не может обеспечить конституционное право каждого на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке, пользуясь подкупаемостью и продажностью некоторых должностных лиц органов власти и управления, активно лоббируют свои интересы, добиваясь принятия дискриминационных нормативных актов в сфере регулирования экономической деятельности. Это ведет к дезорганизации цивилизованных рыночных отношений, к ограничению свободы экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов, к возникновению преград на пути реализации государством публичного интереса, к лишению потребителей экономической основы их прав.
Таким образом, актуальность исследования данной темы определяется повышенной степенью общественной опасности коррупционных преступлений, в общем, и в сфере преступного монополизма, в частности.
Настоящее исследование предпринято с целью изучения и анализа проблем, связанных с влиянием проявлений преступного монополизма на коррупционную преступность и коррупционной преступности на преступный монополизм.
Для выполнения поставленной цели необходимо было разрешить ряд следующих задач социологического исследования:
1) рассмотрение понятия преступного монополизма и форм его проявления на товарных и финансовых рынках;
2) изучение отношения предпринимателей малого и среднего бизнеса Саратовской области и Карачаево-Черкесской республики и должностных лиц органов власти и управления к проявлениям монополизма на рынке товаров, работ и услуг;
3) изучение степени влияния преступного монополизма на коррупционную преступность и наоборот;
Попытка выполнить указанные задачи и составила содержание настоящего социологического исследования.
Объектом исследования является проблема взаимообусловленности преступного монополизма и коррупционной преступности.
Предметом исследования выступили: нормы действующего антимонопольного, уголовного, административного законодательства; научные публикации по исследуемому вопросу; данные специально проведенного социологического опроса.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания, а также активно использовались социологические приемы, в том числе - анкетный опрос, интервьюирование (в том числе - телефонное) предпринимателей и интервьюирование должностных лиц.
Исследование основывается на действующем законодательстве Российской Федерации, положениях уголовного права, криминологии, административного и других отраслей права.
Теоретической основой исследования выступили труды ученых в области уголовного права, криминологии, предпринимательского права и экономики: К.М. Абдиева, Б.В. Волженкина, А.Д. Горшкова, А.С. Горелика, О.П. Дамаскина, Н.А. Егоровой, С.А. Желановой, В.А. Закс, А.В. Кирпичникова, В.Н. Лопатина, Н.А. Лопашенко, В.В. Лунеева, К.М. Майданика, С.В. Максимова, Г.К. Мишина, У.Т. Сайгитова, Н. Симония, Н. Скворцова, И.В. Стародубровской, С.В. Степашина, Н.В. Тогонидзе, К.Ю. Тотьева, П.С. Яни и др.
Понятие и формы преступного монополизма
Противоположная конкуренции ситуация на рынке называется монополией. В этом смысле монополию принято считать антиподом конкуренции. Под монополией понимается исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на конкретном рынке. Исключительность положения состоит в том, что такой субъект сосредотачивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Это господствующее положение позволяет ему осуществлять диктат над потребителем и другими участниками рыночных отношений вплоть до установления монопольной цены и получения за счет этого монопольной прибыли. Монополист сам определяет цену, а не принимает ее как данную. См.: Новиков В.А. Практическая рыночная экономика. Словарь. - М., 1999. - С. 171 - 172; Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (электронное издание, воспроизведенное по 41 - томному изданию 1890 года)//encycloped.narod.ru. По состоянию на 17.05.2003; Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник./Авт.-сост. Г.С. Саркисянц. - М., 1993. - С. 167.
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятий «монополия» и «монополизм». Однако законодатель употребляет схожие с ними термины «монополист» и «монополистическая деятельность». Например, под монополистом в ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1995 года «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4698. понимается предприятие (организация), признанное таковым в соответствии с антимонопольным законодательством. По всей видимости, подразумевается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и выше.
