На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 92050


Наименование:


Курсовик Правовой статус президента РФ.Роль и место Президента Российской Федерации в системе высших органов власти Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 9.11.2015. Сдан: 2014. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1.Правовой статус Президента в России 3 5
1.1.История и значение института Президента в России 5
1.2.Формирование и прекращение полномочий Президента в России 10
1.3. Направления деятельности и полномочия Президента в России 19
2. Роль и место Президента Российской Федерации в системе высших органов власти Российской Федерации 26
2.1. Полномочия Президента Российской Федерации во взаимоотношении с Федеральным собранием Российской Федерации 26
2.2. Полномочия Президента Российской Федерации во взаимоотношении с Правительством Российской Федерации 32
2.3. Полномочия Президента Российской Федерации во взаимодействии с судебными органами власти Российской Федерации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что одним из главных направлений формирования Российской государственности в современных условиях является оптимизация правового положения Президента Российской Федерации. В настоящее время страна еще остается пребывать в довольно сложной политической, социально-экономической обстановке, не снижается и социальная напряженность. Все это требует особой упорядоченности деятельности Президента Российской Федерации, который традиционно для россиян остается главным лицом страны, ответственным за все, что в ней делается. Несмотря на то, что президентская власть в России функционирует уже более десяти лет, для истории это очень короткий срок. Российская Федерация находится на этапе формирования правового государства. Одним же из важнейших принципов правового государства как раз и является оптимальное разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому от того, как будет определен и оптимизирован правовой статус Президента Российской Федерации, будет зависеть и реализация принципа разделения властей, а в конечном счете и будет решен вопрос о том, идет ли Российская Федерация по пути строительства правового государства или нет.
Объектом исследования выступает совокупность явлений и отношений, связанных с функционированием института Президента в Российской Федерации, его правовым статусом и фактической деятельностью.
Предметом исследования является всесторонняя оценка правового статуса Президента Российской Федерации с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей.
Целью исследования является анализ правового статуса Президента Российской Федерации. Соответственно этой цели задачами исследования являются:
1.Изучить историю и значение института Президента в России;
2.Определить формирование и прекращение полномочий Президента Российской Федерации;
3.Рассмотреть направления деятельности и полномочия Президента Российской Федерации;
4.Определить роль и место Президента Российской Федерации в системе высших органов власти Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории и теории становления и развития президентской власти в мире, таких как С. С. Алексеева, А. Ш. Арутюняна, Е. И. Колюшина, Е. Л. Кузнецова, Б. М. Лазарева, В. В. Лазарева, И. B. Лузина, А. А. Мишина, B. C. Нерсесянца, Л. А. Окунькова, Ф. М. Раянова, А. Сахарова, В. В. Сироткина, В. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, З. М. Черниловского, В. Е. Чиркина, Г. А. Шмавоняна и др.
При написании работы применялись как общенаучные методы (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному и др.), так и специальные методы (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и т. д.).
Настоящая работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы правового статуса Президента в России.
Во второй главе, имеющей практический характер, проводиться анализ роли и места Президента Российской Федерации в системе высших органов власти.
