Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 91990


Наименование:


диплом ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ФАНТАЗИЯ» В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 5.11.2015. Сдан: 2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: 82.4.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания детей в условиях общего образования……………..........................................................6
1.2. Эстетический и художественный вкус: значение и формирование…………………………………………………………………....13
1.3. Творческая деятельность кружка как средство воспитания художественно-эстетического вкуса детей среднего школьного возраста…………………………………………………………………………...20
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ КРУЖКА «ФАНТАЗИЯ»
2.1. Анализ программы кружка «Фантазия»………………………………..…33
2.2.1. Тематический план кружка «Фантазия»……………….…………….....37
2.2.2. План-конспект занятия кружка «Фантазия»……………………………41
2.3. Методика проведения практической деятельности учащихся…………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….…..54
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики воспитания художественно-эстетического вкуса как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...» [6].
В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и воспитания художественно-эстетического вкуса, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Актуальность темы обусловлена тем, что эстетический вкус является основой эстетической культуры личности. Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. О вкусах спорили, спорят и будут спорить, потому что человек во всех сферах своей деятельности действует по законам красоты, а понятие красоты связано с эстетической оценкой как отдельных явлений, так и жизни в целом. Хороший эстетический вкус - способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, в быту, в искусстве.
Человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.
Проблема воспитания художественно-эстетического вкуса вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Вопросы эстетического воспитания отражены в работах И.Ф. Гончарова, Э.В. Ильенкова, Г.С. Лабковской, Э.И. Медведь, М.М Рукавицина и др.
Проблеме формирования эстетического вкуса уделяли большое внимание в современной отечественной литературе С.Г. Плуткин, Г.В. Раицкая, И.Л. Сосонкин.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме: Воспитание художественно-эстетического вкуса на занятиях кружка «Фантазия» в условиях общего образования». Кружок «Фантазия» в данной работе направлен на художественно-эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста.
Научная новизна заключается в том, что художественно-эстетическое воспитание включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми (явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки и т.п.). Но, не смотря на значительные различие, все они тесно связаны между собой.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности воспитания художественно-эстетического вкуса детей среднего школьного возраста в кружковой работе.
Цель работы - теоретически обосновать особенности художественно-эстетического воспитания детей среднего школьного возраста в кружковой работе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность художественно-эстетического воспитания детей в условиях общего образования;
2. Рассмотреть деятельность кружка «Фантазия» в условиях общего образования.
3. Подготовить и провести исследование по формировнию эстетического вкуса при проведении кружка «Фантазия».
Гипотеза исследования - формирование художественно-эстетического вкуса будет наиболее эффективным, если в творческом объединении педагог будет использовать разнообразные формы и методы организации занятий.
Методы исследования: логико-теоретический, сравнительный анализ, обобщение и систематизация теоретического материала, анализ литературных источников, изучение передового педагогического опыта, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях по эстетическому воспитанию школьников студентами и учителями.
База исследования экспериментальная работа проводилась на базе школы МОУ «Иванищевская» в 5-6 классах.
Структура работы дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «ФАНТАЗИЯ»
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания детей в условиях общего образования

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками [5].
В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного воспитания. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [12].
Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.А. Мелик-Пашаев, Е. Неменский, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова, В.Н. Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Система эстетического воспитания школьников" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [9].
Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [12].
В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [20].
Существует различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания [17].
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности [4].
Таким образом, можно считать, что наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Эта цель также отражает и особенность художественно-эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [11].
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" - отмечает О.К. Ожерельева.
Вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими". Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов художественно-эстетического отношения - любование». С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной художественно-эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор [20].
Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Рассмотренные задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.
Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека [19].
Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие [2].
Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру [23].
Вывод: эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать ........