Под монополистической деятельностью в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 (в редакции от 09.10.2002) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ВВС РСФСР. 1991. №16. Ст. 499; СЗ РФ. 2002. №41, Ст. 3969. (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках) понимается противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Данное определение дается в новой редакции Закона. В старой редакции под монополистическую деятельность подпадали также действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Подобные действия указанных органов власти и управления по действующему законодательству не образуют монополистическую деятельность, но они регламентируются Разделом ІІ.1 вышеназванного Закона о конкуренции на товарных рынках: «Ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций».
Конкретных действий, образующих монополистическую деятельность или направленных на ограничение конкуренции, великое множество, но далеко не все они являются преступными. Многие из них влекут ответственность по антимонопольному законодательству; другие являются уголовно наказуемыми по ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) или по статьям, включенным в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», См.: Лопашенко Н.А. Указ. работа. С. 86. а уголовно наказуемый монополизм, который входит в объект настоящего исследования, предусмотрен в ст. 178 УК РФ «Монополистические действия и ограничение конкуренции».
Объективная сторона данного преступления представлена двумя самостоятельными формами: монополистическими действиями и ограничением конкуренции. Монополистические действия могут совершать только хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение Определение доминирующего положения дается в ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках. на рынке, причем только двумя способами: установлением монопольно высоких и монопольно низких цен, Определение монопольно высоких (низких) цен дается в ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках. а ограничение конкуренции может быть совершено не только хозяйствующими субъектами, но и должностными лицами органов власти и управления. Последнее зачастую сопряжено с коррупционным поведением указанных субъектов. Следовательно, только данная форма преступного монополизма относится к объекту нашего исследования.
Ограничение конкуренции выражается в разделе рынка, ограничении доступа на рынок, устранении с него других субъектов экономической деятельности, установлении и поддержании единых цен. Оно может осуществляться путем: 1) принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий должностных лиц органов власти и управления; 2) заключения договора, иной сделки, соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке определенного товара (взаимозаменяемых товаров) либо аналогичных соглашений органов власти и управления между собой или с хозяйствующими субъектами (ст. 6 - 8 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Уголовно наказуемый раздел рынка в смысле ст. 178 УК РФ представляет собой разграничение сферы обращения товара по территории (регионам), по общему объему продаж или закупок, а также по ассортименту продаваемых товаров, по кругу продавцов или покупателей (заказчиков). См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 214.
Ограничение доступа на рынок заключается в создании любых неправомерных препятствий для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта, ущемляющих его свободу экономической деятельности.
Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности заключается в принуждении хозяйствующих субъектов, уже работающих на данном рынке, полностью или частично прекратить экономическую деятельность на соответствующем рынке.
Установление и поддержание единых цен как форма преступного монополизма проявляется в соглашении или согласованных действиях двух или более хозяйствующих субъектов или соглашении органов государственной власти и местного самоуправления с другими органами власти и управления либо с хозяйствующими субъектами об одинаковых ценах (тарифах) на конкретные группы товаров или услуг, а также о создании условий по реализации указанных цен в отношениях с потребителями (путем ограничения товаров на рынке, использования ложной или иной незаконной рекламы и т.д.). См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2002. С. 304.
При проведении социологического опроса перед респондентами был поставлен вопрос: что, по Вашему мнению, представляет собой монополизм: 1) деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на занятие доминирующего положения на рынке; 2) действия хозяйствующих субъектов и должностных лиц органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции; 3) иное. Ответы на этот вопрос (с учетом организационно-правового положения и размера годового оборота предпринимателей) изложены в следующей таблице:
Таблица
Что, по Вашему мнению, представляет собой монополизм:
Всего опрошенных
Индивидуальные предприниматели
Руководители юридических лиц и их заместители
Размер годового оборота
до 1 млн. рублей
до 10 млн. рублей
1) деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на занятие доминирующего положения на рынке
22 (13%)
19 (11%)
3 (2%)
22 (13%)
0
2) действия хозяйствующих субъектов и должностных лиц органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции
128 (78%)
97 (59%)
31 (19%)
96 (58%)
32 (20%)
3) затруднились ответить
14 (9%)
10 (6%)
4 (3%)
14 (9%)
0
Из приведенной таблицы видно, что 22 предпринимателя (или 13%) выбрали первый вариант ответа, 128 (или 78%) - второй вариант, 14 (или 9%) затруднились ответить, причем большинство руководителей юридических лиц и предпринимателей с годовым оборотом капитала более 10 млн. рублей выбрали второй вариант ответа. Здесь можно сделать вывод, что представители более крупного бизнеса наиболее верно понимают понятие монополизма.