1. Правовой статус Президента в России
1.1. История и значение института Президента в России
Институт президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию. Свое окончательное оформление она получила в первой четверти XVIII в., при Петре I. При такой форме правления монарх являлся главой государства. Ему принадлежала вся полнота власти. Он не ограничивался каким-либо органом, ни перед кем не был ответствен, никому не был подконтролен. Неограниченная власть монарха закреплялась в законодательстве. Так, «Толкование» к артикулу 20-му Воинского устава 1716 г. устанавливало: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». [6]
Вместе с тем следует отметить, что в монархической России выдвигались конституционные идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в условиях современности. К такого рода проектам относится, например, проект конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным. [8] Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть до установления основных законов возлагалась на временного президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер со стороны парламента, правительства за президентом не устанавливалось. Президент наделялся обширными полномочиями. Он, в частности, обладал правом законодательной инициативы. Совет министров имел право вносить в Учредительное собрание все правительственные законопроекты только по распоряжению и от имени президента. Законы, принятые парламентом, передавались президенту, который немедленно препровождал их для обнародования через Правительствующий совет в установленном порядке. Президент наблюдал за исполнением законов, делал необходимые распоряжения для этого; он издавал указы об устройстве, составе и деятельности правительственных учреждений и наделялся правом назначения и увольнения Председателя Совета министров, любого военного и гражданского чиновника. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры. Идею введения республиканской формы правления в России и учреждения поста президента выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, конституции. [6]
Двоякого рода отношение к институту главы государства в целом и президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах. О чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. В научной литературе глава государства, президент довольно часто трактовались как чисто буржуазные институты, служащие интересам подавления буржуазией трудящихся. Отмечался процесс усиления президентской власти, и прежде всего в США, что отвечало классовым целям монополий, концентрации их экономического и политического могущества. Президентской власти здесь отводилась основная, главенствующая роль. [20]
Во-вторых, вопрос об учреждении поста президента возникал в реальной жизни нашей страны неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 г. одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а не Верховным Советом СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, указывая на то, что у нас не должно быть единоличного президента. Он отметил, что президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом и подотчетного Верховному Совету. С этих слов Сталина в советской юридической литературе Президиум Верховного Совета часто стал именоваться коллегиальным президентом. Высказывались и более четкие суждения. Например, И.П. Трайнин характеризовал Президиум Верховного Совета СССР как главу государства и его деятельность определял как президентскую. Вопрос о введение в СССР института президента был поставлен и в середине 60-х годов Н.С. Хрущевым на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, но он не был реализован. [6]
В целом следует констатировать, что институт президента был органически чужд советской системе. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента. Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем формально играли роль коллегиального главы государства. Но на практике этот орган не был самостоятельным. Он являлся придатком партийного аппарата. Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. [8] Фактическим свидетельством этого, усилением руководящей роли КПСС в жизни общества и государства стало совмещение в лице Л.И. Брежнева поста Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост президента страны.
Новый подход к данной проблеме мы наблюдаем в последнее пятнадцатилетие прошлого столетия, в период так называемой перестройки в нашей стране. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста президента. На уровне Союза СССР этот вопрос был решен в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Далее избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он является главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде. «Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества». Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. Этому акту отводилась роль основного политико-правового документа в деле стабилизации социально-экономической ситуации в стране и создания новых межнациональных отношений, новой советской федерации. В периодической печати было опубликовано несколько его проектов. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 г. Его подписание намечалось на конец августа 1991 г. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью. [20]
Соответствующие процессы протекали в РСФСР. Заметим, что на официальном уровне, в средствах массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия о введение поста президента в России. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против нововведения. Данный пост учреждается путем референдума инициированного одной третью депутатов российского парламента. Он состоялся 17 марта 1991 г. «За» высказались 70% участников голосования. Состоявшийся в мае 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР утверждает ранее принятые законы РСФСР «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР». Съезд внес соответствующие изменения, дополнения в Конституцию РСФСР. В июне 1991 г. избирается первый Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. [21]
Учреждение поста президента в нашей стране определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста дало возможность покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР. [23]
В современных условиях вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, регулируются Конституцией РФ 1993 г. Данным вопросам посвящена ее специальная глава 4. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти России. Уже это - правовое свидетельство того, что Президент не включается ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Конституция РФ не предусматривает специального закона о Президенте. Вместе с тем ряд вопросов его функционирования регулируется различного рода правовыми актами, например Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ 1994 г., Федеральным законом о выборах Президента России 2002 г. и др. Заметим, что на сегодняшний день приняты и действуют законы обо всех высших органах государственной власти нашей страны. В связи с этим целесообразна подготовка и принятие специального федерального закона о статусе Президента РФ, в котором в концентрированном виде будут урегулированы все важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного института. [6]
1.2. Формирование и прекращение полномочий Президента Российской Федерации
Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст.81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Такое ограничение имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством. [9]
Детально вопросы выборов Президента урегулированы Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О выборах Президента Российской Федерации». Этот Закон, включающий 12 глав, 88 статей, подробно регламентирует все стадии избирательной кампании по выборам Президента РФ. Эти выборы проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны, и признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие большинство от общего числа избирателей (оно составляет 105-107 млн. чел.). Право выдвигать кандидатов в Президенты закреплено за каждым гражданином РФ, обладающим пассивным избирательным правом (достигшим 35 лет) в порядке самовыдвижения и за политической партией, избирательным блоком. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее 2-х млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ приходятся не более 50 тыс. подписей. Это является необходимым условием для регистрации кандидата ЦИКом (Центральная Избирательная Комиссия). Однако те политические партии и избирательные блоки, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов (т. е. преодолели 5% барьер) на ближайших предшествующим выборам Президента выборах депутатов Государственной Думы, не собирают подписей избирателей при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось ранее представления в ЦИК РФ документо........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гайдарбекова А. М. Место Послания Президента Российской Федерации в общественной жизни России / А. М. Гайдарбекова // Конституционное и муниципальное право. 2011. - №6. - С. 35-27.