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров ; М.: Просвещение 2009. - 127 с.
2. Ахмедов, К.П. Роль эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса [Текст] / учебно-методическое пособие / К.П.Ахмедов ; М.: Просвещение, 2010. - 21 с.
3. Божович, Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.М. Божович ; М.: Просвещение 2011. - 124 с.
4. Борисова, Е.С. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / Е.С. Борисова ; СПб.: Питер 2012. - 184 с.
5. Бондаренко, А. К. Словесные игры [Текст] / А.К. Бондаренко ; М.: Знание 2011. - 135 с.
6. Буров, И.А. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / И.А. Буров ; М.: Педагогика 2013. - 100 с.
7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. ; М.: Педагогика 2012. - 154 с.
8. Волков, И. П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков ; М. Просвещение 2009. - 108 с.
9. Варки, Н. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / Н.Варки ; М.: Знания 2013. - 204 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский ; М. Изд. центр «Аз» 2009. - 384 с.
11. Демченко, Е.П. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Е.П. Демченко ; Комсомольск-на-Амуре 2011. - 181 с.
12. Запорожец, И.Д., О.В. Эстетика [Текст] / И.Д. Запорожец ; М.: Изд. центр «Аз» 2008. - 214 с.
13. Кант, И.А. Кри­тика способности суждения [Текст] / И.А. Кант ; М.: Знания 2006. - 212 с.
14. Киященко, Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Н.И. Киященко ; М.: Просвещение, 2010. - 244 с.
15. Климова, Г.П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства [Текст] / Г.П. Климова ; Екатеринбург 2011. - 134 с.
16. Кузин, В.С. Программа «Изобразительное искусство» [Текст] / В.С. Кузин ; Начальная школа 2011. - 82 с.
17. Кулаев, К.В. Специфика эстетического воспитания [Текст] / К.В. Кулаев ; М.: Педагогика 2013. - 78 с.
18. Кушаева, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст] / Н.А. Кушаева ; М.: Просвещение 2009 . - 286 с.
19. Леонтьев, А.Н. Психология общения [Текст] / А.Н. Леонтьев ; М.: Тарту 2011. - 158 с.
20. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики [Текст] / Б.Т. Лихачев ; Самара: Бахрах 2012. - 102 с.
21. Люблинский, И.Л., Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания[Текст] / И.Л. Люблинский ; М.: Просвещение 2010. - 234 с.
22. Микляева, Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. пособие [Текст] / Н.В. Микляева ; М.: Айрис-пресс 2010. - 240 с.
23. Надеждин, Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика [Текст] / Н.И. Надеждин ; СПб.: Питер 2011. - 206 с.
24. Неменская, Л.А. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» [Текст] / Л.А. Неменская ; Начальная школа 2008. - 80 с.
25. Никитин, Б.В. Развивающие игры [Текст] /Б.В. Никитин ; М.: Просвещение 2007. - 164 с.
26. Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека [Текст] / Л.П. Печко ; М.: Знания 2009, - 234 с.
27. Рабчевская, Т.В., Херсон, Г.А. Генетические истоки игровых методов обучения [Текст] / Т.В. Рабчевская, Г.А. Херсон ; М.: Педагогика 2010. - 89с.
28. Разумовский, В. Г. Развитие технического творчества учащихся [Текст] / В.Г. Разумовский ; М.: Просвещение 2011, - 96 с.
29. Фомина, Т.Н. Уроки детского досуга [Текст] / Т.Н. Фомина ; М.: Новая школа 2006. - 89с.
30. Щацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Щацкая ; М.: Новая школа 2009. - 123 с.
31. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст] / П.М. Якобсон ; М.: Знание. Серия «Педагогика и психология» 2012. - 62 с.
32. Киселев, М.М. Современный ребенок и эстетическое воспитание
[Текст] / М.М. Киселев ; М.: Центр 2006. - 129 с.
33. Киященко, Н.И., Лейзеров, Н.Л. Эстетическое творчество [Текст] /
Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров ; М.: Знание 2008. - 112 с.
34. Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст] /
В.С. Кукушин ; М.: Ростов-на-Дону 2012. - 164 с.
35. Литвиненко, Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в
процессе ознакомления с различными видами искусства [Текст] /Л.Л. Литвиненко ; М.: Просвещение 2010. - 54 с.
36. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания в школе [Текст] /
Д.Б. Лихачев ; М.: Педагогика 2007. - 156 с.
37. Люблинский, И.Л., Скатерщиков, В.К. Основы эстетики и
искусствознания [Текст] / И.Л. Люблинский, В.К. Скатерщиков ; М.: Просвещение 2006. - 234 с.
38. Неменский, Б.М. Мудрость красоты [Текст] / Б.М. Неменский; М.:
Искусство 2007. - 98 с.
39. Новожилова, Л.И. Эстетическое воспитание в школе [Текст] / Л.И.
Новожилова ; СПб.: Питер-М 2012. - 88 с.
40. Обухова, Л.Г. Психология детства [Текст] /Л.Г. Обухова ; М.: Знания
2008. - 263с.
41. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А.
Пономарев; М.: Педагогика, 2006. - 200 с.
42. Радугин, А.А. Эстетика [Текст] / А.А. Радугин; М.: Просвещение
2011. - 148 с.
43. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы.
Методы [Текст] / В.А. Разумный ; М.: Мысль 2012. - 190 с.
44. Савенкова, Л.Г. Полихудожественное образование как фактор
развития детей и юношества [Текст] / Л.Г. Савенков ; Журнал «Педагогика», №5, 2010. - 18 с.
45. Сухомлинский, В. А, Духовный мир школьника [Текст] / В.А.
Сухомлинский ; М.: Ростов-на-Дону 2011. - 196 с.
46. Тагор, Р. Эстетическое воспитание [Текст] / Р. Тагор ; М.: Высш.
школа 2010. - 290 с.
47. Фридман, Л.М., Пушкина, Т.А., Каплунович, И.Я. Изучение
личности учащегося [Текст] / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович ; М.: Педагогика 2008. - 213 с.
48. Харламов, И.Ф. Педагогика. 2-е изд. перераб. и дополн [Текст] / И.Ф.
Харламов ; М.: Высш. школа 2009. - 576 с.
49. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе
[Текст] / В.Н. Шацкая 2007. - 184 с.
50. Шпикалова, Т.Я. Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд» [Текст] / Т.Я. Шпикалова ; М.: Начальная школа 2011. - 60 с.





Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.