Из 28 проинтервьюированных должностных лиц все выбрали второй вариант ответа. Таким образом, подавляющее число респондентов подразумевают под монополизмом действия как хозяйствующих субъектов, так и должностных лиц органов власти и управления направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Это означает, что они верно понимают понятие монополизма. Само по себе стремление хозяйствующего субъекта занять доминирующее на рынке является не противозаконным, а скорее, нормальным явлением. А вот если его действия или действия должностных лиц направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, то это и есть монополизм, влекущий юридическую (в том числе и уголовную) ответственность.
Отношение предпринимателей и должностных лиц органов власти и управления к проявлениям монополизма

Одной из задач, которую мы ставили при проведении исследования, является выяснение отношения респондентов к проявлениям монополизма на рынке товаров, работ или услуг. Для этого в опросных листах и вопросниках для интервьюирования были предусмотрены специальные вопросы.
На вопрос: сталкивались ли Вы с проявлениями монополизма на рынке товаров работ и услуг, где присутствует Ваше предприятие, 95 предпринимателей (или 58%) ответили утвердительно; 69 (или 42%) - отрицательно. На вопрос: стремитесь ли Вы сами занять доминирующее положение на рынке, 21 предпринимателей (или 13%) ответили утвердительно; 143 (или 87%) - отрицательно. Такое соотношение можно объяснить тем, что опрос проводился среди индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса, у которых, соответственно, нет достаточных ресурсов для диверсификации всего рынка. Однако, не так уж мал процент предпринимателей, стремящихся занять доминирующее положение. Думается, что это вполне нормальное явление, ведь сущностью конкуренции является «борьба» предпринимателей за лучшие условия производства и реализации товаров, работ и услуг, результатом которого может явиться успех одних и крах других, соответственно, стремление победить и есть стремление занять доминирующее положение.
На аналогичный вопрос, адресованный должностным лицам, было получено 15 (или 54%) утвердительных и 13 (или 46%) отрицательных ответов.
На вопрос: есть ли в монополизме позитивные моменты, 14 предпринимателей (или 9%) ответили утвердительно; 150 (или 91%) - отрицательно. На дополнительный вопрос: если есть, то в чем проявляется этот позитив, никто из респондентов не ответил.
На аналогичный вопрос должностные лица единодушно ответили, что позитивных моментов в монополизме нет. Таким образом, из ответов респондентов мы видим, что они отрицательно относятся к проявлениям монополизма и не усматривает в нем позитивных моментов. Это можно объяснить тем, что в ныне сложившейся российской экономике существуют монополии (в том числе естественные), которые не имеют каких-либо позитивных проявлений. Примером могут служить предприятия ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), занимающие монопольное положение на рынке, которые оказывают услуги очень низкого качества и в то же время постоянно повышают тарифы на них.
Монополизму, как экономическому явлению, нельзя давать категорическую и однозначную негативную оценку. Как и многим экономическим явлениям, ему присущи как негативные, так и позитивные черты Такую точку зрения разделяют многие ученые-экономисты. См.: Стародубровская И.В. От монополизма к конкуренции. М., 1990. С. 9; Ефимова Е.Г. Экономика для юристов. М., 1999. С. 130; Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 1999. С. 2 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.