2. Гайдарбекова А. М. Некоторые аспекты применения Президентом Российской Федерации согласительных процедур / А. М. Гайдарбекова // Вестник ДГУ. 2011. - № 2 (105). - С. 108-112 .
3. Гайдарбекова A.M. Утрата доверия Президента РФ высшим должностным лицом субъекта РФ/ A.M. Гайдарбекова // Вестник ДГУ. 2009. - № 1. - С. 63-64 .
4. Гайдарбекова А. М. Некоторые аспекты формирования глав субъектов РФ / А. М. Гайдарбекова // Закон и право. - 2009. - № 6. - С. 68-70 .
5. Гарантии деятельности Президента Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2010. - № 10. - С.34-39.
6. Ильминский Д. Основы президентской власти / Д. Ильминский. - М., 1917. - 542 с.
7. Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России / А.Ю. Калинин // Юридический мир. - 2009. - № 8.- С.45- 49.
8. Киреев А.П. Конституционное право РФ / А.П. Киреев. - М.: Норма,2010. - 259 с.
9. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М. : Издательство «Омега-Л», 2014. - 64 с.
10. Коровникова Е.А. Отрешение президента от должности как форма парламентского контроля Е.А. Коровникова / Е.А. Коровникова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 17. - С.18.
11. Котенков А. А. Президент - Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе / А. А. Котенков // Государство и право. - 2004. - №9.
12. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Консультант -Плюс.
13. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ // Консультант-Плюс.
14. Окуньков Л. А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием / Л. А. Окуньков // Законодательство. - 2013 г. - № 9.
15. О назначении судей федеральных судов : Указ президента РФ от 13.11.2014 N 719 // Консультант-Плюс.
16. О председателе правительства российской федерации: Указ Президента РФ от 08.05.2012 N 612 // Консультант-Плюс.
17. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 08.09.2014) // Консультант-Плюс.
18. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Консультант-Плюс.
19. Панов Р. В. Нормотворческая деятельность Президента Российской Федерации / Р. В. Панов // Юридический мир. - 2013. - №7. - С. 10-13.
20. Петрова А.П. Конституционное право РФ в вопросах и ответах / А.П. Петрова - М.: Нориа, 2011. - 230 с.
21. Синюков В.Н. Российская правовая система. Ведение в общую теорию. / В.Н. Синюков. - М.: Норма,2010. - 428 с.
22. Совершенствования регулирования в отдельных отраслях [Электронный ресурс] / Портал административной реформы. - Режим доступа : < ru/index.html.-20.12.2014>.
23. Теория государства и права: учебник / Червонюк В.И. - М. : ИНФА-М, 2010. - 704 с.
24. Чиркин В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России / В. Е. Чиркин // Сборник «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». - М.: Новая Правовая культура, 2013.
25. Юрьева А.Д. Конституционное право РФ. / А.Д. Юрьева . - М. : Норма, 2011. - 128 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.